Барабанный телеграф африки: принцип работы

Барабанный телеграф африки: принцип работы
    «Говорящий барабан» Основная изюминка «говорящего барабана» — наличие между мембранами шнуров натяжения, разрешающих изменять в ходе игры высоту звучания инструмента.

Имеется! Задолго до радиопередатчиков, громкоговорителей и усилителей мощности люди обучились передавать на далекое расстояние звуки собственного языка. Примерно, но ясно.

Эти люди жили в Африке. А белые европейцы — миссионеры и путешественники — постоянно удивлялись : ну из-за чего очередное затерянное в глубинах Африки племя, очевидно ни при каких обстоятельствах не видевшее белых людей, внезапно откуда-то определит об их будущем визите?

Говорили, к примеру, что, в то время, когда выдающийся британский путешественник, компаньон известного Ливингстона, а заодно пионер английского колониализма Генри Мортон Стэнли путешествовал по Центральной Африке, известия о его продвижении бежали впереди самого первопроходца приблизительно на 1500 км. Стремительнее телеграфа разносились по Тёмному континенту новости о наибольших политических событиях в Европе, к примеру о сражениях Первой Мировой.

Огромные территории в Африке связывала между собой сеть релейной связи, выстроенной на барабанном бое. От деревни к деревне легко мгновенно по тем временам перелетали сообщения, заключавшие в себе очень сложную данные.

В дуэте с барабаномПроще всего было бы высказать предположение, что африканцами была изобретена некая совокупность кодов для тех либо иных событий: ну, скажем, три удара с громадными промежутками, три с мелкими — пожар; два громких, два негромких — приближается неприятель. И вправду, в сообщениях, которыми столетиями обменивались африканские барабанщики, такие звучащие «иероглифы» находились.

Но воистину неповторимой изюминкой этого старого телеграфа стала свойство передавать не знаки, а фразы и слова человеческого языка. Как это вероятно?

Барабан относится к инструментам с неизвестной высотой, потому что удар палочки по натянутой коже создаёт шум, другими словами хаотичный комплект звуков различной частоты. У инструментов, аналогичных барабану, имеется только такая черта, как относительная высота, другими словами преобладание в шуме звуков высокой либо низкой частот. В принципе, барабан возможно подстраивать, меняя натяжение мембраны, и тогда инструмент будет звучать «в целом» звонче либо басовитее.

Но в европейской музыкальной традиции никто не додумался делать это в ходе игры. Но додумались в Западной Африке. В том месте показался «говорящий барабан».

Как сейчас считается, первыми, кто забрал в руки эти необыкновенные инструменты, стали гриоты — западноафриканские музыканты и бродячие сказители, трубадуры Тёмного континента. Культура гриотов развивалась среди народов хауса, йоруба, сонгаи, волоф и других: сейчас эти этносы живут в таких государствах, как Нигерия, Гана, Бенин, Нигер, Того. Мастерство гриотов, составлявших особенную касту в средневековых обществах Западной Африки, было синтетическим.

Оно обычно включало в себя пение, танец, игру на музыкальных инструментах. Звуки «говорящего барабана» были встроены в представление, становились дополнительным голосом, говорящим со слушателями.

Поющие языки

Сказать барабан обучился благодаря собственной особенной конструкции. По форме его корпус похож на песочные часы — из-за узкой «талии» посередине. С двух сторон барабан имеет по кожаной мембране, причем мембраны соединены между собой шнурами натяжения, каковые идут на протяжении всего корпуса-резонатора. Музыкант держит барабан под мышкой и, нажимая локтем и плечом на шнуры, изменяет натяжение мембраны.

Игра производится посредством одной изогнутой барабанной палочки, причем звуки, каковые в следствии получаются, имеют четкую тоновую доминанту: не обращая внимания на шумовые примеси, их легко различать по высоте.

Барабанщик может не только играть на таком барабане несложные мелодии, но и делать что-то наподобие «бендов», другими словами медлено поменять высоту «ноты» в ходе ее звучания. Данный эффект кроме этого достигается работой со шнурами натяжения.

Стоит заявить, что что-то похожее на западноафриканский «говорящий барабан» возможно отыскать и в другом финише мира. Южноиндийский барабан идакка кроме этого имеет «шнуровку» и талию по бокам, благодаря которой изменяется натяжение мембран, в следствии чего барабан «поет». Но нигде в штате Керала (именно там распространен данный инструмент) ничего похожего на передачу фраз и слов посредством ударных инструментов не отмечено.

Быть может, вследствие того что между языком малаялам, распространенным в Южной Индии, и языками Западной Африки имеется принципиальная отличие. Многие западноафриканские языки — тональные, другими словами (подобно тому, как это происходит, к примеру, в китайском языке) относительная высота звука, с которой сказан слог, имеет смыслоразличительное значение. Дабы запомнить слово, нужно не просто усвоить последовательность согласных и гласных, но и слышать, и мочь воспроизводить его тон.

Исходя из этого обращение на западноафриканских языках являет собой последовательность слогов, «пропеваемых» с различной высотой. Ту же песню может повторить «говорящий барабан». Но что это даст?

Барабан все равно не воспроизведет ни гласных, ни согласных, а тонов — какое количество бы их ни было: два, три либо четыре — через чур мало, дабы указать на неповторимое слово. согласных и Сочетаний гласных все равно намного больше.

Все это верно, в случае если речь заходит лишь об одном слове. Но в случае если забрать достаточно продолжительное устоявшееся словосочетание, то его тональную структуру определить будет легче, в особенности в случае если слушатель — носитель языка. И вот барабанщики придумали заменять одно слово целой фразой, в которой искомое слово, очевидно, присутствует.

Другими словами слово «луна», к примеру, будет заменено словосочетанием «луна, которая наблюдает на землю».

Нетрудно подметить, что при таком методе передачи информации в ее содержании появляется избыточность, но только эта избыточность и позволяет применять барабан как средство коммуникации, не прибегая к особому кодовому языку.

Уходящие секреты

Не обращая внимания на то что барабанный телеграф создавал на большую территорию Африки «единое информационное пространство», сам внешний вид «говорящих стиль» и барабанов игры на них очень сильно различался от местности к местности и от этноса к этносу. Да и функции инструмента не сводились к обеспечению дальней связи. К примеру, у народа эве, живущего в Того и Гане, существует синтетическое мастерство «адзогбе», в котором игра на барабанах встраивается в вокально-танцевальное представление.

Наряду с этим мастер адзогбе обязан не просто уметь «сказать» на барабане, но и вставлять понятные слушателям изречения и фразы в сложные полиритмические конструкции.

Со временем, по мере того как Африка все больше подпадала под влияние и власть европейских держав, мастерство общения посредством барабанов деградировало. Показался телеграф, после этого радио, да и сами барабанные беседы становились для белых все меньшим и меньшим секретом.

Британский миссионер Джон Кэррингтон, живший и трудившийся с конца 1930-х годов в Бельгийском Конго (где, как и в Западной Африке, были привычны с барабанным телеграфом), не только выучил язык местного народа келе, но и освоил перевод этого двухтонального языка на язык ударов по натянутой коже. Возвратившись в Европу, он во второй половине 40-ых годов XX века детально обрисовал собственный опыт в книге, которая именовалась, очевидно, «Говорящие барабаны Африки».

Статья «Говорящая кожа» размещена в издании «Популярная механика» (№129, июль 2013).

Галилео. История изобретений. Телеграф


Темы которые будут Вам интересны: