Что ели «серые волки» дёница

Благодаря роману Лотара-Гюнтера Буххайма и одноимённому фильму Вольфганга Петерсена «Das Boot», заметившим свет в 70–80-х годах прошлого века, быстро вырос интерес к действиям германского подводного флота во Второй мировой. У любителей истории начало возникать большое количество вопросов не только по военным действиям, но и по быту подводников.

Особенный интерес вызывает тема питания экипажей, хранения и выбора на подлодке в условиях долгих походов продуктов, а также тех, без которых человек не имеет возможности продолжительно обойтись. Из-за чего германские подводники забирали свежий хлеб, что в условиях высокой влажности скоро покрывался плесенью, а не сухари, хранящиеся продолжительнее?

Неприятности снабжения

Немцы великолепно снабжали продовольствием собственные подводные суда. По окончании установления в Европе господства Германии продукты на базы подлодок поставлялись из Франции, Дании, Португалии, Испании, Италии и т.д. В поход лодки брали свежее и варёное мясо, фрукты и свежие овощи, сыр, мёд, шоколад, копчёные колбасные изделия, соки, разные консервы и другое. Неприятность была одна – в походе, в условиях сильной влажности и плохой вентиляции, свежие продукты скоро портились.

В итоге подводникам приходилось сидеть на консервно-витаминной диете – чем дольше был поход, тем хуже было с едой.

Что ели «серые волки» дёница

В целом питание германских подводников было очень разнообразным и не лишённым деликатесов. На этом фото, сделанном в первой половине 40-ых годов XX века, два члена экипажа подлодки U 672 позируют с омарами

На лодках были предусмотрены и провизионки, и холодильные камеры, но при выдаче технических заданий конструкторам субмарин в мирное время руководству ВМС Германии тяжело было представить, что средние лодки типа VII будут функционировать у берегов США, Африки и в Карибском бассейне, а громадные лодки типа IX – в Индийском океане.

На протяжении войны приходилось импровизировать, подстраиваться под обстановку, которая потребовала повышения автономности лодок. Субмарины приобретали провизию в море с судов снабжения, заходили для пополнения запасов в порты Испании, после этого показались «дойные коровы» – транспортные лодки XIV серии. Но всецело проблему это не решало.

Провизия портилась, пропитывалась различными запахами – в общем, гурманам с узким гастрономическим вкусом на «семёрке» либо «девятке» делать было нечего.

Как рассчитывался запас пищи для экипажа

В этом вопросе весьма громадна была роль двух членов экипажа подлодки – третьего вахтенного офицера (либо навигатора) и кока, каковые несли ответственность за заготовку провизии. Кок, либо, как его кликали подводники, «смутье» (smutje, smut – что примерно возможно перевести как насмешливое «грязнуля», «замарашка»), был на лодке человеком с особенным статусом. Он должен был не только прекрасно готовить, но и владеть талантом ресторатора, дабы составлять меню на ежедневно плавания.

Кок лодки U 604 командует погрузкой провизии. На переднем замысле банки с фруктовыми консервами (слева). окорока и Многочисленные колбасы свисают с потолка отсека, соседствуя с оборудованием (справа)

Исходя из приблизительной длительности похода делался расчёт ассортимента и количества продуктов, каковые получались на складе навигатором. Затем провизия грузилась на лодку под контролем навигатора и инженер-механика в места, каковые самый доходили для хранения. Размещение продуктов на лодке постоянно соответствовало трём главным правилам:

  1. Продукты должны были размещаться и закрепляться так, дабы не падать и не разлетаться на протяжении маневрирования лодки и её атаки глубинными бомбами.
  2. Провизия должна была распределяться по лодке равномерно, дабы не создавать дифферент либо свести его к минимуму, наряду с этим должно было учитываться потребление продуктов. Каждый день потребляемые продукты взвешивались, дабы инженер-механик имел возможность компенсировать их вес балластом.
  3. Размещение продуктов не должно было мешать свободному доступу ко вентилям и всем люкам.

Главными местами хранения провизии были носовой, кормовой и электромоторный отсеки, и это было логично. В дизельном отсеке хранить что-либо было нереально, поскольку продукты скоро пропитывались бы запахом соляра, известного всепроникающей свойством. Центральный пост захламлять было ни за что запрещено, поскольку это место управления кораблём, в жилых отсеках старшин и офицеров большое количество разместить бы не удалось, да и все проходы должны были оставаться свободными.

коробки с фруктами в носовом отсеке лодки U 295 соседствуют с торпедами. Прекрасно видна надпись «Nantes» — окрестности французского Нанта славятся собственными яблоневыми садами сейчас

Вот как смотрелся запас провизии на лодке типа IXC при экипаже в 55 человек с расчётом его питания на 12-недельный срок. На лодку грузилось напитки и продовольствие весом более 12 тысячь киллограм (12 583 кг), а также:

  • свежее и варёное мясо – 224 кг
  • колбасные изделия – 108 кг
  • мясные консервы – 2180 кг
  • рыбные консервы – 150 кг
  • свежий картофель – 1750 кг
  • другие овощи – 1555 кг
  • лимоны – 416 кг
  • свежие фрукты – 300 кг
  • свежие яйца – 270 кг
  • сливочное масло – 50 кг
  • сыр – 50 кг + 65 кг (жёсткий и плавленый)
  • кофе – 60 кг
  • чай – 3 кг
  • молоко – 784 кг
  • свежий хлеб – 456 кг
  • консервированный хлеб – 660 кг

«Хлеба к обеду в меру бери…»

Хлеб на подводной лодке был нужным продуктом, и с ним же появлялись особенные неприятности в хранении. без сомнений, в этих условиях решением проблемы стало бы применение сухарей, каковые сохраняются значительно продолжительнее, но проигрывают хлебу во вкусе и при долгом потреблении приводят к с пищеварением, исходя из этого немцы подошли к вопросу по-второму. Они применяли свежий хлеб, что у подводников взял занимательное прозвище «заяц». Вот как писал об этом узнаваемый германский подводный ас Райнхард Зурен (Reinhard Suhren):

«Самой громадной проблемой был хлеб. Мы подвешивали его в сетках так, дабы обеспечить к нему приток воздуха, но всё равняется через некое время он портился, начинал плесневеть и становился похожим на белого и пушистого зайца, по причине того, что был покрыт громадным числом плесени. Мы срезали её, как это было быть может, и ели хлеб.

В то время, когда поход продолжался больше четырёх недель, питание преобразовывалось в проблему, и удержать здоровье команды в хорошем состоянии становилось непросто».

Кок «колдует» над приготовлением пищи в тесном камбузе германской подлодки (слева).
Приём пищи на верхней палубе германской подлодки. Снимок сделан в довоенное время (справа)

Не считая свежего хлеба, был ещё и консервированный, но какого именно он был качества? На данный вопрос дал ответ очень необыкновенный свидетель. 21 ноября 1942 года лодка U 163 потопила английское торговое судно «Эмпайр Старлинг» (Empire Starling), после этого взяв на борт в качестве военнопленного капитана судна Эрика Монктона (Eric Monckton). Потом Монктон покинул интересные воспоминания о нахождении на борту U 163, среди них и о питании:

«Ланч подавался в семь утра и складывался из молочного супа, кофе и печенья либо хлеба с джемом. Хлеб хранился в герметично упакованных цилиндрических банках около 10 см в диаметре и 23 см в длину. В таком виде он сохранялся отлично и, пожалуй, был только мало суховат».

В итоге, совокупность снабжения представляется достаточно логичной. Запас хлеба на подлодке делился на две практически равных части, складывающихся из свежего и консервированного хлеба. Свежий хлеб, очевидно, продолжительно не лежал, и его старались съесть как возможно стремительнее.

По окончании того как свежий хлеб съедался либо приходил в негодность, на лодке оставался ещё большой запас консервированного хлеба, потребление которого строго лимитировалось.

Мытьё посуды на подводной лодке по окончании приёма пищи (слева).
Если судить по растительности на лицах подводников, поход продолжается не первую семь дней, и никто не против разнообразить меню свежей рыбой. На фото разделка акулы на палубе германской подлодки (справа)

В случае если взглянуть на меню экипажа лодки U 93, составленное коком на четвёртую семь дней похода (12–18 января 1942 года), то станет ясно, что хлеб подавался к «столу» два раза в день (неясно, чем разъясняется отсутствие ужина в четверг – пропущен ли он в меню по недосмотру, либо это был официальный «постный сутки»):

Понедельник:

ланч: кофе, хлеб, смалец

обед: колбаски и чечевица, сливы

ужин: чай, масло, хлеб, разные колбасы и мясо

Вторник:

ланч: кофе, булочки, масло, джем

обед: суп, свинина, картофель, овощи

ужин: чай, масло, хлеб, разные колбасы

Среда:

ланч: кукурузные хлопья, булочки, масло

обед: яйца-пашот, шпинат, картофель, абрикосы

ужин: чай, масло, хлеб, язык, колбаса, сыр

Четверг:

ланч: кофе, хлеб, масло, джем, сыр

обед: квашеная капуста, свиная рулька, тушеные яблоки

Пятница:

ланч: кофе, масло, хлеб, яйца

обед: суп, гуляш, картофель, персики

ужин: чай, масло, хлеб, разные колбасы

Суббота:

ланч: кофе, масло, хлеб, джем

обед: суп-лапша, говядина, пудинг

ужин: чай, масло, хлеб, холодное мясо

Воскресенье:

ланч: кофе, хлеб, яйца, масло

обед: свинина, капуста, сливки и земляника

ужин: чай, масло, ветчина, хлеб, колбаса

Необходимо подчеркнуть, что германские подлодки имели возможность приобретать свежевыпеченный хлеб и прямо в море, на рандеву с «дойными коровами» – последние были оборудованы электропечами для выпечки хлеба. Так, в отчёте о первом походе транспортной U 459, головной лодки проекта XIV, говорилось:

«Приблизительно за 10 часов работы на борту может выпекаться около 80 килограммовых буханок свежего хлеба. Около 800 таких буханок были выпечены ночами, переданы на лодки и с удовольствием приняты их экипажами. Помимо этого, приблизительно 250 буханок приготовлены для собственных потребностей. Выпеченный ржаной хлеб сытный, имеет красивый вкус и прекрасно хранится…»

Снимок, сделанный с борта U 604 в феврале 1943 года, запечатлел рандеву с «дойной коровой» U 459 в северной части антлантического океана для пополнения запасов, среди них и провизии

К сказанному выше небходимо отметить, что на каждой боевой лодке имелся личный 300-килограммовый запас теста, и галеты – разумеется, что сухари подчинённым адмирала Деница были не необходимы.

Cписок использованной литературы:

  1. Paterson L. U-Boat Combat Missions – Chatham Publishing, London 2007
  2. Paterson L. U-Boat War Patrol – The Hidden Photographic Diary of U 564 – Chatham Publishing, London 2006
  3. Malmann Showell J. Wolfpacks at War – The U-Boat Experience in World War II – Compendium Publishing, 2001
  4. Uboat.Net (http://uboat.net)
  5. U-boat Archive (http://www.uboatarchive.net)

Волки Деница


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: