Броня «хипперов». история одного мифа

Боевые возможности германских тяжелых крейсеров типа «Адмирал Хиппер» помогают постоянной темой для дискуссий. Считается, что они имели не сильный броневую защиту — не обращая внимания на то, что по водоизмещению эти суда заметно превосходили все «вашингтонские» крейсера и не уступали американским тяжелым крейсерам военной постройки типа «Балтимор». Как сформировалось подобное вывод о «Хипперах» и подтверждается ли оно фактами?

В книге «Бронированные пираты Гитлера» — лучшей и самая подробной монографии о германских тяжелых крейсерах Второй мировой — В. Кофман и М. Князев пишут: «Германские конструкторы не до конца решили задачу по обеспечению защиты крейсера: имея резервы водоизмещения, они сумели защитить лучшую, чем у первого поколения «вашингтонских крейсеров», но не дотягивающую до защиты некоторых представителей второго поколения… и не талантливую удержать 8’’ боеприпас». Авторы уверены в том, что на этих судах «броня не снабжала гарантированной защиты не только от 203-мм, но и в значительной степени кроме того от 152-мм снарядов».

Отчего же при таком громадном водоизмещении защита судов была столь не сильный? Так как германские тяжелые крейсера имели стандартное водоизмещение в 14 400–14 900 т, полное достигало 17 500 т, а боевое – 18 600–19 000 т. Одновременно с этим, стандартное водоизмещение американских «вашингтонцев» второго поколения (крейсеров типа «Нью-Орлеанс») не смотря на то, что и превосходило договорные ограничения, но чуть дотягивало до 11 000 т, полное же кроме того к концу войны составило менее 14 000 т. Лишь у пост-вашингтонских крейсеров типа «Балтимор» стандартное водоизмещение достигло 13 600 т, а полное перевалило за 17 000 т.

Броня «хипперов». история одного мифа

Тяжелые крейсера «Принц Ойген» (вверху) и «Адмирал Хиппер»
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера

Непременно, германские кораблестроители изначально не сковывали себя договорными ограничениями, а потому не видели необходимости предельно ужимать водоизмещение, неизбежно увеличивая сложность производства и цену корабля. Однако, германские тяжелые крейсера все равно оказались очень дорогими – в половину цены «Бисмарка»… Наряду с этим нельзя сказать, что конструкторы действовали не смотря на вес – в частности, броневой корпус корабля был включен в силовую совокупность корпуса.

Схема бронирования крейсеров типа «Адмирал Хиппер» по В. Кофману. Толщина брони указана в мм, в квадратных скобках – толщина брони в плоскости, параллельной плоскости чертежа. К рисунку имеется пояснение, что по другим сведеньям толщина брони верхней палубы составляла 30 мм, а скосов – 50 мм
Источник – В. Кофман, Тяжелые крейсера типа «Адмирал Хиппер»

Разумеется, обстоятельство низкой оценки защиты крейсеров типа «Адмирал Хиппер» содержится в другом – сравнении «табличных» параметров их бронирования с табличными же чертями подобных судов других государств не учитывая настоящей схемы бронирования. Вправду, неспециализированный вес брони (без бронирования артиллерии) на «Адмирале Хиппере» составил 2436 т, на «Принце Ойгене» – 2525 т, тогда как на «Нью-Орлеансах» броня весила всего 1507 т. Кроме того на «Балтиморах» неспециализированный вес брони составил 1709 т – в полтора раза меньше, чем на германских крейсерах!

Схема бронирования крейсеров типа «Адмирал Хиппер» по Вальдемару Тройке
Источник – Galina i Waldemar Troica. Krazowniki Klasy Admiral Hipper (Nautilus 01)

"Наверное," легенда о не сильный защите германских тяжелых крейсеров если сравнивать с зарубежными «одноклассниками» проистекает из германских же оценок времен войны. Так, в германских советах по выбору курсовых углов и дистанций в артиллерийском бою с судами соперника, приведенных в работе Кофмана и Князева, указывается, что американские крейсера типа «Куинси» (другими словами, тип «Нью-Орлеанс») и «Уичита» «защищены лучше, чем «Хиппер».

В действительности, в случае если посмотреть в справочник Джейна за 1942 год, мы заметим, что «Нью-Орлеансы» имеют полный пояс всей цитадели толщиной 127 мм в районе машинно-котельных отделений, и 37 мм – недалеко от башен. Но основное – суммарная толщина их броневых палуб образовывает 127 мм!

Фрагмент страницы из справочника Джейна за 1942 год с указанием завышенных черт и фальсифицированной схемы бронирования крейсеров типа «Нью-Орлеанс» – столь замечательного и долгого броневого пояса на этих судах не было

Увы, тут мы имеем дело с откровенной дезинформацией. В действительности толщина броневой палубы на американских вашингтонских крейсерах второго поколения была несравнимо меньше – всего 57 мм. Борт «Нью-Орлеансов» кроме этого был не сильный, чем указано в справочнике: толщину 127 мм имела лишь его верхняя полоса, а ниже ватерлинии она медлено уменьшалась до 76 мм.

Но основное – полного пояса по цитадели эти суда не имели: он закрывал лишь машинно-котельные отделения, а за их пределами бронировались только раздельно погреба, расположенные под ватерлинией, в глубине корпуса. Только на завершающем этапе постройки в носовой части большинства крейсеров типа «Нью-Орлеанс» был дополнительно установлен узкий 76-мм броневой пояс, легко возвышавшийся над ватерлинией. Действительно, стены погребов имели солидную толщину: 120 мм в носу и 102 мм в корме.

Но толщина их крыши была такой же, как и у другой палубы – 57 мм.

Бронирование тяжелых крейсеров типа «Нью-Орлеанс» по начальному проекту (1930 год)
Источник – N. Friedman. US cruisers

Для более ранних американских тяжелых крейсеров (типов «Портленд» и «Нортхемптон») «Джейн» кроме этого преувеличил защиту, не смотря на то, что не столь очень сильно – по справочнику толщина палуб и пояса у них образовывает 76–102 мм. Реально поясная броня на этих судах имела толщину в 76 мм, а боковые стены погребов достигали 120 мм. Но палуба «Нортхемптонов» имела в толщину всего 25 мм и только над погребами возрастала до 51 мм.

У «Портленда» и «Индианаполиса» толщина палубы выросла только до 65 мм.

Сравним эту защиту с бронированием крейсеров типа «Адмирал Хиппер». Германские крейсера несли 80-мм броневой пояс по всей цитадели с наклоном в 12° наружу (другими словами, его действенная толщина составляла порядка 90 мм), вдобавок – броневую защиту оконечностей вне цитадели, за пределами кормового погребов и носового: 40 мм в носу и 70 мм в корме (до рулевой автомобили). Действительно, сам пояс был пара более узким: 4 м (3,85 м в вертикальной проекции) против 4,6 м у американских судов.

Осмысленность бронирования оконечностей мы разглядывать не будем, но напомним, что в боевой живучести корабля оно кроме этого играется заметную роль.

Мидель-шпангоут «Адмирала Хиппера»
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера

Наружным поясом вертикальное бронирование не исчерпывалось. За поясом был 30-мм скос броневой палубы, а дальше вглубь корабля – 20-мм противоторпедная переборка, шедшая от середины скоса и до второго дна. Помимо этого, толщина борта над поясом составляла 20–25 мм конструкционной стали: для боеприпаса, сперва пробившего верхнюю часть борта, а позже попадающего в палубу, таковой борт играл роль внешнего «взводного» пояса. Наконец, германский корабль имел еще и конструктивную подводную защиту в виде булей, о которой создатели американских крейсеров имели возможность лишь грезить…

Поперечное сечение «Адмирала Хиппера»
Источник – Mike J. Witley. Deutsche Kreuzer im Zweiten Weltkrieg

Горизонтальная защита германских тяжелых крейсеров складывалась из двух броневых палуб: 30-мм нижней (основной), расположенной на уровне нижней палубы, чуть ниже верхней кромки броневого пояса, и верхней (на уровне верхней палубы). Первая шла по всей цитадели, а в корме поддерживала ее пределы (для прикрытия рулевой автомобили), вторая – размешалась в пределах цитадели, имея различную толщину на разных участках: от 12 мм в более надёжных местах до 25 мм над котлами и машинами.

бронирование и Поперечные сечения вторых тяжелых крейсеров 1930-х годов: «Альжери» (Франция), «Зара» (Италия), «Лондон» (Англия) и «Такао» (Япония)
Источник – Mike J. Witley. Deutsche Kreuzer im Zweiten Weltkrieg

Так, неспециализированная толщина вертикальной защиты крейсера в течении всей цитадели составляла 130–150 мм – заметно больше, чем у «Нью-Орлеанса», и приблизительно столько же, сколько у «Балтимора». Наряду с этим броня размешалась под различными углами, другими словами, ее действенная толщина была еще больше. Вдобавок эта броня закрывала значительно солидную часть корабля.

Горизонтальное бронирование имело приблизительно такую же толщину (50–55 мм против 57), но также значительно громадную площадь, и кроме этого было разнесенным.

Попытаемся разглядеть вероятные варианты поражения германских крейсеров при попаданиях с различных расстояний. На маленьких расстояниях (до 40–50 каб) при настильной траектории боеприпаса (любого калибра) он или попадал в основной пояс, или под малый углом соприкасался с броневой палубой и соскальзывал по ней. При пробития главного пояса боеприпас соприкасался со скосом броневой палубы под углом, родным к 45°, и вполне возможно имел возможность отрикошетировать вверх.

В случае если этого не происходило, то при попадании под ватерлинию на его пути поднимался третий слой брони – 20-мм переборка.

На средних расстояниях (50–80 каб) при более крутой траектории боеприпас попадал в пояс под малый углом, рикошетируя вниз. Кроме того если он пробивал пояс, то на его дороги оставались еще два слоя брони (30-мм скос и 20-мм переборка), и тогда вполне возможно боеприпас взрывался на продольной переборке в отсеках с мазутом.

При попадании в палубу или в верхнюю часть борта боеприпас так или иначе сперва соприкасался с 20-мм слоем защиты под малый углом – это срывало бронебойный колпачок и взводило взрыватель. После этого на пути боеприпаса появилась 30-мм палуба или ее скос, и он снова соприкасался с ними под малым углом.

Только на громадных расстояниях (более чем 80 каб) боеприпасу приходилось преодолевать всего два слоя горизонтальной брони – 20+30 мм. С повышением расстояния угол падения боеприпаса возрастал – так, увеличивались его шансы на пробитие брони.

«Адмирал Хиппер» по окончании вступления в строй, 1939 год
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера

Увидим, что американский бронебойный 152-мм боеприпас кроме того на 30 каб пробивал только 100 мм вертикальной брони, а 50 мм горизонтальной начинал пробивать только с 115 каб. Так, крейсера типа «Адмирал Хиппер» кроме того при курсовых углах, родных к 90°, были защищены от 152-мм снарядов на всех расстояниях боя – не считая самых «пистолетных». Исключение составляли расстояния более чем 120 каб, стреляя с которых, попасть 152-мм боеприпасом в цель возможно было лишь случайно.

Сложнее обстоит дело с 203-мм боеприпасами. Штатный американский бронебойный боеприпас AP-19 весом в 118 кг начинал пробивать 150 мм вертикальной брони с дистанции 75–80 каб и меньше. Учитывая углы наклона и разнесенность бронирования, возможно высказать предположение, что на дистанции более чем 50–60 каб борт германского крейсера был для него неуязвим. 50 мм горизонтальной брони таковой боеприпас начинал пробивать со 105 каб и больше.

С учетом разнесенности брони мы можем высказать предположение, что для германского корабля эта расстояние составила бы 110–115 каб.

Итак, территория свободного маневрирования под огнем 203-мм американских орудий для германских тяжелых крейсеров при курсовых углах, родных к 90°, составляла от 50–60 до 110–115 каб. При уменьшении курсовых углов она возрастала, а на углах порядка 45° суда получали полную неуязвимость. Действительно, это относится лишь 118-кг снарядов AP-19, а при применении «долгих» 152-кг снарядов AP-21 территория неуязвимости при огне с траверза сжималась до нуля: к тому моменту, в то время, когда по окончании 90 каб прекратил пробиваться борт, начинала поражаться палуба… Но такие боеприпасы были дороги и имели собственные неприятности в применении, исходя из этого американские тяжелые крейсера до конца войны использовали, по большей части, простые AP-19.

«Адмирал Хиппер» в конце 1942 года, перед «Новогодним боем» – последней операцией германских тяжелых судов
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера

Одновременно с этим для американских крейсеров типа «Нью-Орлеанс» территория свободного маневрирования под огнем 203-мм снарядов составляла всего 10–15 каб, причем на предельных расстояниях – между 95 и 110 каб. Помимо этого, количество незащищенных и уязвимых частей у них был куда громадным.

Так, бронирование германских тяжелых крейсеров направляться признать куда более замечательным и адекватным, в особенности для боя в условиях малой видимости, на ближних и средних расстояниях. По уровню защиты судам типа «Адмирал Хиппер» соответствуют лишь тяжелые крейсера типа «Балтимор» с их 63-мм поясом и палубами в 76–152 мм, но расположенными в один слой, без наклонов и скосов (по американским оценкам, территория свободного маневрирования составляла 78–120 каб, при огне «долгими» боеприпасами AP-21 – 98–106 каб).

Помимо этого, на «Балтиморах» все еще отсутствовала противоторпедная защита, а зенитные артиллерийские установки не были стабилизированными. Наконец, из-за большего разноса стволов на германских двухорудийных башнях, чем на американских трехорудийных, меткость германской артиллерии была немного выше.

В целом, возможно с уверенностью заявить, что по артиллерийскому вооружению и защите германские тяжелые крейсера значительно превосходили всех современные им суда «вашингтонского» класса и соответствовали последним американским 203-мм крейсерам военной постройки – до вступления в строй послевоенных тяжелых крейсеров типа «Де Мойн».

литература и Источники:

  1. N. Friedman. US cruisers. An illustrated design history. Annapolis, Naval Institute Press, 1984
  2. Jane’s All the World Fighting Ships 1942. London, 1942
  3. В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжелые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эскмо, 2012
  4. http://www.navweaps.com

Как убивали Павлика История одного мифа


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: