Безжалостная британская «катапульта»

Вторую мировую войну Франция и Англия начали, пребывав в одном лагере. Как и между любыми амбициозными странами, между этими двумя государствами имелся классический комплект экономических и политических противоречий, но неспециализированная угроза в лице Германии в очередной раз сплотила их. Кто бы имел возможность поразмыслить, что чуть более чем через год по окончании начала войны Британия постарается потопить большую часть французского флота…

Побеждённая Франция: между молотом и наковальней

24 октября 1940 года на ЖД вокзале города Монтуар храбрец Первой Мировой, «верденский победитель», 84-глава и летний маршал французского страны Филипп Петен встретился с германским рейхсканцлером Адольфом Гитлером. Фавориты победившей и побеждённой государств закрепили результаты собственной беседы рукопожатием.

Под историей Третьей республики, которая формально прекратила собственное существование ещё в последних числах Июня — начале июля 1940 года (22 июня был подписан акт о капитуляции Франции, а 10 июля парламентом страны в театре-кабаре курортного города Виши была принята новая конституция) данной встречей была совершена жирная черта. Франция преобразовывалась в авторитарное страну, достаточно тесно связанное с нацистской Германией.

Безжалостная британская «катапульта»

Французские военнопленные возвращаются к себе из германского плена
vokrugsveta.ru

Спустя семь дней, 30 октября, маршал Петен, пробуя оправдать собственный поступок в глазах соотечественников, в собственном обращении к нации призвал её к сотрудничеству и примирению с Германией:

Французы!
В прошлый четверг я встретился с рейхсканцлером. Отечественная встреча пробудила надежды и породила беспокойство; я обязан дать на данный счёт кое-какие пояснения. […] Я принял приглашение фюрера по свободной воле. Я не подвергался какому-либо «диктату», какому-либо давлению с его стороны. Мы договорились о сотрудничестве между отечественными двумя государствами. […] Министры несут ответственность лишь передо мной. Нужно мной одним свершит собственный суд история.

До сих пор я сказал с вами как папа, сейчас я говорю с вами как глава нации. Следуйте за мной! Храните вашу веру в вечную Францию!

Встреча главы французского страны маршала Филиппа Петена (слева) с рейхсканцлером Адольфом Гитлером (на переднем замысле справа). Правее Гитлера на втором замысле – глава министерства внешей политики Германии Иоахим фон Риббентроп

Единственная из великих (и в экономическом, и в армейском нюансе) держав антигитлеровской коалиции, Франция пережила полный разгром и оккупацию. Наряду с этим организованное в таких условиях правительство смогло не только более 4 лет оставаться «у руля», но и, сохранив большую часть колониальной империи, вести переговоры о месте Франции в новой «германской Европе».

Критически оценивая решения Филиппа Петена, не следует забывать о том, какие конкретно события подтолкнули Францию на вызывающую большие сомнения тропу сотрудничества с ожесточённым и беспринципным агрессором. Во время с 3 по 8 июля в портах Англии, Египта, и нескольких французских заморских владений Королевским ВМФ Англии была совершена серия операций, известных под неспециализированным заглавием «Катапульта»,которая на пара лет вперёд сильно осложнила франко-английские отношения. Сразу после неё вишистское правительство Франции порвало с Британией дипотношения, и предстоящий крен внешней политики Франции в сторону Германии был предопределён.

Лишь операцией «Катапульта» боевые действия армий союзников против вишистской Франции, к сожалению, далеко не исчерпываются. в течении нескольких лет случилась целая череда боевых столкновений, кроме того отдельные из которых по своим масштабам тянули на полномасштабную локальную войну. Давайте разберемся, чем было обосновано ответ Британии на эскалацию прямого конфликта с Францией.

«Владычица морей» нервничает

Вишистское правительство Франции, не считая центральной и южной части метрополии, с середины 1940 года с определёнными оговорками осуществляло контроль полностью широкие колониальные владения в Америке, Африке, Океании и Азии. Под оговорками тут имеется в виду то, что кое-какие владения в южной Азии и Экваториальной Африке (Пондишери и другие города Французской Индии) достаточно скоро перешли под контроль союзников и «Свободной Франции» де Голля, а Индокитай, оставаясь юридически французским, уже с лета 1940 года по факту превратился во франко-японское совладение. Особенно сильными были позиции режима Виши в Северной и Западной Африке.

Сухопутная армия Франции в войне была разгромлена полностью. Но ВМС, большая часть которых размешалась за пределами метрополии, а также в портах средиземноморского побережья, не оккупированного Германией, сохранили солидную часть собственного боевого потенциала. Четвёртый по величине флот мира по окончании поражения Франции в войне имел достаточно неясные возможности.

В соответствии с статье 8 германо-французского соглашения о прекращении боевых действий, его суда обязаны были явиться в порты довоенной приписки, к примеру самые современные французские линейные корабли возвращались бы в оккупированный Германией Брест. После этого под контролем германских и итальянских представителей суда предстояло разоружить, а команды демобилизовать.

29 июня французы смогли «протолкнуть» на переговорах с немцами и итальянцами условие, по которому демобилизация и разоружение экипажей всё-таки должны были проводиться в африканских портах и не оккупированном Тулоне. К сожалению, английское Адмиралтейство из-за затруднённого по объективным обстоятельствам сообщения с ВМС Франции не взяло вовремя информации об данной маленькой дипломатической победе вишистского правительства. Быть может, будь взята эта информация вовремя, роковая «Катапульта» через четыре дня так бы и не выстрелила.

В случае если толковать соглашение о прекращении боевых действий практически, то получалось, что суда Франции не достанутся Германии. Но правительство Великобитании обоснованно полагало, что Германия к трактовке аналогичного соглашения может подойти достаточно «творчески». В любом случае, захоти Германия «приватизировать» французские суда, прибывшие для разоружения во Францию, французы вряд ли имели возможность этому воспрепятствовать.

Согласно точки зрения некоторых французских историков, ещё одним источником франко-английских осложнений были различные значения слова «контроль», что должна была осуществлять Германия над французскими судами в соответствии с соглашения о перемирии, во французском и британском языках. Во французском «контроль» имеет значение, близкое к русскому «наблюдению», а в британском это слово обозначает «управление».

Англия, к середине 1940 года фактически в одиночку сражавшаяся против Германии и её союзников, имела пара сильных козырей, разрешивших ей выстоять в данной борьбе. Островное положение и намного более сильный, чем у Германии, ВМФ обеспечивали относительное самообладание метрополии.

Широкие колониальные владения разрешали снабжать экономику нужными ресурсами, но устойчивое снабжение кроме этого было вероятно лишь при уверенного превосходства на море. Если бы хороший флот Франции попал в руки немцев, то флоты государств Оси в Средиземноморье и Северной Атлантике (с учётом итальянского) стали бы ощущать себя значительно увереннее.

Довольно легко британцами был решён вопрос с французскими судами, пребывавшими к моменту поражения Франции в портах Англии. 3 июля в Портсмуте лишь экипаж подлодки «Сюркуф» оказал вооружённое сопротивление при захвате судна английскими морскими пехотинцами. Два устаревших линейного корабля, два эсминца, пять субмарин и восемь торпедных катеров сдались абордажным командам без боя.

Кроме этого достаточно гладко случилось взятие под разоружение и английский контроль французских судов (ветхий линейный корабль «Лориан», 4 крейсера и пара эсминцев) в египетской Александрии.

Но суда, пребывавшие в подконтрольных вишисткому правительству портах, кроме этого приводили к сильному беспокойству английского правительства.

В Алжире на трёх военно-морских базах пребывали следующие суда: в Мерс-эль-Кебире – 2 ветхих линейного корабля («Бретань» и «Прованс»), два новых линейных крейсера («Страсбург» и «Дюнкерк»), гидроавианосец «Коммандан Тест», 6 фаворитов и последовательность запасных судов; рядом, в Оране – 9 эсминцев, 6 подводных лодок, тральщики и сторожевые корабли; в городе Алжире – 6 лёгких лидера и 4 крейсеров.

Линейный крейсер «Страсбург»
korabli.eu

Гидроавианосец «Коммандан Тест»
naviearmatori.net

Кроме этого из больших судов в Африке пребывали ещё два новых однотипных французских линейного корабля – в Дакаре (Сенегал) – «Ришелье», а во французской части Марокко, в Касабланке – однотипный с ним недостроенный «Жан Бар».

Линкор «Ришелье»
dennilfloss.blogspot.com

В Тулоне, на побережье Средиземного моря Франции, базировались 4 тяжёлых крейсера. В Америке, на Гваделупе, с двумя лёгкими крейсерами («Эмиль Бертэн» и учебным «Жанна д’Арк») был выстроенный из корпуса незаконченного линейного корабля типа «Нормандия» авианосец «Беарн». В начальный период Второй мировой войны данный корабль возглавлял поисковое соединение «L» французского и английского флотов, которое разыскивало карманный линейный корабль кригсмарине «Граф Шпее», а по окончании капитуляции Франции ушло к берегам французских владений в Новом Свете.

Авианосец «Беарн»
ww2db.com
Залп «Катапульты»

Для нейтрализации угрозы перехода французского флота в той либо другой форме под контроль Германии англичане спланировали синхронную (эффект внезапности был нужен везде) операцию на пространстве от Гваделупы до Александрии. Атака на французские суда в мире началась 3 июля, и лишь в Дакаре с опозданием – 8-го. Серия операций взяла неспециализированное наименование «Катапульта».

О событиях 3 июля в Египте и Англии упоминалось выше. Так же бескровно разрешилась обстановка во французской Вест-Индии: благодаря личному вмешательству президента в то время ещё нейтральных США Франклина Рузвельта атака английского флота на французские суда не состоялась. Позднее, по соглашению от 1 мая 1942 года между правительством США и Виши, эти суда были разоружены.

В Северной Африке 3 июля 1940 года события развивались совсем По другому сценарию. Ещё 24 июня господин Дадли Норт, глава морской станции Англии в Гибралтаре, встретился на борту «Дюнкерка» с французским адмиралом Жансулем. На предложение Норта перейти на сторону Англии и продолжить войну с Германией Жансуль ответил отказом, объявив, что будет подчиняться лишь распоряжениям французского (вишистского) правительства.

Наряду с этим адмирал Жансуль заверил англичанина, что ни один французский корабль не попадёт в руки немцев.

До капитуляции Франции Западное Средиземноморье у союзников было территорией ответственности французского флота, сейчас же британцы для действий в этом регионе экстренно формировали в Гибралтаре новое соединение «Н». Его базу составили линейный крейсер «Худ» и авианосец «Арк Ройал». К 30 июня формирование нового соединения, в которое вошли, не считая «Худа» и «Арк Ройала», два ветхих линейного корабля, два лёгких крейсера, одинадцать эсминцев и две подлодки, было завершено.

Эти силы и участвовали в атаке на французов 3 июля.

Силы французов в Мерс-эль-Кебире (базе в западной части Оранского залива), кроме судов, включали в себя пара батарей береговой обороны с орудиями калибром от 75 до 240 миллиметров. Базисная авиация французов имела, по различным данным, от 42 до 50 исправных истребителей «Хок-75» и M.S.406.

Адмирал Джеймс Сомервилл, командующий соединением «Н» до последнего момента, пробовал отговорить Адмиралтейство от атаки на французские суда. Адмиралтейство собиралось предложить Жансулю 4 варианта:

1) продолжение войны на стороне британцев;

2) репатриация в английском порту;

3) разоружение под наблюдением британцев;

4) затопление судов в течении 6 часов.

Сомервилл добился того, что к этому списку был добавлен ещё один вариант, в соответствии с которому французам предоставлялась возможность уйти во Французскую Вест-Индию либо в нейтральные в то время порты США, где суда должны были быть демилитаризованы и переданы под американский контроль (что и случилось в действительности с судами в Гваделупе).

Для переговоров с Жансулем Сомервилл выбрал бывшего военно-морского атташе в Париже капитана Холланда, что имел большое количество дружеских связей среди французских офицеров и в совершенстве знал французский язык. Не обращая внимания на старания капитана, утренние переговоры 3 июля провалились, среди них и по той причине, что незадолго до адмирал Жансуль получил данные о требовании Германии вывести все французские суда из британских портов во Францию на грани срыва перемирия.

В 12:30 английские торпедоносцы «Суордфиш» с «Арк Ройала» скинули магнитные мины на выходе из сетевого заграждения; французский флот был закрытым. Французские линейные корабли находились у причальной стены к морю кормой, почему «Страсбург» и «Дюнкерк» были лишёнными возможности вести пламя главным калибром: обе башни каждого корабля размешались в носовой части.

В 13:10 Сомервилл сказал французам, что в случает отказа от принятия ультиматума он откроет огонь в 14:00. Но шанс на мирное ответ ещё оставался. Жансуль в ответном сообщении передал, что согласен не выводить суда в море и будет ожидать ответа французского правительства на выдвинутый ультиматум.

В 14:00 англичане огня так и не открыли, ограничившись тем, что в половине третьего скинули магнитные мины и на выходе из гавани Орана.

В 15:00 капитан Холланд снова начал переговоры с французами. Всё шло к тому, что англичане и французы достигнут хотя бы временного «джентльменского соглашения», которое закрепит имеющийся статус-кво: французы не выйдут из Мер-эль-Кебира, а британцы не будут больше предпринимать враждебных действий. Но тут в движение переговоров вмешался случай.

Английское Адмиралтейство перехватило распоряжения французского военно-морского министерства, в соответствии с которым крейсерским эскадрам в Тулоне и Алжире предписывалось собраться в Оране и оказать помощь блокированным судам Жансуля. Учитывая тот факт, что применение Францией авиации не разрещалось соглашением о перемирии с Германией, германская рабочая группа была предотвращена о необходимости применения самолётов в Северной Африке.

Как и следовало ожидать, немцы ничего не имели против. Жансуль взял распоряжение ответить силой на силу ещё в 13:05, и в то время, когда Адмиралтейство определило об этом, оно срочно радировало Сомервиллу: «Делайте «дело» скоро, либо вам нужно будет иметь дело с французскими подкреплениями».

В 16:15 Сомервилл во второй раз передал Жансулю угрозу потопить его суда. В этом случае время «Х» было назначено на 17:30.

Схема начальной фазы сражения в гавани Мерс-эль-Кебир 3 июля 1940 года

Французские суда сейчас уже готовься к бою и в 16:40 получили приказ на выход из гавани. В 16:50 были подняты в атмосферу 3 французских самолёта-разведчика, истребители кроме этого пребывали в готовности к вылету. В 16:54 раздался первый залп англичан. Бой проходил в сверхсложных для французов условиях. Неподвижные в его начале, французские суда воображали очень эргономичную мишень для ведущих пламя с 90 кабельтовых английских артиллеристов.

Силуэты французских судов перекрывали друг друга. С одной стороны, это мешало вести пламя им самим, с другой – английские «перелёты» довольно часто попадали в пребывавшие сзади намеченной мишени суда.

Схема неспециализированного хода сражения с побегом «Страсбурга»
hmshood.org.uk

Последовавший приблизительно часовой бой с применением авиации завершился потоплением одного ветхого французского линейного корабля «Бретань», повреждением нового«Дюнкерка» и второго ветхого линейного корабля, и успешным прорывом в Тулон фактически неповреждённого «Страсбурга». Наряду с этим повреждения «Дюнкерка» были не критичными, и рано утром 6 июля британцы предприняли авианалёт с целью «добить» его. В его результате линейный корабль взял важные повреждения и перестал работать до июля 1941 года, в то время, когда на ограниченных мощностях Орана был завершён его частичный ремонт.

В тактическом замысле сражение у Мерс-эль-Кебира, без сомнений, победили британцы. Их совокупные утраты составили всего шесть самолётов, причём большинство экипажей была спасена. Только 2 члена экипажа палубного самолёта «Скьюа» погибли. Французы в операциях 3 и 6 июля утратили, согласно данным из официальных источников, 1297 человек.

Линейный корабль «Бретань» был потерян безвозвратно, как и пара меньших судов.

Но в стратегическом масштабе наступление на Мерс-эль-Кебир как самая кровавая из серии операций «Катапульта» для англичан стало провальным. Яркая задача по уничтожению линейных кораблей была выполнена лишь частично. Дипотношения между Британией и вишисткой Францией были срочно порваны, а бывший в полной мере проанглийским французский флот начал считать британцев соперниками.

Последним эпизодом «Катапульты» была атака английской эскадрой 8 июля 1940 года линейного корабля «Ришелье» в Дакаре. Французский линейный корабль был повреждён торпедой, скинутой с самолёта (в состав атакующей эскадры входил авианосец «Гермес»), а по окончании обстрела 381-мм орудиями линейных кораблей «Резолюшн» и «Бархем» на «Ришелье» взорвалась башня главного калибра.

Плачевные итоги

Ярким выгодополучателем от операции «Катапульта» в итоге была Германия. Отношения между Францией и Великобританией были сломаны так, что военно-морское министерство последней отдало приказ нападать каждые английские суда, где бы они ни пребывали. Французские суда из Северной Африки переводились в Европу, в Тулон, пребывавший довольно неподалеку от германской оккупационной территории.

По воспоминаниям генерала де Голля, приток добровольцев в вооружённые силы «Свободной Франции» быстро сократился сразу после событий в Мерс-эль-Кебире.

Но кроме того колабрационистское правительство Петена в итоге рассудило, что Франции достаточно проблем в связи с оккупацией половины страны Германией, и уже с 5 июля (ещё до повторной атаки «Дюнкерка») военно-морское министерство страны издало новое распоряжение, в соответствии с которому английские суда следовало нападать лишь в 20-мильной территории у французского побережья. Следующей попыткой деэскалации стало заявление французского правительства 12 июля 1940 года, в котором было сообщено о переходе только к оборонительным действиям без помощи бывших неприятелей. Под «бывшими неприятелями» тут подразумевались Италия и Германия.

Однако, операция «Катапульта» не стала последним вооружённым столкновением союзников с режимом Виши. в первых рядах были боевые действия в Экваториальной и Западной Африке, в Сирии и на Мадагаскаре. Попытки вишисткой Франции остаться нейтральной были обречены на провал – в условиях всемирный войны шансов на это фактически не оставалось.

В ноябре 1942 года германская армия оккупировала Южную Францию, пребывавшую до этого под контролем вишистского режима. Немцы постарались захватить и французский флот в Тулоне. Но французские моряки выполнили обещание, которое они давали британцам в первой половине 40-ых годов двадцатого века – в то время, когда германские танки показались на набережной, ко дну пошли 77 французских судов.

В числе затопленных были линейные корабли «Страсбург», «Прованс» и «Дюнкерк», и гидроавианосец «Коммандант Тест». 4 французских подводных лодки и лоцмейстерское судно «Леонор Френель» сумели покинуть гавань и прорваться в Алжир, Оран и Барселону. 3 эсминца и 4 подводных лодки немцы однако успели захватить.

Плакат Вишистской Франции «Не забудем Оран!»

«Катапульта» — одна из самых противоречивых и неоднозначных операций Второй мировой. Англия, появлявшись в непростой обстановке, предприняла такие радикальные меры, что кроме того внутри её военной и политической элит по этому вопросу случился достаточно глубочайший раскол.

Уже через 9 лет по окончании окончания войны, в первой половине 50-ых годов XX века, проводилось намерено посвящённое событиям 3–8 июля 1940 года совещание, на котором английские адмиралы Сомервилл и Норт озвучили негативную оценку распоряжениям собственного правительства 14-летней давности. С ними всецело был согласен и адмирал Каннингем, которому удалось в те дни мирно урегулировать вопрос разоружения французских судов в Александрии. Адмиралы думали, что при наличии дополнительного времени в Мерс-эль-Кебире возможно было бы отыскать мирное ответ.

Источники:

  • Battle summary No.1, Operations against the French fleet Mers-el-Kebir (Oran) 3rd–6th July, 1940 hmshood.org.uk
  • Гаррос Л. ВМФ Франции во Второй мировой. Часть 1 / Перевод И. П. Шмелева. оформление и Составление. Е. А. Грановский, М. Э. Морозов. — СПб.: ЧеРо, 1997. — (Ретроспектива войны на море. Выпуск №15).
  • Анри Руссо, «Франция Виши и Франция Сопротивления», vokrugsveta.ru
  • worldatwar.net
  • Офан П., Мордаль Ж. Французский флот во Второй мировой. — СПб.: Зеркало, 1997. — (Морские битвы крупным планом. Выпуск №11)
  • Мужеников В. Б. Линейные крейсера Англии (часть IV). 1915–1945 гг

Александр Сирота
/
Сутки, в то время, когда Греция сообщила «нет»
В первой половине 40-ых годов двадцатого века фашистская Италия напала на фашистскую Грецию, не обращая внимания на сходство правящих идеологий. Но отступать в итоге было нужно самим итальянцам

  • ВМВ
  • Италия
  • Греция

Александр Сирота
/
Война герцога Амадея
В начале Второй мировой войны на территории итальянских колоний в восточной Африке развернулось нешуточное противостояние нескольких армий

  • ВМВ
  • Италия
  • Африка

Операция Катапульта В ее рамках британская эскадра произвела бомбардировку французского флота


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: