Античная богиня русского флота

Из трёх однотипных крейсеров – «Авроры», «Дианы» и «Паллады» – широкой публике известна только «Аврора», в советское время ставшая знаком Октябрьской революции. К сожалению, два вторых крейсера остались в тени собственной известной «сестры». В это же время, и на долю этих судов выпало много опробований, говорящих о том, что забыты они совсем незаслуженно.

Какой же была будущее крейсера 1-го ранга «Диана»?

Крейсер «Диана» был выстроен на Адмиралтейском заводе в Петербурге и был включён в состав флота в самом финише 1901 года. Но дополнительная программа и окончательная доводка опробований заняли ещё практически год, по окончании которого крейсер готовься к походу на Дальний Восток.

Подробные тактико-технические характеристики корабля приведены в таблице в конце статьи, тут же отметим только пара главных изюминок конструкции корабля. «Диана» вместе с однотипными «Палладой» и «Авророй» принадлежала к бронепалубным крейсерам 1-го ранга – достаточно большим судам водоизмещением более чем 6000 тысячь киллограм любой, всецело спроектированным и выстроенным в Российской Федерации. По плану русских адмиралов, эти суда должны были, первым делом, бороться с вражеской торговлей в океане. Но неточность в расчётах обводов корпуса (по другой информации, неправильно вычисленные параметры гребных винтов) стала причиной тому, что и без того низкая контрактная скорость не была достигнута ни на опробованиях, ни на протяжении боевой работы.

Артиллерийское оружие кроме этого было ослаблено из-за перегрузки судов и уступало оружию «одноклассников». Особенно проигрышно «Диана» сотоварищи смотрятся на фоне подобных судов русского флота, заказанных за рубежом – известного «Варяга», «Богатыря» и «Аскольда». Однако, при постройке «Дианы», «Паллады» и «Авроры» русская промышленность взяла полезный опыт.

К тому же, назревавшая война с Японией потребовала немедленного усиления флота. Все три корабля данной серии до дна испили чашу армейских опробований, обычно сражаясь с значительно более сильным и бессчётным соперником.

Античная богиня русского флота

Крейсер «Диана» на протяжении опробований, 1902 год
Источник: kreiser.unoforum.ru
Переход на Дальний Восток

В осеннюю пору 1902 года на Балтике собрался внушительный отряд из сравнительно не так давно выстроенных судов, предназначенный для усиления русских морских сил на Дальнем Востоке. Руководил отрядом адмирал Э. А. Штакельберг. По пути Порт-Артур судам предстояло заниматься подготовкой к несению боевой работы, отработкой совместных манёвров и учебными стрельбами.

Ядро отряда составили крейсера «Диана», «Паллада», и броненосец «Ретвизан». Остальные суда следовали разрозненными группами либо самостоятельно. 17 октября 1902 года «Диана» в составе отряда покинула Кронштадт.

«Диана» перед походом на Дальний Восток
Источник: kreiser.unoforum.ru

Переход продолжался полгода, обычно в весьма тяжёлых погодных условиях. В пути выявились бессчётные недочёты крейсеров «Диана» и «Паллада» – большой расход угля, нехорошая мореходность, низкая надёжность механизмов, небольшой радиус действия радиостанций. Подтвердилось то, что было известно ещё на протяжении опробований – большая мощность автомобилей достигается без применения четырёх котлов (так, они являлись лишним грузом).

24 апреля 1903 года «Диана» кинула якорь в гавани Порт-Артура. На протяжении собственной недолгой довоенной работы на Дальнем Востоке крейсер пребывал в вооружённом резерве, и выходил в краткосрочные учебные плавания вместе с другими судами Порт-Артурской эскадры. В осеннюю пору суда перекрасили в боевой оливково-зелёный цвет, но 1 декабря 1903 года «Диану» и «Палладу» снова вывели в вооружённый резерв, в котором они пребывали до января 1904 года.

Участие в обороне Порт-Артура

Начало Русско-японской войны застало «Диану», как и остальные суда эскадры, на внешнем рейде Порт-Артура. В ночь с 26 на 27 января 1904 года «Диана» вместе с крейсером «Аскольд» была дежурной по рейду, другими словами, пребывала в готовности срочно сняться с якоря. Подробности японской атаки на русские суда, в целом, прекрасно известны, исходя из этого отметим только тот факт, что на протяжении ночного нападения «Диана» так и опоздала сняться с якоря.

Утром 27 января на горизонте показались основные силы японцев, явившиеся чтобы завершить разгром русской эскадры. Но разгрома не получилось: русские моряки дали хороший отпор неприятелю. «Диана» участвовала в дневном сражении, замыкая колонну русских судов. Всего на протяжении дневного боёв и ночного крейсер выпустил по сопернику восемь 152-мм и сто 75-мм снарядов.

В «Диану» попал один 152-мм боеприпас, что не разорвался, помимо этого, крейсер взял лёгкие повреждения от осколков снарядов, разорвавшихся вблизи него. Утрат среди личного состава на крейсере не было.

В будущем «Диана», как и вышедшая из ремонта «Паллада», употреблялась, по большей части, для несения дежурства на внешнем рейде Порт-Артура. Поручать какие-либо другие задачи этим крейсерам опасались из-за их низких боевых качеств.

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Диана» и два миноносца типа «Сокол» на протяжении дежурства. Порт-Артур, 1904 год
Источник: kreiser.unoforum.ru

По окончании высадки японцев в близи от Порт-Артура с судов эскадры начали снимать часть орудий для передачи их на берег. С «Дианы» сняли все 37-мм пушки, четыре 75-мм и два 152-мм орудия с боезапасом (эти орудия передали не на берег, а на броненосец «Ретвизан», заканчивавший ремонт).

Бой в Жёлтом море

В последних числах Июля японские армии штурмом забрали Волчьи высоты на ярких подступах к Порт-Артуру. Это разрешило им начать артиллерийский обстрел гавани Порт-Артура с находящимися в ней судами. И не смотря на то, что стрельба сначала велась без корректировки, русские суда начали приобретать повреждения.

Стало ясно, что дальше пребывать в гавани под обстрелом запрещено, и главноком русскими армиями на Дальнем Востоке Е. И. Алексеев дал командующему Порт-Артурской эскадрой адмиралу В. К. Витгефту распоряжение вывести её в море и прорываться во Владивосток.

Утром 28 июля суда эскадры стали выходить на внешний рейд, строясь в походную колонну. Крейсер «Диана» занял собственное место в хвосте крейсерской эскадры, складывавшейся из следующих судов: «Аскольд» (под флагом командующего крейсерским отрядом адмирала Н. К. Рейценштейна), «Новик», «Паллада», «Диана». На «Диане» так же, как и прежде отсутствовали два 152-мм и четыре 75-мм орудия, данные на броненосец «Ретвизан».

Крейсерский отряд занял место в хвосте эскадры, держась подальше от неприятельских судов.

В последовавшем сражении русские крейсера участия фактически не принимали. Только в первой фазе боя, в то время, когда японцы, разойдясь на контр-курсе с русскими броненосцами, сблизились с хвостом Порт-Артурской эскадры, стремясь охватить её, крейсера оказались под обстрелом. Сейчас «Диана» взяла осколочные повреждения от боеприпаса, разорвавшегося рядом.

Стремясь выйти из-под огня, крейсера перешли на левую сторону кильватерной колонны, укрывшись от обстрела за броненосцами. Во второй фазе боя, в то время, когда японская эскадра догоняла русские броненосцы, крейсера кроме этого держались вне пределов досягаемости вражеских снарядов, а потому повреждений не имели.

Переломный момент в бою наступил по окончании смерти В. К. Витгефта и утраты управления русской эскадрой. Началась неразбериха, в которой капитан каждого корабля действовал на собственное усмотрение. В итоге большинство русских броненосцев легла на обратный курс, в Порт-Артур, а крейсерская эскадра была зажата между кораблями противника и своими броненосцами.

Стремясь выйти из невыгодного положения, адмирал Рейценштейн, подняв на «Аскольде» сигнал «Крейсерам следовать за мной», повёл собственный корабль прямо на японский броненосный крейсер «Асама». Сейчас в «Диану» попал неприятельский боеприпас, убивший пять человек и ранивший двадцать. Следующий боеприпас попал в правый борт ниже ватерлинии (как выяснилось позднее, это был 203-мм боеприпас, что, к счастью, не разорвался).

Вода затопила часть отсеков по правому борту, по окончании чего начала поступать в помещения аптеки, канцелярии и лазарета. Аварийная партия крейсера под управлением старшего офицера капитана 2-го ранга В. И. Семёнова смогла остановить распространение воды, а появившийся крен – ликвидировать путём контрзатопления отсеков противоположного борта.

Видя, что соперник начинает окружать эскадру, не забывая изначальный приказ командующего направляться во Владивосток и хотя отвлечь часть судов соперника на себя, Рейценштейн повёл собственный отряд на прорыв. Крейсер «Аскольд» на полном ходу устремился на юг, за ним последовал быстроходный «Новик». Что же касается тихоходных «Дианы» и «Паллады», то они практически сходу отстали от собственного флагмана.

Начальник «Дианы» капитан 2-го ранга князь А. А. Ливен однако решил постараться прорваться позднее, ночью. В 8 часов вечера, в то время, когда совсем стемнело, «Диана» вышла из строя эскадры и направилась на восток – в том направлении, где ещё сравнительно не так давно пребывали вражеские броненосцы. За ней последовал миноносец «Грозовой».

Князь Ливен, зная, что его корабль неизбежно будет атакован вражескими миноносцами, избрал для защиты следующую тактику: не открывая огня по сопернику, «Диана» уклонялась от оказавшихся со всех сторон японских миноносцев резкими манёврами, оставляя атакующие корабли за кормой и прячась от них в темноте. В случае если же вражеские суда оказались с носовых курсовых углов, крейсер быстро поворачивал на них, угрожая тараном. Эта тактика была успешной: за два часа было встречено 19 миноносцев неприятеля, и крейсер уклонился от восьми торпед.

На следующее утро, 29 июля, в море случилась встреча с «Новиком», к которому был выслан «Грозовой» для переговоров. Начальник «Новика» капитан 2-го ранга М. Ф. фон Шульц собирался зайти за углём в германскую базу Циндао, а после этого направляться во Владивосток около Японии. Ливен отклонил предложение присоединиться к «Новику» и выполнить данный путь совместно, сочтя таковой вариант через чур страшным.

Вместо этого начальник «Дианы» решил пересечь Жёлтое море, ночью полным ходом форсировать Корейский пролив и потом, отключив для экономии угля часть котлов и среднюю машину, идти во Владивосток. Но по окончании доклада старшего механика о запасах оставшегося угля Ливен осознал, что данный замысел неосуществим.

В ямах оставалось не более 700 т угля, к тому же, как выяснилось, часть угля из запасных ям нереально подать напрямую к автомобилям (для этого его было нужно бы перегружать через верхнюю палубу с участием большой части команды). Учитывая то, что на случай встречи с неприятелем пар необходимо держать во всех котлах, и сильную усталость экипажа, уже больше дней пребывавшего на ногах, стало ясно, что прорыв через Корейский пролив неосуществим.

На мостике «Дианы» состоялся краткий совет с участием технических экспертов крейсера. В итоге было решено направляться во французский Сайгон, где, пользуясь дружественным отношением французов, заделать пробоину и потом функционировать по событиям. Дабы добраться до столь отдалённого порта, на крейсере отключили часть котлов и вывели из действия среднюю машину – благо, считалось, что при перемещении в южном направлении встреча с судами соперника маловероятна.

8 августа, сделав по пути пара промежуточных остановок во французских базах, «Диана» кинула якорь в Сайгоне.

«Диана» в Сайгоне

Прибыв в Сайгон, «Диана» потребовала постановки в док для осмотра повреждений подводной части. Однако тут появилась неприятность – местные власти уверяли, что для данной процедуры им нужно согласие Парижа, что есть всего лишь формальностью, и согласие обязательно будет получено. Но время шло, а разрешения подняться в док всё не было.

Дело в том, что японские дипломаты упорно давили на французские власти, требуя, дабы те разоружили крейсер, как того потребовали интернациональные соглашения о нейтралитете. В итоге Париж уступил давлению из Токио и послал в Сайгон весточку, в которой говорилось о необходимости интернирования «Дианы». Русское правительство, побоявшись портить отношения со своим главным союзником, было вынуждено дать согласие с этими требованиями.

Весточку из Санкт-Петербурга о необходимости разоружить крейсер и спустить флаг в Сайгоне взяли 21 августа, практически в один момент с весточкой подобного содержания, пришедшей из Парижа.

«Диана» в Сайгоне
Источник: keu-ocr.narod.ru

Заявить, что это решение привело к взрыву возмущения в кают-компании «Дианы» – значит ничего не сообщить. Офицерам, хотевшим продолжить участие в войне с Японией, от старшего офицера крейсера поступило предложение уволиться с «Дианы» и отправиться в Россию, дабы попасть в экипажи судов формировавшейся 2-й Тихоокеанской эскадры. В итоге ещё до предоставления влияниям перечней интернируемого экипажа «Диану» покинули семь офицеров.

Трое из них – капитан 2-го ранга В. И. Семёнов, мичман А. Г. Кайзерлинг и младший инженер-механик К. И. Бобров – позднее принимали участие в Цусимском сражении на судах 2-й эскадры, остались живы и попали в плен. Так, на «Диане» из офицеров остались начальник, четыре строевых офицера, два механика, священник и врач. 29 августа 1904 года на крейсере спустили гюйс и Андреевский флаг, сняли боезапас и замки орудий – на этом участие корабля в войне закончилось.

16 сентября «Диану» ввели в док. Тут-то и стало известно, что попавший в её подводную часть 203-мм боеприпас не взорвался. Боеприпас был отыскан лежащим на скосе броневой палубы между цистернами с машинным маслом, со смятым наконечником и без ведущего пояска.

Остаётся только догадываться, сколько бед он имел возможность натворить, если бы взрыватель сработал.

Подводная пробоина «Дианы» от неразорвавшегося 203-мм боеприпаса
Источник: keu-ocr.narod.ru

Доковый ремонт продлился практически месяц. Не обращая внимания на то, что корабль больше не принимал участие в войне, работа на нём длилась. По словам его начальника, «работа по окончании разоружения длится, как и в кампании. всё имущество и Судно кроме этого содержится, как в кампании: в противном случае в местном климате и нереально.

Сырость такая, что артиллерия, автомобили, все устройства, помещения нуждаются в ежедневном уходе, кроме того в очень тщательном…» Примечательно, что, горя жаждой оказать помощь морякам, остававшимся в Порт-Артуре, А. А. Ливен организовал перевозку части боезапаса «Дианы» в осаждённую крепость, но британцы перехватили данный груз в Гонконге и арестовали его до конца войны.

Возвращение в Россию

По окончании окончания Русско-японской войны сохранившиеся суда 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр стали готовиться к переходу на Балтику, дабы послужить ядром для нового «послецусимского» флота. Главой сводного отряда судов был назначен адмирал О. А. Энквист. Сохранившиеся суда из Владивостока, Манилы, Циндао и Шанхая предполагалось собрать в Сайгоне, с тем дабы они проследовали оттуда в Либаву.

Тем временем в Российской Федерации на снова созданную должность морского министра был назначен адмирал А. А. Бирилёв. Развив на новом посту кипучую деятельность, в числе другого он "настойчиво попросил", дабы «Диана», не ждя готовности остальных судов, выходила из Сайгона самостоятельно и отправлялась на Балтику. Некомплект в офицерском составе предлагалось восполнить за счёт офицеров с вторых судов.

Основанием для для того чтобы ответа послужило то, что «Диана» простояла в Сайгоне больше года и, согласно точки зрения министра, должна была готовься к походу лучше вторых судов.

1 ноября 1905 года «Диана» с минимально вероятным большим некомплектом и числом офицеров команды снялась с якоря и забрала курс на Балтику. На протяжении плавания моряки занимались ремонтом и переборкой основных автомобилей, поочередно выключая для этого одну из них. Путь крейсера на родину лежал через Средиземное море и Суэцкий канал. В пути заболел начальник крейсера князь А. А. Ливен, и его временно заменил начальник канонерской лодки «Храбрый» капитан 2-го ранга Петров-Третий.

Прибыв на крейсер, Петров, он утвержает, что отыскал корабль и дисциплину на нём в очень запущенном состоянии. Согласно его точке зрения, это было следствием продолжительного бездействия в Сайгоне, рвения моряков поскорее попасть на родину и нехорошей пищи. Команда в пути занималась «самокормлением», отстранив от этого процесса чиновниковов и покинув на них только учёт расходуемого продовольствия.

Инцидент замяли, дабы команду крейсера не обвинили в бунте на корабле, но «независимое кормление» неспешно прекратили. 8 января 1906 года «Диана» первой из возвращавшихся судов кинула якорь в порту Либавы.

Между двумя войнами

В апреле 1906 года «Диана» и «Аврора» поднялись на капремонт, которого уже давно потребовали их корпуса и изношенные машины. Примечательно, что на протяжении ремонта планировалось заменить две бортовые паровые машины одного из крейсеров на лишь оказавшиеся на флоте паровые турбины, для получения опыта их эксплуатации. Среднюю паровую машину планировалось покинуть, дабы крейсер имел возможность дать движение при отказа турбин.

Так или иначе, дальше проекта данный опыт не отправился.

На продолжительные два года «Диана» поднялась на ремонт у стены Балтийского завода. На корабле было заменено двойное дно под котлами, большинство трубок в холодильниках и котлах, большинство трубопроводов. Капремонту подверглись автомобили, механизмы и насосы. Помимо этого, с крейсера сняли четыре 75-мм пушки (малокалиберная артиллерия была снята ещё в Порт-Артуре), а вместо них установили два дополнительных 152-мм орудия в кормовой части.

В итоге артиллерийское оружие крейсера стало складываться из десяти 152-мм и двадцати 75-мм орудий. Кроме этого, с крейсера были сняты все мины заграждения и торпедные аппараты, инженеры сузили просвет боевой рубки до 76 мм и ликвидировали свисавший грибовидный козырёк, отражавший осколки снарядов вовнутрь рубки. С фок-мачты убрали боевой элеватор и марс для подъёма в том направлении снарядов, а посредством переходного мостика соединили кормовой мостики и носовой.

«Диана» по окончании 1908 года
Источник: kreiser.unoforum.ru

По окончании модернизации Дианы и окончания «ремонта» на ней проходили морскую практику гардемарины. В августе 1909 года «Диана» стала флагманским кораблём отряда, предназначенного для совершения учебных плаваний. В осеннюю пору того же года отряд в составе крейсеров «Диана», «Аврора» и «Богатырь» ушёл в зимнее плавание по Средиземному морю. Суда посетили Алжир, Бизерту, Неаполь, Гибралтар, другие порты и Смирну.

На протяжении плавания на судах отряда проводились занятия и различные учения, отрабатывались высадки десантов на берег, и ночные атаки паровых катеров с соблюдением светомаскировки на атакуемых крейсерах и артиллерийские стрельбы по щитам. Весной 1910 года отряд возвратился на Балтику, по окончании чего его расформировали. Больше заграничных плаваний «Диана» не совершала и всю предстоящую работу проходила на Балтийском море.

«Диана» и «Аврора» в составе Учебного отряда Морского корпуса уходят в учебное плавание, 1909 год
Источник: kreiser.unoforum.ru

В 1910–1911 годах «Диана» снова проходила ремонт котлов и машин на Балтийском заводе. В 1912 году морской министр решил о переделке крейсера в базу подлодок. Для этого запланировали снятие артиллерии, перевод части котлов на смешанное угольно-нефтяное отопление, и изменение внутренних помещений.

Но в декабре 1912 года министр неожиданно поменял собственное ответ, решив сохранить «Диану» в качестве артиллерийского корабля. Наряду с этим было решено заменить артиллерию главного калибра на новейшие 130-мм орудия, дабы ученики комендоров имели возможность освоить эту сравнительно не так давно принятую на вооружение артсистему. Закончить перевооружение планировалось к маю 1914 года, но начало Первой Мировой застало «Диану» стоящей в ремонте и без оружия.

Участие в Первой мировой

За пара дней до начала войны «Диана» переходит из Ревеля в Кронштадт. В том месте крейсер вооружили восемью 120-мм орудиями, поскольку более подходящей артиллерии в арсенале не нашлось. Команду пополнили до штатной численности, списали на берег учеников, по окончании чего корабль включили в состав 2-й бригады крейсеров («Российская Федерация», «Громобой», «Богатырь», «Олег», «Диана», «Аврора»).

В эту бригаду свели крейсера, выстроенные ещё до Русско-японской войны – уже устаревшие, но талантливые делать вспомогательные задачи (по большей части, нести дозорную работу). В частности, в августе 1914 года «Диана» закрывала работы по снятию с мели останков германского крейсера «Магдебург». В октябре того же года её 120-мм орудия были заменены на десять 152-мм орудий, снятых с учебного корабля «Император Александр II».

Крейсера «Громобой», «Диана» и «Аврора» в годы Первой Мировой
Источник: keu-ocr.narod.ru

Зиму 1914–1915 годов «Диана» провела в Гельсингфорсе. За это время крейсер был оборудован фор-тралом, и минными рельсами на верхней палубе, что разрешило ему принимать до 150 мин заграждения примера 1908 года. Весной 1915 года «Диана», наконец, взяла с Обуховского завода долгожданные 130-мм орудия.

Новые пушки владели значительно лучшей баллистикой по сравнению со ветхими 152-мм орудиями Канэ, что вместе с новыми устройствами управления стрельбой разрешило повысить дальность и точность огня артиллерии. Для компенсации возросшего веса артиллерии с крейсера сняли шестнадцать 75-мм орудий, а их порты заделали. В итоге оружие «Дианы» стало складываться из десяти 130-мм и четырёх 75-мм орудий.

«Диана» по окончании перевооружения
Источник: kreiser.unoforum.ru

Целый 1915 год впредь до ледостава крейсер совершил в рутинной работе по несению дозоров и охране тральщиков. В следующем же году на его долю, наконец, выпало участие в боевом столкновении. 16 июня 1916 года «Диана» вместе с крейсером «Громобой» и пятью эсминцами вышла в район Норчепингского залива для перехвата транспортов, шедших в Германию с грузом металлической руды.

На следующий сутки в 2:20 с русских судов были увидены дымы, а после этого и силуэты восьми германских судов – это были три громадных (V-77, V-78, G-89) и пять малых (V-181, V-182, V-183, V-184, V-185) эсминцев. С левого борта русских судов по ним был открыт залповый пламя с громадной дистанции (порядка 40 каб), причём расстояние до соперника определял головной корабль («Громобой»), а после этого информировал его остальным судам отряда. Соперник открыл огонь в ответ, но большинство его снарядов ложилась с недолётом.

Видя это, немцы произвели торпедный залп (18–20 торпед), причём одна торпеда шла совершенно верно в корму «Дианы». Русский крейсер уклонился от торпеды, расстояние до германских судов увеличилась до 60–70 каб, по окончании чего соперник скрылся за дымовой завесой. В том бою «Диана» израсходовала сто три 130-мм боеприпаса, наряду с этим ни одна из сторон попаданий не добилась.

В тот же сутки, в 6 часов утра, с русских судов был увиден перископ подлодки. «Диана» открыла огонь по ней ныряющими боеприпасами с предельно малой дистанции. Израсходовав 110 снарядов, стрельбу прекратили, наряду с этим никаких следов смерти лодки на поверхности найдено не было, но русские моряки сочли, что субмарина погибла либо очень сильно повреждена. Вероятнее, речь заходит о германской подлодке UB33, но вопрос о том, была ли она вправду атакована русскими судами, остаётся открытым до сих пор.

После этого «Диана» перешла в Рижский залив для принятие участия в предполагаемой десантной операции. Из-за бессчётных модернизаций осадка и водоизмещение крейсера существенно выросли, исходя из этого при прохождении мелководного Моонзундского пролива его было нужно изрядно разгрузить. Но десант отменили, и главным соперником «Дианы» стали германские самолёты, пламя по которым вёлся из четырёх 75-мм зенитных орудий, дополнительно установленных на крейсер в июле 1916 года.

На зимовку крейсер перешёл в Гельсингфорс, где 3 марта 1917 года моряков застало известие об отречении Николая II от престола. К тому времени революционные настроения уже обширно распространились среди команды, исходя из этого на корабле начались расправы матросов с неугодными им офицерами – был убит старший офицер капитан 2-го ранга Б. Н. Рыбкин и не легко ранен старший навигатор лейтенант П. П. Любимов. Скоро команда крейсера присягнула на верность Временному правительству.

Военная кампания 1917 года на Балтике ознаменовалась сражением за Рижский залив и прилегающие к нему проливы. Не обращая внимания на то, что крейсера 2-й бригады в нём не принимали участие, в октябре «Диана» подготавливалась перейти в залив для помощи русских сил. Но к тому времени сражение уже завершалось, и крейсеру не довелось принять в нём участия.

В декабре 1917 года 2-я бригада крейсеров совершила переход в Кронштадт, окончательно покинув Гельсингфорс. Переход проходил в тяжелейших условиях: довольно часто виделись участки водной поверхности, всецело скованные льдом. Но посредством ледокола «Ермак» трудности удалось преодолеть, и «Диана» с «Авророй» поднялись в Петрограде на зимовку.

Летом 1918 года «Диана» и «Аврора» перешли в Кронштадт, где их, вместе с другими ветхими судами, планировалось затопить на пути вероятного германского наступления. Артиллерия с «Дианы» была снята и передана для хранения на Обуховский завод, откуда пушки разошлись по фронтам гражданской войны. На «Диане» осталась только маленькая команда добровольцев, поддерживавшая остатки судьбы в умирающем корабле.

В первой половине 20-ых годов двадцатого века будущее «Дианы» определилась: из-за нехорошего состояния её решили реализовать на металлолом в Германию, что и было сделано через год, по окончании того как с крейсера было снято всё, что имело хоть какую-то сокровище.

Тактико-технические характеристики крейсера 1-го ранга «Диана»

Водоизмещение обычное проектное, т

Протяженность громаднейшая, м

Ширина громаднейшая, м

Осадка, м

Количество паровых автомобилей

Суммарная мощность автомобилей проектная/фактическая, л. с.

Большая скорость проектная/фактическая, уз

Толщина бронепалубы, мм

Толщина боевой рубки, мм

Артиллерийское оружие, количество орудий – калибр; мм

Торпедное оружие, количество аппаратов – калибр; мм

6731

126,8

16,76

6,4

3

11 610/12 200

20/19

38–63,5

152

8; 152

24; 75

8; 37

2; 63,5

3; 381

Перечень литературы:

  1. Новиков В., Сергеев А. Богини Русского флота. «Аврора», «Диана», «Паллада». – М.: Коллекция; Яуза; Эксмо, 2009
  2. А. В. Скворцов. Крейсера I ранга «Аврора», «Диана» и «Паллада». – СПб.: Гангут, серия Мидель-Шпангоут №29, 2012
  3. А. А. Ливен. Крейсер «Диана» в сражении в Жёлтом море. – СПб.: Гангут, №36, 2005
  4. Крестьянинов В. Я. Часть I. Крейсера Российского Императорского флота 1856–1917, 1-е изд. – СПб.: Галея-Принт, 2003
  5. Козлов Д. Ю. «Нарушение морских коммуникаций по опыту действий Русского флота в Первой мировой (1914–1917)». М.: Русский Фонд Содействия Науке и Образованию, 2012

Технологии древних цивилизаций 3: Корабли античности


Темы которые будут Вам интересны: