Австро-итальянская война на море: битва при лиссе

С началом Австро-итальянской войны 1866 года пришла пора проверить морские силы обеих сторон в действии. Итальянские моряки спешно пробовали привести в полная боевая готовность собственные броненосцы и наладить хоть какое-то сотрудничество между судами, а потому сражаться не спешили. А вот итальянские политики потребовали немедленных громких побед и действий.

Австрийцы же торопились закончить все изготовление и выйти в море, но сухопутное руководство австрийскими морскими силами не хотело рисковать дорогими и маленькими судами. При столь неоднозначных событиях броненосные эскадры Австрийской империи и Итальянского королевства вышли из собственных гаваней и встретились у острова Лисса. Как раз тут в первый раз во всемирной истории состоялась битва броненосных судов в открытом море.

Соперники подготавливаются к схватке

20 июня 1866 года итальянские армии вторглись в австрийскую область Венеция, но уже 24 июня были разбиты в сражении при Кустоцце. 25 июня итальянский флот совершил переход из Таранто в Анкону. Только четыре броненосца готовься к немедленным действиям, тогда как остальные ремонтировались, довооружались, а их экипажи — интенсивно обучались. Утром 27 июня к Анконе подошла австрийская эскадра Тегетгофа в составе шести броненосцев и одного винтового фрегата.

Итальянский адмирал ди Персано вывел собственные четыре броненосца из гавани, но, утратив около двух часов, так и не решился сблизиться с неприятелем. Суда Тегетгофа ушли к своим берегам, не сделав ни одного выстрела. Австрийцы одержали ответственную моральную победу, которая вдохновила и сплотила австрийских моряков и вынудила итальянцев усомниться в компетентности собственного начальника. По окончании поражения на суше итальянская общественность потребовала вернуть честь страны в морском сражении.

Сам же ди Персано, возможно, хотел только окончания войны мирного и скорейшего подписания договора — как раз таковой вывод возможно сделать из его переписки с армейским министерством.

Австро-итальянская война на море: битва при лиссе

Командующий австрийским флотом адмирал Тегетгоф (слева), командующий итальянским флотом адмирал ди Персано (справа).
flickr.com

На итальянские ВМС была возложена задача завоевать господство в Адриатическом море путём уничтожения либо блокады вражеского флота. После этого следовало уничтожить шедшую на протяжении берега железную дорогу к Венеции и тем самым прервать снабжение австрийской армии. Австрийскому же флоту приказывалось не предпринимать никаких действий, каковые подвергали бы его риску, — он должен был защищать побережье Далмации и Истрии от вражеского десанта, но не более того.

Предстоящие события продемонстрировали, что оба адмирала осознали требования управления с точностью до напротив.

Только 15 июля под нажимом правительства адмирал ди Персано вывел итальянский флот в открытое море без каких-либо задач и целей, тем самым совсем утратив уважение и доверие собственных подчинённых. Морской министр Агостино Депретис умолял его сделать хоть что-нибудь и выдвинул идею захвата австрийского острова Лисса. В собственной весточке адмиралу он писал:

«Неужто вы хотите сообщить народу, народу, что в собственном сумасшедшем тщеславии вычисляет собственных моряков лучшими в мире, что, не обращая внимания на 12 миллионов, каковые мы прибавили к его долгу, собранная нами эскадра неспособна встретить неприятеля? Нас побьют каменьями. И кто когда-либо упоминал об австрийском флоте в противном случае как с презрением?

Сделайте что-нибудь, сразитесь с австрийцами, высадитесь на их берегу, нападайте Лиссу, лишь действуйте».

Ди Персано тут же затребовал как минимум несколько тысяч воинов для высадки. Морскому министру, как и всем офицерам, была понятна недееспособность адмирала, но заменить его было фактически некем, поскольку выбор любого другого офицера расколол бы флот, практически сардино-неаполитанский, а не итальянский. Недавнее объединение ещё не стало причиной формированию единой нации, и вспыльчивые итальянские офицеры с юга и севера отказывались подчиняться друг другу.

Так что ди Персано был чуть ли не совершенной компромиссной фигурой.

Схема морского театра войны.
flickr.com

Тогда как итальянское правительство прикладывало максимальное колличество усилий к тому, дабы вынудить собственный флот вести войну, и делало любой каприз ди Персано, Тегетгоф практически в одиночку боролся за саму идею применения ВМС в военных действиях. В марте 1866 года, незадолго до войны, австрийское армейское руководство захотело избавиться от Тегетгофа, надоедавшего собственными требованиями. Адмиралу внесли предложение долгую экспедицию на Дальний Восток.

Только в мае его кипучая деятельность при ограниченной (по большей части моральной) помощи эрцгерцога Альберта стала причиной созданию эскадры, в которую вошли всего пять достроенных броненосцев. Потому, что главная база флота в Венеции была на грани захвата, для размещения судов выбрали самый удобный рейд Фазано недалеко от города Пола. После этого последовала напряжённая работа по доведению флота до боевой готовности.

Эскадра пополнилась двумя новыми броненосцами, ветхим паровым линкором и восстановленным по окончании пожара фрегатом. Применяя опыт Гражданской войны в Соединенных Штатах, австрийцы усиливали борта собственных древесных судов обрезками и железными цепями прокованных рельсов. Осознавая слабость собственной устаревшей гладкоствольной артиллерии, они собирались сделать ставку на маневрирование с целью тарана и концентрацию огня нескольких судов по одной цели.

Проводились и ночные учения.

16 июля 1866 года итальянский флот в составе 11 броненосцев, 6 корветов и винтовых фрегатов, и 7 пароходов с десантом вышел из Анконы в сторону острова Лисса. Протяженность острова составляла 16 км, ширина — 6 км. В то время на Лиссе жило около 5000 человек, а его основной гаванью был порт Сан-Джорджо.

В годы наполеоновских войн остров был захвачен англичанами и укреплён, а в 1815 году, по окончании перехода Лиссы под власть Австрии, упрочнения усилили и дополнили новыми. На острове размешался австрийский гарнизон численностью в 1833 человека при 88 орудиях (по большей части устаревших). Между континентальной Австрией и Лиссой был проложен телеграфный кабель, по которому гарнизон сумел предотвратить Тегетгофа о подходе итальянцев перед тем, как последним удалось перерезать его.

Потому, что у итальянцев не было карты острова, некое время ушло на составление и разведку схемы размещения батарей.

18 июля восемь сильнейших итальянских броненосцев начали бомбардировку упрочнений Лиссы. Две батареи были уничтожены, а форт Георг, защищавший вход в гавань Сан-Джорджо, очень сильно повреждён. Два броненосных фрегата вошли в гавань, но, попав под перекрёстный пламя батарей береговой обороны, были вынуждены отойти.

В соответствии с замыслу ди Персано, на протяжении бомбардировки на восточной стороне острова должны были высадиться итальянские воины, но этого так и не случилось — как уверяли итальянцы, из-за сильного огня австрийской батареи, пребывающей на возвышенности. К вечеру все итальянские суда снова собрались совместно, практически несоло нахлебавши. Начальники отдельных отрядов имели собственное вывод по любому вопросу и игнорировали распоряжения адмирала ди Персано.

За ночь австрийцы частично вернули уничтоженные упрочнения и приготовились к отражению следующей атаки.

19 июля итальянцы повторили попытку подавить батареи береговой обороны, но снова были отбиты. Вечером итальянская эскадра пополнилась броненосцем «Аффондаторе» и двумя паровыми фрегатами. По окончании очередной бомбардировки на острове осталось только восемь орудий, но и итальянские броненосцы были частично повреждены, запасы угля и снарядов существенно уменьшились, экипажи очень сильно устали.

В любом случае положение защитников острова было критическим, и надежды самостоятельно удержать Лиссу у них не оставалось.

На 20 июля адмирал ди Персано имел громадные замыслы: подавить последние австрийские батареи, высадить десант, захватить остров и доказать отчизне собственную компетентность.

Сражение при Лиссе

19 июля Тегетгоф взял из Вены разрешение функционировать с опаской, но по собственному усмотрению. Суда были выведены в море, и их команды приготовились функционировать в соответствии с детальным руководствам собственного адмирала, опыту, взятому на учениях, и собственному здравому смыслу. Сильной стороной замысла Тегетгофа была его простота, проистекавшая из малого опыта австрийского флота.

Суда были поделены на три отряда: первый отряд из семи броненосцев во главе с флагманским «Фердинандом Максом» с самим Тегетгофом на борту; второй — в составе линкора, пяти корвета и фрегатов во главе с коммодором Антоном фон Петцем; третий — семь канонерских лодок во главе капитаном Людвигом Эберле.

Все три отряда выстроились в форме клина и следовали приятель за втором, как бы образуя тройной шеврон. Суда изначально были выстроены в этом порядке, дабы не терять времени на перестроение при переходе из походного порядка в боевой. Австрийские броненосцы должны были прорвать линию итальянских «собратьев», а после этого враждебно таранить их и вести концентрированный пламя.

Второй клин должен был функционировать против итальянских фрегатов, а при столкновении с броненосцами — кроме этого пробовать протаранить их. Канонерские лодки предназначались для действий на флангах. Так, бой должен был превратиться в свалку, в которой численное преимущество итальянцев было бы сведено к минимуму.

Любой австрийский капитан имел возможность функционировать по собственному усмотрению, не ожидая особенных указаний Тегетгофа.

Сражение при Лиссе. Живописец — Александр Кирхер.
flickr.com

20 июля в 7:00 итальянский посыльный корабль «Эсплораторе» нашёл австрийцев, шедших к Лиссе на скорости в 5 узлов. К 10:00 дождь и ветер, мешавший судам обеих сторон, стих, и соперники заметили друг друга. К этому времени десант на остров был отменён и под командой ди ЖД собралось восемь броненосцев.

Они построились в направленную на юго-запад кильватерную колонну в такой последовательности: «Принчипе ди Кариньяно», «Кастельфидардо» и «Анкона» (под руководством адмирала Вакки); «Ре д’Италия», «Палестро», «Сан-Мартино», «Ре ди Портогалло», «Реджина Мария Пиа» (под руководством адмирала ди Бруно). Замыкал колонну (со большим отставанием) броненосец «Варезе». Никого не предотвратив, адмирал ди Персано перешёл на «Аффондаторе», что в одиночестве шёл параллельно главным силам.

Это стало причиной тому, что между первым и вторым отрядами появился разрыв приблизительно в километр, а колонна растянулась на шесть километров вместо рассчетных двух.

Броненосец «Формидабиле» из-за повреждений, взятых при бомбардировках Лиссы, ушёл в Анкону на ремонт. «Кастельфидардо» и «Ре ди Портогалло» имели неприятности с паровыми машинами и дали движение только к 10:00, до этого двигаясь на буксире. Итальянские древесные суда под руководством адмирала Альбини остались к юго-востоку от хвоста колонны (на расстоянии приблизительно 3 км) и прямого указания принимать участие в сражении не взяли.

Итальянцы не имели никакого замысла сражения: любой из начальников должен был ориентироваться на сигналы с первоначально флагманского «Ре д’Италия». О том, что ди Персано перешёл на «Аффондаторе», капитаны судов не знали.

В 10:20 итальянцы развернули на запад, а после этого скорректировали курс так, дабы занять позицию перпендикулярно австрийским судам. Наряду с этим итальянцы сблизились с Тегетгофом, тем самым утратив преимущество собственной бессчётной нарезной артиллерии.

Сражение при Лиссе. Живописец — Людвиг Рубелли фон Штурмфест.
pinterest.com

В 10:43 головной «Принчипе ди Кариньяно» открыл огонь с дистанции 900 м. В 10:50 австрийские броненосцы отрезали отряд адмирала Вакки от главных сил. Первый линия Тегетгофа была правым бортом к главной группе итальянских судов, а левым — к судам Вакки. Главная часть итальянской колонны развернула на левый борт, нанося удар по второй линии австрийских судов.

Началась свалка, в которой суда проходили приятель мимо приятеля, пробуя таранить неприятеля и самим избежать тарана и разряжая орудия в центр возраставшего густого облака, образованного выбросами и пороховым дымом из труб. Единственным ориентиром служил серый цвет корпуса у итальянских судов и тёмный — у австрийских.

Сражение при Лиссе. Живописец — Константинос Воланакис.
pinterest.com

В начале боя «Аффондаторе» предпринял две попытки протаранить древесный линкор «Кайзер». В 11:00, защищаясь от «Ре ди Портогалло», «Кайзер» отправился на таран. Оба корабля сцепились и обменялись залпами. Проходивший за кормой «Кайзера» броненосец «Реджина Мария Пиа» дал залп по древесному австрийскому линейному кораблю и поджёг его, тем самым заставив выйти из боя и двинуться в гавань Сан-Джорджо.

Две австрийские фрегат и канонерские лодки своим огнём и манёвром прикрыли отступавший линейный корабль от тарана «Аффондаторе». После этого подоспели австрийские броненосцы «Хуан де Аустрия» и «Принц Ойген». «Аффондаторе» практически в упор разрядил в борт «Хуана» собственные крупнокалиберные нарезные пушки, добившись трёх попаданий и разбив пара бронеплит.

В 11:20 головной отряд адмирала Вакки развернул влево с целью атаковать деревянные корабли австрийцев, но был отогнан интенсивным огнём фрегатов «Донау», «Радецкий» и «Шварценберг». Австрийцы, считая флагманом «Ре д’Италия», сосредоточили все усилия четырёх собственных броненосцев на том, дабы расстрелять либо протаранить его.

Рассредоточение итальянских судов разрешило австрийцам добиться численного и тактического преимущества в центре развалившегося вражеского строя. «Фердинанд Макс» с Тегетгофом на борту два раза пробовал протаранить неприятеля, но нехорошая манёвренность не разрешала сделать этого. Итальянцы старались оказать помощь кораблю, что они, как и австрийцы, вычисляли флагманом.

«Адмирал Тегетгоф идёт на таран». Живописец — Антон Ромако.
pinterest.com

Броненосец «Палестро» маневрировал и стрелял по австрийцам, чем отвлёк на себя «Драх» и «Фердинанд Макс». С целью повышения своевременной дальности «Палестро» на его палубе был сложен уголь, не вместившийся в угольные ямы. Попадание бомбы с «Драх» стало причиной пожару и возгоранию топлива на итальянском броненосце. Вторым несчастьем для итальянского флота стало разрушение руля «Ре д’Италия», бывшего над водой и никак не защищённого.

Броненосец утратил возможность маневрировать. По словам пережившего собственный корабль лейтенанта Энрико Гвалтерио, случилось следующее:

«Что до обстоятельства смерти корабля, то я считаю главной и единственной обстоятельством то, что руль был уязвим и, следовательно, мог быть поражен вражеским огнем. В то время, когда мы утратили управление, то были отрезаны от остального флота… Мы постарались дать полный движение, дабы избежать удара корабля, направившего собственный таран в центр отечественного корпуса, но потому, что мы взяли удар в носовую оконечность от другого корабля, мы дали задний движение, стремясь продолжить хоть какое-то перемещение… но это остановило корабль… Корабль затонул с поднятым флагом.

Офицер Разетти с саблей в руках не разрешил матросам спустить флаг. По окончании удара мы дали залп всем бортом, и пребывавшие на марсах стрелки начали стрелять из собственного оружия. Команда начала прыгать в море, без паники и криков.

В то время, когда мы были уже в воде, то стали мишенью для нескольких ружейных выстрелов с австрийских канонерок, которыми были убиты два матроса, и еще два — ранены».

Судьбу итальянского корабля возможно определить из бортового издания австрийского флагмана «Фердинанд Макс»:

«Столкновение с вражеским броненосцем случилось в 11:30, в то время, когда мы, развив полный движение, протаранили громадной вражеский корабль, двигавшийся поперек отечественного курса, в районе фок-мачты. Вражеский корабль тут же опрокинулся, и затонул спустя полторы 60 секунд по окончании удара».

Смерть броненосца «Ре д’Италия». Живописец — Карл Фридерик Серенсен.
pinterest.com

Сейчас «Анкона» предприняла попытку протаранить «Фердинанд Макс», и дала в упор холостой залп изо всех собственных орудий. В горячке боя была пропущена команда зарядить их металлическими боеприпасами либо бомбами, и австрийский корабль не взял никаких повреждений.

На протяжении боя случилось ещё пара столкновений между итальянскими судами. «Анкона» столкнулась с «Варезе», а «Мария Пиа» — с «Сан-Мартино». Столкновения стали причиной повреждениям, а на «Варезе» кроме того сместились пара бронеплит.

К 12:10 адмирал Тегетгоф решил перегруппировать собственные суда и отдал приказ о построении в три кильватерные колонны направлением на северо-восток. С внешней стороны, обращённой к сопернику, построились броненосцы, за ними — фрегаты, в третью линию — канонерские лодки. Так, начальное разделение на три отряда было сохранено. Наряду с этим линия австрийских судов закрывала вход в гавань Сан-Джорджо.

Восемь итальянских броненосцев выстроились в колонну длиной в 1800 м, за ними, кроме этого линией, расположились древесные суда.

Схема сражения при Лиссе.
pinterest.com

Ди Персано воспринял данные о смерти «Ре д’Италии», пожаре на «Палестро» и важных повреждениях «Сан-Мартино» и «Варезе» как исключающую предстоящее сражение. Сохраняя строй, итальянский флот начал отходить в сторону Анконы. В 14:30 «Палестро» в следствии внутреннего взрыва отправился ко дну с экипажем, до конца сражавшимся за собственный корабль.

Приблизительно одвременно с этим австрийцы двинулись в гавань Сан-Джорджо для устранения повреждений.

До 22:30 итальянский флот был около Лиссы, а после этого его суда забрали курс на Анкону. Австрийцы же приступили к ремонту, и к 4 часам утра, по окончании напряжённой ночной работы, на броненосцах Тегетгофа были устранены кое-какие повреждения. Вечером 21 июля австрийские суда покинули Лиссу и на следующий сутки прибыли в Полу, где их встречали восторженные обитатели.

Продолжение направляться

Литература:

  1. Пемзель Г. Вильгельм фон Тегетгоф (в кн. «Великие адмиралы»). Пер. с англ. — М.: АСТ, 2002.
  2. Вильсон Х. Броненосцы в сражении. Пер. с англ. — М.: ЭКСМО, 2003.
  3. Грановский Е. Сражение при Лиссе // «Флотомастер», 1997, № 2.
  4. Петров М. А. Обзор основных сражений и кампаний парового флота. — Л., 1927.
  5. Полуян В. В. Броненосцы Австро-Венгрии. Ч.1. — СПб., 2007.
  6. Штенцель А. История войн на море. Пер. с нем. — М.: ЭКСМО, 2002.
  7. Antonicelli A. I cannoni di Lissa // Storia Militare, 2012, No. 223.
  8. Bargoni F. Esploratori, Fregate, Corvette ed Avvisi Italiani 1861–1968 — Roma: USMM, 1969.
  9. Bargoni F., Gay F., Gay V.M. Navi a vela e navi miste italiane 1861–1887. — Roma: USMM, 2001.
  10. Conway’s All the World’s Fighting Ships 1860–1905. — London: Conway Maritime Press, 1979.
  11. Dassano F. La Battaglia di Lissa у la morte del deputato Pier Carlo Boggio // «L’Arduino», 2013.
  12. Giorgerini F., Nani A. Gli incrociatori italiani 1861–1967. — Roma: USMM, 1967.
  13. Giorgerini G., Nani A. Le navi di linea italiani 1861–1969. — Roma: USMM, 1969.
  14. Gogg K. Osterreich Kriegsmarine 1848–1918. — Salzburg: Bergland Buch, 1974.
  15. Green J. The “Re D’Italia” // Warship International, 1976, No. 4.
  16. Green J., Massignani A. Ironclads at War. — Cambridge: Da Capo Press, 1998.
  17. Lengnick A., von Klimburg R. Unsere Wehrmacht zur See. — Wien: L.W. SeidelSohn, 1904.
  18. Schelma de Heere R.F. Austro-Hungarian Battleships // Warship International, 1973, No. 1.

Первая мировая война -Охота за крейсерами кайзера


Темы которые будут Вам интересны: