«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»

Перед Второй мировой войны войной кораблестроители кригсмарине создали для германского флота неповторимые для собственного времени суда комплексного снабжения – военно-морские танкеры типа «Дитмаршен». Очень успешные по конструкции и тактико-техническим чертям, эти суда были совсем незаменимыми для принявшего концепцию крейсерской войны флота Фашисткой германии. Они сыграли большую роль в обеспечении снабжения рейдеров в океане. Испытывающий потребность в пополнении запасов крейсер либо подлодка шли в указанную штабом точку рандеву, где скоро оказался плавучий «магазин-магазин», что имел возможность предложить всё, что угодно: горючее, снаряды, воду, продукты питания, услуги и запчасти ремонтников…

появление проекта и Первые опыты

В первой половине 30-ых годов двадцатого века адмирал Эрих Редер (Erich Raeder), уже два года управлявший рейхсмарине, сделал вывод, что германским судам пора опять продемонстрировать собственный флаг в океане, и запланировал серию дальних заграничных походов легких крейсеров «Эмден» (Emden), «Кёльн» (Koln) и «Карлсруэ» (Karlsruhe). Они отправлялись в плавания с целью не только поднять престиж Германии, но и вернуть навыки и опыт дальних походов у моряков армейского флота.

Кроме этого, в первый раз отрабатывалось серьёзное для флота новшество – дозаправка кораблей ВМФ горючим в дальнем походе. Для этих целей руководство флота зафрахтовало новейший дизельный танкер «Ганза» (Hansa), построенный во второй половине 20-ых годов XX века. Он сопровождал все крейсеры, и испытания по их дозаправке были признаны успешными.

Но в состав флота уже начали входить новые тяжелые суда, – броненосцы типа «Дойчланд», – концепция применения которых ставила перед морским управлением проблему их обеспечения уже в совсем втором масштабе. «Карманные линейные корабли», как назвали эти суда британские журналисты, владели огромной дальностью плавания в 17 400 миль и оружием из шести 280-мм орудий, что делало их совершенными рейдерами на океанских коммуникациях.

Ещё до Первой мировой немцы создали для обеспечения океанских рейдеров совокупность, которая стала называться «работа этапов» (Etappendienst). Она заключалась в формировании в «узловых точках» океана соединений из торговых судов, каковые имели возможность бы обеспечить рейдер разными припасами. Данный совокупность была подхвачена кригсмарине, но для больших современных судов она уже мало доходила.

«Багажные вагоны» для «карманных линкоров»

Легкий крейсер «Карлсруэ» в сопровождении танкера на протяжении визита на Американские Виргинские острова, начало 30-х годов прошлого века

По теории Редера, тяжелый рейдер должен был как возможно продолжительнее пребывать в океане, подрывая торговлю соперника не столько уничтожением его судов, сколько угрозой атаки коммуникаций. Это принуждало соперника вырабатывать конвои, что приводило к задержкам и снижало оборачиваемость судов.

Возможность боя с вражескими судами наряду с этим не исключалась, но по опыту прошлой войны было известно, с какой скоростью заканчивается боекомплект тяжелых орудий, а расход горючего на повышенных скоростях становился большим. Долгий боевой поход кроме этого предъявлял собственные требования к снабжению запчастями и ремонту оборудования, которое стало значительно сложнее и идеальнее. Обеспечение продовольствием более 1000 человек экипажа, к каким имели возможность присоединиться и военнопленные, кроме этого воображало собой важный вопрос.

Все эти мысли стали причиной идее создания большого судна комплексного снабжения рейдеров, вооруженного и скоростного, которое имело возможность самостоятельно функционировать в океане, не будучи привязанным ни к рейдеру, ни к какой-то географической точке. Осознавая новаторство данной концепции да и то, что такое судно уже не было возможности назвать простым танкером, немцы решили придумать для него новую классификацию –Tro?schiff (нем. – практически «грузовое судно»), «судно снабжения».

Реализуя эту концепцию, Эрих Редер поставил конструкторскому отделу флота сложную задачу, ответ которой разрешало «убить пара зайцев». Новые суда, кроме главной функции, должны были нести довольно замечательное оружие и при крайней необходимости сами имели возможность функционировать как вспомогательные крейсеры – в выделении флоту средств на постройку специальных «прерывателей торговли» управление рейха отказало.

Танкер «Ганза», потом «Замланд». Со собственными параметрами (вместимость 5978 брт, скорость 12 узлов) судно не доходило под новые амбициозные замыслы крейсерской войны

За счет быстро увеличившейся вместимости новые суда должны были кроме этого играть роль штатных «нефтевозов» флота. обеспечение запасов и Создание топлива «топливной безопасности» было настоящей идеей фикс рачительного Редера, при котором флот как некое государство самостоятельно заключал договора на поставку горючего за рубежом либо выступал инициатором приобретения акций зарубежных нефтедобывающих компаний.

Что касается «Ганзы», с которой всё началось, то флот её не забыл. Во второй половине 30-ых годов XX века корабль был приобретён и был включен в состав кригсмарине называющиеся «Замланд» (Samland). Совместно со собственными «потомками» он принимал участие в операциях германского флота у берегов охваченной гражданской войной Испании, снабжая суда горючим.

16 июня 1940 года у южной части береговой полосы Норвегии торпеды британской подлодки «Тетрарх» (HMS Tetrarch) поставили точку в послужном перечне первенца «плавучего тыла» кригсмарине.

«Багажники» в строю

6 июня 1936 года на верфи «Шихау» (Schichau Werke) в Данциге, – в том месте же, где была выстроена «Ганза», – был заложен киль судна «Дитмаршен» (Dithmarschen), первенца нового поколения военно-морских танкеров, давшего наименование и всему классу. Что воображало собой новое творение германских инженеров? В первую очередь, необходимо отметить размер, соответствующий задачам: водоизмещение «Дитмаршена» составляло 20 858 тысячь киллограм при вместимости 10 848 брт.

Судно имело обычную компоновку гражданских танкеров с дымовой трубой и машиной в корме и развитой надстройкой с ходовым мостиком в носовой части перед фок-мачтой. Его полная протяженность составляла 178,25 метров (174,65 метров по ватерлинии), ширина – 22 метра, осадка – 9,3 метра.

Судно снабжения «Дитмаршен», оно же по окончании захвата союзниками английское «Саутмарк» и американское «Конека»

Четыре 9-цилиндровых двухтактных дизельных двигателя компании MAN трудились на два гребных вала, любой из которых был оснащен 4-лопастным винтом диаметром 5,2 метра. Мощность силовой установки составляла 22 000 л.с. (16 200 кВт), что разрешало развивать весьма высокую скорость – 21 узел. Дальность плавания кроме этого соответствовала теории крейсерской войны – 12 500 морских миль на скорости 15 узлов.

Управление танкером осуществлялось по последней германской военно-морской моде – вместо штурвального колеса у рулевого был кнопочный пульт.

Танкер имел возможность перевозить 7933 тонны смазочных масел и жидкого топлива, 972 тонны разных снарядов, 790 тонн и тонн 100 продовольствия запасных имущества и частей. Судно было оснащено замечательной лебедкой, дабы при необходимости буксировать тяжелый боевой корабль. Перекачивающее оборудование «Дитмаршена» разрешало за час перекачать 500 тысячь киллограм горючего. Погреба для хранения снарядов были охлаждаемыми, оборудованы механизированными системами и системами безопасности выгрузки и погрузки.

Рефрижераторные помещения двух типов имели вместимость 290 кубов (охлаждение до ?8 °C) и 162 кубов (до 0 °C).

На вооружении нового «снабженца» руководство также не стало экономить: оно складывалось из трёх новейших 150-мм орудий 15 cm L/48 C36, двух 37-мм зенитных автоматов, четырех 20-мм автоматов и восьми 7,92-мм пулеметов MG 34. 150-мм орудия должны были размешаться в замаскированных нишах, два по бортам надстройки и одно в корме. Но, установка оружия не была штатной, и его размещение на танкере производилось по указанию руководства.

Немцы старались очень скрывать военное назначение «Дитмаршена» и последовавших за ним судов, исходя из этого команды солидную часть времени носили штатское, а суда красились в цвета гамбургской судоходной кампании Эссбергера (Essberger-Tankschiffreederei). Экипаж «Дитмаршена» в мирное время складывался из 22 нижних чинов 72 и офицеров, в военное – из 15 членов и 155–193 офицеров команды.

Начав работу как германский «Вестервальд», это судно потом трижды поменяло имя, становясь германским «Нордмарком», английским «Нортмарком» и «Булавайо». На этом снимке «Булавайо» входит в Гранд-Харбор на Мальте

Всего же во второй половине 30-ых годов двадцатого века заложили три судна снабжения – не считая «Дитмаршена», это были «Вестервальд» (Westerwald) и «Альтмарк» (Altmark). «Вестервальд» был заложен кроме этого на «Шихау» в Данциге, но имел серьёзное отличие от систершипов – в качестве основных двигателей он взял два турбозубчатых агрегата, трудящихся от высоконапорных котлов Вагнера. Логика для того чтобы решения понятна – строительство серии «карманных линейных кораблей» было прервано по окончании вступления в строй трех судов.

Вместо дизельных броненосцев флот начал строить паротурбинные линейные корабли «Шарнхорст» (Scharnhorst) и «Гнайзенау» (Gneisenau). С целью унификации горючего пара будущих снабженцев кроме этого решили сделать паротурбинными. «Альтмарк», заложенный 15 июня 1936 года, был дизельным, но строился в Киле на верфи «Ховальдтсверке» (Howaldtswerke).

Всего флот собирался построить девять «багажников», но замыслам не суждено было сбыться. В конце 1937 года был выдан заказ на ещё два судна: на «Шихау» заложили турбинный «Эрмланд» (Ermland), а в Киле на «Дойче Верке» (Deutsche Werke) – дизельный «Франкен» (Franken). Эти два судна мало «подросли» если сравнивать с первой серией – водоизмещение увеличилось до 22 850 тысячь киллограм, протяженность составила 179 метров (175 метров по ватерлинии), осадка увеличилась до 10,2 м. Мощность основных двигателей была увеличена до 24 000 л.с., в следствии дальность и скорость плавания не изменялись .

Заказы на следующие суда были выданы во второй половине 30-ых годов XX века, но начало войны отодвинуло их выполнение, а в первой половине 40-ых годов двадцатого века они были совсем отменены – к этому времени у кригсмарине уже не было ресурсов на постройку таких гигантов, а смерть «Бисмарка» поставила крест на крейсерской войне тяжелых судов в Атлантике.

Подробности макета судна снабжения «Франкен», выполненного в масштабе 1 к 100

Все три судна первой серии были включены в состав флота в июле-декабре 1938 года. Срок сдачи следующих двух судов с началом войны был закономерно затянут, и в случае если «Эрмланд» вступил в строй сентября 1940 года, то корпус «Франкена» из-за недостатка рабочих в первой половине 40-ых годов XX века был переведен в оккупированный Копенгаген на верфь BurmeisterWain, где его достроили лишь в марте 1943 года.

«Дитмаршен» и «Альтмарк» по окончании вступления в строй прошли «обкатку», снабжая суда флота, осуществлявшие морскую блокаду республиканской Испании, «Вестервальд» вместе с линейными кораблями «Шарнхорст» и «Гнайзенау» в июне 1939 года принимал участие в учебном походе в Центральную Атлантику. До войны оставалось всего два месяца.

Тысячи миль войны

Обрисовать всю боевую деятельность «троссшиффов» не представляется вероятным, исходя из этого остановимся на самых заметных эпизодах их работы. Необходимо подчеркнуть, что «снабженцев» подстерегали те же опасности, что и боевые рейдеры – они так же прорывались Датским проливом в Атлантический Океан, избегая английских патрулей, осуществлявших блокаду Германии, в океане имели возможность в любую секунду нарваться на группу охотников за рейдерами либо вспомогательный крейсер.

В трюмах они несли взрывчатки тонн и тысячи топлива, но не имели замечательной орудий и брони, дабы постоять за себя, а маскировка под нейтральное судно не очень сильно помогала прекрасно узнаваемым большим судам спецпостройки. Исходя из этого тот факт, что, ни одно из этих судов не было перехвачено союзниками в океане, можно считать не только успешным стечением событий, но и показателем хладнокровия и экипажей и выучки командиров.

«Адмирал граф Шпее», горящий в устье Ла-Платы 17 декабря 1939 года. Смерть «карманного линейного корабля» стала первой важной утратой для германских рейдеров

Учитывая большие шансы войны в следствии польско-германского кризиса, кригсмарине уже в первых числах Августа 1939 года осуществили развертывание в Атлантике подводных карманных линкоров «и лодок» – «Дойчланд» (Deutschland) и «Адмирал граф Шпее» (Admiral Graf Spee). Вместе с броненосцами в океан отправились и два «троссшиффа». «Вестервальд» должен был снабжать «Дойчланд» в северной части антлантического океана, «Альтмарк» закрепили за броненосцем «Адмирал граф Шпее», что оперировал в Южной Атлантике.

Поход «Дойчланда» был не через чур успешным. Он потопил лишь два судна, причем одно из них под флагом США, но его «снабженец» примерно выполнил собственную задачу, находясь в зоне ожидания южнее Гренландии. Перед последней дозаправкой «Дойчланд» из-за нехорошей погоды никак не имел возможности отыскать танкер. «Вестервальд» же, не обращая внимания на призывы броненосца, выполнял полное радиомолчание.

Только в то время, когда отчаявшийся начальник «Дойчланда» сообщил в рейх о смерти «Вестервальда», тот смилостивился и отозвался, сказав собственное место. Получив приказ штаба, «Вестервальд» совместно со своим подопечным благополучно возвратился на родину, где их практически сходу переименовали: «Вестервальд» отныне стал «Нордмарком» (Nordmark), а «Дойчланд» взял имя «Лютцов» (Lutzow).

Прячась от английских эсминцев, «Альтмарк» отыскал убежище в Йосинг-фьорде, но был обнаружен авиацией. Снимок сделан с английского патрульного «Хадсона»

«Альтмарку» предстояли более тяжелые опробования. По окончании смерти «Адмирала графа Шпее» в Монтевидео танкер начал путь к себе. Он обогнул Английские острова с севера и вошел в норвежские территориальные воды, через каковые собирался прорваться в Германию.

На борту пребывало около 300 пленных с потопленных «карманным линкором» судов. Британцы владели информацией об этом и решили функционировать – 16 февраля 1940 года в норвежских водах эсминец «Казак» (HMS Cossack) забрал «Альтмарк» на абордаж и высвободил военнопленных, наряду с этим погибло семь германских моряков.

Это событие имело самые важные последствия для Норвегии. И союзники, и немцы форсировали вовлечение норвежского королевства в конфликт, что закончилось германской операцией «Учения на Везере» (Weserubung) по оккупации Норвегии. С того времени среди норвежцев бытует поговорка: «С «Альтмарком» в Норвегию пришла война».

В марте 1940 года поврежденный «троссшифф» прибыл в Германию, а в августе его переименовали – сейчас судно именовалось «Укермарк» (Uckermark).

«Дитмаршен» и «Нордмарк» участвовали в операциях флота во время норвежской кампании. В частности, «Дитмаршен» в операции «Джуно» сопровождал соединение линейных кораблей «Шарнхорст» и «Гнайзенау», каковые потопили британский авианосец «Глориес» (HMS Glorious), эсминцы «Акаста» (HMS Acasta) и «Ардент» (HMS Ardent), и британский войсковой транспорт, траулер ПЛО и танкер.

«Альтмарк», сидящий на отмели в Йосинг-фьорде по окончании инцидента с освобождением английских военнопленных

разгром и Оккупация Норвегии Франции открыли перед кригсмарине новые возможности крейсерской войны в Атлантике. В осеннюю пору 1940 года все «троссшиффы», включая только что вошедший в строй «Эрмланд», начали вместе с тяжелыми кораблями ВМФ прорываться в Северную Атлантику.

Успех сопутствовал всем, не считая «Альтмарка», что подорвался на мине у берегов Норвегии и должен был возвратиться в Киль. По окончании прорыва неудачи начали преследовать и «Дитмаршен». Предназначенный для снабжения рейдера «Адмирал Шеер» (Admiral Scheer), он из-за неисправностей в машинном отделении был должен возвратиться во Францию. По окончании ремонта танкер 1 января 1941 года должен был выйти в океан для снабжения линейных кораблей «Шарнхорст» и «Гнайзенау», каковые подготавливались к прорыву в Атлантический Океан, но сел на мель.

Больше учавствовать в рейдах ему не довелось. В итоге в операции линейных кораблей под кодовым заглавием «Берлин», которая проводилась с 22 января по 22 марта 1941 года, участвовали «Эрмланд» и успевший отремонтироваться к этому времени «Укермарк».

Но «Нордмарку» выпала часть совершить самый долгий поход по снабжению кораблей ВМФ в океане. Покинув Готенхафен 23 октября 1940 года, в первых числах Ноября он, маскируясь под американский танкер «Прейри» (Prairie), вырвался в Атлантический Океан. Первой операцией стала дозаправка подлодки U 65, которая шла к берегам Западной Африки.

Кроме топлива, на лодку передали торпеды, провизию и воду.

На месте инцидента с «Альтмарком» немцы установили табличку со следующим текстом: «На этом месте 16 февраля 1940 года на «Альтмарк» напали английские морские пираты». Достаточно непривычный эпитет в сторону британского флота времен Второй мировой войны! Табличка сохранилась в музее

14 ноября 1940 года «Нордмарк» прибыл на рандеву к югу от Азорских островов с тяжелым крейсером «Адмирал Шеер», что 5 ноября совершил успешное наступление на конвой НХ-84, посеяв хаос на коммуникациях англичан в северной части антлантического океана. Из-за сильного беспокойства моря для облегчения процесса дозаправки танкер забрал крейсер на буксир. Процесс запасов и пополнения топлива красочно обрисован в книге Йохана Бреннеке и Теодора Кранке «Карманный линейный корабль. «Адмирал Шеер» в Атлантике»:

«Кроме прочих нефтепродуктов и груза топлива, на «Нордмарке» кроме этого были особые холодильные камеры для портящихся продуктов и кладовые для консервов, боеприпасов и запчастей. В патронных погребах царил особый порядок.

Любой боеприпас упаковывали в отдельный коробку и хранили так, дабы на него не имела возможности влиять никакая качка либо вибрация, помимо этого, погреба были оснащены хитроумной совокупностью рельсов, элеваторов и переключателей, которая снабжала доступ к нему с любой стороны. Сейчас эта совокупность ускоренно извлекала 813-килограммовые боеприпасы для тяжелых орудий «Шеера» из снарядных погребов «Нордмарка» и поднимала их на палубу для доставки в погреба карманного линейного корабля… Кроме этого предстояло пополнить и запас торпед; это была еще более узкая и тяжёлая работа, для которой применяли намерено сконструированный плот с дном из скрепленных цепью узких цилиндров, талантливых уступать перемещению волн.

Вместо мотора у этого металлического плота были пара гребцов с веслами. Подскакивая на волнах и медлительно подбираясь к «Шееру», он воображал собой комическое зрелище, в случае если, само собой разумеется, забыть о том, что его грузом были смерть и разрушение».

По окончании данной операции «Нордмарк» в течение шести месяцев практически исчертил всю Центральную и Южную Атлантику. В намерено назначенных штабом районах снабжения «троссшифф» выполнил 41 операцию снабжения. Он пополнял запасы подводных лодок, запасных крейсеров, блокадопрорывателей, таскал на буксире трофейный рефрижератор «Дюкеза» (Duquesa) с огромным грузом куриных мороженого и яиц мяса, в следствии чего взял шутливое прозвище «Южная продуктовая база Вильгельмсхафена».

18 декабря 1940 года в Южной Атлантике «Адмирал Шеер» захватил английский рефрижератор «Дюкеза» с грузом продуктов на борту. В холодильниках было найдено более 3500 тысячь киллограм мороженого мяса, и более 700 тысячь киллограм, либо 15 миллионов свежих куриных яиц! Судно употреблялось до 18 февраля 1941 года, в то время, когда закончился запас угля, и холодильники прекратили трудиться, по окончании чего плавучий холодильник отправился на дно

«Нордмарк» стал спасением для итальянских лодок «Аркимеде» (R.Smg. Archimede), «Галилео Феррарис» (R.Smg. Galileo Ferraris), «Гульельмотти» (R.Smg. Guglielmotti) и «Перла» (R.Smg. Perla), каковые были вынуждены покинуть собственную базу Массауа в Итальянском Сомали из-за опасности её захвата англичанами. Взяв горючее с «Нордмарка», все они смогли благополучно дойти до французского Бордо. 18 мая 1941 года «троссшифф» вошел в Бискайский залив, откуда под эскортом германских миноносцев совершил переход в Гамбург.

Он пребывал в море 212 дней и покинул за кормой 33 664 морских мили, что стало безотносительным рекордом.

Спустя семь дней по окончании прихода «Нордмарка» в Гамбург, 27 мая 1941 года, его систершип «Эрмланд» получил приказ безотлагательно выйти из Ла-Паллиса на помощь поврежденному линейному кораблю «Бисмарк», что преследовали превосходящие силы английского флота. Сразу после выхода он был отозван назад – над германским флагманом уже сомкнулись волны. На этом закончилась крейсерская война германских тяжелых судов в Атлантике, а вместе с ней и действия «троссшиффов» по её обеспечению.

Но их работа на этом не закончилась – потребность рейха в таких судах лишь возрастала.

В строю победителей

9 сентября 1942 года «Укермарк» ушёл из Франции в Японию, дабы стать блокадопрорывателем и доставить в Германию стратегические материалы. Не смотря на то, что он и достиг японских берегов, ему было суждено стать первым погибшим «троссшиффом». 30 ноября 1942 года в Йокогаме, на протяжении работ по очистке топливного танка, на борту «Укермарка» случился сильный взрыв, за которым последовало еще пара.

В следствии пожаров и взрывов погиб не только «Укермарк» с 53 участниками экипажа, но и пришвартованный к нему вспомогательный крейсер «Тор» (Thor) и ещё пара судов.

Судно снабжения «Эрмланд»

Следующим стал «Эрмланд», что должен был в один момент с «Укермарком» прорываться в Японию, но подорвался на мине и возвратился в Нант. Тут 23 сентября 1942 года в следствии нескольких попаданий бомб на протяжении воздушной бомбандировки «Эрмланд» разломился на две части. В августе 1944 года останки судна были затоплены немцами в Нанте с целью заблокировать порт.

Последний вступивший в строй «троссшифф» «Франкен» стал и последним погибшим судном этого класса. Достроенный в Копенгагене весной 1943 года, он практически до самого финиша войны занимается обеспечением германских морских сил на Балтике. В первой половине 40-ых годов XX века зенитное оружие «Франкена» было усилено шести 37-мм автоматов и 16 20-мм автоматов, но танкер это не спасло.

5 апреля 1945 года «Франкен» последний раз передал резервный боекомплект 280-мм снарядов на сдерживающий своим огнём наступающие войска СССР тяжелый крейсер «Лютцов», а 8 апреля в Данцигской бухте у косы Хель штурмовики Ил-2 ВВС Балтфлота разбомбили «троссшифф», что взорвался и разломился на две части.

Пара бомб со штурмовиков Ил-2 так скоро оторвали носовую часть «Франкена», что первоначально советские летчики заметили на снимках два судна. В конечном итоге же танкер был один, причем с оторванным носом он продержался на поверхности больше двух часов

Из всей пятёрки благополучно пережили войну «Дитмаршен» и «Нордмарк», которым предстояла продолжительная судьба. Эти суда с 1942 года находились по большей части в Норвегии, которую покинули в самом финише войны. «Дитмаршен» был захвачен британцами в Бремерхафене в мае 1945 года в исправном состоянии. Они переименовали судно в «Саутмарк» (Southmark), но согласно решению рабочей группы по репарациям «троссшифф» был передан США.

В январе 1946 года его включили в состав американского флота, а 1 октября того же года судно приобрело новое имя «Конека» (USS Conecuh). Затем танкер 10 лет служил в составе американского флота, а в первой половине 60-ых годов двадцатого века был сдан на слом. Таковой большой срок говорит о том, что американцы оценили преимущества германского «снабженца», не смотря на то, что и сами по результатам войны на Тихом океане владели замечательным и развитым плавучим тылом.

«Нордмарк» сдался британцам в Копенгагене в апреле 1945 года. Они перевели его на базу в Росайте, где, не мудрствуя лукаво, переименовали в «Нортмарк» (Northmark) и включили в состав собственного запасного флота. Переоборудование под английские стандарты закончилось в ноябре 1945 года, в то время, когда война уже закончилась, и судно перевели в резерв с месячным сроком ввода в строй.

7 июля 1947 года «Нортмарк» был выведен из резерва и включен в состав Королевского флота как «Булавайо» (HMS Bulawayo).

Американское судно снабжения «Конека», экс-«Дитмаршен»

Переименованию предшествовала маленькая история. Начальник танкера кэптен Шорт (Kenneth A. Short) обратил внимание руководства на то, что «Нортмарк» звучит пара неясно и, быть может, его стоит переименовать. Вторым аргументом было то, что сравнительно не так давно погибший посланник Южной Родезии Джон Остин (John Austen) завещал флоту сумму денег прося назвать корабль в честь города Кве-Кве (Que-Que), главой горадминистрации которого он имел честь быть.

Адмиралтейство неизменно весьма пристально относилась к подобным просьбам, но наименование «Кве-Кве» для корабля Королевского флота его полностью не устраивало. Связавшись с родственниками Остина, моряки с учтивостью узнали, не будут ли те против, в случае если корабль возьмёт наименование «Булавайо», в честь другого города Родезии. Родственники дали согласие, и судно получило четвертое и последнее имя.

Королевский флот подверг «Булавайо» всесторонним опробованиям – танкер заправлял в море линейные корабли, авианосцы, эсминцы, применяя скорости хода и различные ордеры. В случае если пополнение запасов горючего было для англичан не в диковинку, то передача боезапаса в открытом море ранее ими не практиковалась. По результатам опробований была отмечена отличная управляемость корабля, мощность его перекачивающего оборудования, успешная винторулевая несколько, которая снабжала минимальный кильватерный след.

Эффектное фото «Булавайо». На переднем замысле — полетная палуба английского авианосца «Глори» с ударными «Файерфлаями» различных модификаций и истребителями «Си Фьюри»

Полезность флоту для того чтобы танкера была очевидна, но, как и у других союзников, взявших германские паротурбинные суда, с его сложной энергетической установкой у британцев появились неприятности. По окончании четырех рейсов за нефтью в Вест-Индию «Булавайо» поднялся на долгий ремонт котлов в Портсмуте. По окончании ремонта с ним еще проводились разные тренировки по дозаправке судов, но в активной работе танкер больше не принимал участие.

В первой половине 50-ых годов двадцатого века корабль был выведен из состава флота и в 1955 году разделан на металл. Однако, с 1951 по 1960 гг. лучшим судам снабжения, базировавшимся на Средиземное море, вручался кубок «Булавайо» – презент города кораблю.

Память о «троссшиффах» не провалилась сквозь землю и в послевоенных ВМС ФРГ: в состав бундесмарине в различные годы входили суда снабжения «Дитмаршен» и «Вестервальд». Такова история «грузовых судов» кригсмарине, каковые стали родоначальниками класса судов комплексного снабжения, без которых на данный момент не обходится ни один большой флот мира.

Литература:

  1. Редер Э. Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Фашисткой германии. 1935–1943 гг. – М.: Центрполиграф, 2004
  2. Йохан Бреннеке, Теодор Кранке. Карманный линейный корабль. «Адмирал Шеер» в Атлантике – М.: Центрполиграф, 2004
  3. http://www.german-navy.de
  4. http://www.historicalrfa.org
  5. http://www.go2war2.nl
  6. https://archive.org

Разведопрос: Клим Жуков про Ютландское сражение


Темы которые будут Вам интересны: