Что такое трехмерный звук?

Что такое трехмерный звук?

Совсем сравнительно не так давно возможно было замечать, как в мир коммерческих и домашних кинотеатров пришло стереокино, а на данный момент на очереди уже стоит видео очень высокого разрешения 4K. От изображения не отстает и звук: в домашний кинотеатр пришло 3D Audio, полное звуковое окружение зрителя — не только в горизонтальной плоскости, но и в третьем измерении. В английском для этого используется термин immersive, «погружающий».

Глас божий и другие аудиоканалы

Формат Auro-3D был представлен в мае 2006 года бельгийской компанией Galaxy Studios. Первым массовым фильмом, записанным в данном формате, стала лента Red Tails («Красные хвосты»), снятая в 2012 году Джорджем Лукасом. Принципиальное отличие Auro-3D от преобладавших в то время форматов Dolby Surround EX и DTS было в том, что не считая классических каналов 7.1, расположенных в одной плоскости, разработчики внесли предложение применять третье измерение — другими словами разместить звуковые совокупности (АС) не просто около слушателя, но и сверху, вторым «слоем», под углом в 30 градусов к фронтальным каналам окружающего и акустическим системам звучания.

Предстоящее усовершенствование формата стало причиной появлению еще одного «слоя» — над головами слушателей, что символично назвали voice of god («глас божий»). Предельное число каналов (не следует путать с числом звуковых совокупностей) наряду с этим достигло 13.1, другими словами практически стало вдвое больше, чем в используемых тогда форматах 7.1 и 6.1. Внедрение верхних каналов разрешило более совершенно верно передать последовательность событий в звуковой дорожке фильма, таких как пролеты объектов над зрителями (шум вертолета либо реактивного истребителя), атмосферные эффекты (завывание ветра, раскаты грома).

Объектный подход

Ветшайший игрок на рынке кинотеатрального звука, компания Dolby Laboratories, применяет в собственном новом формате Dolby Atmos два «слоя» звуковых совокупностей. Первый находится около слушателя по классической схеме, а второй на потолке — попарно слева и справа. Но самое основное — принципиально новый подход к микшированию саундтреков.

Вместо привычного поканального сведения в студии употребляется способ «объектной» записи. Режиссер трудится со звуковыми файлами, показывая место в трехмерном пространстве, откуда эти звуки должны воспроизводиться, в то время, когда и с какой громкостью. К примеру, в случае если нужно воспроизвести шум движущейся автомобили, то режиссер показывает время появления, уровень громкости, траекторию перемещения, время и место прекращения звучания «объекта».

Более того, из студии в кинозал звук попадает не в виде записанных дорожек, а как комплект звуковых файлов. Эта информация обрабатывается процессором, что в настоящем времени любой раз просчитывает саундтрек фильма с учетом количества АС в зале, их расположения и типа.

Благодаря правильной калибровке нет привязки к какому-то «типовому» количеству каналов, и возможно применять в различных залах различное количество АС (любой зал калибруется и настраивается лично) — процессор сам просчитает, как и куда необходимо послать звук для получения оптимальной звуковой панорамы. Предельное число в один момент обрабатываемых звуковых «объектов» образовывает 128, а количество в один момент поддерживаемых свободных АС — до 64.

любители и Профессионалы

За возникновением в коммерческих кинозалах оба формата трехмерного звука начали завоевание домашнего рынка. Auro-3D стартовал чуть раньше, пара производителей домашней электроники представили ресивер и первые процессоры с помощью формата еще в начале 2014 года. Dolby Laboratories не вынудила себя продолжительно ожидать, и в середине сентября прошлого года представила очень дешёвые ответы на базе недорогих ресиверов.

Помимо этого, в начале 2015 года еще один большой игрок, американская компания DTS, объявила собственный формат трехмерного звучания — DTS: X (о котором известно пока только то, что он, как и Dolby Atmos, есть объект-но-ориентированным и будет поддержан многими производителями бытовой электроники).

В это же время, коммерческое и домашнее кино в некоторых качествах имеют важные отличия. Бобины с кинопленкой ушли в далекое прошлое, и в кинопрокате на данный момент фактически везде употребляются цифровые копии фильмов. Саундтрек к фильму «выходит» из сервера в виде потока цифрового аудио с высоким битрейтом и фактически без сжатия.

Серверы, на которых сохраняются фильмы, смогут передавать до 16 цифровых каналов таких данных параллельно.

Самый популярный носитель для домашнего кино — Blu-ray диск. В большинстве случаев, он содержит саундтрек, записанный в одном из двух самых популярных форматов — DTS HD Master Audio либо Dolby True HD. Видятся и диски, записанные с применением ветхих кодеков DTS и Dolby Digital со звуком 2.1 (лево-право и LFE).

В случае если дорожка к фильму изначально была записана в студии в формате 5.1 либо 7.1, перенести ее на диск достаточно легко, отличие только в дополнительной компрессии данных, которая связана с ограниченной емкостью цифрового носителя. А как же будут приспособиться новые форматы Auro-3D и Dolby Atmos при переносе их из опытного кино в домашний кинозал?

    Голос с небес В Auro-3D употребляется трехслойное размещение звуковых совокупностей и более классический подход с многоканальной записью звука. Это снабжает хорошую обратную совместимость стандарта с текущими форматами и переносимость на домашние совокупности.

Путь к себе

Для Auro-3D перенос будет фактически «бесшовным». В случае если фильм изначально записан в студии в формате 13.1 либо 11.1, ровно с таким же числом каналов он и будет переноситься на диски Blu-ray. Для обратной совместимости в Auro-3D употребляется особый метод, что может «дописывать» верхние каналы в кодек DTS HD MA, официально поддерживающий максимум 7.1 каналов — к примеру, в левый информация и канал для верхнего левого канала, в центральный — для верхнего центрального и т.?д.

В случае если в ресивере либо процессоре имеется помощь декодирования кодека Auro-3D, то он «вынет» положенную данные и подаст ее на соответствующие каналы. В случае если нет — эти как простую дорожку 7.1, пропустив «лишнюю» данные. Так, диск с фильмом в формате Auro-3D в любом случае будет корректно прочтён любым современным плеером и выявлен любым из процессоров либо ресиверов, поддерживающих DTS HD MA.

А вдруг процессор либо ресивер владеет встроенным декодером Auro-3D, то на выходе возможно взять саундтрек из 9.1, 11.1 либо кроме того 13.1 каналов. Существует и возможность «апмиксинга» (upmixing) — процессор, могущий трудиться с Auro-3D, может пересчитать кроме того простую двухканальную стереозапись, скажем, в 13.1.

Обстановка с Dolby Atmos в домашнем кинотеатре намного более сложная: процессор в настоящем времени обсчитывает большой поток данных и выдает звук на соответствующие звуковые каналы (с учетом того, сколько их в конкретной инсталляции). На данный момент спецификациями Dolby Atmos для домашнего применения предлагается применять конфигурации АС от 5.1.2 до 7.1.4, где первая цифра — это количество «простых» каналов: левый-центр-правый-боковые-тылы, вторая — это канал низкочастотных эффектов, а третья — так именуемые «верхние» каналы (overhead).

Наряду с этим единственный процессор для коммерческого применения (Dolby CP850) стоит свыше миллиона рублей, а цена домашних ресиверов с помощью Atmos начинается всего от 30−40 тысяч. Однако кроме того для самых дешёвых по цене домашних ресиверов заявлены и декодирование, и помощь «апмиксинга», не смотря на то, что как именно это сделано, не совсем ясно.

Еще один не весьма ясный момент содержится в том, что для верного обсчета звукового поля нужно знать правильное расположение всех звуковых совокупностей. В коммерческом кинотеатре данный вопрос решается калибровкой аппаратуры, а вот в домашних ресиверах, как известно, таковой возможности не предусмотрено. Как при таких условиях решается вопрос о получении дома полноценного звучания Atmos «как в кино», пока остается под вопросом. Действительно, формат до тех пор пока еще не получил окончательные черты.

Пара производителей процессоров премиум-класса кроме того отложили выпуск обновлений с помощью Dolby Atmos из-за трансформаций в методе обработки сигнала, вносимых, они утвержают, что разработчиками Dolby. Так что возможно высказать предположение, что в последующих обновлениях Dolby может внести коррективы в процесс обработки звука и/либо калибровки совокупности под конкретное размещение звуковых совокупностей.

Вопросы совместимости

Потому, что Auro-3D применяет классический способ поканального сведения, а Dolby и DTS — объектно-ориентированный монтаж звука, переконвертировать один формат в второй нереально. Помимо этого, выстроить домашний кинотеатр, могущий верно трудиться со всеми форматами, также непросто. Неприятность совместимости содержится в разных требованиях к установке звуковых совокупностей. В Dolby Atmos употребляется два «слоя» акустики, а в Auro-3D — три.

Возможно было бы высказать предположение, что саундтрек Dolby Atmos возможно воспроизведен через часть АС для проигрывания Auro-3D, но вряд ли это будет корректно. Требования для размещения АС очень твёрдые у обоих форматов, а учитывая чувствительность к правильному позиционированию для получения плавных переходов, это может стать проблемой для инсталляторов и проектировщиков домашних кинозалов (информации по размещению акустики DTS: X до тех пор пока нет).

Возможности

Не обращая внимания на все неясности описания Dolby Atmos, необходимо признать, что данный формат имеет больший потенциал, чем Auro-3D. Во-первых, объектно-ориентированный подход к записи конкретно более перспективен, чем классический поканальный. Во вторых, помощь Dolby Atmos в массовых моделях AV-ресиверов таких компаний, как Yamaha, Pioneer, Onkyo, Integra, Denon, дешева «в базе», тогда как лицензию на Auro3D нужно будет покупать как опциональное программное обновление за $199, что ощутимо для бюджетных моделей.

В более дорогом сегменте процессоров для построения домашних кинозалов о помощи всех форматов 3D Audio заявили и такие производители, как Trinnov Audio и Datasat Digital, трудящиеся среди них и на коммерческом кинорынке. Их опыт может очень благотворно сказаться на реализации Dolby Atmos для домашнего кинотеатра: к примеру, Trinnov для калибровки собственных процессоров применяет неповторимый трехмерный микрофон, разрешающий определить место каждой АС в пространстве и использовать эти сведенья для дополнительной коррекции звукового поля.

Редакция благодарит издание avreport.ruза помощь в подготовке статьи.

Личный подход Формат Dolby Atmos не привязан к конкретному количеству аудиоканалов. Звуковая картина формируется процессором с учетом конкретного размещения АС. Действительно, как таковой подход реализовать в домашнем кинотеатре, пока не совсем ясно.

Статья «Погружение в звук» размещена в издании «Популярная механика» (№151, май 2015).

3D звук-закрыть глаза и слушать в наушниках.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: