«Бранденбургеры» в океане, или провал операции «акула»

24 июня 1943 года юго-западнее Исландии патрульный «Либерейтор» из состава 120-й эскадрильи ВВС Англии нападал и потопил новейший подводный крейсер U 200 проекта IXD2 под руководством подводного аса корветтен-капитана Генриха Шондера (Heinrich Schonder). Лодка погибла совместно со всем экипажем, но кроме 62 подводников на дно Атлантики отправились шесть «пассажиров» из германского подразделения особенного назначения «Брандербург» – несколько под руководством лейтенанта Ганса Брюгмана (Hans Brugmann).

«Бранденбургеры» в океане, или провал операции «акула»

Снимок запечатлел прямое попадание в лодку U 200 бомбы, скинутой с «Либерейтора» 120-й эскадрильи RAF. Бомбардировщик был серьёзно повреждён ответным огнём, но его пилот флайт-лейтенант Фрезер сумел привести самолёт к себе и совершить успешную посадку

Погибшие «бранденбургеры» имели очень необыкновенное задание. Шондер, лодка которого направлялась Индийский океан, должен был высадить Брюгмана и его людей на побережье Южной Африки. По окончании высадки диверсантам предстояло скрытно добраться до порта Дурбан и подорвать плавучий док.

Но благодаря английским лётчикам несколько Брюгмана была ликвидирована раньше, чем смогла выполнить задание. В истории Второй мировой это был не единственный случай, в то время, когда германские подлодки приобретали задания по высадке диверсантов на территорию соперника…

В первых числах Августа 1941 года абвер начал подготовку особой операции в средиземноморском регионе, которая взяла кодовое имя «Акула». Её целью была высадка диверсионной группы на побережье Египта западнее Александрии, где диверсантам предстояло устроить подрыв прибрежной железной дороги. Выполнение было поручено бойцам дивизии «Брандербург» – группе из семи человек, начальником которой был назначен лейтенант Йозеф Кифер (Josef Kiefer).

Диверсанты прошли недельную подготовку по минированию железной дороги на базе «Бранденбурга» в Берлине, по окончании чего несколько, взяв тропические оборудование и форму, была переброшена самолётом в Афины.

В соответствии с замыслу, Кифера и его людей должна была доставить на место проведения акции летающая лодка «Дорнье» Do 24. Но 31 августа в Пирее при попытке взлёта самолёт врезался в причал, и транспортом для диверсантов была выбрана подлодка. Несколько была проинструктирована, что выйдет в море 12 ноября на U 331 капитан-лейтенанта барона фон Тизенгаузена (Hans-Diedrich Freiherr von Tiesenhausen).

«Прибрежные егеря» — воины «Бранденбурга» из состава Kustenjager-Abteilung, что примерно возможно перевести на русский язык как «пехотное либо егерское подразделение для действий на побережье». Фото сделано на греческом острове Кос в осеннюю пору 1943 года

С наступлением дня выхода «бранденбургеры» прибыли на остров Саламин. Начальник U 331 фон Тизенгаузен был проинструктирован об особенном задании – перед выходом в море принять на борт группу диверсантов, которую было приказано высадить в нужной точке на побережье Северной Африки. Лодке надлежало ожидать возвращения группы, по окончании чего доставить её обратно на Саламин. О том, что U 331 должна была принять на борт «пассажиров», её экипаж не знал до самой последней 60 секунд.

Диверсанты забрали с собой собственную резиновую лодку, на которой они должны были высадиться на берег.

Лодка вышла в море в 18:00 12 ноября 1941 года. Тизенгаузен был очень осторожен, отказываясь от атак всех видевшихся по пути целей. Рано утром 16 ноября U 331 прибыла в район высадки, но неспокойное море делало её неосуществимой, исходя из этого Тизенгаузен лёг на дно, пролежав на грунте до наступления сумерек.

Всплыв на поверхность вечером, начальник U 331 заявил, что погода спокойнее не стала.

По окончании дневного ожидания, ночью 17 ноября лодка приблизилась к берегу на расстояние одной мили неподалеку от места, где диверсанты должны были заложить подрывные заряды под рельсы железной дороги. Несколько погрузилась в резиновую лодку и отправилась на берег.

Снимок запечатлел капитан-лейтенанта фот Тизенгаузена с его офицерами в рубке U 331. На её борту красуется эмблема лодки — громадной извивающийся змей. Лодка будет потоплена 17 ноября 1942 года английской авиацией, большинство экипажа погибнет, а начальник попадёт в плен

Её оружие складывалось из ручного пулемёта и пяти автоматов. Помимо этого, диверсанты имели несколько пистолетов и пара ручных гранат, и три мины для фактически подрыва ЖД полотна. Не считая оружия, у «брандербургеров» была сигнальная лампа, компасы и бинокли, и маленький некоторая сумма и запас провизии английских денег.

Рация была покинута на подводной лодке, поскольку было сочтено, что для данного задания она через чур тяжела и неудобна.

«Бранденбургеры» благополучно достигли берега. Покинув у лодки двух человек, Кифер приступил к исполнению задания. Скоро двое оставшихся у лодки немцев были обнаружены английским патрулём, но сумели его нейтрализовать.

На следующую ночь ушедшие на минирование дороги диверсанты возвратились к месту высадки. Но попытка отплыть от берега потерпела неудачу, поскольку сильный прибой перевернул лодку, утопив всё снаряжение. Кифер и его люди сумели добраться до берега, где спустя пара часов их захватили англичане.

Тизенгаузен же, произведя высадку, отошёл от берега и опять лёг на грунт. Лодка пролежала на дне целый световой сутки. Вечером 18 ноября U 331 всплыла и подошла к берегу, ожидая возвращения группы. Но погода снова испортилась, и начальник подлодки слабо верил в то, что при волнении и таком ветре диверсанты смогут применять собственную резиновую лодку.

Тизенгаузен прождал «бранденбургеров» всю ночь и покинул место высадки только рано утром 19 ноября, посчитав, что предстоящее ожидание бессмысленно.

Английский линейный корабль «Бархэм» в гавани Валетты, Мальта, финиш 30-х годов

Необходимо подчеркнуть, что между начальником U 331 и начальником диверсионной группы существовала договорённость – , если группу постигнет неудача, диверсанты дадут красную ракету, предотвратив подводную лодку. Попав в плен, Кифер решил одурачить англичан, поведав им, что по окончании высадки на берег связь между его группой и лодкой должна была осуществляться следующим образом – лодка обозначала собственное положение ракетой светло-зелёного цвета, на что диверсанты должны были выпустить красную ракету.

Кифер полагал, что так Тизенгаузен взял бы предупреждение на уход, если бы англичане решили напасть на лодку. Но начальник U 331 додумался о произошедшем и без красной ракеты.

Операция «Акула» закончилась полным провалом. Англичанам удалось не только забрать диверсантов в плен, но и нейтрализовать установленные ими на железной дороге мины. Возможно высказать предположение, что нейтрализовать группу Кифера британцам помогла действенная совокупность охраны, о чём говорит обнаружение места высадки немцев патрулём фактически сходу.

И не смотря на то, что патруль был нейтрализован, его пропажа подняла на ноги всю береговую охрану.

Но необходимо принимать в расчет тот факт, что если бы не нехорошая погода, диверсантам удалось бы уйти, и установленные мины имели возможность бы сработать. К сожалению, нет правильных данных, какие конкретно как раз мины были взяты «бранденбургерами» для подрыва рельсов. Логично будет высказать предположение, что это были подрывные заряды с часовым механизмом, установленным на определённый срок, за что несколько имела возможность бы покинуть вражеский берег.

Получается, что если бы не погода, которая стала союзником англичан, последние просто не успели бы схватить диверсантов и «вытрясти» из них данные об установке мин.

Взрыв артиллерийских погребов через считанные 60 секунд по окончании попадания торпед не покинул шансов на спасение практически всем моряков из экипажа «Бархэма», а кадры хроники его смерти стали одним из знаков Второй мировой войны

Утешением для немцев стал блестящий успех U 331, которая спустя шесть дней сумела выйти в наступление на английскую эскадру и потопить линейный корабль «Бархэм» (HMS Barham). В итоге успех Тизенгаузена затмил провал операции «Акула». Поразительно, но факт – неудача германских диверсантов из «Бранденбурга» была одной из обстоятельств смерти «Бархэма» и 878 английских моряков.

Уйдя с места высадки, U 331 получила приказ охранять участок побережья Египта между Соллумом и Мерса-Матрух, где 25 ноября она и перехватила английскую эскадру, вышедшую в море из Александрии тремя днями ранее. Если бы 18 ноября несколько Кифера сумела возвратиться на подводную лодку, то, в соответствии с приказу, Тизенгаузен должен был вернуть диверсантов на базу, а это лишило бы его шанса на блестящую атаку английского линейного корабля. Но, как справедливо увидел доктор наук Гейдельбергского университета Карл Хампе, история не знает слова «в случае если»…

Награждение фон Тизенгаузена Рыцарским крестом. Начальник U 331 взял его 27 января 1942 года, по окончании того как потопление «Бархэма» было подтверждено

Но история сотрудничества германских агентов и диверсантов разведки с подводниками на этом не заканчивается. Точно как мы знаем, что последняя высадка диверсантов с подлодки случилась в самом финише войны – 15 апреля 1945 года U 711 капитан-лейтенанта Ганса-Гюнтера Ланге (Hans-Gunther Lange) приняла на борт диверсионную группу в составе шести человек (два финна и четыре норвежца) из дивизии СС «Нордланд», в задачу которых входили подрыв серьёзных объектов и организация саботажа на территории, занятой Красной армией.

Несколько была высажена в Варангер-фьорде 18 апреля, по окончании чего её будущее известна только частично. Вероятнее, её участникам не удалось совершить ничего из задуманного, поскольку несколько распалась фактически сразу после высадки. Все четверо норвежцев отправились пешком обратно в Норвегию, дабы разойтись по зданиям.

По окончании капитуляции германских армий они были забраны под стражу и осуждены норвежским судом на два года колонии за работу в армиях СС. Что стало с финнами – неизвестно.

Подводя итоги, хотелось бы подчернуть, что германские диверсанты покинули броский след собственными операциями в истории Второй мировой, но их высадки с подводных лодок на территорию соперника не были успешны. Провал операции «Акула» помогает тому подтверждением.

литературы и Список источников:

  1. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 3. Norderstedt
  2. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  3. Niestle A. German U-Boat Losses During World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  4. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – R andom House, 1996
  5. Материалы сайтов http://www.uboat.net, http://www.uboatarchive.net, http://historisches-marinearchiv.de, http://www.naval-history.net

САМЫЙ СТРАШНЫЙ ХИЩНИК ОКЕАНА (НЕ АКУЛА!!!)


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: