Битва за атлантику: потери германских подводников. часть iii

Германские субмарины, без сомнений, являлись самый технически идеальными подводными судами времен Второй мировой, но по современным меркам они представляли собой достаточно примитивное оружие. Наиболее большим недочётом германских подлодок являлась их малая скорость в подводном положении.

Большая скорость германских подводных лодок в подводном положении до оснащения их шноркелем составляла около 7 узлов (но уже по окончании 2-3 часов хода с таковой скоростью аккумуляторная батарея всецело разряжалась, и лодка была вынуждена всплывать для ее подзарядки), крейсерская же скорость – порядка 2-3 узлов. Низкая скорость в подводном положении создавала определенные неприятности в боевом применении субмарин.

С целью проведения действенной атаки германским подводникам было нужно выйти в район боевого патрулирования, найти цель и, фактически, совершить атаку. Вопрос выхода подлодок в район боевого патрулирования мы уже разглядывали в прошлой части статьи, исходя из этого разглядим вопрос обнаружения цели.

Любой, кроме того самый большой конвой на просторах Атлантики воображал собой довольно малоразмерную цель, двигавшуюся по довольно широкому коридору из порта загрузки в порт выгрузки. Найти цель возможно двумя методами: расположиться на пути следования или осуществлять патрулирование в надводном положении. У каждого из этих способов имеется преимущества и свои недостатки.

Патрулирование в надводном положении требует меньшего количества подводных лодок, но вероятно лишь при отсутствия у соперника большого количества патрульных самолетов. Немцам получалось обширно использовать способ надводного патрулирования лишь в так называемой «черной дыре» Атлантики (удаленных от берега районах вне территорий досягаемости береговой патрульной авиации) и только в течении маленького промежутка времени (в 1941–1942 годах – другими словами, до создания союзниками большого количества эскортных авианосцев).

С позиций безопасности более действенным есть метод ожидания – другими словами, организация лодочного предела на всю вероятную ширину дорог следования конвоя. В начальный период войны организация аналогичного предела на ближних подступах к портам выгрузки и загрузки была очень действенной. Но по мере усиления противолодочной обороны союзников немцам приходилось переносить такие пределы все дальше от портов, что потребовало участия все большего количества подводных лодок.

Не меньшую проблему воображало и проведение действенной торпедной атаки. Средняя крейсерская скорость трансатлантического конвоя времен Второй мировой составляла 7-9 узлов. Для успешной атаки на конвой подлодка в загружённом состоянии должна была появляться предпочтительно на носовых курсовых углах и, само собой разумеется, не за пределами траверза походного ордера.

Но кроме того в случае если подлодка делала все эти условия и проводила атаку, то времени перезарядить торпедные аппараты, догнать конвой и совершить повторную атаку у нее уже не оставалось. Низкоэффективное применение одиночных подводных лодок, при котором атака заканчивалась потоплением одного, максимум двух судов, вынудило командующего подводным флотом Германии адмирала Деница перейти к тактике «волчьих свор».

При новой тактике подлодка, нашедшая конвой, не нападала его, а вела наблюдение в надводном положении, осуществляя наведение на него остальных лодок для коллективной атаки в надводном положении. При аналогичной тактике германские подводные лодки прекратили быть фактически подводными судами, а преобразовывались в суда, талантливые погружаться при опасности.

Битва за атлантику: потери германских подводников. часть iii

Вид с палубы американского корабля береговой охраны «Спенсер» (USS Spencer) на взрывы
глубинных бомб, скинутых с целью потопления германской подлодки U-175, 15 апреля 1943 года
Источник: http://waralbum.ru/11860/

Статистика утрат германских подводных лодок на протяжении боев с силами охранения конвоев по годам выглядит следующим образом:

Обстоятельство потопления

1939

1940

1941

1942

1943

1944

1945

Итого

% от общих утрат

надводные суда

3

4

9

17

33

32

17

115

44

береговая авиация

1

11

66

7

2

87

34

корабельная авиация

2

15

6

23

9

совместные действия надводных авиации и кораблей

1

2

3

3

9

4

подводные лодки

1

1

0

мины

1

2

3

1

другие обстоятельства

1

2

3

1

нет данных

3

6

7

3

19

7

Всего

3

6

10

36

125

56

24

260

100

Из 260 подводных лодок главная масса была потоплена эскортными судами (115 подлодок либо 44% от всех утрат) и авиацией (110 подлодок либо 43% от всех утрат).

Пикирующие бомбардировщики SBD-5 «Донтлесс» (нижнее звено) и торпедоносцы TBF «Эвенджер»
из смешанной эскадрильи VC-21 эскортного авианосца «Кэбот» (USS Cabot (CVL-28)
на протяжении противолодочного патрулирования в Атлантике, 1943 год
Источник: http://waralbum.ru/88942/

Английский эскортный авианосец «Дэшер» (HMS Dasher) направляется в Исландию для проводки
в Англию судов будущего конвоя JW53. Хвальфиорд, февраль 1943 года
Источник: http://waralbum.ru/166291/

Хороша уважения своевременность и оперативность, показанная английским руководством при внесении трансформаций в тактику противолодочной обороны. В 30-е годы главные надежды англичан возлагались на гидролокатор, но уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века их руководство решило о том, что самый эффективным противолодочным средством обнаружения есть 130-сантиметровый радиолокатор, установленный на малых судах сопровождения либо патрульных самолетах.

Уже к 1943 году англичане сумели оснастить собственные противолодочные силы радиолокаторами. Время от времени история оставляет в памяти имя побежденного, но фактически стирает имя победителя: командующий германским подводным флотом адмирал Карл Дениц известен всем, а вот имя адмирала Джорджа Кризи, занимавшего пост начотдела противолодочной обороны английского адмиралтейства, известно намного меньше.

Адмирал Кризи грамотно применял собственные преимущества в затяжной войне на море: оттеснил германские подлодки от портов, чем вынудил их перейти к тактике «волчьих свор», и после этого удачно уничтожал их, пребывавших в надводном положении, посредством авиации. В критический период Битвы за Атлантику, наступивший в первой половине 40-ых годов двадцатого века, 114 из 125 подводных лодок, потерянных немцами, были стёрты с лица земли с применением береговой и корабельной авиации.

Прозорливость, показанная адмиралом Кризи при принятии стратегического ответа о порядке организации противолодочной обороны, нисколько не умаляет как заслуг моряков антигитлеровской коалиции, уничтожавших германские подлодки, так и мастерства германских подводников. Первые смогли воплотить в судьбу разумные замыслы собственного руководства, а вторые, не обращая внимания на очень негативные события, сумели нанести значительные утраты трансатлантическому судоходству.

Вторая часть статьи

Потери во Второй мировой войне


Темы которые будут Вам интересны: