Британские эсминцы: первая кровь

Считается, что становым хребтом флота являются линейные корабли, крейсера и авианосцы – громадные и грозные суда, каковые одним своим существованием опасны для соперника. Но, как бы парадоксально это ни смотрелось, морская мощь Англии на протяжении Второй мировой базировалась не на них, а на эсминцах. Эти мелкие и юркие кораблики сражались в Ла-Манше и несли утраты от ударов германских пикировщиков в Средиземном море и у берегов Норвегии.

А основной их заслугой была охрана крайне важной артерии через Атлантику. Она соединяла Англию с США и Канадой посредством конвоев, снабжавших англичан всем нужным для жизни и борьбы с соперником. За время войны германские подводники потопили либо повредили под списание более 30 английских эсминцев, и первым стал потопленный 21 января 1940 года «Эксмут».

Сначала войны эсминцы были суровым неприятелем для германских субмарин, стремившихся порвать эту артерию путём истребления торговых судов, но и они несли утраты в подводной войне, взявшей наименование «Битва за Атлантику». Торпедами с подлодок было потоплено либо повреждено более 50 союзных эсминцев, из которых львиная часть приходится на суда под английским «Юнион Джеком».

Вызывающую большие сомнения честь стать первым кораблём, погибшим от торпеды с германской подлодки, эсминцы уступили линкорам и авианосцам. Так, 17 сентября 1939 года U 29 потопила авианосец «Корейджес» (HMS Courageous), а в ночь с 13 на 14 октября на протяжении известного прорыва U 47 в гавань Скапа-Флоу на дно отправился линейный корабль «Ройал Оук» (HMS Royal Oak).

Британские эсминцы: первая кровь

Эсминец «Бланш» удостоился вызывающей большие сомнения чести стать первым потопленным английским кораблём собственного класса

Что касается эсминцев – до того момента, как первый английский корабль этого типа был потоплен подлодкой, по различным обстоятельствам на дно успели отправиться четыре эсминца:

  • «Бланш» (HMS Blanche) – 13 ноября 1939 года затонул в устье Темзы на протяжении буксировки по окончании подрыва на минах в Северном море, установленных германскими эсминцами;
  • «Джипси» (HMS Gipsy) – 21 ноября 1939 года подорвался на магнитной мине, скинутой с германского самолёта во входном канале в гавань Гарвича, и затонул;
  • «Дачесс» (HMS Duchess) – 12 декабря 1939 года затонул по окончании столкновения с линкором «Бархэм» (HMS Barham) в Северном канале, на выходе из Ирландского моря;
  • «Гренвилль» (HMS Grenville) – 19 января 1940 года затонул в устье Темзы по окончании подрыва на минах, установленных германскими эсминцами.

Первую кровь собственного злейшего неприятеля германские подводники пролили 21 января 1940 года, обильно окропив ею воды шотландского залива Мори-Ферт. Об этом стоит поведать во всех подробностях.

Корабль Его Величества «Эксмут»

Эсминец «Эксмут» (HMS Exmouth) был выстроен на верфи Портсмута и принят в строй Королевского флота 3 октября 1934 года. Он относился к эсминцам типа «Е», но проектировался как фаворит флотилии, и потому пара отличался от своих систершипов усиленным оружием и увеличенным запасом горючего, и был стремительнее. Суда этого типа создавались по улучшенному проекту «Кодригтона» (HMS Codrington), фаворита эсминцев типа «А».

По окончании того как между августом и ноябрем 1934 года в строй вступили восемь эсминцев типа «Е», из них организовали 5-ю флотилию эсминцев Флота метрополии во главе с фаворитом «Эксмут». В августе 1935 года на протяжении Абиссинского кризиса 5-я флотилия была переведена на Средиземное море, где пребывала впредь до марта 1936 года, по окончании чего возвратилась в метрополию.

Эсминец «Эксмут»

Начало гражданской войны в Испании опять вынудило флотилию в сентябре 1936 года покинуть родные воды для патрулирования в западном Средиземноморье и Бискайском заливе. Сделано это было по поручению Комитета по невмешательству в испанские дела, созданного в августе 1936 года для наблюдения за исполнением соглашения о запрещении транзита и экспорта оружия в Испанию.

Патрулирование два раза прерывалось – с ноября 1936 по январь 1937 годы «Эксмут» уходил на верфь в Портсмут для планового ремонта, а с апреля по октябрь того же года принимал участие в Англии в мероприятиях по случаю коронации Георга VI. В октябре фаворит продолжил патрулирование вод Испании, а в феврале 1938 года оконательно возвратился вместе с 5-й флотилией к себе.

В апреле 1939 года 5-я флотилия эсминцев была переименована в 7-ю. Неспешно Адмиралтейство начало заменять ветхие эсминцы новыми, и суда типа «Е» стали выводиться в резерв флота. «Эксмут» приобрел статус учебного корабля и был передан в распоряжение военно-морской базы в Портсмуте. В августе, в то время, когда напряжение в отношениях с нацистской Германией усилилось, и угроза войны стала очевидной, из эсминцев типа «Е» была организована 12-я флотилия.

Её начальником был назначен кэптэн Ричард Стоддарт Бенсон (Richard Stoddart Benson), в один момент ставший новым начальником «Эксмута».

Начало войны фаворит встретил с 12-й флотилией, входившей в состав флота Метрополии, но в декабре корабль был передан руководству Западных Подходов. В компетенцию руководства входила охрана конвоев на конечном отрезке их пути в Атлантике из Канады в Англию. Спустя месяц «Эксмут» был переведён в Росайт для действий против подлодок в Северном море.

Подлодка U 22

Подлодка U 22 была построена со стапеля крупповской «Германияверфт» 29 июля 1936 года, а 20 августа была введена в строй ВМС Германии. Она относилась к классу малых прибрежных субмарин типа IIВ, самого бессчётного из выстроенных германским флотом «каноэ» – как раз такое неофициальное прозвище взяли малые лодки в кригсмарине.

По окончании прохождения курса сдаточных тренировок и испытаний U 22 вошла в состав флотилии «Лос», названной в честь подводного аса Первой мировой Йоханнеса Лооса (Johannes Lohs), погибшего в 1918 году. Первым начальником лодки стал капитан-лейтенант Харальд Гроссе (Harald Grosse). В октября 1937 года он сдал руководство лодкой капитан-лейтенанту Вернеру Винтеру (Werner Winter), ставшему потом командиром и подводным асом 1-й подводной флотилии.

Как раз под руководством Винтера U 22 и встретила начало Второй мировой.

25 августа U 22 покинула Киль вместе с двумя вторыми субмаринами, получив приказ перейти в Мемель для противодействия советскому ВМФ при вмешательства последнего при атаке Германии на Польшу. По приходу в Мемель Винтер опять вышел в море, где занял позицию у входа в Ирбенский пролив. В начавшейся польской кампании U 22 потеряла шанс показать себя, 7 сентября неудачно атаковав польскую подлодку «Жбик» (ORP Zbik).

Поздно вечером Винтер нашёл лодку соперника, лежащую в дрейфе, и выпустил в неё торпеду, замечая попадание недалеко от рубки. В действительности «полька» сохранилась, а Винтер, по всей видимости, принял за поражение цели взрыв торпеды от преждевременно сработавшего взрывателя. Спустя двое дней U 22, завершив первый боевой поход, пришла в Киль и поднялась на ремонт.

Подлодка U 22

27 сентября Винтер вывел лодку из Киля во второй поход, что был самым маленьким в карьере U 22. На следующий сутки ею была атакована малоизвестная субмарина, принятая Винтером за английскую, но выпущенная торпеда прошла мимо. 29 сентября начальник U 22 заболел, и на следующий сутки лодка возвратилась в Вильгельмсхафен.

Дёниц остался обижен Винтером и перевёл его на береговую должность, назначив на лодку нового начальника – капитан-лейтенанта Карла-Генриха Йениша (Karl-Heinrich Jenisch), служившего на флоте с 1929 года. Во второй половине 30-ых годов XX века Йениш руководил подводной лодкой U 1, по окончании чего преподавал в торпедной школе в Мюрвике.

Новый начальник был удачливее Винтера и в первом же походе добился успеха. 18 ноября Йениш атаковал группу рыбацких траулеров, эскортируемых боевыми судами. U 22 выпустила три торпеды, последняя из которых поразила траулер «Вигмор» (Wigmore, 345 брт), затонувший со всем экипажем спустя 180 секунд по окончании взрыва.

Спустя четверо дней Йениш атаковал неизвестное судно, выпустив в него последние две торпеды, но промахнулся. 24 ноября лодка возвратилась на базу.

16 декабря Йениш вывел U 22 в море для установки минного поля у входа в гавань британский город Блит. Спустя четверо дней лодка удачно справилась с заданием, положив на грунт в указанном районе девять магнитных донных мин TMB. Постановка была весьма успешной: из девяти мин сработали шесть.

В течение месяца на них подорвались и затонули четыре торговых судна неспециализированным тоннажем практически в 6000 брт и два вспомогательных корабля Флота метрополии, но возвратившийся к рождеству в Германию Йениш не подозревал об этом.

«Первая кровь»

15 января 1940 года U 22 была послана на большом растоянии на север, к шотландскому заливу Мори-Ферт, для нападения на местное судоходство. Спустя пять дней лодка предприняла бесплодное наступление на одиночное судно – выпущенная торпеда прошла мимо цели. Рано утром 21 января Йениш увидел три маленьких освещённых судна и заподозрил в них приманку для подлодок. Он продолжал наблюдение, в то время, когда неожиданно в 04:25 в бинокле показались две громадных тени, загородившие свет первых судов.

Присмотревшись получше, Йениш осознал, что перед ним эсминец, сопровождающий торговое судно. Начальник U 22 сделал вывод, что перед ним ответственная цель, и начал преследование.

Английский пароход «Киприан Принс» сохранился по окончании атаки U 22, но на протяжении вторжения немцев в Грецию 6 апреля 1941 года был повреждён бомбардировщиками люфтваффе, выбросился на берег и позднее был разделан на металл

Йениш не совершил ошибку в собственном предположении. Днём 20 января кэптэн не сильный получил приказ вести «Эксмут» к шотландскому порту Абердин на Северном море для рандеву с пароходом «Киприан Принс» (Cyprian Prince), дабы сопроводить его до Скапа-Флоу. Судно везло в основную базу английского флота ответственный груз: прожектора, зенитные орудия, боеприпасы и грузовики.

пароход и Лидер встретились ночью. Бенсон передал на «Киприан Принс»: «Следуйте за мной. Скорость 10 узлов. Курс 70 градусов». Затем «Эксмут» зажёг кормовые огни и двинулся впереди парохода, как экскурсовод на экскурсии.

Судно следовало за ним, ориентируясь на огни фаворита. На беду для британцев, их путь пролегал через позицию U 22.

Йениш преследовал мелкий конвой чуть более часа. После этого лодка заняла эргономичную позицию для стрельбы и нападала. Вот как начальник U 22 обрисовывал предстоящие события в собственном издании военных действий:

«05:35. Квадрат AN1684

Делая поворот, дабы напасть на пароход, мы стреляем в эсминец с расстояния 1500 метров. Время хода торпеды до попадания в цель 2 мин. 35 сек., угол встречи торпеды с целью 110°.

На протяжении взрыва видны четыре чёрных тучи дыма.

05:38.

После этого выстреливаем торпеду по пароходу – приблизительный тоннаж 4000 т – с расстояния 1000 метров и углом встречи торпеды с целью 80,6°.

Неисправная торпеда либо промах, быть может, пароход поменял скорость и курс по окончании первого взрыва. Вторая торпеда взорвалась спустя 4 мин. и 7 сек.»

По окончании атаки лодка ринулась в погоню за удирающим пароходом, что шёл на скорости в 12,5 узлов к побережью, совершая лихие повороты, дабы не стать целью для торпеды. Для маленькой «двойки» Йениша это был предел скорости, и U 22 так и не смогла повторно нападать «Киприан Принс» – последний не дал для этого ни одного шанса. Израсходовав на преследование час, Йениш решил прекратить его по окончании того, как в 06:40 радист рассказал о сигнале «SOS» с координатами, которое передавало какое-то судно.

Начальник U 22 осознал, что его действия переполошили британцев, и пора убираться из района, дабы самому не стать жертвой.

На пути собственного отхода в 07:10 Йенишу удалось торпедировать и потопить нейтральное датское судно «Текла» (Tekla), израсходовав на него последние две торпеды. С израсходованным боезапасом 24 января лодка возвратилась в Вильгельмсхафен.

Стоит пояснить, что случилось на протяжении атаки U 22 на «Эксмут» и «Киприан Принс». На лодке не могли продолжительно следить за последствиями взрыва от попадания торпеды в «Эксмут», так как Йениш скоро перевёл внимание на эскортируемое судно. Так как из экипажа «Эксмута» не спасся ни один человек, а с подлодки и с «Киприан Принс» никто не видел, как затонул эсминец, правильные события смерти корабля Бенсона и его команды продолжительно оставались неясными.

Начальник эсминца «Эксмут» кэптэн Ричард Стоддарт Бенсон (08.09.1892–21.01.1940)

В рапорте об израсходовании торпеды Йениш указал: «Попадание в переднюю часть корабля, плотное тёмное облако дыма, потопление не зафиксировано». Промах второй торпеды был кроме этого очевиден: её взрыв, о котором пишет Йениш, наверное, был детонацией боезапаса торпедированного фаворита. Эта версия подтвердилась, в то время, когда 16 июня 2001 года был обнаружен корпус корабля: «Эксмут» лежал на дне вверх килем, и у него отсутствовала носовая часть, которая, определённо, была стёрта с лица земли взрывом боезапаса.

Весной 1940 года Адмиралтейство назначило особую рабочую группу, дабы разобраться, что стало причиной человек и гибели 190 корабля его экипажа. Рабочая группа установила, что в смерти «Эксута» был виноват его начальник. Его действия, как и инструкции капитану «Киприан Принс», были сочтены рабочей группой не просто неправильными, но кроме того неадекватными.

Фаворит не должен был нести столь броский пламя на корме, как и идти головным – это противоречило установленной конвойной практике. Помимо этого, было отмечено, что на протяжении перехода Бенсон не применял противолодочный зигзаг. В следствии, «Эксмут» смотрелся как цель на полигоне, чем и воспользовалась U 22.

Неспособность британцев сделать стремительные выводы из смерти «Эксмута» стала причиной новой катастрофе. 18 февраля лодка U 23 Отто Кречмера (Otto Kretschmer) атаковала конвой HN-12 и потопила сопровождавший его эсминец «Дэринг» (HMS Daring), и снова с громадными жертвами в экипаже. В этом случае погибло 157 человек, включая капитана корабля, и только пять моряков сумели спастись.

Как и «Эксмут», «Дэринг» стал красивой мишенью для торпед Кречмера, пребывав сзади конвоя и не делая противолодочный зигзаг. Любопытно, что такое поведение эсминца было обусловлено руководствами Адмиралтейства, запрещавшими таковой манёвр судам эскорта на протяжении нахождения сзади конвоя. Обеспокоенный утратой второго эсминца, командующий Флота метрополии адмирал господин Чарльз Форбс (Charles Forbes ) отдал приказ поменять неэффективные руководства.

Имя начальника германской подлодки, пославшего на дно «Эксмут», стало известно Адмиралтейству по окончании потопления лодки U 55 капитан-лейтенанта Вернера Хайделя (Werner Heidel), экипаж которой попал в плен и поделился данной информацией на допросах. Но британцам так и не довелось посчитаться с U 22 за смерть фаворита.

Йениш опять вышел в море 8 февраля 1940 года для принятие участия в операции «Нордмарк», на протяжении которой руководство ВМС Германии желало ударить конвои в Северном море, ходившим из Англии в Норвегию. В соответствии с замыслу, эскадра адмирала Маршалля (Wilhelm Marschall) в составе линейных кораблей «Гнейзенау» (Gneisenau), «Шарнхорст» (Scharnhorst), тяжёлого крейсера «Адмирал Хиппер» (Admiral Hipper) и эсминцев должна была неожиданно показаться в районе между Норвегией и Шетландскими островами и стереть с лица земли встретившиеся ей конвои соперника. Командующий подлодками Карл Дёниц получил приказ расположить собственные субмарины в том районе с целью прикрытия эскадры Маршалля от английского флота.

Групповое фото экипажа эсминца «Дэринг». Большинство этих людей погибнет по окончании атаки лодки U 23

Операция «Нордмарк» не принесла ожидаемого результата. Достигнув нужного района, германская эскадра никого в нём не нашла и была вынуждена повернуть обратно. Подводным лодкам повезло немногим больше – как уже упоминалось выше, U 23 удалось найти конвой HN-12 и потопить «Дэринг».

U 22 в этом походе совершила четыре торпедных атаки на разные суда, но успеха не добилась: все торпеды прошли мимо цели.

20 марта U 22 вышла в море в собственный пятый боевой поход, что стал для лодки последним. Изначально Йениш получил приказ функционировать в районе к востоку от Оркнейских островов, но 22 марта штаб подводных сил передал по радио приказ о временном трансформации позиции. U 22 надлежало вместе с пятью вторыми лодками идти к проливу Скагеррак для защиты германских торговых судов от вероятного нападения британских судов.

Неизвестно, успел ли Йениш взять эту радиограмму, поскольку с момента выхода из Вильгельмсхафена лодка ни разу не вышла на сообщение. 27 марта она была официально заявлена погибшей. До сих пор нет никакого объяснения обстоятельств её смерти, исходя из этого сейчас лодка числится пропавшей без вести.

Такова печальная история первой успешной атаки германской подлодки английского эсминца в Битве за Атлантику. Как подлинный фаворит флотилии, «Эксмут» возглавил данный печальный перечень. Для него война закончилась, фактически не успев начаться.

литература и Источники:

  1. NARA T1022 (трофейные документы германского флота)
  2. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  3. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1999
  4. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945, Band 1. Norderstedt
  5. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  6. Haarr G.H. The Gathering Storm: The Naval War in Northern Europe, September 1939 – April 1940 – Naval Institute Press, 2013
  7. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
  8. Niestle A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
  9. Morgan D., Taylor B. U-BOAT ATTACK LOGS: A Complete Record of Warship Sinkings from Original Sources 1939–1945 – Naval Institute Press, 2012
  10. http://uboat.net
  11. http://www.ubootarchiv.de

Значит, война: американские эсминцы у российской базы (РАКЕТА.News)


Темы которые будут Вам интересны: