Авиация: истребители бизнес-класса

Авиация: истребители бизнес-класса
    Cessna 750 Citation X Бизнес-джет класса Super mid-size, сейчас удерживающий рекорд скорости (0,935М) как в собственном классе, так и среди административных самолетов в целом. Последняя модификация самолета (2010 год) оснащена двумя турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce AE3007C2, вмещает до 12 пассажиров и стоит $22 млн.
    Gulfstream G650 Главный соперник «Сессны» в борьбе за рекорд скорости среди бизнес-джетов.
    Сейчас способен разгоняться до 0,925 М — это рекорд для бизнес-джетов в классе Large-cabin. Первый G650 «ушел» к клиенту только в декабре 2012 года, так что в первых рядах у Gulfstream еще большое количество шансов и доработок на установление рекорда «в общем зачете».
    Подклассы бизнес-джетов Тяжелые (Heavy): Airbus, Boeing, Embraer, Sukhoi Большекабинные (Large-cabin): Bombardier, Dassault, Gulfstream Суперсреднеразмерные (Super mid-size): Bombardier, Cessna, Dassault, Embraer, Gulfstream, Hawker Среднеразмерные (Mid-size): Bombardier/Learjet, Cessna, Dassault, Embraer, Gulfstream, Hawker Легкие (Light): Bombardier/Learjet, Cessna, Dassault, Embraer, Grob, Hawker, Sino, Honda Весьма легкие (Very light): Cessna, Comp Air, Eclipse, Embraer, Epic, Honda
    Saker S-1 Самолет, номинально относящийся к бизнес-джетам класса Light.

    Если он все-таки будет выстроен «в металле» (сейчас компания представила только макет и расчёты), он имеет шансы на то, дабы поставить непреодолимый рекорд скорости среди административных самолетов — его заявленная большая скорость образовывает 1,1 М, не обращая внимания на то что он оснащен турбовентиляторными двигателями и только имитирует реактивный истребитель.
    Самые стремительные бизнес-джеты

Большая часть частных авиапарков сильных мира этого состоит как раз из административных самолетов бизнес-класса. В русской традиции подобный класс именуется «административной авиацией». Среднеразмерные самолеты перевозят государственныхы служащих, представителей национальных и частных компаний, время от времени фрахтуются под целые группы людей.

В среднем в салоне самолета бизнес-класса смогут комфортно разместиться от семи до пятнадцати человек, редко это число доходит до двадцати. Да, бизнес-джет — это дорогая игрушка. Исходя из этого его цена, доходящая до $70 млн, обязана окупаться комфортом, возможностью не зависеть от расписания и скоростью.

Вечное соревнование в области бизнес-джетов — погоня за скоростью — сейчас достигло собственного апогея. За один лишь 2013 год рекорды бились разными моделями уже два раза. А на подходе — Saker S-1, верховная стадия скоростного сумасшествия.

Турбовентиляторный рекордсмен

Сейчас борьба за титул самого стремительного бизнес-джета идет между двумя в полной мере конкретными моделями — Cessna 750 Citation X и Gulfstream G650. Причем первенство все-таки у «Сессны», не обращая внимания на то что она была создана на 16 (!) лет раньше.

В принципе, уже на начало 1990-х «Сессна» была одним из мировых фаворитов в производстве бизнес-джетов. Самолеты и без того расходились как тёплые пирожки, не обращая внимания на достаточно острую борьбу. Но у для того чтобы положения были и не сильный стороны.

Верховная модель линейки — Cessna 650 Citation VII — тогда уже порядком устарела, совершив собственный первый полет (в ранней модификации Citation III) еще во второй половине 70-ых годов двадцатого века.

Помимо этого, «Сессны» славились собственной медлительностью — 650-я серия разрабатывалась прежде всего как надежная и комфортная, а потому особенной скоростью не отличалась. Рекордсменами среди бизнес-самолетов в то время были американские Learjet 55.

В первой половине 90-ых годов XX века у Learjet начались неприятности, и компанию купила корпорация Bombardier. Данный момент был удобным для обновления линейки «Сессны», и фактически тут же было заявлено о разработке нового флагмана. Тремя годами позднее Cessna 750 Citation X совершила собственный первый полет, и вдобавок через три года попала в серийное производство.

В принципе, схема 750-й модели была традиционна — двухмоторный низкоплан с турбовентиляторными двигателями. Но инженеры значительно изменили профиль крыла и форму фюзеляжа в целях улучшения и снижения сопротивления летных качеств, плюс самолет оборудовали новыми силовыми агрегатами Rolls-Royce AE 3007C повышенной мощности, а приборную панель — электронными дисплеями, чего ранее на «Сесснах» не было. В следствии 750-ка начала бить один рекорд скорости за вторым, причем кое-какие ставились частными пилотами, клиентами самолетов.

Модель неспешно совершенствовалась. Последний большой апдейт прошёл в 2010 году: новые двигатели Rolls-Royce AE 3007C2, повышение нужной нагрузки, новое навигационное оборудование. Самолет взял наименование Cessna 750 New Citation X — и наконец установил безотносительный рекорд скорости среди серийных самолетов бизнес-класса — 1145,4 км/ч, либо 0,935 М.

Либо реактивный?

Главным соперником «Сессны» сейчас есть самолет Gulfstream G650. Главное его отличие на самом виду: он оснащен двумя реактивными двигателями Rolls-Royce Deutschland BR725. Компания Gulfstream Aerospace заявила о разработке флагмана в 2008 году, годом позднее он совершил собственный первый полет, а с 2012-го его уже возможно заказать и купить.

На сайте производителя достаточно дерзко указано: данный самолет летит дальше, стремительнее и более удобен, чем каждые другие самолеты этого же класса.

по поводу комфорта и дальности в принципе возможно и дать согласие, а вот по поводу скорости инженеры очевидно преувеличивают. Большая скорость Gulfstream G650 до тех пор пока что образовывает 1133,2 км/ч, либо 0,925 М, что немного меньше, чем у «Сессны». Однако G650 — совсем новый самолет, его разработка только-только завершилась, и в скором будущем он, вероятнее, поставит последовательность новых рекордов.

Примечательно, что объявление о разработке новой Cessna 750 New Citation X показалось фактически сразу после первых успешных полетов Gulfstream G650 — это очевидно было реакцией на действия соперника. В течение некоего времени G650 вправду держал перехваченный у «Сессны» рекорд скорости, но должен был дать его в начале 2013 года. По сути, два производителя вступили в очную и весьма живую гонку за рекорд.

Наряду с этим не следует забывать, что самоцель тут все-таки не скорость: прежде всего оба самолета должны быть удобными и прекрасно продаваться целевой аудитории. Это без шуток ограничивает возможности разработчиков. Разогнать самолет до скорости звука на сегодня не так уж сложно, но необходимо ли это клиенту?

Третий игрок

Но пока Cessna и Gulfstream бодаются за право быть самым стремительным, на заднем замысле замаячила компания, до сих пор ничем особенным не отличившаяся, по крайней мере на этом поприще. Она именуется Saker Aircraft, и ее творение Saker S-1 ничем не напоминает гражданский самолет — скорее реактивный истребитель. Действительно, S-1 находится то ли на стадии концепта, то ли на стадии предварительных опробований, и первый полет у него еще в первых рядах.

Но компания уже принимает предзаказы (начало поставок — 2019 год).

Действительно, тут имеется одно «но». S-1 не относится к административным самолетам. Скорее это представитель малой авиации, потому, что он способен нести одного пилота и одного пассажира.

Но, пассажир будет размешаться со всем нужным комфортом; в самолете предусмотрены и развлечения, и место для работы, другими словами, в принципе, одного бизнес-воротилу до точки заключения сделки самолет причинит без неприятностей.

В любом случае S-1 — машина сугубо гражданская и потому претендует на самую высокую скорость среди частных самолетов: заявленная большая скорость Saker достигает 0,99 М, либо 1212,8 км/ч! Причем кроме того крейсерская скорость автомобили (1163,8 км/ч) выше «максималки» соперников.

В качестве силового агрегата на самолете будут употребляться два турбовентиляторных Williams FJ44−4 (сейчас таковой двигатель установлен на единственном воздушном судне — бизнес-джете Cessna Citation CJ4).

Не смотря на то, что создатели Saker утверждают, что вдохновлялись дизайном армейских истребителей, кое-какие специалисты уверены, что «ноги» самолета растут из канувшего в Лету ATG Javelin. Последний был создан в 2003 году компанией Aviation Technology Group, двумя годами позднее совершил первый полет. Javelin совершенно верно так же эксплуатировал дизайн истребителя, наряду с этим будучи оборудован турбовентиляторными Williams FJ33−4-19J.

Действительно, в 2007-м у компании закончились средства на разработку самолета, а год спустя она обанкротилась. Однако Javelin при всей собственной внешней экзальтированности предлагал клиенту в полной мере простую скорость, а вот Saker половину собственной рекламы сооружает на прекрасном числе 0,99 М.

Корректность сравнения

Главной вопрос, появляющийся при изучении бизнес-джетов, это корректность сравнения. Класс административных самолетов весьма широк в плане показателей. К примеру, к этому классу относятся и воздушные гиганты Airbus A380 Flying Palace либо Boeing 747−400 Business Jet, и маленькие Learjet 40 либо Cessna Citation CJ1, талантливые вместить чуть ли пять-шесть пассажиров.

Исходя из этого в административного класса существует шесть подклассов: тяжелые самолеты, большекабинные самолеты, суперсреднеразмерные самолеты, среднеразмерные самолеты, легкие самолеты и весьма легкие самолеты.

Все три «храбреца», о которых шла обращение в данном материале, относятся к различным подклассам. Gulfstream G650 — к большекабинным, Cessna 750 Citation X — к суперсреднеразмерным, а Saker S-1 — к легким. Исходя из этого прямое их сравнение во всем нельзя считать полностью корректным.

Но по полной скорости в бизнес-классе их сравнивать возможно — из этого и появилась внутриклассовая борьба за рекорды.

Статья «Истребитель бизнес-класса» размещена в издании «Популярная механика» (№132, октябрь 2013).

Jet Expo 2012: Самолеты бизнес-класса (Olligator.ru)


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: