«Белый слон» сталина

В английском выражение «white elephant» свидетельствует что-то впечатляющее, величественное и одновременно с этим совсем ненужное. Первая мировая дала новое значение этому словосочетанию: «белыми слонами» нарекли лёгкие линейные крейсера английского адмирала Фишера – быстроходные, слабо защищённые и вооружённые маленьким числом тяжёлых орудий. Тридцать лет спустя мысль создания таких судов появилась и в Советском Альянсе – действительно, до воплощения она так и не дошла…

В начале 1945 года рабочей группой под управлением адмирала Л. А. Владимирского (тогдашнего командующего Эскадрой КБФ) при участии моряков, и представителей Главного Управления Кораблестроения и Военно-морской Академии были выяснены три типа крейсеров, требовавшихся советскому военно-морскому флоту:

  • тяжёлый крейсер водоизмещением в 25 000 т с девятью 220-мм орудиями;
  • средний крейсер водоизмещением в 15 000 т с девятью 180-мм орудиями в башнях с раздельным наведением;
  • лёгкий крейсер водоизмещением в 8000 т с шестью 152-мм орудиями.

Наряду с этим длилась постройка крейсеров проекта 68 с двенадцатью 152-мм орудиями – по тогдашней интернациональной классификации они считались лёгкими, не обращая внимания на водоизмещение порядка 12 000 т. Наконец, велось проектирование тяжёлого крейсера проекта 82, предварительное оперативно-техническое задание на что было утверждено адмиралом И. С. Исаковым 3 марта 1941 года. С началом войны работа над проектом закончилась, но уже в сентябре 1943 года возобновилась. Корабль с девятью 305-мм орудиями должен был заменить тяжёлые крейсера проекта 69 (типа «Кронштадт»), не достроенные из-за войны, и противостоять американским «громадным крейсерам» типа «Аляска».

Тяжёлый крейсер проекта 82
Источник: otvaga2004

Но проект 82 получался через чур дорогим и громадным – стандартное водоизмещение корабля превышало 37 000 т. Для борьбы с 203-мм крейсерами он был бы через чур тяжёл и непрактичен. Исходя из этого уже с конца 1943 года разрабатывался другой вариант проекта 82 с 220-мм скоростью и орудиями не меньше 33 узлов – позднее он превратился в проект 66. Но и данный корабль выходил через чур громадным – с изначальных 20 000–25 000 т его водоизмещение неспешно увеличилось до 30 000 т.

Тяжёлый крейсер проекта 66
Источник: otvaga2004

Одновременно с этим, разработка проекта 180-мм крейсера, осуществлявшаяся с сентября 1943 года, зашла в тупик: данный калибр не разрешал действенно бороться с новейшими американскими тяжёлыми крейсерами, тогда как для борьбы с лёгкими крейсерами хватало уже строившихся судов проектов 68, 68-К и 68-бис. Не выручало проект кроме того предложение, сделанное во второй половине 40-ых годов двадцатого века Наркоматом судостроительной индустрии – повысить колличество 180-мм стволов до двенадцати. Стало известно, что сделать это возможно только за счёт ослабления зенитной артиллерии корабля.

«Белый слон» сталина

Лёгкий крейсер «Железняков» проекта 68-К, 1950 год
Источник: С. Балакин. Лёгкие крейсера типа «Чапаев» («Морская кампания», 2010, №1)

Но проект 65 лёгкого 152-мм крейсера развивался дальше – число его орудий увеличилось до девяти, а водоизмещение выросло до 10 000 т. Для него планировалось создать универсальные орудия главного калибра (в частности, по оперативно-техническому заданию от 7 февраля 1947 года), но скоро стало известно, что это весьма непростая задача. В итоге, универсальные шестидюймовки смогли создать лишь американцы для собственных крейсеров типа «Вустер».

Неудивительно, что у советских моряков появилась мысль паллиатива – корабля, что стоил бы, как лёгкий крейсер, но наряду с этим имел возможность не только действенно бороться с лёгкими силами соперника, но и воображать опасность для тяжёлых судов. 1 сентября 1947 года ИО главы Главного морского штаба (ГМШ) адмирал Ю. А. Пантелеев направил главе Военно-морской академии адмиралу В. А. Алафузову, главе Военно-вооружений и морской академии кораблестроения адмиралу Л. М. Галлеру и временно ИО главы Главного управления кораблестроения ВМС инженер-контр-адмиралу Г. Ф. Козьмину предварительное оперативно-техническое задание на проектирование крейсера для борьбы с лёгкими силами соперника. Документ был создан Своевременным управлением ГМШ в соответствии с указаниями главнокомандующего ВМС адмирала И. С. Юмашева.

Лёгкий крейсер проекта 65 (вариант с девятью 152-мм орудиями)
Источник: otvaga2004

Юмашев потребовал выяснить главные размеры и тактико-технические характеристики будущего крейсера, и его тактические преимущества в сравнении с существующими типами судов. Вследствие этого Пантелеев потребовал:

  • от Козьмина – дать задание ЦНИИВК ВМС на предварительную проработку оперативно-определения и технического задания тактико-технических элементов корабля (до 15 сентября);
  • от Галлера и Алафузова – разглядеть вариант предлагаемого типа крейсера и выяснить его тактические преимущества перед проектируемыми типами судов.

Приложением к письму Пантелеева шло само задание, оформленное на шести страницах. За базу корабля брался лёгкий крейсер проекта 65, назначением которого было уничтожение лёгких эсминцев противника (и сил крейсеров), и помощь собственных лёгких сил. Размеры корабля следовало выяснить в следствии предэскизной проработки, но стандартное водоизмещение рекомендовалось взять минимальное.

Артиллерийское оружие крейсера складывалось из шести 305-мм орудий в двух трёхорудийных башнях по корме и носу с большими углами обстрела (не меньше 150° на борт). Универсальный калибр воображал собой двенадцать 130-мм орудий в шести стабилизированных башнях с ромбическим размещением (не меньше шести орудий, стреляющих в одном направлении).

Малокалиберная зенитная артиллерия складывалась из шести счетверённых стабилизированных 45-мм автоматов, и 25-мм нестабилизированных автоматов в спаренных и счетверённых установках (те же 24 ствола). Совокупность управления огнём предусматривала два директора главного и два – универсального калибра, с возможностью вести пламя каждой 130-мм башней самостоятельно упрощённым методом. Любая 45-мм счетверённая установка должна была иметь собственный независимый директор.

За замечательное артиллерийское оружие предполагалось заплатить броневой защитой – борта и толщина палубы по цитадели составляла всего 25 мм. Непотопляемость обеспечивалась разделением на отсеки, сотовым устройством и тройным дном подводной части корабля. Но большая скорость хода должна была составлять не меньше 40 узлов.

Предлагалось кроме этого просчитать вариант корабля с большой скоростью в 43 узла.

"Наверное," 305-мм артиллерия была признана через чур замечательной для лёгкого крейсера, исходя из этого решили остановиться на 220-мм орудиях. Сам корабль взял условное обозначение КРЛ-22. В справке, подготовленной для Управления кораблестроения и озаглавленной «Обоснование строительства крейсеров для ВМС СССР», отмечалось:

«По указанию тов. Сталина ВМС и Наркоматом Судостроительной индустрии во время с ноября 1947 по февраль 1948 г. проработан последовательность вариантов тактико-технических элементов крейсера нового типа (КРЛ-22)»

Целью работ было определение неспециализированных черт нового корабля с замечательным артиллерийским оружием, высокой достаточной живучестью и скоростью хода при минимальном водоизмещении. Основной его задачей являлось в минимальный срок и с громадной дистанции победить крейсерам соперника. КРЛ-22 должен был употребляться:

«1. Для усиления ударной свойстве соединений легких крейсеров и придания и эсминцев им боевой устойчивости.

2. Для вывода и поддержки в наступление легких эсминцев и крейсеров.

3. Для охранения эскадры на переходе морем и в сражении от атак легких крейсеров, эсминцев, торпедных катеров, торпедоносцев и бомбардировщиков»

Предлагались три главных варианта крейсера: водоизмещением в 20 000, 16 000 и 10 000 т. Первые два несли по три трёхорудийных башни главного калибра и по пять двухорудийных 130-мм универсальных установок, различаясь только бронированием (у более тяжёлого крейсера толщина борта должна была составлять 110 мм вместо 60, палубы – 50 мм вместо 65). По расчётам Управления кораблестроения, таковой бортовой брони было достаточно для противостояния 152-мм боеприпасам на растоянию от 70 каб при всех курсовых углах; от 203-мм снарядов пояс защищал на дистанции в 135 каб.

Со своей стороны, бронирование палубы снабжало защиту от 152-мм снарядов на дистанции до 110 каб и от 203-мм – до 98 каб. Так, в сражении с лёгкими крейсерами КРЛ-22 имел бы территорию свободного маневрирования в 40 каб (от 70 до 110 каб). Пользуясь дальнобойностью собственной артиллерии, с этого расстояния он имел возможность бы свободно уничтожать вражеские лёгкие крейсера.

Средний вариант был меньше, а, следовательно – дешевле. Помимо этого, при той же силовой установке мощностью в 280 000 л. с. он имел скорость на два узла больше (38 вместо 36).

Особняком стоял небольшой вариант водоизмещением всего 10 000 т – очевидно происходивший от всё того же лёгкого крейсера проекта 65. Он нёс всего шесть 220-мм орудий и четыре спаренных 130-мм установки, а толщина палубы и брони борта составляла всего 50 мм. Преимуществом этого варианта являлось то, что сокращение водоизмещения разрешало заметно удешевить корабль.

При понижении мощности автомобилей до 210 000 л. с. большая скорость составляла 37 узлов.

Как возможно делать выводы, Главному представителям и морскому штабу военно-морских академий больше нравился самый недорогой вариант водоизмещением в 10 000 т, в то время как представители судостроительной промышленности и флота склонялись к «громадному» 20 000-тонному варианту.

В апреле 1948 года Совет министров СССР решил утвердить два типа крейсеров – тяжёлые с 305-мм артиллерией (проект 82) и лёгкие со 152-мм артиллерией (уже строившиеся суда его 68 модификаций и проекта). Проектирование вторых крейсеров, а также проекта 65 с его 180-мм и 220-мм вариантами, предполагалось «временно отложить».

Со своей стороны, Минфин должно было впредь до утверждения техплана на 1948 год выделить на научно-исследовательские и умело-конструкторские работы по тяжёлым крейсерам 25 млн рублей (15 млн – Министерству судостроительной индустрии, 10 млн – Министерству оружий). Средства на покрытие всех затрат по работе над проектом 65 выделялись по отчётной калькуляции ЦКБ-17; на оплату затрат по проектированию артиллерийского оружия для проекта 65 и КРЛ-22 – по отчётной калькуляции Морского артиллерийского Центрального конструкторского бюро. Так завершилась история с «белыми слонами» для советского флота, не смотря на то, что 220-мм крейсер скоро на некое время возродился в проекте 66.

Перечень источников:

  1. Центральный Военно-Морской Архив, фонд 13, опись 71, дела 734, 1138, 1264, 1279

Оксана Акиньшина © В.Высоцкий »Песня про белого слона»


Темы которые будут Вам интересны: