Большой торпедный скандал:причины и следствия

Наученный неприятным опытом, командующий подводными силами Тихоокеанского флота адмирал Локвуд решил не ждать предложений конструкторов Торпедной станции в Ньюпорте, а отыскать решение проблемы контактного взрывателя на месте, сомостоятельно. Исходя из этого в первых числах Сентября 1943 года эксперты всех торпедных мастерских основной базы Тихоокеанского флота в Пёрл-Харборе (не забываем, что не считая подлодок торпеды использовали и надводные суда, и палубная авиация) начали искать максимально простой и, что важно, стремительный метод устранения распознанных недочётов контактного взрывателя Mark 6.

Простые ответы

Было предложено пара вариантов решения проблемы, но самыми несложными и очевидными стали два из них. Сила, прижимавшая ударник к стенке канала, была пропорциональна квадрату скорости и массе ударника, но в случае если со скоростью ничего сделать запрещено, то массу в полной мере возможно было уменьшить. Исходя из этого в первом варианте предлагалось уменьшить уже имевшийся ударник высверливанием его изнутри и фрезерованием канавок-«долов» снаружи.

Во втором варианте предлагалось новый ударник, но уже не из латуни, а из лёгкого алюминиевого сплава. В итоге, сделали вывод, что кашу маслом не сломаешь, и объединили оба эти варианта. Цена новой подробности составила менее одного американского доллара.

Как гласит прекрасная легенда, материалом для новых ударников послужили лопасти винтов японских самолётов, сбитых на протяжении рейда на Пёрл-Харбор, не смотря на то, что по ряду причин это представляется маловероятным.

Большой торпедный скандал:причины и следствия

Переделка ударника взрывателя Mark 6 Mod. 1 с целью его облегчения. Реконструкция автора

21 сентября 1943 года подлодка SS-232 «Хэлибат» под руководством капитана 3-го ранга Игнатиуса Гэлэнтина прибыла всё к тому же островку Кахоолаве, неся на борту первые торпеды, снабжённые взрывателями с облегчёнными ударниками. Из семи торпед, выпущенных по многострадальному подводному обрыву сознательно под прямым углом, не взорвалась только одна.

Результаты опробований были признаны удовлетворительными и были срочно доложены Главкому Тихоокеанского флота адмиралу Честеру Нимицу. Взяв его благословение, адмирал Локвуд отдал приказ начать переделку всех имевшихся взрывателей.

30 сентября 1943 года из Пёрл-Харбора вышла в боевой поход подлодка SS-220 «Барб» под руководством капитана 3-го ранга Джона Уотермана. Все 20 торпед у неё на борту были снабжены усовершенствованными взрывателями. К концу октября 1943 года модернизированными взрывателями были оснащены уже все подлодочные торпеды, имевшиеся на Тихоокеанском флоте.

Крейсерская подлодка SS-220 «Барб», первой взявшая торпеды с доработанными взрывателями
Источник:U.S. National Archives, Bureau of Ships Collection Photograph #19-N-83952

Но эта импровизация, не обращая внимания на её эффективность и простоту, была не более чем временным ответом. Было разумеется, что конструкция требует полной переработки, и сделать это имели возможность только эксперты из Торпедной станции в Ньюпорте. К тому времени глава Управления оружий ВМС США адмирал Блэнди уже полностью «перешёл на сторону» Локвуда, тем более что сущность неприятности ему показали посредством лишённого детонатора взрывателя Mark 6 прямо на его рабочем столе.

Подгоняемые со всех сторон конструкторы уже к концу 1943 года создали принципиально новую схему контактного взрывателя. Правильная механика была заменена предельно несложным и надёжным металлическим шариком, замыкавшим контакты электрического детонатора. Новая модель взрывателя была многократно испытана на различных скоростях и под различными углами, продемонстрировала надёжность, близкую к 100%, и в январе 1944 года была принята на вооружение под индексом Mark 6 Mod.

5. Не смотря на то, что этот взрыватель считался только контактным, на нём была оптимистично предусмотрена конструктивная возможность «доустановки» и магнитного детектора — по окончании того, как тот будет, наконец, доведён до ума.

электрический замыкатель и Общий вид взрывателя Mark 6 Mod. 5
Источник: Bureau of Ordnance, Ordnance Pamphlet 635 “Torpedoes Mark 14 and 23 Types“, 1945

Так, спустя каких-то два года по окончании начала войны врождённые заболевания торпед Mark 14 были вылечены. Сбылась, наконец, мечта уже упоминавшегося начальника подлодки SS-184 «Скипджек» Джеймса Коу (к тому времени уже погибшего), изложенная им в кроме этого упоминавшемся уже рапорте от 3 июня 1942 года:

Что нам вправду необходимо тут, на дистанции пуска в подлодке, так это надёжные торпеды. Либо хотя бы правильное знание, что эти «рыбы» будут делать, а что нет. Когда мы это возьмём – многие из тех джапских судов и кораблей, что на данный момент уходят от нас, сходу начнут отправляться на дно.

Ошеломительный итог

Как и предвещал Джеймс Коу, результаты не замедлили сказаться. Как наглядно видно из диаграммы ниже, с конца 1943 года начался резкий рост результативности американских подводных сил. Само собой разумеется, на эти показатели кроме этого повлияло общее опыта увеличение и повышение подводников количества подлодок, но главную роль однако сыграло превращение торпеды Mark 14 в пускай и не самое идеальное в собственном классе, но весьма надёжное оружие.

В будущем модернизированные предположения этих торпед продержались на вооружении разных флотов до 1980-х годов, пока не были списаны последние подлодки американской постройки 1940-х годов.

Количество вражеских судов и кораблей, потопленных подводными лодками США на Тихоокеанском ТВД, с разбивкой по месяцам. Красным обозначены суда и корабли из состава военно-морских и сухопутных сил Японии, синим – торговые суда (сухогрузы, транспорты, танкеры и т.д.)

Диаграмма автора на базе статистических данных из: Joint Army–Navy Assessment Committee,
“Japanese Naval and Merchant Shipping Losses During World War II by All Causes”, 1947

Не нужно думать, что все изложенные выше неприятности касалась только подлодочных торпед Mark 14. Американские надводные суда были вооружены тогда торпедами Mark 15 того же калибра 533 мм, отличавшимися от своих «младших сестрёнок» только большей длиной и увеличенной дальностью. Наряду с этим они имели совершенно верно такие же системы и взрыватели управления глубиной хода.

В их случае провал был хоть и не таким наглядным – ввиду сравнительной уникальности сражений надводных судов если сравнивать с числом атак подлодок – но ещё более оглушительным.

К примеру, на протяжении двух больших кампаний 1942 года – в Голландской Ост-Индии и у Гуадалканала – лёгкие крейсеры и эсминцы ВМС США выпустили свыше сотни торпед, поразив наряду с этим всего три (!) вражеских корабля. Причём третий случай (линейный корабль «Хией») считается очень спорным.

Апофеозом стала попытка американских эсминцев добить личный безнадёжно повреждённый на протяжении сражения у островов Санта-Крус авианосец CV-8 «Хорнет» – лишь три из шестнадцати торпед Mark 15, выпущенных в родных к полигонным условиях, поразили обречённый корабль. Но при «осечек» при применении корабельных торпед особенного шума не появилось, и их неприятности (подобные подлодочным) были решены негромко, что именуется, в рабочем порядке, по мере «лечения» неприятностей торпед Mark 14.

Эсминец DD-384 «Данлэп» создаёт пуск торпеды Mark 15. 3 июля 1942 г.
Источник: U.S. National Archives, Official U.S. Navy Photograph #80-G-413482

На последнем этапе Тихоокеанской войны на вооружение подлодок США поступили малошумные электрические торпеды Mark 18, но главным оружием американских подводников всё-таки оставались доработанные Mark 14 (и их упрощённая версия Mark 23). И как раз они послали на дно самую большую цель из всех, когда-либо потопленных подлодкой за всю историю существования этого класса судов. В 03:17 29 ноября 1944 года подводная лодка SS-311 «Арчерфиш» под руководством капитана 2-го ранга Джозефа Инрайта залпом из шести торпед Mark 14 послала на дно перестроенный из суперлинкора типа «Ямато» авианосец «Синано» полным водоизмещением 72 000 т. Из 4 попавших в цель торпед взорвались все, но на глубине, в среднем, на 1,3 м больше выставленной.

Японский авианосец «Синано» на протяжении ходовых опробований. Токийский залив, 11 ноября 1944 г., за 18 дней до смерти
Источник: Коллекция Морского музея в Куре, Япония (музея линейного корабля «Ямато»)

Всего же на протяжении войны американские подводники послали на дно от 1314 до 1392 судов и японских кораблей неспециализированным тоннажем более 5,3 млн тысячь киллограм. Из них до 214 единиц составляли боевые суда, ещё 116 пришлось на танкеры. Утрата последних уменьшала возможности Императорского флота Японии не меньше действенно, чем утраты кораблей ВМФ.

Экипажи подводных лодок суммарно составляли только 1,6% от общей численности личного состава ВМС США. Наряду с этим на их счёт было нужно 55% всех потерянных японцами судов и кораблей. Причём эта цифра пара «просела» только в 1945 году, в то время, когда в дело активней включились авиация и надводные корабли, а на конец 1944 года часть подлодок превышала 60%.

Распределение тоннажа стёртых с лица земли вооружёнными силами США японских судов и кораблей по «авторам» их потопления. Красным обозначены суда и корабли из состава военно-морских и сухопутных сил Японии, синим – торговые суда.

На базе диаграммы из: Joint Army–Navy Assessment Committee, “Japanese Naval and Merchant Shipping Losses During World War II by All Causes”, 1947

В следствии американским подводникам удалось решить задачу, которая была не по силам их германским сотрудникам. Практически они отрезали от снабжения как саму метрополию островного страны, так и их гарнизоны на захваченных территориях. И большинство целей было потоплено только по окончании решения проблем с торпедами Mark 14.

Данный факт заставляет большая часть исследователей разрешённой темы задаваться вопросом: а как бы сложился движение Тихоокеанской войны, если бы подводные силы ВМС США сначала военных действий были оснащены надёжным оружием? На какое количество бы это сократило время, потребовавшееся для разгрома Японии, и какое количество бы тысяч судеб сберегло?

Самим американским подводникам было нужно заплатить за собственные удачи большую цену. Из 288 американских подводных лодок было утрачено 52, из них 48 в боевых походах. Утраты личного состава достигли 22% от общей численности экипажей.

Иными словами, из похода не возвратился каждый пятый американский подводник, что стало самым большим процентом утрат среди всех родов армий Армии США во Второй мировой.

«Всё ещё в походе», один из мемориалов, посвящённых подлодкам и американским подводникам, погибшим на протяжении Второй мировой. Submarine Veterans World War II National Memorial-West, Naval Weapon Station Seal Beach, California.
Торпедная монополия

Значительно чаще в качестве главной обстоятельства «Громадного торпедного скандала» показывают недостаточное финансирование во времена Великой депрессии. Но, как мы не забываем, создавший две трети неприятностей взрыватель Mark 6 был принят на вооружение за 3,5 года до известного «тёмного четверга» 1929 года. Помимо этого, это не растолковывает и того упорства, с которым разработчики торпед потом отвергали сам факт наличия неприятностей.

Так что разумеется, что существовали и другие обстоятельства, лежавшие значительно глубже.

Основной «антигерой» отечественного рассказа, Торпедная станция ВМС в Ньюпорте, была основана ещё во второй половине 60-ых годов XIX века для производства и разработки тогдашнего подводного оружия – донных и шестовых мин. Но при «самодвижущихся мин Уайтхеда» её роль свелась, в основном, к последующему производству и приёмочным испытаниям данного вида оружия. Разработкой (а сначала легко модернизацией и адаптацией конструкции Уайтхеда) продолжительное время занимались, в первую очередь, частные компании, и эта обстановка сохранялась до начала 1920-х годов.

К примеру, главные американские торпеды Первой мировой, «Блисс-Ливитт» Mark 7 и Mark 8 были созданы компанией «Е. У. Блисс и Ко.». Опытами с электрическими торпедами занимались компании «Сперри Гироскоп Ко.» и «Дженерал Электрик».

Помимо этого, случившийся в тот период взрывообразный рост ВМС США (достаточно отыскать в памяти хотя бы постройку огромного количества эсминцев-«флашдекеров») "настойчиво попросил" громадного количества торпед, что стало причиной основанию ещё двух торпедных станций.

533-мм торпеда «Блисс-Ливитт» Mark 8 на фоне производственного цеха Торпедной станции в Ньюпорте. 1910-е годы.
Эта модель примера 1911 г. продержалась на вооружении торпедных эсминцев и катеров-«флашдекеров» до 1945 г.

После этого наступило масштабное послевоенное сокращение флота, которое стало причиной ожесточённой борьбе «за место под солнцем» – остаться должен был кто-то один. И победа ожидаемо досталась Торпедной станции в Ньюпорте, ставшей с 1 июля 1923 года производителем торпед и единственным разработчиком в Соединенных Штатах. Она же осталась наряду с этим и единственным их испытателем, со всеми вытекающими последствиями аналогичной монополизации.

Отсутствие борьбы с другими конструкторскими коллективами достаточно скоро привело не только к появлению «комплекса гуру», но и к самоизоляции от смежных направлений в технике и науке, включая гидродинамику, геофизику и другое.

Помимо этого, Торпедная станция стала ещё и главной «кузницей кадров». Фактически все офицеры, специализировавшиеся в минно-торпедном деле, в различное время или служили на станции, или проходили в том месте стажировку. После этого они занимали соответствующие должности в подразделениях и частях, а потом и руководящие должности в соответствующем отделе Управления оружий, которому Торпедная станция подчинялась.

Само же это Управление пребывало в ярком подчинении Министерства флота и не входило в «цепочку руководства» Главнокому ВМС США. Так, будущие «эксплуатанты» торпед по определению не имели прямого влияния на процесс их приёмки и разработки на вооружение – хороший пример отсутствия «обратной связи».

Торпедная станция ВМС в Ньюпорте, штат Род-Айленд, 1914 г.
Источник: Naval History and Heritage Command Photograph #NH 92519

В следствии сложилась парадоксальная обстановка, в то время, когда одинаковая организация сперва вела разработки, после этого проводила сдаточные опробования этих разработок, принимали каковые уроженцы данной же организации – вторых экспертов по торпедам забрать было попросту неоткуда. И только позже на всё это наложились упоминавшиеся выше денежные неприятности времён Великой депрессии, вынудившие вовсе отказаться от дорогостоящих натурных опробований.

Совсем к тому времени уверовавшие в непогрешимость и собственную исключительность эксперты Торпедной станции в Ньюпорте особенной неприятности в этом уже не видели. Им было достаточно ими же созданных методик «щадящих» опробований.

Напоследок хотелось бы ответить на два закономерных вопроса.

1. Как ВМС США удалось, в итоге, сломать эту порочную совокупность?

Ответ – никак. Что именуется, «само рассосалось». Необходимость наращивания количеств производства торпед стала причиной восстановлению двух закрытых в первой половине 20-ых годов двадцатого века конструкторско-производственных центров – Торпедных станций в г. Александрия (штат Вирджиния) и в Кипорте в западной части береговой полосы США (штат Вашингтон).

Помимо этого, к разработке новых типов торпед были снова привлечены частные компании. Так, к примеру, электрическая торпеда Mark 18 была создана компанией «Вестингауз», а первая звуковая самонаводящаяся противолодочная торпеда Mark 24 «FIDO» – компаниями «Белл Телефон» и «Дженерал Электрик». Так, монопольное положение Торпедной станции ВМС в Ньюпорте провалилось сквозь землю естественным образом.

Последняя торпеда Mark 14, собранная на Торпедной станции в Александрии (Вирджиния), 1945 г. Всего за войну было выпущено 13 000 торпед Mark 14 и 9600 их упрощённых предположений Mark 23.
Источник: Naval History and Heritage Command Photograph #NH 94117

2. Понёс ли кто-нибудь заслуженное наказание по результатам «Громадного торпедного скандала»?

По солидному счёту – нет. В случае если в Третьем рейхе подобный скандал в первой половине 40-ых годов двадцатого века привёл к суду над четырьмя назначенными козлами отпущения конструкторами германских торпед, то в Соединенных Штатах ничего аналогичного не произошло. Скандал не лучшим образом сказался на предстоящей карьере нескольких офицеров, но не более того.

К примеру, в конце 1943 года, сразу же по окончании «Громадного торпедного скандала», глава Управления оружий адмирал Уильям Г. Блэнди был снят с должности и послан, что именуется, «на фронт», по его прямой профессии – руководить соединением артиллерийских судов. Что, но, сложно вычислять наказанием, поскольку бравый адмирал с самого начала войны и сам рвался повоевать. Не смотря на то, что действия Блэнди по организации бомбардировки при штурме острова Иводзима кроме этого привели к серьёзной критике, это не помешало ему потом возглавить испытания ядерного оружия на атолле Бикини и уйти в отставку полным адмиралом.

Подвести итог циклу статей о «Громадном торпедном скандале» автору хотелось бы цитатой из книги адмирала Джеймса Ф. Калверта, в годы войны служившего на подлодке SS-259 «Джек». Пускай она и содержит упрощения и серьёзные преувеличения, но как раз так американские подводники «первой линии» видели (и видели кроме того спустя половину столетия) ту историю:

Так, к началу осени 1943 года строевые подводники распознали и устранили три важных недостатка торпед Mark XIV: неправильную глубину хода, ненадёжный магнитный взрыватель и тормозившийся ударник. Все три неприятности были решены в передовых частях, на их базах и в их мастерских, без какой-либо помощи из Ньюпорта и Вашингтона.

литература и Источники:

1. U.S.S. Skipjack (SS 184) – War Patrol Report. Serial 0303, June 3, 1942.
2. U.направляться.S. Archerfish (SS 311) – Report of Fifth War Patrol. Serial 013–44, December 15, 1944.
3. USNBDS, “Mine Disposal Handbook, Part II, U. S. Underwater Ordnance“, 1945.
4. Bureau of Ordnance, Ordnance Pamphlet 635 “Torpedoes Mark 14 and 23 Types“, 1945.
5. JANAC, “Japanese Naval and Merchant Shipping Losses During WWII by All Causes”, 1947.
6. Theodore Roscoe, Richard G. Voge, “U. S. Submarine Operations in World War II”, 1949.
7. Charles A. Lockwood, “Sink ’em All: Submarine Warfare in the Pacific”, 1951.
8. Clay Blair, “Silent Victory: The US Submarine War Against Japan”, 1975.
9. James F. Calvert, “Silent Running: My Years на данный момент a World War II Attack Submarine”, 1995.
10. Frederick J. Milford, “US Navy Torpedoes”, The Submarine Review, October 1996.
11. Imperial Japanese Navy Page (www.combinedfleet.com)

Скандал в ОХМАТДЕТ: причины и следствия


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: