Битлам такое инеснилось: концертная аппаратура

Битлам такое инеснилось: концертная аппаратура
    Аппаратура для поп-концерта Из-за чего концерты «попсы» проводить намного проще, чем выступления рок-музыкантов? Кроме того в случае если вокалист на поп-концерте поет «вживую», звукорежиссер (посредством певческого процессора) заботится лишь о качественном звучании его голоса. Инструментальная фонограмма «минус один» (без вокала) записана в студийных условиях, звучит идеально и не испытывает недостаток в дополнительной своевременной обработке.
    Но, кроме того такая схема обременительна для многих поп-звезд — на их концертах включают не «минусовку», а всецело записанную фонограмму с вокалом. Микрофон при таких условиях употребляется псевдоартистом только для общения с публикой в стиле: «А где же ваши руки?»

1964 год. Beatles в первый раз прилетели на гастроли в Америку. Битломания в разгаре, телешоу с участием Джона, Пола, Джорджа и Ринго взглянуло рекордное количество зрителей. На их концерты желали попасть организаторы — и миллионы сняли в аренду самые громадные залы а также стадионы.

Первая пресс-конференция Beatles на территории США вошла в историю благодаря словам Ринго Старра: «Да, мы любим Бетховена. Особенно его стихи!» Местным репортерам понравился британский юмор. Исходя из этого, в то время, когда Маккартни объявил, что на концертах их иногда бывает не слышно, исходя из этого они довольно часто не поют, а лишь открывают рот, это также приняли за успешную шутку. Пол пара преувеличил, но

Семь тысяч зрителей, заполнивших нью-йоркский «Колизеум», желали видеть лица кумиров, а не их поясницы. Эту возможность они взяли благодаря особой вращающейся сцене. А вот о том, дабы песни были слышны, никто не позаботился. Вернее, тогда просто не умели делать обычный звук в громадных залах и на стадионах. Аппаратура была замечательная, но несовершенная — до зрителей доносились лишь неспециализированные контуры музыкального произведения.

При с Beatles это было не страшно — влюбленные в ливерпульскую четверку зрители (а особенно зрительницы) начинали кричать либо подпевать с первых же аккордов и слышали лишь себя. Слова песен все знали наизусть — и как раз тогда появился феномен хорового пения зала, без которого на данный момент тяжело представить рок-концерт. Но что было прекрасно для Beatles, то не годилось для других групп, около которых не было для того чтобы ажиотажа.

Им также имели возможность подпевать, но их кроме этого желали и послушать.

Слышать себя

Концерты Beatles распознали еще одну проблему. В случае если до зрителей худо-бедно что-то доносилось, то сами музыканты себя совсем не слышали! Колонки были развернуты в сторону зала, музыканты пребывали сзади них, да к тому же размешались через чур на большом растоянии друг от друга, дабы заполнить огромную сцену. «Живьем мы выполняли все вещи значительно стремительнее, чем на пластинках — по причине того, что сами себя практически не слышали! — вспоминал позже Ринго. — Я то и дело вступал не вовремя, по причине того, что не воображал, какое место мы играем. В итоге, вместо постоянного бита я начал отбивать лишь не сильный долю — все равно никто особенно не прислушивался!»

Пара лет для того чтобы «искусства» — и Beatles решили больше не выступать с концертами и стать чисто студийной группой. 1 мая 1966 года на стадионе «Уэмбли» произошло их последнее выступление перед зрителями. Они ушли, покинув звукорежиссерам две задачи — обучиться озвучивать громадные залы и организовать музыкантам на сцене обычные условия для работы.

на данный момент обе эти неприятности решены. И в случае если на каком-то концерте слов солиста не разобрать, а инструменты забивают друг друга — значит, организаторы сэкономили на аппаратуре либо легко звукорежиссер чего-то не может.

Принцип организации звуковых потоков на современном концерте таков: сперва все, что на сцене поется и играется, следует в пульт звукорежиссера, где звуки микшируются и обрабатываются. Причем к звукорежиссеру сигнал попадает не обязательно посредством проводов — имеется радиомикрофоны и подобные устройства для инструментов, складывающиеся из приёмника и передатчика.

Под управлением звукорежиссера, фактически, и появляется та самая звуковая картина, которую обязан слышать зритель. Из пульта звуковой сигнал идет по двум направлениям: в порталы и в мониторы. Порталы — огромные сооружения по обеим сторонам сцены, говорящие на зрительный зал.

Функционально они всегда складываются из трех блоков. В кроссовере сигнал разделяется по частотам, в усилителях (отдельных для высоких, низких частот и средних) улучшается и в звуковых совокупностях преобразуется в звук. Конструктивно усилители довольно часто объединяются с АС в один блок.

Кроме того замечательные порталы музыканты не услышат (а отраженный звук из зала их лишь запутает).

Исходя из этого по переднему краю сцены расположены мониторы — маленькие колонки, обращенные в сторону музыкантов. Благодаря им артисты на сцене слышат то, что сами играются и поют. Помимо этого, хард-роковые гитаристы весьма обожают ставить на мониторы ногу на протяжении собственных пафосных соло Время от времени функцию мониторов делают одеваемые музыкантами миниатюрные наушники.

Часто на концертах возможно слышать, как солист между песнями руководит что-то наподобие: «Прибери гитарку! Голос добавь!» Это не имеет отношения к звуку, что слышат зрители — звукорежиссера в этом случае просят поменять уровень отдельных каналов того звукового потока, что направляться на сцену. Звукорежиссер слышать этого потока не имеет возможности, потому, что совместно со своим оборудованием находится в зале и осуществляет контроль звук для зрителей.

Вообще-то команды звукорежиссеру со сцены на протяжении концерта — моветон. Все вопросы, связанные со слышимостью тех либо иных инструментов на сцене и в зале, должны решаться на протяжении саунд-чека — особой репетиции, посвященной только отстройке звука.

Микрофон микрофону рознь

Во времена Beatles мониторы отсутствовали — и сделать их непременным атрибутом сцены было достаточно непросто. На сцене множество микрофонов, и любой из них готов порадовать слух музыкантов бодрым свистом! Думается, с этим эффектом сталкивался любой человек, державший в руках микрофон — хотя бы от караоке. Чтобы микрофоны не самовозбуждались, был изобретен подавитель обратной связи — прибор, понижающий уровень определенной звуковой частоты, на которой микрофон свистит.

Помимо этого, и сами сценические микрофоны на данный момент менее склонны к неприятным фокусам — они узконаправленные и сигнал из мониторов практически не улавливают.

А для чего на сцене столько микрофонов? Ну, один либо пара —

у вокалистов, и вдобавок? Целая гроздь микрофонов обслуживает ударную установку, и их размещение — настоящее мастерство. Как минимум один микрофон снимает звук каждого барабана (которых как минимум пять) и каждой тарелки, помимо этого, пара несут ответственность за неспециализированную звуковую картину. Само собой разумеется, набор для ударной установки складывается из специальных микрофонов, по причине того, что задачи у них различные.

К примеру, небольшой барабан владеет самым звонким звуком, на его нижнем пластике для пущей звонкости закреплена особая вибрирующая пружина. Его слышно лучше остальных — не просто так Ринго на «глухих» концертах отбивал лишь не сильный долю на малом барабане. А вот громадный барабан-«бочка», на котором ударник стучит посредством особой педали, издает низкие звуки.

Конечно, частотная черта «трудящихся» с этими барабанами микрофонов должна быть разной.

Помимо этого, микрофон нужен и для гитар — причем не только звуковых, но и электрических Именно многие звуковые гитары на рок-концертах звучат без микрофонов, по крайней мере, внешних. В них стоит один либо пара пьезодатчиков, реагирующих на колебания корпуса (корпус резонирует, усиливая звук струн), а время от времени и встроенный микрофон. Сигналы со всех этих источников смешиваются — и на выходе получается похожий на правду звук «акустики».

Так же поступают с виолончелью и другими неэлектрическими инструментами.

А вот для электрогитары микрофон нужен в обязательном порядке. В случае если сигнал с гитары либо бас-гитары «в линию» (в пульт звукорежиссера), то звук выйдет некрасивым, «плоским». Гитаристы и басисты играются через комбик (комбо-усилитель), в котором имеется простейшая обработка и динамик звука.

Помимо этого, у гитариста имеется аналоговые эффекты-педали либо цифровой гитарный процессор, искажающие звук гитары так, как это необходимо для того либо иного музыкального стиля. Уже с комбика сигнал снимается микрофоном и в таком виде идет на звукорежиссерский пульт. Комбик не нужен вокалистам и клавишникам. Но вокалистам в обязательном порядке необходимы средства для трансформации собственного голоса

Пускай Паваротти питает зависть к

Как же не везет оперным певцам! У них имеется лишь одна возможность — учитывать акустику помещения. Не просто так с точностью до сантиметра известны «удачные» места на сценах наибольших театров оперы и балета — и именно там становятся солисты на протяжении выполнения основных арий.

На рок-концерте существенно улучшить собственный вокал возможно посредством особых средств динамической обработки звука Само собой разумеется, никакой звукорежиссер не в состоянии перевоплотить фальшивящего, шепелявящего и безголосого вокалиста в Карузо.

В случае если певческих данных нет по большому счету — о «живых» концертах нужно будет забыть. Но, свет клином на роке не сошелся — в эстрадной музыке смогут отыскать себя те, у кого вместо голоса лицо либо фигура. Так как «попсовые» концерты под фонограмму — дело простое, а в студии с вокалом смогут сделать все, а также «подправить» вокалиста, поющего мимо нот.

Сложнее это сделать в настоящем времени — все упирается в современные вычислительные мощности.

Певческий процессор — прибор, в котором звук голоса оцифровывается, обрабатывается и преобразуется обратно в аналоговую форму. Причем при обработке «в цифре» эмулируется пара отдельных устройств — сигнал как бы проходит последовательно через любой из них. самые важные из них — лимитер/компрессор, шумоподавитель/гейт, деэссер и линия задержки. Увидим, что эти устройства смогут существовать и в виде отдельных устройств, причем аналоговых.

С процессором трудиться эргономичнее, потому, что он содержит множество пресетных (предварительных) установок, каковые заведомо прекрасно звучат — остается только выбрать пресет и произвести правильную подстройку под конкретный голос.

Лимитер ограничивает амплитуду звукового сигнала чтобы не появлялось искажений — другими словами динамики от громкого голоса не должны хрипеть. Оказывает помощь ему в работе компрессор, устройство, «сжимающее» динамический диапазон в приемлемые для данного набора аппаратуры рамки (грубо говоря, громкие звуки компрессор делает тише, а негромкие — громче). Суть действия шумоподавителя ясен из его заглавия, а гейт оказывает помощь ему в работе, определяя, нужно ли на данный момент «давить» шум либо нет.

Избавляться от шума (что генерирует любое электрическое устройство) серьёзнее всего в паузах, поскольку по уровню он в любом случае намного ниже нужного сигнала. В то время, когда на сцене поют и играются, работа шумоподавителя не всегда нужна и время от времени кроме того вредна — он изымает из сигнала определенные полосы частот, на которых может находиться не только шум, но и «нужные» звуки. Гейт по уровню сигнала определяет, имеется ли на данный момент пауза — и, в случае если музыки нет, «закрывает калитку», убирая шум.

Деэссер — находка для вокалистов, у которых через чур акцентированы шипящие и свистящие звуки. Время от времени дело не в вокале, а в микрофоне, обоюдном размещении источника и «микрофона сигнала» и т. д. Как бы то ни было, а всякие присвистывания слушать не весьма приятно, и деэссер их ликвидирует.

Наконец, линия задержки — собирательное наименование для множества устройств, генерирующих «звуковой след» от сигнала. Когда-то примитивные устройства для того чтобы назначения, ленточные ревербераторы, переделывались из катушечных магнитофонов.

У нас первыми применили его в начале 60-х ленинградские «Поющие гитары». Записанный на ленту звук тут же считывался несколькими воспроизводящими головками, расположенными за записывающей — получалось некое подобие эха. на данный момент без разных видов реверберации — холла, дилэя, хоруса и без того потом — нереально представить звук на любом концерте (так же как и на записи).

Конечно, реверберация нужна не только на вокале, но и на всех инструментах также (само собой разумеется, различная). У звукорежиссера имеется особая стойка с разными устройствами для обработки как отдельных каналов, так и итогового сигнала. Помимо этого, любой канал конкретно на пульте регулируется по уровню и по спектру (многополосные эквалайзеры оказывают помощь изменять частотную чёрта сигнала).

Само собой разумеется, звукорежиссер должен быть единомышленником музыкантов и воображать себе, как обязана звучать несколько. Технически безукоризненный концерт — еще не всё, серьёзен саунд, своеобразное звучание коллектива. Мастерство музыкантов и исходящий от них драйв еще необходимо донести до слушателей — без квалифицированного «звукача» это нереально.

Да, современная концертная аппаратура, о которой и грезить не могли битлы в 60-х, может практически всё. Не имеет возможности она только сделать стоящего на сцене артиста увлекательным зрителю — это его личная задача.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№19, май 2004).

Вам и не снилось… (1980) Полная версия


Темы которые будут Вам интересны: