Черноморская одиссея «гебена». часть iii

Следующий шанс доказать правильность теории о доминировании дредноутов над додредноутами представился германскому адмиралу 10 мая 1915 года. В первых числах Мая руководство Черноморского флота организовало поход эскадры русских судов в район пролива Босфор.

В эскадру входили : линкоры «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя», «Ростислав»; бригада крейсеров (бронепалубные крейсеры «Память» и «Кагул Меркурия», вспомогательный крейсер «Бриллиант», аэротранспорт «Николай I»); минная бригада (9 миноносцев) и 4 заградителя («Ксения», «Алексей», «Константин», «Георгий»). При планировании операции русское руководство исходило из того, что «Гебен», подорвавшийся на русской мине 26 декабря 1914 года, все еще находится в ремонте.

К слову, за годы Первой Мировой германский крейсер два раза подрывался на русских и 3 раза – на британских минах, но благодаря шепетильно продуманной противоминной защите не только оставался на плаву, но кроме того ни разу не утратил хода. Предположения адмирала Эбергарда были неверны – ремонт «Гебена» был закончен 1 мая, а 6 мая крейсер вышел в море.

Черноморская одиссея «гебена». часть iii

Линкоры Черноморского флота (замыкающий – «Три Святителя»)
в боевом походе к Зонгулдаку, 8 марта 1915 года
Источник: Ю. В. Апальков. Боевые суда русского флота 8.1914 г. – 10.1917 г. Петербург, 1996

Линкор «Ростислав» в боевом походе.
Первая бомбардировка упрочнений Босфора, 15 марта 1915 года
Фотография из коллекции Юрия Чернова http://tsushima.su/RU/shipsru/shipsrussiaru/shipsrussiabronru/shipsrussiabronebrru/ebr-rotislav/ebr-rotislav-photo/

Линкор «Пантелеймон»
Фотография из коллекции Юрия Чернова
http://tsushima.su/RU/shipsru/shipsrussiaru/shipsrussiabronru/
shipsrussiabronebrru/ebr-panteleymon/ebr-panteleymon-photo/

По версии В. Ю. Грибовского картина боя выглядела следующим образом:

10 мая 1915 года, в 5 часов 40 мин. линкоры «Три Святителя» и «Пантелеймон», пропустив вперед тралящий караван, направились к Босфору, а «Евстафий», «Иоанн Ростислав» и «Златоуст» остались в прикрытии в 20–25 милях от пролива. Из-за чего в паре с линкором «Три Святителя» действовал «Пантелеймон», а не «Ростислав», направляться отнести к области тайных.

Так как при таковой расстановке сил 1-я бригада линейных кораблей теряла одну треть собственной силы и, при боя с «Гебеном», нарушался отработанный на протяжении учений порядок организации стрельбы. Возможно, разгадка кроется в полной уверенности русского адмирала в небоеспособности германского линейного крейсера.

Примерно в шесть утра начальник турецкого эскадренного миноносца «Нумуне» доложил адмиралу Сушену об обнаружении русской эскадры.

Около 7 часов дозорный крейсера «Память Меркурия» нашёл на востоке «громадной дым», в котором опознали «Гебен».

В 7 часов 5 мин. адмирал Эбергард приказал «Трем Пантелеймону» и «Святителям» срочно возвратиться к главным силам, но для соединения всех пяти линкоров требовалось время (лишь разворот в протраленном пространстве занял около 18 мин.). Бой начался в 7 часов 35 мин. с дистанции 94 кабельтовых, в то время, когда «Три Святителя» и «Пантелеймон» пребывали не меньше чем в двух милях от флагманского корабля. «Пантелеймон» сумел вступить в бой лишь около 8 часов 5 мин. и вторым залпом с дистанции 100 кабельтовых добился попадания в «Гебен».

После этого «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» совершили еще два попадания, а уже около 8 часов 16 мин. стрельба с обеих сторон закончилась. Длительность боя составила 23 60 секунд («Пантелеймон» и «Три Святителя» принимали участие в сражении примерно половину этого времени).

На протяжении боя «Евстафий», «Иоанн Пантелеймон» и «Златоуст» успели сделать 156 выстрелов из 305-мм орудий, добившись трех попаданий в «Гебен». Один боеприпас попал в носовую часть жилой палубы, второй разбил ящик для уборки противоторпедных сетей, благодаря чего сеть начала свешиваться за борт, а боеприпас «Пантелеймона» разорвался у нижней кромки брони главного пояса, чем привёл к затоплению бортового коридора и вывел из строя второе 150-мм орудие левого борта. «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» стреляли кроме этого из 203-мм пушек, выпустив 36 снарядов, еще тринадцать 305-мм снарядов отправил в соперника «Три Святителя». В ответ «Гебен» произвел до 160 бесплодных выстрелов из орудий главного калибра.

Предстоящее маневрирование «Гебена» в сражении 10 мая 1915 года свелось к попыткам отвлечь русских от Босфора, а самому прорваться в пролив. Последнее не составило особенного труда: линейный крейсер легко развивал скорость до 26 узлов. Через шесть часов погони адмирал Эбергард убедился в бесцельности преследования, а в 15 часов «Гебен» скрылся из виду.

В комментариях издательства «Полигон» к книге Эрнеста Дюпуи и Тревора Дюпуи «Глобальная история войн» результаты боя оцениваются фактически так же у В .Ю. Грибовского: три попадания снарядов с русских броненосцев и бесплодная стрельба «Гебена». По официальной версии, изложенной в сводке Морского генштаба России от 29 апреля (по старому стилю) 1915 года: «Черноморский флот по окончании бомбардировки босфорских фортов имел перестрелку с крейсером «Гебен».

Взяв пара попаданий, последний скоро вышел из боя».

Разгадку успеха судов Черноморского флота в противостоянии с германским линкором направляться искать в уровне подготовки личного состава. Эффективность работы артиллеристов, участвовавших в сражении, демонстрируют следующие цифры:

Суда

Теоретически вероятное к-во выстрелов артиллерии главного калибра

Фактическое к-во выстрелов артиллерии главного калибра

Практически достигнутый уровень скорострельности от теоретически вероятного, %

«Евстафий», «Иоанн Пантелеймон» и «Златоуст»

224

156

70

«Три Святителя»

26

13

50

«Гебен»

276–368

160

43-58

За счет лучшей подготовки сосредоточенных на «Иоанне Златоусте» артиллерийских офицеров русской эскадре получалось стремительнее осуществлять пристрелку и переходить к накрытию цели, что повышало практическую скорострельность русских додредноутов. Оправдала себя и практика сосредоточения лучших артиллеристов на одном корабле. Эффективность огня четырех прекрасно обученных расчетов артиллерийских орудий «Евстафия» была выше, чем у десяти плохо обученных расчетов «Гебена».

Позднее, 8 января 1916 года, на протяжении очередного выхода в море, «Гебен» столкнулся с новым русским линкором дредноутного типа «Императрица Екатерина Великая», что вел пламя по крейсеру в течение 30 мин. из 12 305-мм орудий, но так и не смог добиться ни одного попадания.

Результаты боев у мыса Сарыч и пролива Босфор продемонстрировали, что при верной организации и подготовке личного состава несколько эскадренных броненосцев, обученная ведению коллективной стрельбы, в полной мере способна оказать сопротивление одиночному дредноуту.

Заканчивая рассказ о черноморской одиссее «Гебена», нельзя не упомянуть о его прибытии в Севастополь 2 мая 1918 года – на этот раз в качестве победителя. В сухом доке Севастополя силами местных рабочих были устранены течи и совершена очистка корпуса. Но радость победы была недолгой – 2 ноября того же года корабль был покинут германской командой и передан в собственность турецкого правительства.

Линейный крейсер «Гебен» в Севастополе, 1918 год
Источник: http://www.vashsudak.com/foto/23745-foto-krym-sbornik-staryh-fotografiy-krymatretya-iz-treh-chastey.html

Вторая часть статьи

Про линейные крейсера


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: