Битва за атлантику: потери германских подводников. часть i

Боевые действия германских подводников во время Второй мировой являются постоянную цепь сражений фактически на всех просторах мирового океана (от Ньюфаундленда до Австралии и от Арктики до мыса Хорошей Надежды). самый известным из этих сражений есть Битва за Атлантику – боевые действия подводных лодок на атлантических коммуникациях во время 1939–1945 годов.

По длительности, размерам театра боевых действий и материальным затратам сторон Битва за Атлантику не имеет аналогов во глобальной истории войн на море. Определяющими для результата любого сражения являются такие факторы как: особенности поля боя и их применение противоборствующими сторонами; силы сторон; компетентность управления. В рамках настоящей статьи мы разглядим статистику утрат германских подводных лодок и поведаем о влиянии отдельных факторов на финал Битвы за Атлантику.

Битва за атлантику: потери германских подводников.<!--more--> часть i

Суда союзного конвоя в гавани Бедфорд-Бейсин в Галифаксе
Источник: http://waralbum.ru/174243/

В первой половине ХХ века морские перевозки по атлантическим линиям составляли порядка трех четвертей от мирового грузооборота морского транспорта. Их главными направлениями являлись:

  1. Североатлантическое – из портов восточной части прибрежной полосы Канады и США в порты Западной Европы (в основном в Англию). Объем перевозок составлял около 65% от всего грузооборота в Атлантике;
  2. Южноатлантическое – из английских колоний в Африке и Азии на протяжении африканского побережья в порты Англии и через Гибралтар в средиземноморские порты. Объем перевозок — около 20% от всего грузооборота в Атлантике;
  3. Западноатлантическое – из портов Южной Америки и из портов Тихого океана через Панамский канал в порты восточной части прибрежной полосы Канады и США. Объем перевозок – около 10% от всего грузооборота в Атлантике;
  4. Центральноатлантическое – из портов восточной части прибрежной полосы Канады и США через Гибралтар в средиземноморские порты. Объем перевозок составлял 5% от всего грузооборота в Атлантике.

Главными узлами транспортных коммуникаций являлись:

  1. Западные, юго-западные и южные подходы к Англии;
  2. Восточные и северо-восточные подходы к Канаде и США;
  3. Район Гибралтара;
  4. Район Панамского канала.

Развертывание подводной войны на атлантических коммуникациях разрешало Германии при успехи успеха решить последовательность стратегических задач, талантливых оказать значительное влияние на ход Второй мировой, в частности:

  1. Нарушение снабжения Англии сырьем, что разрешило бы значительно снизить объемы ее военного производства, а при благоприятном стечении событий привести к коллапсу всей совокупности обеспечения жизнедеятельности страны и вызвать выход Англии из войны;
  2. Нарушение снабжения армий антигитлеровской коалиции на Средиземноморском театре боевых действий;
  3. Нарушение снабжения СССР бронетехникой и стратегически серьёзными материалами

Торпедированный германской подлодкой U-28 голландский танкер «Эулота» уходит под воду
11 марта 1940 года.
Источник: http://waralbum.ru/170648/

О значении, придававшемся германским руководством ведению военных действий в Атлантике, возможно делать выводы на основании информации о утратах подводных лодок на разных театрах боевых действий. Неспециализированные утраты Кригсмарине, понесенные на протяжении боевых походов, составили 644 подводные лодки (тут и потом статистику приводятся по книге Константина Залесского «Вооруженные силы Фашисткой германии»). География потоплений германских подводных лодок выглядит следующим образом:

Район

Количество потопленных подлодок

Процент от общего количества потопленных подлодок

Атлантический океан

435

67

Средиземное море

64

10

Пролив Ла-Манш

33

5

Северный Ледовитый океан

24

4

Индийский океан

12

2

Балтийское море

11

2

побережье Норвегии и Северное море

52

8

Гибралтар

7

1

Нет данных

6

1

Итого

644

100

Утраты Кригсмарине в Атлантике составили 435 подводных лодок из неспециализированных 644 (67% от общих утрат), что разрешает сделать вывод о приоритетности Атлантического театра боевых действий для германских подводников.

Распределение утрат германских подводников в Атлантике по годам выглядят следующим образом:

1939

1940

1941

1942

1943

1944

1945

Итого

Неспециализированные утраты германских подлодок

9

21

33

78

225

202

76

644

Утраты в Атлантике

4

9

23

58

195

106

40

435

Процент утрат в Атлантике от общих утрат

44

43

70

74

87

52

53

67

В предвоенные годы военная теория Германии базировалась на необходимости избежать затяжной войны на истощение. Принятая теория «быстрой войны» предусматривала проведение последовательных краткосрочных армейских кампаний и потребовала создания решающего превосходства над соперником, разрешающего совершить его полный разгром в ограниченные сроки.

Ограничения, наложенные на Германию Версальским мирным контрактом, исключали возможность создания решающего количественного перевеса, что предопределило выговор в строительных работах германских армии по большому счету и подводных сил в частности на создании качественного превосходства. Тактика ведения подводной войны потребовала от германских подводников ответа последовательности последовательных задач: выход в район боевого патрулирования, обнаружение цели, проведение атаки, возвращение на базу. В начале войны германские подводники имели последовательность тактических преимуществ, разрешавших решать задачи в условиях «быстрой войны» и относительно малым числом подводных лодок:

  1. В начальный период войны у союзников отсутствовала действенная совокупность противолодочных пределов, которая разрешала бы действенно противодействовать выходу германских подводных лодок в районы боевого патрулирования. Организация таких пределов потребовала времени и значительных материальных затрат;
  2. Массовый грузопоток обеспечивал нахождение цели для каждой подлодки в каждом походе, что разрешало добиться большой эффективности ведения военных действий. Значительно облегчало немцам использование и поиск торговыми судами для переговоров с береговыми работами или так именуемого «открытого текста» или коммерческого радиокода малой надежности;
  3. Большая протяженность коммуникаций и ограниченный количественный состав судов противолодочной обороны не разрешали соперникам Германии организовать массированную оборону всех перемещаемых грузов, а, следовательно, снижали вероятные утраты Кригсмарине.

Торпедированный германской подлодкой U-47 бельгийский пароход «Вилль д’Арлон» уходит под воду
Источник: http://waralbum.ru/168593/

Превращение Второй мировой в затяжную войну значительно снижало роль германских тактических преимуществ по следующим обстоятельствам:

  1. Организация союзниками по антигитлеровской коалиции противолодочных пределов;
  2. Проведение англичанами мобилизационных мероприятий, что разрешало привлечь в состав их флота большое количество малотоннажных гражданских судов, каковые могли быть использованы в качестве противолодочных средств. Массовое применение аналогичных судов, не обращая внимания на кажущуюся низкую эффективность отдельного судна, разрешало забрать под контроль ближайшие подступы к морским портам западного, юго-западного и южного побережий Британии. Плотный контроль подходов к портам вынуждал немцев переносить район военных действий собственных подводных лодок вглубь Атлантики, уменьшая время их боевого патрулирования (за счет повышения времени на переходы);
  3. Организация морских конвоев, которая осложняла германским подводникам поиск целей и разрешала союзникам усиливать противолодочную оборону транспортных судов.

Конвой союзников в Атлантике. Фото сделано с патрульного дирижабля ВМФ США, 1943–1945 годы
Источник: http://waralbum.ru/196053/

Вторая часть статьи

Потери во Второй мировой войне


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: