Барминград: забытый город

Барминград: забытый город

На чем лететь

К разработке долгосрочной базы на Луне КБ приступило в первой половине 60-ых годов двадцатого века. В то время задание казалось не более фантастичным, чем полет человека в космос либо изготовление луноходов. К слову, долгосрочная орбитальная станция считалась куда более сложным делом.

Был кроме того установлен срок заселения первого лунного города — финиш 80-х. Существовало и неофициальное наименование города — Барминград, по фамилии главного конструктора КБ Владимира Бармина.

По словам одного из разработчиков баз Юрия Дружинина, в качестве ракет-носителей для космонавтов и доставки грузов на Луну рассматривались три варианта: УР-700 конструкции Челомея, Р-56 — Янгеля и Н-1 — Королева. Самым настоящим проектом была Р-56, воображающая связку уже отработанных блоков. Самым нереальным — королевская Н-1, которую предстояло создать с нуля.

Однако, советским правительством в качестве главного транспортного лунного корабля был выбран огромный носитель Н-1 стартовой массой 2200 т, талантливой выводить на орбиту нужный груз в 75 т. Персонал на базу должен был доставляться лунными судами ЛК, разрабатываемыми КБ Королева для высадки советских астронавтов на Луну.

Дальняя база

Для чего отечественной стране пригодилась база на Луне? Для военных это огромная пусковая площадка для размещения боевых ракет, фактически неуязвимых с Почвы, и база для размещения разведывательной аппаратуры, смотрящей за США. С научной точки зрения Луна, в первую очередь, интересовала как отличная астрономическая база.

Геологи планировали заняться разведкой нужных ископаемых: в частности, спутник Почвы богат тритием, совершенным горючим для термоядерных электростанций будущего.

Барминское КБ неспециализированного машиностроения было всего лишь головной организацией. Всего же к работам по созданию лунного города было привлечено пара тысяч (!) организаций. Работы делились на три главных темы: сооружения, налунный транспорт и энергетика. Программа предусматривала и три этапа развертывания базы. Сперва к Луне стартовали автоматические аппараты, каковые должны были доставить на Землю пробы грунта с места предполагаемого размещения базы.

Позже на Луну доставлялся первый цилиндрический модуль базы, первые космонавты и луноход-исследователи. Потом налаживалось регулярное сообщение по маршруту Земля — Луна — Земля, доставлялись новые модули базы, луноройная техника, монтировалась АЭС, и начиналось плановое освоение естественного спутника. Работа на базе планировалась вахтенным способом по 12 человек, добрая половина — космические монтажники.

Любая смена — по полгода.

Строения-трансформеры

Специфика первого этапа разработки лунной базы заключалась в том, что в начале работ не было не только опыта пилотируемой космонавтики, но кроме того правильных информации о структуре поверхности Луны. Единственное, что было ясно, — для эксплуатации в условиях Луны не пригодны особые сооружения, созданные для изучения Арктики, изучения океанских глубин и для полета человека в космос.

Дабы обеспечить долгое нахождение человека на Луне не хватает сочетать в одной конструкции легкость арктических домов, защищенность и прочность батискафов космических судов. Нужно еще вынудить конструкции надежно трудиться многие годы. Нужным требованием при создании лунных стационарных сооружений стало условие изменения конструкции. Конструкция обязана обеспечить значительно громадные рабочие количества, если сравнивать с транспортными.

В начальной стадии разработки, архитекторы забрали за базу привычную прямоугольную форму сооружения. Выбранная конфигурация подкупала хорошим сочетанием и удобством планировки конструктивных элементов твёрдого каркаса с внутренней мягкой оболочкой. Силовой ребристый остов был компактен при перевозке и легко трансформировался.

Заполнение ячеек вспенивающимися пластмассами давало возможность взять прочные и качественные лунные сооружения. Но кубическая форма в архитектуре была неоптимальной для Луны. Главный вопрос космической архитектуры — определение рациональных размеров помещений и организация внутреннего пространства ячеек.

Лишний количество лишь ухудшал весовые характеристики помещений.

Жизнь в цилиндре

В итоге остановились на цилиндрических и сферических помещениях. Интерьер оборудовался надувной мебелью. Учитывая советы психологов, ячейки для проживания проектировались для двух человек. Для парирования результата замкнутого пространства архитекторы подбирали особые цветовые сочетания окраски интерьера и разрабатывали новые виды освещения.

Для передачи световой энергии от солнечных концентраторов использовались эластичные и полые световоды, изготовленные из пленочных материалов. КПД передачи световой энергии для таких устройств достигал 80%. Опыта долгих полетов не было, и психологи предвещали скорую депрессию лунных обитателей. Исходя из этого на базе планировались мнимые окна с нарисованными пейзажами, каковые иногда бы изменялись.

На экран перед велотренажером предлагалось проецировать заблаговременно снятые фильмы, дабы создать у астронавтов эффект поездки по простой Почва.

По сути, в СССР в первый раз без шуток занялись эргономикой и дизайном жилых помещений. В разных НИИ отрабатывались разные разработки трансформируемых конструкций. К примеру, надувные самозатвердевающие строения. Рассматривались ленточные конструкции. В транспортном состоянии сооружение напоминало железную цилиндрическую оболочку, лишь сдутую и скрученную в рулон.

На месте она заполнялась сжатым воздухом, надувалась и в будущем сохраняла форму самостоятельно. самые интересными были сооружения из биметаллов — материалов с тепловой «памятью». Готовые сооружения из для того чтобы материала особенным образом сплющивали, превращая в компактную лепешку, и транспортировали на Луну.

Под действием большой температуры (днем на поверхности Луны +1500C) конструкция принимала начальный вид. Но все эти фантастические конструкции так и не преодолели стадий макетных опробований. Бармин в итоге остановился на достаточно простом цилиндрическом модуле-бочке.

Подземный город

Полноразмерный прототип в полную величину был выстроен в КБ неспециализированного машиностроения, и на нем довольно продолжительное время отрабатывалась компоновка будущих модулей базы. По непонятным соображениям его разрешили войти в утиль, и от него на данный момент сохранились лишь фотографии нехорошего качества. Сама же первая база должна была состыковываться из девяти модулей (любой длиной 4,5 м), каковые должны были неспешно доставляться на Луну транспортными судами.

Готовая станция сверху должна была быть засыпана одним метром лунного грунта, что по своим чертям есть совершенным теплоизолятором и помогает красивой защитой от радиации. В будущем планировалась постройка настоящего лунного города — с кинотеатром, обсерваторией, ядерной электростанцией, научным центром, мастерскими, спортзалом, столовой, оранжереей, совокупностью создания неестественной тяжести и гаражами для лунного транспорта.

Для лунного города планировалось три вида транспорта — легкий и тяжелый луноходы и главная многофункциональная машина «Муравей». Разработкой занимался ленинградский ВНИИТрансМаш, более узнаваемый созданием военной техники. Часть автомобилей должна была трудиться от аккумуляторная батарей, часть — от солнечной энергии, а те, что предназначались для дальних походов, снабжались ядерными малогабаритными реакторами.

Разработка лунного города была на пике, в то время, когда 24 ноября 1972 года в девять часов утра потерпела аварию четвертая по счету ракета Н-1.

Три прошлых пуска кроме этого окончились трагедией. К этому времени американцы уже три года как разгуливали по Луне. Управление СССР принимает ответ о сворачивании программы Н-1 — самой громкой неудачи Королева.

А без носителя утратил проект и смысл лунного города.

Для чего?

Многие технологии, созданные для лунного города, в будущем нашли собственный использование. Философия модульного построения базы, в то время, когда около главного модуля стыковкой достраиваются функциональные блоки, жива до сих пор: по этому принципу создавалась космическая станция «Мир» и строится Интернациональная космическая станция на данный момент. Вантовые конструкции понадобились при проектировании радарных комплексов.

Разработками по эргономике воспользовались конструкторы подводных лодок: нынешние интерьеры ядерных ракетоносцев — прямые потомки лунных жилищ. И лишь у нас имеется люди с неповторимой профессией — архитекторы лунных городов. Фантастика!

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№9, июль 2003).

Где находится Забытый Город


Темы которые будут Вам интересны: