Боевые «аборигены» австралийского флота

В годы Второй мировой войны английские и канадские эсминцы типа «Tribal» покрыли себя славой, сражаясь в Средиземном море и Атлантике. Но не следует забывать о том, что два корабля данной серии, выстроенные для Австралии, преодолели почти через всю войну на Тихом океане. Названные в честь племён аборигенов «Arunta» и «Warramunga», они превосходно продемонстрировали себя, завоевав любовь австралийских моряков и уважение американских союзников.

Как складывалась боевая биография этих удачливых эсминцев?

«Самый прекрасный эсминец»

На создание эсминцев типа «Tribal» англичан сподвигло состояние лёгких сил Королевского ВМФ Англии в первой половине 30-х годов – правильнее, их отставание от передовых тенденций кораблестроения. Появление во флотах возможных соперников новейших замечательных эсминцев (таких как японский тип «Fubuki» либо итальянский тип «Navigatori») вынудило британцев задуматься о собственном проекте громадного и быстроходного «супер-эсминца» с сильным артиллерийским оружием.

Проект, подготовленный в 1935 году, предусматривал строительство судов стандартным водоизмещением 1850 т, вооружённых восемью 120-мм орудиями (в четырёх спаренных установках) и четырёхствольным 40-мм зенитным автоматом. Торпедное оружие новых эсминцев было довольно не сильный – всего по одному четырёхтрубному аппарату. Силовая установка мощностью в 44 000 л. с. снабжала большую скорость хода в 36 узлов.

Этот тип эсминцев, известный как «Tribal» (англ. – «племенной», так как суда приобретали заглавия в честь разных агрессивных народностей), первоначально складывался из 16 единиц, заложенных во второй половине 30-ых годов двадцатого века и переданных ВМФ Англии в 1938–1939 годах. Помимо этого, 4 эсминца, выстроенных на английских верфях, взял в 1942–1943 годах канадский флот (ещё 4 корабля, выстроенные конкретно в Канаде, вошли в строй в 1945–1948 годах).

В центре отечественного внимания находятся эсминцы серии «Tribal», принадлежавшие Австралии. Данный тип судов заинтересовал руководство Королевского Австралийского ВМФ ещё до начала Второй мировой. Что неудивительно, потому, что в то время австралийцы располагали только пятью ветхими эсминцами, выстроенными ещё на протяжении Первой Мировой, и замечательные новейшие суда стали бы для маленького флота полезным дополнением.

Более того, их планировалось строить конкретно в Австралии – на единственной пригодной для таковой задачи верфи «Cockatoo Island» в Сиднее. Относительная слабость австралийской кораблестроительной индустрии "настойчиво попросила" тесной кооперации с Англией и очень сильно повлияла как на сроки строительства, так и на количество введённых в строй судов.

Боевые «аборигены» австралийского флота

Эсминец «Arunta» на момент ввода в строй, март 1942 года. Графика живописца Бретта Морроу
Источник: navy.gov.au

Всего в Сиднее смогли выстроить только три корабля типа «Tribal» из шести планировавшихся. Головной эсминец «Arunta» был заложен 15 ноября 1939 года, построен 30 октября 1940 года и введён в строй 30 марта 1942 года. Второй корабль – «Warramunga» – заложили 10 февраля 1940 года, спустили на воду 7 февраля 1942 года и ввели в строй 23 ноября того же года.

Строительство последнего эсминца и третьего серии «Bataan» (начальное наименование – «Kurnai») весьма затянулось: закладка состоялась 18 февраля 1942 года, спуск на воду – 15 января 1944 года, ввод в строй – лишь 25 мая 1945 года. Первый и второй суда взяли классические для собственного типа заглавия в честь племён австралийских аборигенов, а «Bataan» стал необычным знаком австрало-американской дружбы – его переименовали в честь смелой обороны американских армий на Филиппинах в первой половине 40-ых годов XX века.

Уже в строительных работах на австралийские эсминцы типа «Tribal» устанавливалось оборудование и вооружение, которое подобные британские суда приобретали только на протяжении модернизаций с учётом боевого опыта. Одну из башен 120-мм орудий (кормовая возвышенная) заменили спаркой 102-мм универсальных пушек. Помимо этого, ПВО судов усилилось шестью 20-мм зенитными автоматами Oerlikon (в 1945 году их заменили на 40-мм автоматы Bofors), а для улучшения секторов обстрела вторая труба была укорочена.

Кроме английской РЛС управления огнём Type 285, суда оснащались американской РЛС обнаружения воздушных целей SG.

Эсминец «Warramunga» на ходовых опробованиях, январь 1943 года
Источник: navy.gov.au

Вступив в строй в разгар Второй мировой, «Arunta» и «Warramunga» мгновенно стали одними из самых полезных боевых единиц австралийского ВМФ. С первых же дней работы они широко применялись для ответа самого широкого круга задач. Австралийские моряки обожали эти суда и гордились ими. Один из начальников «Warramunga» лейтенант-коммандер Джон Аллистон с восторгом обрисовывал собственный эсминец:

«Превыше материальных факторов впечатлял внешний вид корабля. Как бы вы ни наблюдали на эсминец типа «Tribal», он был не просто красив – он был красив. Баланс между надстройкой и корпусом, и пропорции двух труб, были совершенны.

Добавить к этому сильный клипперский форштевень, грациозно смыкающийся с баком, и вы получите портрет корабля, что возможно оценить как самый прекрасный эсминец из когда-либо выстроенных».

Битва за Австралию

Как было сообщено выше, головной эсминец австралийской серии («Arunta») вступил в строй 30 марта 1942 года. Первым капитаном корабля стал коммандер Джеймс Морроу. В мае перед новой боевой единицей поставили первую задачу – сопровождение конвоев у Тихоокеанского побережья Австралии. Сейчас австралийцам приходилось принимать во внимание с быстро возросшей активностью японских подлодок, и помощь единственного имевшегося в то время современного эсминца смотрелась неоценимой.

11 августа 1942 года «Arunta» начала сопровождать конвои на Новую Гвинею, где шли тяжёлые битвы с наступавшими японскими армиями. Маршрут, связывавший континентальную Австралию со столицей колонии Порт-Морсби, имевшей единственный на острове оборудованный порт, приобрёл стратегическое значение.

«Arunta» в начале боевой работы, апрель 1942 года
Источник: navy.gov.au

Кораблей ВМФ у австралийцев остро не хватало, исходя из этого в то время, когда к несению работы приступил новый замечательный эсминец, это заметно подняло боевой дух моряков. Появление «Arunta» в эскорте обеспечивало транспорту относительную безопасность в водах, где оказались японские подлодки. Достаточно заявить, что за неполный 1942 год эсминец сопроводил 16 конвоев, не считая эскорта отдельных судов.

Один из матросов австралийского торгового флота вспоминал о том, как ему было нужно выходить в море через день после обнаружения вражеской субмарины у побережья штата Новый Южный Уэльс. Только появление эсминца «Arunta» успокоило взволнованных людей:

«В ночь на понедельник мы проснулись в 1:15 от того, что боеприпасы летали у нас над головами. Позднее мы выяснили, что стреляла японская субмарина I-24. Она выпустила 24 боеприпаса по заводу и электростанции… Зная, что мы должны выйти в море на следующий сутки, мы были испуганы, поскольку в том месте имела возможность рыскать подлодка.

Но мы были приятно поражены, в то время, когда заметили, что сравнительно не так давно введенный в строй эсминец «Arunta» и корвет «Kalgoorlie» будут сопровождать нас».

«Arunta» оправдала доверие моряков, одержав одну из немногих побед австралийского флота над японскими субмаринами. 29 августа 1942 года эсминец покинул гавань Порт-Морсби вместе с транспортом «Malaita» водоизмещением 3300 т, шедшим без груза в Каирнс (штат Квинсленд). Через полчаса по окончании выхода из порта (в 12:10) судно взяло попадание одной торпеды с подлодки, привёдшее к сильному крену на борт (позднее транспорт удалось отбуксировать в Порт-Морсби).

Эсминец начал тщательный поиск субмарины, длившийся практически час. Наконец, в 13:05, по окончании установления контакта гидролокатором ASDIC, «Arunta» в течении полутора часов атаковала врага четырьмя сериями глубинных бомб. В итоге австралийские моряки заметили громадное масляное пятно на поверхности воды, что разрешило заявить об уничтожении вражеской подлодки.

Успешная атака принесла коммандеру Морроу приз – орден «За выдающиеся заслуги» (DSO).

Как стало известно по окончании войны, в 10 милях от Порт-Морсби «Arunta» потопила японскую подлодку Ro-33 (средняя подводная лодка типа Kaichu VI стандартным водоизмещением 960 т, вооружённая четырьмя 533-мм торпедными аппаратами и 76-мм пушкой), которая затонула совместно со всем экипажем. Базировавшаяся в Рабауле субмарина, которой руководил капитан 3-го ранга Сигеюки Курияма, погибла на протяжении собственного третьего похода к Порт-Морсби, имея на счету одну победу.

7 августа 1942 года Ro-33 расстреляла артогнём австралийское судно «Mamutu» водоизмещением 300 т, перевозившее эвакуированных – погибло 114 человек. Выжившие поведали, что японские подводники стреляли по тонущим людям из пулемётов. Так, команде эсминца «Arunta» удалось отомстить страшному и ожесточённому сопернику (справедливости для, необходимо подчеркнуть, что эпизод с расстрелом спасавшихся с «Mamutu» оспаривается японскими историками).

Японская подлодка Ro-33
Источник: combinedfleet.com

Скоро эсминец пережил ещё одну встречу с соперником у берегов Новой Гвинеи. В ночь с 6 на 7 сентября 1942 года «Arunta» совместно со шлюпом «Swan» пребывали вблизи залива Милн на протяжении рейда японских лёгких крейсеров «Tenryu» и «Tatsuta», сопровождаемых эсминцами. Японцы расстреляли английский транспорт «Anshun» водоизмещением 3200 т и удалились, закрывая эвакуируемый морской десант.

Шансов перехватить их австралийские суда не имели, да и чуть ли таковой приказ был бы дан (из-за очевидного неравенства сил). Но, спустя полтора месяца австралийцам удался необычный реванш. 22 октября 1942 года «Arunta» и ветхий эсминец «Stuart» удачно высадили пехотный батальон на остров Гуденаф, расположенный у побережья Новой Гвинеи.

За пара дней десантники очистили остров от соперника, и на этот раз уже японский флот не вмешивался в события.

7–10 января 1943 года «Arunta», временно базировавшаяся в Дарвине, обеспечила эвакуацию трёхсот австралийских партизан (избежавших плена солдатах) и беженцев с оккупированного японцами острова Тимор. Прошлые попытки прорваться на остров обошлись австралийцам в разбитый на прибрежных горах ветхий эсминец и потопленный вражеской авиацией корвет. На этот раз рискованная задача была выполнена удачно.

Практически сразу после данной операции к боевой работе приступил второй эсминец серии («Warramunga»), формально введённый в строй 23 ноября 1942 года. Его первым начальником стал коммандер Эмиль Дешане. Полезные суда формально были включены в состав австрало-американского своевременного соединения Task Force 74 (TF 74), организованного весной 1943 года в составе 7-го флота США.

Однако, главной задачей обоих эсминцев на ближайшие месяцы стала конвойная работа у Тихоокеанского побережья Австралии.

«Arunta» принимает почту с американского эсминца «Nicholas», июль 1943 года
Источник: awm.gov.au

Не смотря на то, что в первой половине 40-ых годов двадцатого века «Arunta» и «Warramunga» не смогли стереть с лица земли ни одной неприятельской подлодки, их действия не были напрасны. Достаточно заявить, что с января по октябрь «Arunta» сопроводила 15, а «Warramunga» – 17 конвоев. Сам по себе факт наличия в эскорте современных эсминцев снабжал защиту от японских субмарин, каковые предпочитали не связываться со столь важным соперником. Боевые операции в эти месяцы проводились редко.

Так, в последних числах Июля эсминцы поддерживали высадку морского десанта на остров Вудларк, а 21–26 августа снабжали переход с острова Эспириту-Санту в Сидней австралийского лёгкого крейсера «Hobart», серьёзно повреждённого торпедой японской подлодки I-11. Но, к тому времени угроза вражеских подводных атак конкретно у австралийского побережья была ликвидирована, и сейчас флот союзников имел возможность сконцентрироваться на наступательных задачах. Работа предстояла громадная.

Дорога к победе

В ноябре-декабре 1943 года «Arunta» и «Warramunga» вместе с другими судами соединения TF 74 участвовали в обеспечении высадки американских армий на Новой Британии (Араве и мыс Глочестер). Весьма не так долго осталось ждать, в январе 1944 года, последовала десантная операция в Сайдоре (Новая Гвинея). Отныне и до конца войны основной задачей австралийских эсминцев стала помощь морских десантов, проводимых 7-м флотом США – обстрел береговых целей, противолодочная и ПВО, блокада побережья.

Первоначально морская авиация и японский флот вяло реагировали на эти операции, потому, что они проходили за пределами «стратегического оборонительного периметра». Так или иначе, австралийские моряки взяли полезный боевой опыт, что весьма понадобился им в будущем. Помимо этого, было налажено тесное сотрудничество с американскими кораблями ВМФ.

Артиллеристы «Arunta» ведут пламя из 120-мм орудий по гавани Холландиа, апрель 1944 года
Источник: navy.gov.au

В первой половине 40-ых годов XX века операции, потребовавшие участия TF 74, следовали друг за другом фактически без перерыва. По окончании маленького отдыха, в марте 1944 года эсминцы снабжали высадку американских армий на островах Адмиралтейства. В последних числах Апреля проводилась рискованная операция по захвату гавани Холландиа в Голландской Новой Гвинее, на громадном удалении от основных баз союзников. Но, заметного сопротивления на море и в воздухе союзники не встретили в этот самый момент.

Обстановка изменилась, в то время, когда в мае началась высадка на острова Вакде и Биак. Эту операцию японцы сочли угрожающей собственному оборонительному периметру и постарались доставить защитникам Биака подкрепление. Что стало причиной боевому столкновению с японскими судами, в котором принимали участие «Arunta» и «Warramunga».

Этот бой есть очень скромным по результатам и своим масштабам, но стоит того, дабы разглядеть его подробнее.

По окончании обстрела береговых целей соединение TF 74 под руководством адмирала Виктора Кратчли (1 австралийский тяжёлый крейсер, 3 американских лёгких крейсера, 12 американских и 2 австралийских эсминца) с 4 июня 1944 года охраняло подходы к острову Биак, отразив пара воздушных атак, из-за которых взял повреждения лёгкий крейсер «Nashville». Днем 8 июня появились сведенья воздушной разведки о приближающихся шести японских эсминцах, три из которых буксировали десантные баржи (соединение адмирала Наомасы Сакондзю с подкреплением для защитников острова).

Один из эсминцев («Harusame») скоро потопили американские бомбардировщики B-25, но оставшиеся продолжили перемещение. По окончании 22:00 Кратчли пробовал перехватить японские суда согласно данным самолёта-разведчика, и в 23:30 смог найти соперника на дистанции около двадцати километров. Но застать японцев неожиданно не удалось, и адмирал Сакондзю решил уклониться от боя. Больше часа австралийцы и американцы преследовали соперника, пробуя вести пламя на большой расстоянии стрельбы.

По окончании 1:00 Кратчли приказал американским эсминцам продолжить погоню, а «Arunta» и «Warramunga» должны были искать японские баржи. Результаты были не самыми впечатляющими – американцы добились одного попадания в эсминец «Shiratsuyu», австралийцы нашли и потопили одну баржу. Так или иначе, оказать помощь защитникам Биака японский флот не смог, и будущее острова была предрешена.

«Warramunga» и тяжёлый крейсер «Australia» (на заднем замысле) у острова Биак, май-июнь 1944 года
Источник: awm.gov.au

В июле 1944 года «Arunta» и «Warramunga» принимали участие в захвате острова Аитапе, в сентябре – в высадке десанта на остров Моротай. Это были их последние «остановки» на пути к Филиппинам – 17 октября 1944 года австралийские суда вошли в залив Лейте в составе американской армады. Тут союзникам в первый раз было нужно столкнуться с «божественным ветром» – утром 21 октября японский пикирующий бомбардировщик врезался в мостик тяжёлого крейсера «Australia», нанеся тяжелые потери экипажу.

Любопытно, что погибший на боевом посту начальник крейсера кэптен Эмиль Дешане ещё сравнительно не так давно руководил «Warramunga». Неудивительно, что именно этому кораблю приказали сопровождать повреждённый крейсер на пути в тыловую базу на острове Манус. Оставшемуся же в заливе Лейте эсминцу «Arunta» выпала честь принимать участие в последнем в истории хорошем морском сражении.

Речь заходит о бое в проливе Суригао в ночь с 24 на 25 октября, где американская эскадра адмирала Джесси Олендорфа (6 линейных кораблей, 3 тяжёлых и 5 лёгких крейсеров, 29 эсминцев) преградила путь соединению адмирала ниссан микра ниссан микро (2 линейного корабля, 3 тяжелых и 1 лёгкий крейсер, 11 эсминцев). На протяжении массированной атаки лёгких сил «Arunta», сопровождаемая двумя американскими эсминцами, около 3:20 атаковала японский линкор «Yamashiro», обстреляв его надстройку и выпустив торпеды. Один из зенитчиков австралийского эсминца так обрисовывал эту атаку:

«Мы вели линию эсминцев янки в проливе, и я пологаю, что мы выпустили собственную рыбку на дистанции приблизительно в 7000 ярдов (более шести километров), что далековато, понимаете ли. Но одна вещь мне запомнилась – это то, что у японцев был цветной прожектор, не белый, а какой-то лиловый. И когда мы выпустили отечественную рыбку, мы развернулись на 180 градусов и помчались назад через собственную дымовую завесу… Было страшновато, по причине того, что около мрачно, ты ничего не видишь, и мы не стреляли.

Если ты стреляешь, это прогоняет ужас, по причине того, что ты занят чем-то. Но мы , и это была самая ужасная ночь из тех, что мы знали».

Вероятнее, «Arunta» не добилась торпедных попаданий, но в целом атака эсминцев завершилась полным успехом. По две торпеды попали в линейные корабли «Fuso» и «Yamashiro», погибли японские эсминцы «Yamagumo» и «Michishio». У «Fuso», возможно, пострадали артиллерийские погреба – в 3:45 линейный корабль взорвался и переломился на две части. Сразу после этого «Yamashiro» попал под сосредоточенный пламя линкоров и крейсеров, был атакован второй волной американских эсминцев и в 4:19 перевернулся.

Попытка прорыва через пролив Суригао закончилась для японцев полным разгромом: они утратили оба линейного корабля, тяжёлый крейсер и три эсминца. У союзников пострадал всего один эсминец, ставший жертвой «дружественного огня».

«Warramunga» в 1945 году. В конце войны корабль был окрашен по американской схеме в тёмно-светло синий цвет
Источник: navy.gov.au

Следующий этап борьбы за Филиппины заключался в высадке десанта на наибольший остров страны – Лусон. К тому времени Императорский флот уже не воображал важной угрозы, и ключевую роль в оборонительных действиях японцев предстояло сыграть «божественному ветру». В первоначальный же сутки десантной операции в заливе Лингаен (5 января 1945 года) «Arunta» чуть было не стала жертвой камикадзе. Смертник, летевший на малой высоте, пробовал таранить эсминец, но корабль спасла его хорошая манёвренность.

Самолёт взорвался в воде у борта, смертельно ранив двоих матросов и повредив осколками паропровод. Экипажу удалось за пара часов совершить ремонт в море и запустить машину. «Warramunga» отличилась 6 января, придя на помощь американскому эсминцу «Brooks», протараненному камикадзе. Австралийские моряки потушили пожар, приняли на борт пострадавших и отбуксировали повреждённый корабль в надёжное место, закрывая его зенитным огнём.

Последний год войны был для австралийских эсминцев типа «Tribal» достаточно богатым на события. По окончании успешной высадки десанта в заливе Лингаен «Arunta» и «Warramunga» в феврале-марте принимали участие в освобождении Манилы. После этого, в мае-июне, они снабжали десантные операции австралийской армии на полуострове Вевак (Новая Гвинея) и острове Борнео.

Затем «Arunta» отправилась на ремонт в Сидней, и её заменил наконец-то введенный в строй третий эсминец серии – «Bataan». Но, его участие в военных действиях свелось только к переходу на Филиппины в июле 1945 года. Война уже подошла к завершению, и союзные суда направились к берегам Японии. «Warramunga» и «Bataan» были включены в состав союзной армады, которая 2 сентября 1945 года пребывала в Токийском заливе на протяжении церемонии капитуляции Японии.

Затем «Warramunga» доставила командующего Английским Тихоокеанским флотом адмирала сэра Брюса Фрэзера в порт Йокосука.

Будущее ветеранов

Некое время по окончании войны австралийские эсминцы проходили службу в составе оккупационного контингента в Японии. В 1949–1952 годах «Arunta» и «Warramunga» прошли капитальную модернизацию, усилившую их противолодочное оружие. С эсминцев сняли кормовые башни, заменив их замечательными бомбометами «Squid». Но, бороться с подлодками судам больше не довелось. Вместо этого «Warramunga» и «Bataan» приняли достаточно активное участие в Корейской войне, совершив пара походов к берегам полуострова.

Эсминцам приходилось вести дуэли с неприятельской береговой артиллерией, бороться с сложными погодными условиями – эта тема требует отдельного рассказа.

Данный послевоенный снимок – единственное известное фото, запечатлевшее все три австралийских эсминца типа «Tribal» в одном строю
Источник: navy.gov.au

По окончании Второй мировой в составе Королевского Австралийского ВМФ показалось много новых боевых единиц, и необходимость в эксплуатации эсминцев-ветеранов отпала. Как ни необычно, меньше всех из трёх систершипов прослужил самый новый «Bataan» – в первой половине 50-ых годов XX века, по окончании столкновения с английским боевым кораблём, его вывели в резерв, а во второй половине 50-ых годов двадцатого века списали. «Arunta» вывели в резерв во второй половине 50-ых годов XX века и реализовали на слом во второй половине 60-ых годов XX века. «Warramunga» прослужила в резерве с 1959 по 1963 год, по окончании чего кроме этого была выведена из состава флота.

К сожалению, ни один из австралийских эсминцев типа «Tribal» сохранить не пробовали, не смотря на то, что 120-мм артиллерийский директор и башенная установка с «Arunta» выставлены в качестве монумента на одной из австралийских военно-морских баз. Так или иначе, «Arunta» и «Warramunga» окончательно останутся в истории как самые узнаваемые и деятельно действовавшие австралийские эсминцы Второй мировой.

Главные характеристики эсминцев типа «Tribal» Королевского Австралийского ВМФ во время второй мировой

Водоизмещение обычное/полное, т

Протяженность громаднейшая, м

Ширина громаднейшая, м

Осадка, м

Энергетическая установка

Большая скорость, уз

Дальность хода, морские мили (на скорости 15 узлов)

Артиллерийское оружие

Торпедное оружие

Противолодочное оружие

управления и Средства обнаружения огнём

Экипаж

1927/2745

114,9

11,2

2,75

3 котла, 2 турбины, мощность – 44 000 л. с.

36

5700

3?2 120-мм, 1?2 102-мм, 1?4 40-мм, 6?1 20-мм (в 1945 году заменены на 6?1 40-мм)

1?4 533-мм (4 торпеды)

Гидролокатор ASDIC, 2 бомбомета, 1 бомбосбрасыватель, 20 глубинных бомб

Артиллерийский и зенитный директоры, РЛС управления огнём Type 285, РЛС обнаружения воздушных целей SG

190 человек в начале войны, 250 человек в конце войны (в т. ч. 12–13 офицеров)

литература и Источники:

  1. http://www.awm.gov.au/ (сайт Австралийского Военного мемориала)
  2. http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел сайта Королевского Австралийского ВМФ)
  3. http://combinedfleet.com/
  4. Gill George Hermon «Royal Australian Navy, 1942–1945» (1st edition, 1968) https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070208/
  5. Pfennigwerth Ian «The Royal Australian Navy and MacArthur» – Kenthurst NSW: Rosenberg Publishing, 2009
  6. Моррисон Стив Элиот «Американский ВМФ во Второй мировой: Острова Гилберта, Маршалловы и Новая Гвинея» – Москва: «АСТ», 2003
  7. Патянин С. В. «Суперэсминцы Черчилля. Самые боевые суда Королевского флота» – М: Яуза, ЭКСМО, 2012

Аборигены Австралии. Выживание под угрозой исчезновения. Уникальные кадры. Вокруг Света


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: