Чем питались британские военные моряки xviii века

Голодный моряк — нехорошей моряк. Неизвестно, как громадную роль знание данной несложной истины сыграло в том, что английский ВМФ стал сильнейшим в мире. Но факт остаётся фактом: не обращая внимания на обилие лишений и тягот, сопровождавших британских матросов в походах, кормили их, в большинстве случаев, прекрасно.

Итак, посмотрим в меню моряка XVIII века и посмотрим, что он ел и выпивал, пребывав на корабле.

О том, как шепетильно заботились о питании моряков в Королевском военно-морском флоте, возможно делать выводы по словам Секретаря Адмиралтейства времён короля Карла II Сэмьюэла Пипса:

«Неизменно необходимо не забывать, что британцы, в особенности — моряки, более всего на свете обожают собственный пузо и заботятся о нём. Исходя из этого в случае если уменьшить снабжение продовольствием Королевского флота (либо ухудшить его уровень качества) — это в обязательном порядке станет базой для бунтов либо пренебрежения королевской работой. Полноценное питание моряков — это то, о чём необходимо заботиться прежде всего, потому что моряк, имеющий хорошую пищу, значительно легче перенесёт каждые другие трудности».

Нормы и количества

Примерный недельный рацион английского моряка в 1800 году включал в себя следующие продукты:

  • 1 галлон пива (либо 1 пинту вина, разбавленного 7 к 1, либо полпинты араки, рома либо бренди, разбавленного 15 к 1);
  • 2 фунта говядины (либо 1 фунт сала, либо 1.5 фунта муки плюс 4 унции сала, либо 1.5 фунта муки плюс 4 унции сала и 2 унции изюма);
  • 1 фунт хлеба (либо 2 фунта картофеля, либо сладкого картофеля);
  • 0.5 пинты гороха (либо 0.5 пинты бобов);
  • 1 пинту овсянки (либо полпинты риса, 0.5 фунта жирной вяленой рыбы, либо 1 пинту пшеничного зерна, либо 0.33 пинты бобов);
  • 2 унции сливочного масла (либо 2 унции оливкового масла);
  • 1 цыплёнка (либо 0.5 фунта солонины, либо 1 фунт вяленой рыбы);
  • 0.5 фунта сыра.

(Британские меры объёма и веса: фунт – 0,453 кг, унция – 28,35 г, галлон – 4,546 литра, пинта – 0,568 литра, пивная бочка (пивной баррель) – в восемнадцатом веке 159,12 литра, бушель- 36,37 литра).

Чем питались британские военные моряки xviii века

Моряки принимают пищу в море

Дабы было ясно, как чётко трудился Отдел снабжения Королевского флота, посмотрим на ведомственную статистику. С 1750 по 1757 год Отделом было упаковано и отгружено для флота (кроме сыр и масло):

  • Хлеба – 56 642 437 фунтов;
  • Пива – 110 049 бочек;
  • Бренди – 351 692 пинты;
  • Говядины (солонина) – 4 498 486 фунтов;
  • Свинины (солонина) – 6 734 261 фунт;
  • Гороха – 203 385 бушелей;
  • Муки – 6 264 879 фунтов;
  • Сала – 809 419 фунтов;
  • Изюма – 705 784 фунта;
  • Овсянки – 138 504 фунта;
  • Уксуса – 390 863 пинты;
  • Вяленой рыбы (значительно чаще трески) – 166 943 фунта;
  • Оливкового либо другого растительного масла – 71 668 пинт.

Из этого количества было забраковано:

  • Хлеба – 0,3%;
  • Пива – 0,9%;
  • Бренди – 0%;
  • Говядины (солонина) – 0,06%;
  • Свинины (солонина) – 0,03%;
  • Гороха – 0,6%;
  • Муки – 0,3%;
  • Сала – 0,1%;
  • Изюма – 0,1%;
  • Овсянки – 0,9%;
  • Уксуса – 0%;
  • Вяленой рыбы (значительно чаще трески) – 1%.

Ну а сейчас давайте пройдёмся по главным продуктам — и начнём, конечно же, с воды. Потому что значительно чаще как раз вода определяла, сколько сможет продлиться плавание.

Вода

Не будет преувеличением заявить, что неприятность чистой питьевой воды была главной проблемой гребного и парусного флотов в течение многих столетий. Ещё римский флот озаботился проблемами хранения чистой воды и изобрёл так именуемую поску (posca) — смесь 1–2 ложек винного уксуса со стаканом воды. Уксус в этом случае замедлял порчу воды и разрешал хранить её от 7 до 14 дней в зависимости от климата и времени года. Хранили воду в тростниковых бочках, обмазанных глиной.

Тростник в этом случае играл роль термоса, какое-то время не давая воде прогреваться. Приблизительно те же меры принимались вплоть до конца XVIII века, действительно, тростниковым бочкам пришли на смену 10-галлоновые дубовые.

Многовековая битва моряков за свежую воду развивалась очень медлительно — изобретения в данной сфере до XX столетия отодвигали порчу воды практически на считанные дни. Фактически, алкоголь на флоте в Новое время играл роль как раз антисептика: потребление тухлой воды приводило к дизентерии — ужасный бич моряков в течении 5 столетий, погубивший и самого Френсиса Дрейка. Конечно, воды и смешивание алкоголя не было единственной попыткой выправить обстановку.

Бочки для комплекта пресной воды

Следующий ход сделали французы во времена Кольбера: они начали устраивать примитивные фильтры. Воду иногда сливали в безлюдные бочки через марлю, наполненную просеянным чистым речным песком, тем самым убирая часть активных элементов, несущих ответственность за порчу. В 1680-х проводились опыты по фильтрации воды посредством калийной соли и калийной селитры.

Пахнула вода по окончании таковой процедуры сильно, но 1 часть вина, добавленная к 6 частям воды, мало отбивала неприятный запах.

Ещё один метод получения свежей воды в море – это кипячение, и его конечный вариант – опреснение методом дистилляции морской воды. Тут направляться осознавать, что для нагревания воды массой 1 кг от 0°С до 100°С нужно 420 кДж тепловой энергии. А чтобы обратить эту воду в 1 кг пара с температурой, равной тем же 100°С, требуется уже 2260 кДж энергии!

Отыскав в памяти, что средняя теплота сгорания дров образовывает 15 МДж/кг, и приняв КПД теплоотдачи за 25%, мы возьмём, что для нагрева до 100 градусов (кипячения для обеззараживания) всего лишь 1 кг воды нам потребуется в среднем 1,2–1,7 кг дров в зависимости от породы. А для опреснения литра морской воды пригодится 6,6–7,8 кг дров.

В случае если отыскать в памяти, что, к примеру, на фрегате «Конститьюшн» запас питьевой воды составлял 140 тысяч литров, будет ясно, что необходимый количество дров дров на корабле просто не поместится. С углём обстановка хоть и выглядит несколько лучше, но также остаётся совсем фантастичной.

В Старом мире к добыче пресной воды доходили достаточно изобретательно. Моряки вывешивали по ночам за борт корабля шкуры овец. Шкуры впитывали влагу (испарения морской воды), а утром, отжав их, моряки приобретали питьевую воду.

Но данный метод доходил для древних бирем и трирем, а вот для 74-пушечника с 700–800 матросами на борту таковой вариант водоснабжения был фантастичен.

Ещё во второй половине 80-ых годов шестнадцатого века королева Елизавета I назначила огромную премию (10 тысяч фунтов) тому, кто предложит действенный и экономичный метод опреснения воды. Но премия так и осталась невостребованной. К концу XVIII века наметилось три направления, по которым шли исследователи в данной области.

  • сохранение собранной воды;
  • обеззараживание уже имеющейся воды;
  • опреснение морской воды.

В первой половине 50-ых годов восемнадцатого века во Франции Жозефом Эми был изобретён первый полноценный фильтр для воды — он складывался из шерсти, древесного угля и губки, помещённых в воронку с отстойником. В 1770-х это изобретение начали машинально вставлять в водоналивные бочки на судах французского флота. Британцы совершили прорыв к 1780-м годам.

Оказалось, что добавление 300 грамм лимонного сока на 2 литра воды быстро снижает количество микроорганизмов в ней, усиливает вкусовые качества и разрешает хранить воду на 5–7 дней продолжительнее.

Следующим шагом стал экспериментальный ввод в эксплуатацию на судах американского флота в 1805 году металлических оцинкованных цистерн для хранения воды вместо древесных бочек. Так показался известный 44-gallon drum (44-галлонная металлическая бочка). Оказалось, что вода к металлической оцинкованной бочке портится значительно медленнее, чем в древесной.

К 1830-м годам начинается триумфальное шествие металлических цистерн и бочек для хранения воды.

К 50-м годам XIX века благодаря принятым новшествам вода на судах имела возможность храниться довольно продолжительное время (до 4–6 месяцев), не теряя наряду с этим очень собственных потребительских качеств. Со времён Армады удалось расширить время хранения воды (тогда оно составляло 2 месяца) в 2–3 раза.

Суда загружаются провизией в эстуарии Темзы

в течении столетий запасы воды на судах, по большей части, хранились в древесных бочках. Главной проблемой этих ёмкостей была следующая закономерность: стоило воде в таковой таре стухнуть несколько раз, как сама бочка становилась рассадником грибков и бактерий. В случае если обладатели торговых судов пропаривали либо обжигали бочки перед заливкой воды, капитаны боевых судов значительно чаще этого не делали, либо делали, но халтурно.

Обстоятельств у этого было пара.

Обстоятельство первая — громадное поле для прессинга новых экипажей. Другими словами «нечего людишек жалеть, бабы ещё нарожают».

Обстоятельство вторая — не обращая внимания на дисциплину, капитан не имеет возможности уследить за всем. Делают приказания матросы, а принцип «воинов спит — работа идёт» никто не отменял.

Обстоятельство третья — не сильный грамотность, в том числе и в медицине, не только матросов, но и офицеров.

Обстоятельство четвёртая — непонимание обстоятельств того, из-за чего вода тухнет.

Иногда оказались идеи делать бочонки из морёного дуба. В нём, вправду, вода не портилась месяцами. Но обходилась такая бочка дороже коньяка, в неё налитого.

Исходя из этого, как говорят, «мысль не вышла из лабораторной стадии».

К слову, в торговом флоте за каждого умелого матроса держались, исходя из этого принимали меры к тому, дабы сократить смертность экипажей. владельцы и Капитан коммерческих судов в портах брали воду для собственных экипажей по возможности болотную, поскольку вода из глубоких торфяных болот (не путать со стоячими, «гнилыми») владела дезинфицирующими особенностями. И хранилась она вдвое-втрое продолжительнее простой, речной.

Армейским морякам о таковой роскоши, в большинстве случаев, приходилось лишь грезить.

Упомянем и метод пополнения запасов дождевой водой. В большинстве случаев на протяжении дождя над палубой растягивали парусину либо под нижней шкаториной паруса пристраивали мягкий U-образный рукав. Капитаны не стеснялись пройти через территорию ливней для пополнения запасов пресной воды.

Погрузка припасов на судно, Бразилия, середина XVIII века

Руководство корабля по возможности выпивало не воду, а алкогольные напитки, время от времени разбавленные водой. Фактически всё выпивалось офицерами из серебряной посуды. Команда обходилась оловянными либо бронзовыми кружками.

Эти металлы также владеют антибактериальными особенностями, не смотря на то, что в размерах очевидно не терапевтических.

Сыр в масле

Раздельно стоит остановиться на таких продуктах, как масло и сыр.

Решение проблемы снабжения британского флота (да и армии) сыром растянулось на целых три века. Само собой разумеется, на протяжении плаваний на близкое расстояние данный красивый продукт всегда был в рационе английских моряков. Но он имел свойство скоро отсыревать и портиться.

В рацион британского флота сыр был в первый раз введён аж в первой половине 80-ых годов шестнадцатого века, и это был известный саффолкский сыр. Матросы шутили, что «головку саффолкского сыра возможно свободно применять в качестве одного из колёс телеги, и ещё неизвестно, что стремительнее развалится – древесное колесо либо колесо из этого твердокаменного сыра».

Эндрю Шиллинг, кэптен британской Ост-Индской компании, в первой половине 20-ых годов XVII века не без сарказма писал, что крысы на его корабле смогли прогрызть кроме того двухдюймовую доску в провиантскую помещение, но вот саффолкский сыр им был не по зубам – кроме того их острые зубы не смогли с ним совладать. Наряду с этим, не обращая внимания на собственную твёрдость, в дальнем походе саффолкский сыр был небезопасен – в нём заводились навозные черви, и сам он получал ужасный запах и осклизлый вкус.

Саффолкский сыр. Слева – неиспорченный кусок, справа – сломанный

Фактически, те же самые неприятности были и в Голландии, которая считается отчизной сливочных сыров, таких как гауда, маасдам, эдам, боеренкаас и другие. Что лишь не делали голландцы, чтобы обезопасисть собственные сыры от разрушающей плесени! Головку сыра покрывали воском, строили особые сушильни, увеличивали содержание соли – всё без толку.

Сыры в дальних походах покрывались плесенью, гнили, в них заводились черви… Результат был один: они становились несъедобными.

Как ни необычно, но проблему продолжительного хранения сыра-пармезана удалось решить итальянским монахам–доминиканцам. Целый секрет в том, что пармезан покрывается плесенью лишь снаружи, вовнутрь плесень не идёт. В итоге при очень несложных мерах по сохранению сыра его возможно хранить и использовать довольно продолжительное время.

Начиная с XVII века закупки пармезана сперва на голландском флоте, а позже и на британском начинают возрастать. Но, опасаясь зависимости от Испании (а Модена и Парма тогда были подчинёнными испанцев), последние однако решили импорт пармезана сократить.

По окончании продолжительных мучительных раздумий во второй половине 50-ых годов восемнадцатого века в Роял Неви решили убрать с флота саффолкский сыр и заменить его сортами «Чешир», «Чеддер», «Глостершир» и «Варвикшир». Но и эти сыры не могли храниться продолжительно (до 6 месяцев), исходя из этого в дальние походы старались однако снабжать суда пармезаном.

Были предприняты и другие меры. Стремясь стимулировать производителей делать качественные сыры, Адмиралтейство объявило, что оно может кредитовать производителей сыров на год. Наряду с этим часть денег (20%) выдавалась сходу, а вторая часть – через три месяца по окончании поставки продукции на провиантские склады Адмиралтейства, по окончании оценки качества продукта.

Другими словами в случае если сыр за три месяца не загнил – значит, товар качественный.

Пармезан

Обеспечение сыром считалось такими важным, что во второй половине 70-ых годов XVIII века был выпущен «Закон о 12 унциях», где по дням расписывалось снабжение матросов среди них и этим продуктом.

Прорыв случился к 1800-м годам. Сейчас были достаточно обширно освоены технологии производства сыров, подобных пармезану, и на флотах (обращение в первую очередь об британском, американском и испанском) сырная неприятность была в известной мере решена.

Но этого не было возможности сообщить о сливочном масле. И чего лишь не перепробовали на флоте для увеличения сроков его хранения! Подсоленные куски помещали в соляном растворе в бочках, суда снабжали топлёным маслом, применяли масло козье и масло овечье – но более месяца-двух хранить его никак не получалось. И частенько выходило так, как в ситуации, обрисованной в мемуарах Джеймса Харди Вокса:

«Кэптен Кинг приказал стюарту скорректировать рацион команды, потому, что баталеры доложили, что сейчас совсем стухло сыр и сливочное масло. Запах был таким зловонным и тягучим, пробивавшимся кроме того через закупоренные бочки, что начальник без раздумий приказал выбросить бочки с маслом и сыром за борт, опасаясь, что от гнилого воздуха на корабле разовьются болезни и инфекции».

«Мёртвый француз»

Перейдём к мясу. Самый несложный рецепт солонины, которую готовили на Королевском военно-морском флоте, смотрелся так:

«Шесть фунтов говяжьей/свиной грудинки, 3 моркови, нарезанные по диагонали, 3 луковицы, соль, кардамон, тёмный молотый перец, гвоздика, сельдерей, кайенский перец, 1 пинта пива. Мясо смешивалось со всеми ингредиентами (не считая пива), заливалось водой и варилось на медленном огне 4 часа. Позже доливалась пинта пива, и мясо доходило на огне еще час.

Потом мясо вынимали, охлаждали и хорошо прессовали в бочки».

Это один из рецептов изготовление солонины, которым пользовались ещё с XVI века. К XVIII веку было внесено лишь одно кардинальное новшество: розовая соль. Ее применение придавало солонине красный оттенок, в то время как при применении простой соли оттенок был грязно-бурым.

Считалось, что солонина становилась приемлемой как минимум по окончании двухлетней выдержки.

Джордж Энсон ввёл градации по качеству для мяса, применяемого при приготовлении солонины — small beef, cargo beef, best mess beef. «Малая говядина» с большими прослойками и жилами жира считалась минимально приемлемой по качеству, «лучшая постная говядина» с одним-двумя ровными узкими слоями жира считалась самой лучшей. Традиционно флот для выделки солонины закупал мясо в Ирландии — оно считалось самым лучшим по качеству.

При всех преимуществах солонины, с ней была одна значительная неприятность. Чем продолжительнее она хранилась – тем твёрже становилась. Пересоленная, чёрная и такая жёсткая, что моряки вырезали из неё фигурки и полировали их, она хранилась в бочонках по два и более года. Перед потреблением солонину следовало вымачивать не менее 24 часов.

На протяжении варки для того чтобы мяса на поверхность всплывала пенистая и жирная грязь, добрая половина которой шла на разные смазочные потребности корабля, а половину забирал кок, реализовывавший её свечникам. Наряду с этим запрещалось реализовывать это вещество команде (считалось, что оно может привести к цинге), но кое-какие коки тайно нарушали запрет.

По окончании нескольких месяцев плавания солонина в бочках из необычного цвета красного дерева с прожелтью получала коричневато-зеленоватый оттенок. От неё исходил натуральный трупный запах. Исходя из этого в Роял Неви солонина взяла прозвище «мёртвый француз».

Солонина

Главным блюдом из солонины был известный «лабкаус» — мелко рубленная варёная солонина, смешанная с перемолотыми солёными селёдками и истолчённая после этого в жиденькую, сдобренную перцем кашицу. Данный «мусс» имели возможность глотать кроме того тяжелобольные. Много матросов было обязано ему судьбой.

Само наименование — «лабскаус» — пошло от норвежцев и дословно свидетельствует «легкоглотаемое». Рецептура лабскауса с течением времени изменялась, и в более поздних плаваниях в него стали добавлять кроме этого лук, картофель и солёные огурцы.

Сухари

Сухари были введены в необходимый рацион Роял Неви в 1660-х годах Сэмьюэлом Пипсом, не смотря на то, что применяли их в плаваниях ещё древние египтяне. И когда не обзывали эти сухари! «Морские бисквиты», «малярийный хлеб», «замок для червяков» — названий не счесть! До времен Пипса сухари закупали у сторонних производителей.

А вот во второй половине 60-ых годов XVII века для флота было решено наладить собственное производство.

Состав флотских сухарей был несложен и незатейлив – пшеничная мука, соль и вода. Месили тесто, тонко раскатывали, разрезали на формочки и пекли. Пекли пара раз, стремясь убрать всю влагу из изделия, дабы сухари были невосприимчивы к плесени.

Затем их возможно было хранить фактически всегда, в случае если, само собой разумеется, держать в сухом месте. К примеру, на протяжении Гражданской войны в Соединенных Штатах армиям в качестве пайков были выданы сухари, приготовленные в 1840-х годах, другими словами 15 лет назад.

Потому, что таковой сухарь кроме того здоровыми зубами разгрызть практически нереально (ходили кроме того байки, что настоящие флотские сухари не пробьёт и мушкетная пуля) – их размачивали в воде, алкоголе, пиве, чае либо кофе. На сухари в Роял Неви ставилось клеймо производителя, и за качеством продукта следили ожесточённым образом.

Беда с сухарями начиналась на самих судах. Во-первых, в том месте нереально было достигнуть стопроцентного спасения от влажности. Исходя из этого вскрытые бочки с сухарями скоро покрывались плесенью. Помимо этого, в сухарях, кроме того в совершенных условиях, заводились личинки долгоносиков. Их удаляли, погружая сухарь в воду, и по окончании того, как личинки всплывали – их вылавливали и выбрасывали.

Но, кое-какие матросы предпочитали легко имеется в темноте, дабы не видеть кишащих в сухарях личинок.

Сухари, растолчённые в крошку, употреблялись в качестве загустителя жидкой пищи либо бульона (из этого, кстати, пошли все рецепты вассер-супов).

Сухари. Квадратные – армейские, круглые – корабельные

В конце XVIII века во флоте решили ввести галеты – сухари, выпекающиеся без соли. Идея была несложна. Раз солонина соленая, а сухарь будет без соли, то одна пища уравновесится второй. Помимо этого, потому, что галеты несолёные, они меньше подвергаются порче из-за влажности. Лишь эра пара поколебала господство сухарей во флотской пище. Неспешно суда начали оснащаться собственными хлебопекарнями.

Однако, галеты и сухари обширно употреблялись кроме того в двадцатом веке.

ТРАДИЦИОННАЯ ПИЩА МОРЯКОВ 18­-ого ВЕКА


Темы которые будут Вам интересны: