Четыре битвы сражающегося дракона

Согласно точки зрения руководства Императорского флота Японии, небольшой авианосец «Рюдзё» был в полной мере способен решать вспомогательные задачи, такие как прикрытие японских конвоев и уничтожение конвоев соперника, помощь морских десантов на второстепенных направлениях либо нанесение воздушных ударов по береговым объектам в условиях ограниченных возможностей ВВС соперника. Это предположение подтвердилось на протяжении рейда в Индийский океан и битв за Филиппины и атолл Мидуэй

Японская правящая элита, в начале ХХ века забравшая курс на построение «Великой Восточной империи», в полной мере отдавала себе отчет в том, что это неминуемо приведет к вооруженному конфликту с наибольшими морскими державами – Англией и США. Осознавая, что достижение количественного превосходства над английским и американским флотами в в обозримом будущем нереально, японцы сделали упор на улучшение качества корабельного состава и освоение новых тактических приемов.

Японские адмиралы достаточно скоро оценили возможности корабельной авиации – первый гидроавиатранспорт «Вакамия» на четыре гидроплана был передан флоту уже в 1914 году, в первой половине 20-ых годов XX века в строй поднялись перестроенные из танкеров гидроавиатранспорты «Ноторо» и «Камои» (на шестнадцать и двадцать гидропланов соответственно), а к концу 1922 года японцы выстроили собственный первый авианосец со целой палубой («Хосё»). Так, Япония стала третьей страной в мире, выстроившей полноценный авианосец (по окончании Англии и США, флоты которых взяли подобные суда в сентябре 1918 и марте 1922 года соответственно).

В соответствии с Вашингтонским морским соглашением 1922 года Япония взяла право на постройку авианосцев неспециализированным водоизмещением не более 81000 тысячь киллограм (наряду с этим авианосец «Хосё» был признан умелым и не включался в неспециализированную квоту), и достройку в качестве авианосцев двух линейных крейсеров либо линейных кораблей. Японский флот скоро выбрал установленную для него квоту: во второй половине 20-ых годов XX века был введен в строй авианосец «Акаги» водоизмещением 34464 тонны, а во второй половине 20-ых годов двадцатого века – авианосец «Кага» водоизмещением 33693 тонны. Совсем исчерпать квоту японцы решили, включив в собственную новую кораблестроительную программу небольшой авианосец «Рюдзё» (в переводе с японского – «Сражающийся дракон»).

Четыре битвы сражающегося дракона

Схема авианосца «Рюдзё» по состоянию на 1936 год
Источник: the-blueprints.com
Тактико-технические характеристики

«Рюдзё», заложенный 26 ноября 1929 года на верфи ВМФ в Йокосуке, в соответствии с тогдашней классификацией принадлежал к категории «малых авианосцев». По представлениям армейских теоретиков, малые авианосцы, предназначенные для исполнения запасных задач, должны были иметь водоизмещение до 20000 тысячь киллограм, артиллерийское оружие из орудий калибра 114-127 мм и зенитных автоматов калибра 20-40 мм, и авиагруппу из 20-50 самолетов.

направляться подчернуть, что японцы первыми в мире приступили к созданию авианосцев особой постройки (они изначально проектировались как авианосцы, а не перестраивались из судов других типов). В Соединенных Штатах первый авианосец особой постройки был заложен в 1931, а в Англии – в 1935 году.

Авианосец «Рюдзё», вид с правого борта. Прекрасно видны дымовые трубы, выведенные на правый борт
Источник: milday.ru

Конструкция

Конструктивно «Рюдзё» воображал собой авианосец со целой полетной палубой (протяженность – 156,5 м, ширина – 23 м) без надстройки. Капитанский мостик, сходный с теми, каковые устанавливались на торговых судах, размешался в передней части корабля под полетной палубой. Главная неприятность авианосцев со целой полетной палубой – дымоотвод – была решена методом вывода на правый борт двух загибающихся назад и вниз труб различного диаметра.

В строительных работах авианосца проект был пересмотрен (военно-морские функционеры решили переделать одноярусный самолетный ангар в двухъярусный), что стало причиной повышению водоизмещения корабля с 8000 до 10000 тысячь киллограм. Трансформации, внесенные в проект, стали причиной перегрузке корабля и отрицательно сказались на его остойчивости, что вынудило руководство флота практически сразу после введения авианосца в строй (9 мая 1933 года) послать его на модернизацию.

Авианосец «Рюдзё» на якоре. Прекрасно виден капитанский мостик
Источник: waralbum.ru

Модернизация 1934-36 годов носила далеко не косметический темперамент – была значительно поменяна архитектура авианосца, и примерно на 30% возросло его водоизмещение. Корабль оснастили булями и перенесли палубой выше дымовые трубы, (ранее их на полном ходу заливало волнами), и поменяли размещение артиллерийских спонтонов (выступов палубы) левого борта и для повышения остойчивости уложили в трюм 1200 тысячь киллограм балласта.

Главные размеры авианосца «Рюдзё»

Год

1933

1936

Водоизмещение, т

10150

13650

Протяженность, м

180

180

Ширина, м

20,3

20,6

Осадка, м

5,6

7,1

Ограниченное водоизмещение корабля не разрешило обеспечить его полноценным бронированием – противоосколочную броню имели лишь погреба боезапаса и машинное отделение.

Авианосец «Рюдзё» (современная колоризация черно-белой фотографии)
Источник: the-blueprints.com

Энергетическая установка

Корабль взял двухвальную энергетическую установку суммарной мощностью 65000 л. с., трудившуюся на нефти и складывавшуюся из двух паровых турбин и шести котлов. Согласно точки зрения некоторых историков, энергетическая установка авианосца «Рюдзё» представляла собой двухвальную версию четырехвальной установки крейсеров типа «Такао» (четыре турбины «Парсонс» и двенадцать котлов «Канпон» (тип котлов указан согласно данным советского «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год»).

Большая скорость «Рюдзё» достигала 29 узлов, а предельная дальность хода составляла 3200 миль при скорости в 25 узлов либо 9500 миль при скорости в 12 узлов.

Артиллерийское оружие

Артиллерийское оружие авианосца первоначально складывалось из двенадцати универсальных 127-мм орудий, размещенных в шести двухорудийных башнях, и двадцати четырех 13,2-мм пулеметов. На протяжении эксплуатации оружие корабля много раз изменяли методом установки дополнительных спаренных 25-мм автоматов (первые два были установлены вместо двух 127-мм башен на протяжении модернизации 1934-36 годов).

Состав артиллерийского оружия авианосца «Рюдзё»

Год

1933

1936

1942

127-мм универсальные орудия

12

8

8

25-мм зенитные автоматы

4

22

13,2-мм зенитные пулеметы

24

24

24

Авианосец «Рюдзё» на протяжении строительства. Прекрасно видны 127-мм универсальные орудия
Источник: ww2db.com

Авиационное оружие

Численность авиационной группы «Рюдзё» за годы его работы возросла более чем в два раза (по большей части, за счет перевооружения корабля самолетами со складывающимися крыльями).

Состав авиационной группы авианосца «Рюдзё»

Год

Состав авиагруппы

1933

17 самолетов (5 истребителей A1N и 12 торпедоносцев В1М)

1937

27 самолетов (12 истребителей A2N и A4N и 15 пикирующих бомбардировщиков D1A2)

1941

38 самолетов (22 истребителя A5М4 и 16 торпедоносцев В5N2)

Повышение численности авиагруппы не приводило к пропорциональному росту боевых возможностей авианосца, каковые зависят скорее не от количества самолетов, а от интенсивности их применения. Со своей стороны, интенсивность применения корабельной авиации зависит от трех факторов:

  • времени транспортировки самолетов из ангара на полетную палубу (зависит от количества лифтов);
  • промежутка времени между взлетами самолетов (значительно сокращается при наличии катапульт);
  • возможности одновременного нахождения самолетов на полетной палубе (зависит от площади палубы).
Состав авиационной группы авианосца «Рюдзё»

Авианосец

«Рюдзё»

«Глориес»

«Илластриес»

Количество самолетов

38

29

36-40

Количество лифтов

2

2

2

Количество катапульт

0

0

2

Площадь полетной палубы, м2

3600

4800

6500

Не смотря на то, что отсутствие катапульт примерно в два раза увеличивало промежуток между взлетами самолетов, основной проблемой авианосца «Рюдзё» были ограниченные размеры полетной палубы, каковые ограничивали количество самолетов, талантливых в один момент пребывать на палубе и делать взлет либо посадку. Согласно точки зрения экспертов, на полетной палубе «Рюдзё» имели возможность в один момент пребывать не более шести самолетов (для сравнения, на палубе английского авианосца «Глориес» – около десяти самолетов, английского авианосца «Илластриес» – шестнадцать самолетов). Установленные на «Рюдзё» шесть аэрофинишеров, рассчитанных на торможение самолетов массой до 6 тысячь киллограм, допускали посадку на него всех одномоторных самолетов тогдашних японских ВМС.

В следствии повышения численного состава авиагруппы численность экипажа авианосца возросла с 600 человек в первой половине 30-ых годов XX века до 924 человек во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Условия для размещения моряков были, что именуется, спартанскими (в противном случае тяжело растолковать, как японцам удалось разместить в полтора раза больший экипаж без повышения площади жилых и бытовых помещений).

Информация о японских матросах, дремавших на циновках прямо на палубе, возможно, относится к области преданий, но кроме того привычные к отсутствию удобств советские моряки обрисовывали условия проживания экипажа на «Рюдзё» как «очень стесненные» («Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год»).

По окончании всех упомянутых выше трансформаций авианосец «Рюдзё» был в полной мере способен решать такие задачи как прикрытие японских конвоев и уничтожение конвоев соперника, помощь морских десантов на второстепенных направлениях и нанесение воздушных ударов по береговым объектам в условиях ограниченных возможностей ВВС соперника.

Боевая работа

«Рюдзё» вступил в строй 9 мая 1933 года и по окончании завершения базисной подготовки экипажа вошел в состав Объединенного флота (это решение было частично формальным, потому, что уже в первой половине 30-ых годов XX века корабль послали на модернизацию для устранения распознанных недочётов).

Авианосец «Рюдзё» в 1933-34 годах
Источник: legatus-minor.livejournal.com

По окончании завершения модернизации авианосец учавствовал в войне с Китаем (в осеннюю пору 1937 года, весной и в осеннюю пору 1938 года), снабжая блокаду китайского побережья и воздушную помощь десантов. В конце 1939 года корабль был выведен в резерв (предположительной обстоятельством этого стал перевод пилотов на более большие суда), но уже в июне 1941 года возвратился в строй и был включен в состав 4-го флота Японии.

По окончании начала войны с США он действовал у восточной части прибрежной полосы Филиппин, у берегов Малайи, островов Суматра и ява. Так, 7 декабря 1941 года самолеты с «Рюдзё» (всего в авиагруппу входили восемнадцать торпедоносцев B5N2 и шестнадцать истребителей А5М4) произвели два налета на филиппинский порт Минданао. В первом авианалете принимали участие тринадцать B5N, два из которых были утрачены. В повторном налете принимали участие два B5N2 под прикрытием трех А5М4.

Информацию о значительных разрушениях в следствии воздушных бомбандировок отсутствуют. Во время с 8 по 11 декабря авиация «Рюдзё» занималась разведкой и патрулированием, а 12 декабря самолеты с авианосца приняли ограниченное участие в помощи высадки десанта в Легаспи.

Авианосец «Рюдзё» в море, сентябрь 1938 года. Прекрасно видно, как глубоко корабль зарывается в волны
Источник: ww2db.com

В марте-апреле 1942 года «Рюдзё» (его авиагруппа насчитывала пятнадцать торпедоносцев B5N2 и двенадцать истребителей А6М2) в составе оперативной группы адмирала Озавы, включавшей кроме этого шесть крейсеров и четыре эсминца, участвовал в рейде в Индийский океан. Несколько занималась только перехватом конвоев союзников (всего было потоплено девятнадцать судов неспециализированным водоизмещением около 100000 брутто-тонн, из которых самолеты «Рюдзё» лишь за апрель потопили десять судов).

Авианосец «Рюдзё»
Источник: milday.ru

Летом 1942 года «Рюдзё» участвовал в Алеутской операции в составе Северного соединения под руководством адмирала Хосогайя. В соединение входили два отряда вторжения (в составе «Отряда Атту» – один легкий крейсер, четыре эсминца и два транспорта с 1000 морских пехотинцев; в составе «Отряда Кыска» – один легкий крейсер, два эсминца, шесть десантников и 550 транспортов) и силы прикрытия (авианосцы «Рюдзё» и «Дзуньё», три тяжелых крейсера и шесть эсминцев).

Авиагруппы авианосцев насчитывали семьдесят пять самолетов (двадцать один торпедоносец B5N2, двадцать четыре пикирующих бомбардировщика D3A1 и тридцать два истребителя А6М2). Мастерски избежав встречи с американским отрядом адмирала Роберта А. Теобальда, выделенного для обороны Алеутских островов (пять крейсеров, четырнадцать эсминцев и шесть подводных лодок), соединение вышло на ударную позицию и в ночь с 3 на 4 июля нанесло бомбовый удар по военно-морской базе Датч-Харбор, расположенной на острове Уналашка.

Налет был произведен в негативных погодных условия (фактически все источники отмечают низкую видимость из-за сильного тумана), в следствии чего на цель смогли выйти лишь семнадцать самолетов с «Рюдзё». Состав группы, наносившей удар, малоизвестен, в отличие от понесенных ею утрат – три торпедоносца B5N2, четыре бомбардировщика D3A1, три истребителя А6М2, и один разведывательный гидроплан. Часть источников говорит о сильном противодействии американцев, но, наверное, речь заходит не об их действиях в момент фактически воздушной бомбандировки, а о последующих попытках американской береговой авиации нанести бомбовый удар по японским авианосцам.

Японский истребитель A6М2, поврежденный на протяжении атаки на Датч-Харбор и захваченный американцами по окончании вынужденной посадки на острове Акутан
Источник: forum.worldofwarplanes.ru

Совершив воздушная бомбандировка, Северное соединение уклонилось от ответного удара американской береговой авиации и, высадив десанты, 6 июля захватило остров Кыска, а 7 июля – остров Атту. Историки, включая настроенных антияпонски авторов «Глобальной истории войн» Р. Эрнеста Дюпюи и Тревора Н. Дюпюи, склонны высоко оценивать действия Северного соединения: «Не будь американцам как мы знаем, что это всего-навсего отвлекающий маневр, эта операция в полной мере бы имела возможность принимать во внимание большим успехом японцев».

Одновременно с этим, практические результаты налета на Датч-Харбор оцениваются не столь конкретно. Часть экспертов, включая автора «Энциклопедии авианосцев» В.В. Бешанова, говорит о значительных повреждениях, причиненных базе. Но большая часть склоняется к мнению Р. Эрнеста Дюпюи и Тревора Н. Дюпюи: «Практических результатов они, по сути, не дали – разве что нескольким американским армейским было нужно покраснеть».

За давностью лет и при полном преобладании американских источников установить истину не представляется вероятным, но думается маловероятным нанесение большой вред на протяжении одного налета семнадцати автомобилей (а также, не более четырнадцати бомбардировщиков и торпедоносцев) с учетом того, что их теоретически вероятная бомбовая нагрузка составляла порядка 6500-9500 кг.

«Рюдзё» не принимал участия в битве у атолла Мидуэй, но, однако, в течение достаточно продолжительного времени американцы были уверены, что потопили его 4 июня 1942 года на протяжении этого сражения. Отыскать рациональное объяснение этому заблуждению достаточно тяжело, поскольку потопленные японские авианосцы были намного больше по водоизмещению («Акаги» – 41300 тысячь киллограм, «Каги» – 43650 тысячь киллограм, «Сорю» – 19800 тысячь киллограм, «Хирю» – 21900 тысячь киллограм) и имели островную надстройку, что делало их визуально отличимыми от «Рюдзё».

Смерть

Последним боем в истории авианосца «Рюдзё» стало морское сражение у Восточных Соломоновых островов (кроме этого известное как Первая битва за Гуадалканал) 24 августа 1942 года. Целью японской операции, взявшей кодовое наименование «Ка», являлась очистка острова Гуадалканал от высадившегося 7 августа американского десанта и, по возможности, уничтожение американских авианосцев.

Для принятие участия в операции выделялась группировка под руководством адмирала Кондо из состава Объединенного флота (три авианосца, три линейного корабля, шесть тяжелых крейсеров, эсминцы и гидротранспорт), и несколько адмирала Танаки (транспорты в сопровождении легкого крейсера «Дзинсу» и четырех сторожевых судов). Главную ударную силу японского флота составляли авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку» со ста сорока семью самолетами на борту (а также, пятьдесят четыре бомбардировщика D3A1, тридцать шесть торпедоносцев B5N2 и пятьдесят два истребителя А6М2). Обстоятельство включения в состав соединения авианосца «Рюдзё» (состав авиагруппы – двадцать три истребителя А6М2 и девять торпедоносцев B5N2) кроме того спустя семьдесят лет вызывает споры. На данный счет существует три главные предположения:

  • «Рюдзё» вошел в состав соединения в качестве эскадренного авианосца из-за громадных потери, понесенных японским флотом в битве за Мидуэй;
  • «Рюдзё» был изначально рекомендован с целью проведения диверсий и отвлекающих маневров;
  • «Рюдзё» планировалось применять в качестве приманки для американских авианосцев.

Первая версия вызывает большие сомнения, потому, что «Рюдзё» на протяжении всей операции действовал раздельно от остальных авианосцев. Утром 24 августа несколько адмирала Танаки пребывала в 250 милях к северу от Гуадалканала.

Главные силы Кондо, включая авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку» – в 40 милях восточнее группы Танаки, а несколько в составе авианосца «Рюдзё», тяжелого крейсера «Тонэ» и эсминцев «Амацукадзэ» и «Токицукадзэ» выдвинулась на большом растоянии вперед для нанесения удара по захваченному американцами японскому аэропорту на Гуадалканале (более знаменит называющиеся Хендерсон-филд). Выдвижение авианосца «Рюдзё» и тяжелого крейсера «Тонэ» без важного противовоздушного прикрытия есть или следствием полной уверенности японцев в отсутствии у Гуадалканала американских авианосцев, или маневром с целью их обнаружения для атаки самолетами с ударных авианосцев.

Существует две версии обнаружения авианосца «Рюдзё» американцами: по одной версии он был распознан американским патрульным гидросамолетом «Каталина», по второй – американцы, не обращая внимания на смену японцами шифров по окончании битвы у Мидуэя, читали японский радиообмен. В качестве косвенного свидетельства чтения американцами японского радиообмена в большинстве случаев приводят приказ адмирала Флетчера передислоцировать севшие незадолго до на Хендерсон-филд тридцать один бомбардировщик SBD-3 и пять торпедоносцев TBF-1 на борт авианосцев, пребывавших в 150 милях восточнее Гуадалканала (складывается чувство, что американцы знали о цели «Рюдзё»).

Японцы собирались провести атаку на Хендерсон-филд двумя последовательными волнами (в составе первой волны – шесть истребителей прикрытия А6М2 и шесть торпедоносцев B5N2; в составе второй – девять истребителей А6М2, в задачу которых входила штурмовка аэропорта). На подходе к аэропорту японские самолеты были перехвачены американскими истребителями «Уайлдкэт» и Р-40 (сбиты четыре торпедоносца и три истребителя).

В 14 часов 15 мин. с американского авианосца «Саратога» взлетели самолеты (начальник авиагруппы – капитан 2-го ранга Фелт). В том, что общее колличество американских самолетов составляла тридцать восемь автомобилей, согласны все авторы, но информацию о составе американской авиагруппы пара разнятся. В большинстве случаев говорят о двадцати девяти бомбардировщиках SBD-3 и девяти торпедоносцах TBF-1, взлетевших с «Саратоги», из которых двадцать два SBD-3 и семь TBF-1 должны были нападать «Рюдзё», а семь SBD-3 и два TBF-1 – крейсер «Тонэ».

В 14 часов 58 мин. два торпедоносца, взлетевшие с авианосца «Энтерпрайз» на разведку, нападали «Рюдзё» с горизонтального полета. Скинутые ими бомбы упали мимо цели, но сообщение о координатах японского авианосца было принято группой с авианосца «Саратога». Несколькими минутами позднее еще два торпедоносца из поисковой группы атаковали крейсер «Тонэ», вместе с тем бесполезно (наряду с этим японские истребители из состава воздушного патруля сбили один из этих торпедоносцев).

В 15 часов 36 мин. авиагруппа с «Саратоги» начинает атаку «Рюдзё». Крейсер «Тонэ» и эсминцы пребывали на расстоянии около пяти километров от авианосца, исходя из этого мало чем имели возможность оказать помощь ему. Истребители японского воздушного патруля кроме этого не смогли помешать атаке из-за собственной малочисленности (к моменту атаки на борту пребывали только восемь А6М2).

Атака на «Рюдзё» первых пятнадцати SBD-3 была бесплодной. В 15 часов 50 мин. капитан 2-го ранга Фелт приказал прекратить атаку крейсера «Тонэ» и кинуть все силы на авианосец. Как раз группе Фелта приписывается первое попадание в «Рюдзё» (ориентировочно в 16 часов 20 мин.).

Всего в авианосец попали четыре (по другим сведеньям – три) 454-кг бомбы, привёдшие к многочисленным пожарам, и одна торпеда, по одним данным, попавшая в район машинного отделения правого борта, по вторым – выведшая из строя рулевое управление. Еще три бомбы взорвались в близи от борта и стали причиной образованию больших пробоин.

Ночью экипаж «Рюдзё», убедившись в бесполезности борьбы за спасение корабля, начал эвакуироваться на крейсер «Тонэ» и эсминцы, занимавшиеся спасением пилотов возвратившихся самолётов с «Рюдзё», каковые приводнялись поблизости. Около 20 часов авианосец перевернулся и затонул. По самый распространенной версии, неспециализированные человеческие жертвы составили около 600 человек, но часть историков приводит более скромную цифру в 120 человек.

На протяжении налета группы Фелта не был сбит ни один из американских самолетов.

В 17 часов 11 мин. американские авианосцы были атакованы самолетами с авианосцев «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Приверженцы применения «Рюдзё» в качестве приманки в большинстве случаев отмечают, что несколько полковника Секи в составе двадцати семи бомбардировщиков D3A1 и восемнадцати истребителей сопровождения А6М2 взлетела около 15 часов, а несколько капитана Такахаси в составе двадцати семи бомбардировщиков D3A1 и девяти истребителей А6М2 – около 16 часов, но не с целью обезопасисть «Рюдзё», а для атаки американских авианосцев.

Согласно их точке зрения, действия японцев были направлены на большое отвлечение американских самолетов на атаку «Рюдзё» для понижения их возможностей по нанесению ответного удара по «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Неспециализированные утраты японской стороны в бою у Восточных Соломоновых островов составили один авианосец («Рюдзё»), один эсминец и около 90 самолетов, США – 17 самолетов (помимо этого, важные повреждения взял авианосец «Энтерпрайз»). Принято вычислять, что сражение завершилось вничью – не обращая внимания на тяжелые потери, японцы значительно ослабили американский флот, выведя из строя один из трех авианосцев, что имело возможность значительно повлиять на предстоящий ход сражения за Гуадалканал.

На протяжении рейда в Индийский океан авианосец «Рюдзё» удачно показал себя в качестве средства для противодействия конвоям , а входе боевых действий за Филиппины и Алеутские острова – в качестве действенного корабля авиационной помощи на второстепенных направлениях. Исходя из этого сейчас большая часть экспертов склоняется к точке зрения, что смерть «Рюдзё» 24 августа 1942 года возможно растолковать или преднамеренным умыслом японского руководства, или его крайней некомпетентностью.

LJ150705 320часть01 masterok Четыре битвы Сражающегося дракона


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: