Cлоны непострадали: технологии для триумфатора

Cлоны непострадали: технологии для триумфатора

Легендарный режиссер грезил снять фильм об Александре Македонском еще 15 лет назад. Но в те годы исторические эпопеи были не в моде, не в последнюю очередь вследствие того что мало кто имел возможность позволить себе платить платы десяткам тысяч статистов. Но времена изменились.

Цифровые разработки сейчас превращают пара сотен статистов в десятки тысяч солдат. Виртуальные декорации разрешают вольно поменять ракурсы камеры к громадной эйфории зрителей поколения MTV. Из этого — новая мода: прошлогодняя «Троя», выпущенный в разгар «оскаровской» кампании «Александр» и грядущее весной «Царство небесное» Ридли Скотта.

Эй, актер, подготовься к бою

Съемки картины Оливер Стоун начал в Марокко. Тут предполагалось воссоздать битву при Гавгамелах, одно из самых блистательных сражений в карьере Александра Македонского. В данной битве 50 тысяч его воинов разбили армию персидского царя Дария, в пять раз превосходящую по численности. Король Марокко Мохаммед VI предоставил для съемок около тысячи воинов собственной армии. На пост технического советника картины был приглашен отставной капитан морской пехоты Дэйл Дай.

Ветеран Вьетнама, он в первый раз повстречался с Оливером Стоуном в середине восьмидесятых, в то время, когда тренировал актеров на съемках фильма «Взвод». Как раз Разреши предложил организовать учебный лагерь для актеров — тогда это было в диковинку, а на данный момент стало классическим элементом подготовки к съемкам любого батального кинополотна.

Учебный лагерь для «Александра» длился 21. голливудские актёры и Марокканские солдаты, среди которых был исполнитель ключевой роли Колин Фаррелл, обучались всем боевым техникам, каковые, считается, имели возможность употребляться во времена Александра Македонского. «Мы упражнялись с восхода до заката, сами готовили себе еду в полевой ели и кухня ее на свежем воздухе, мы жили в полотняных палатках среди пустыни», — говорит на данный момент Дай.

Его подопечные пробегали по 8 км каждый день, обучались обладать копьем, щитом и мечом, и биться в рукопашной схватке. «Я не тружусь с актерами, — принципиально важно растолковывал Дай журналистам. — Я тружусь с теми, кто будет воинами, и имеется надежда, что актерский талант у них также имеется. Моей задачей было перевоплотить их в хороших македонских солдат.

При с битвами, случившимися 24 столетия назад, Дай не имел возможности надеяться ни на личный опыт, ни на военную хронику. Боевую тактику спартанцев он изучал по трудам Плутарха, Арриана и других древних историков. В основном его интересовали маневры с участием фаланг и синтагм, главных строевых подразделений македонской армии.

Солидную часть продемонстрированной в картине тактики Дай изобрел самостоятельно, что приводило к большому недовольству исторического консультанта картины, Робина Лэйна Фокса. В первой половине 70-ых годов двадцатого века данный заслуженный ученый выпустил биографию Александра Македонского, которая была распродана тиражом более чем в миллион экземпляров и считается одной из самые исчерпывающих книг по этому вопросу.

Частью гонорара Фокса стало полученное от Стоуна разрешение возглавить одну из фаланг в сражении при Гавгамелах. В отличие от другой съемочной группы Фокс был хорошим наездником. Всем вторым было нужно обучаться верховой езде, причем ее македонской разновидности — другими словами без стремян и седла.

Особенно не легко было нужно нью-йоркскому ребёнку Коннору Паоло, что игрался Александра в юные годы и должен был укротить известного коня Буцефала. Два месяца ежедневных тренировок перевоплотили 13-летнего мальчишку, ни разу не имевшего дела с лошадьми, во в полной мере приличного наездника.

С позиций орла

В съемках сражения при Гавгамелах принимали участие 1361 человек, 102 лошади и 10 верблюдов. Эта часть фильма снималась первой, пока марокканские солдаты и актёры еще не забывали навыки, полученные в лагере. Больше всего впечатляют кадры битвы, снятые «с позиций орла» и показывающие обе сражающиеся армии.

Часть этих кадров снята с вертолета, часть — с подъемного крана, но в основном зритель видит перемещения виртуальной камеры, показывающей виртуальных статистов. Над их созданием трудились аниматоры парижской студии BUF Compagnie, ранее трудившейся над фильмами «Матрица», «Комната страха» и «Бойцовский клуб».

Сотрудники студии совершили большое количество времени на месте съемок, фотографируя и снимая на камеры все элементы действия — актеров во всех вариантах грима и костюмов, лошадей со наездниками и без, верблюдов, колесницы, прочий реквизит и оружие. В том месте же в пустыне была устроена импровизированная студия с целью проведения motion capture животных и актёров. Так сформировалась широкая база данных, из которой аниматоры имели возможность выбрать перемещения как для целых групп сражающихся, так и для отдельных солдат.

Неожиданной проблемой для сотрудников BUF Compagnie были песка и облака пыли, неизменно висевшие в воздухе на протяжении съемок. Они смазывали контуры и затрудняли добавление новых участников битвы. В следствии на студии была создана особая программа, которая отделяла фон пустыни от всех наслоений, додавала цифровых статистов и уже позже подгоняла их под пыльный пейзаж.

«Мы должны были создать армию, которая бы смотрелась точно при ярком утреннем солнце, — говорит координатор эффектов в картине Джон Шили. — В то время, когда воздействие происходит в темноте либо в фантастическом мире, любой итог будет принят на ура. А нам нужно было соответствовать нечистому и пыльному настоящему миру».

Дабы обеспечить последовательность освещения на протяжении битвы и разрешить зрителям с легкостью различать сражающиеся стороны, оператор Родриго Прието создал особенный способ съемок. «Единственная точка отсчета в пустыне — это солнце, — растолковывает Прието. — Мы желали, дабы, в то время, когда армии оказываются лицом к лицу, македоняне двигались с левой стороны кадра к правой, а персы — напротив. Я сделал вывод, что солнце должно быть между ними, дабы оно освещало лица, но не било в глаза.

Отечественной мантрой стало: ‘Македонцы — левая щека, персы — правая щека’. Передовые отряды «македонцев» выстраивались на протяжении протянутой по земле веревки так, дабы солнце светило им в левую щеку. По мере того, как солнце двигалось по горизонту, веревка пара раз передвигалась, а за ней и актеры со статистами.

И данный город — Вавилон

Победив персов, Александр входит в легендарный Вавилон. Это расцвет знакомство великого македонян и карьеры полководца с более утонченной культурой. Оливер Стоун настаивал, дабы мифический старый город был воссоздан как возможно правдоподобнее, но, потому, что об виде Вавилона известно мало, оставалось надеяться на фантазию.

Живописец-декоратор Стив Митчелл за полтора месяца нарисовал круговую панораму города со всеми его дворцами и садами, длиной в 46 и высотой в 14 метров. Для фильмов, воздействие которых происходит в наши дни, подобные панорамы составляют из очень сильно увеличенных фотографий. При с Вавилоном выбора, как легко додуматься, не было.

Кроме этого была подготовлена цифровая модель города, в которой режиссер имел возможность оперировать виртуальной камерой.

Декорации Вавилона выстроили в павильоне английской студии Pinewood (все, не считая городских ворот, каковые установили в Марракеше). Причем строения и улицы были намного больших размеров, чем им надеялось быть в соответствии с исторической правдой. К примеру, Вавилонская башня, высота которой, считается, не превышала 90 метров, была увеличена до 300 метров. Более того, историки уверены в том, что во времена Александра башни уже не было — от нее оставались одни руины.

Но Оливер Стоун сделал вывод, что в таком виде известную башню никто не определит, и ограничился тем, что попросил живописцев продемонстрировать ее очень сильно поврежденной.

Для известных висячих садов, считавшихся в древности одним из чудес света, декоратор Джим Эриксон заказал растения, соответствующие вавилонскому климату и узнаваемые в те далекие времена. Потому, что стояла жёсткая британская зима, а в павильонах студии Pinewood центральное отопление отсутствует, теплолюбивые цветы держали шепетильно укутанными и согревали под особыми лампами. Разворачивали их ежедневно лишь перед съёмками .

Кроме этого Эриксон проследил, дабы среди цветов, которыми осыпают армию победителей, не было желтых роз — в четвертом веке до н.э. они существовали лишь в Китае.

Второй большой город, что появляется в фильме, — Александрия, где постаревший Птолемей диктует собственные воспоминания об Александре Македонском. Кадры с фортом на морском берегу были отсняты на Мальте; на студии BUF к ним был добавлен вид на корабли и цифровую Александрию, входящие в залив.

Но Александрийскую библиотеку частично воссоздали в Лондоне, на студии Shepperton. На полках на протяжении стенку библиотеки стояло более 25 тысяч свитков, любой из которых сделан из настоящего папируса, привезенного из Египта. Более того: на каждом свитке был лейбл с указанием, какую как раз из книг известной библиотеки он воображает.

Слоны под наблюдением

Продвигаясь на восток, Александр Македонский добрался до Индии, где его армиям было нужно побывать в джунглях и повстречаться в битве с боевыми слонами. Индию снимали в Таиланде — в этом государстве индийское влияние считается достаточно сильным. Под тропический лес загримировали ботанический сад в провинции Сарабури.

Потому, что съемки велись в сезон засухи, съемочная несколько в течение трех месяцев поливала «собственный» участок сада, не давая растениям засохнуть.

Слонов на съемки привел дрессировщик Сомпаст Мипан, директор наибольшего приюта для слонов, расположенного в старой тайской столице Аюттхая. Тридцать его подопечных два месяца обучались боевым трюкам, причем все это время на площадке находились правительственные наблюдатели — биологи, экологи и основной ветврач Таиланда. Ни одно животное не пострадало ни на репетициях, ни на съемках.

Съемочная несколько нахваливала слонов за дисциплину, талант и выдержку. Намного больше хлопот доставили лошади, каковые слонов опасались — все, за исключением тёмного жеребца, исполнителя роли Буцефала. Один из самых эффектных моментов в фильме, в то время, когда Александр на тёмном жеребце летит на слона во целый опор, снят целиком и полностью на натуре, без помощи компьютеров.

Для большего результата оператор Родриго Прието применял тут инфракрасную пленку, что дало в высшей степени сюрреалистическое изображение.

Компьютеры понадобились позднее, в то время, когда английская студия Moving Picture Co. (MPC) должна была сделать так, дабы слонов на экране было вдвое больше. Представитель студии Руди Хольцапфель растолковывает, что для данной операции брали изображения слонов из различных дублей одного кадра и помещали их все в один, главный кадр. Для сцены, в которой слону практически отрезают голову, голова животного была заменена цифровой репликой.

Студия MPC ранее трудилась над эффектами к фильму «Троя», и ее фирменная программа Alice, которая используется для и оживления громадной массы людей, с успехом была опробована как раз в данной картине. Для «Александра» употреблялась та же разработка. Виртуальные наездники, созданные на Alice, перевоплотили скромный отряд из 50 наездников, которым Стоун располагал на съемках, во внушительное войско из четырехсот человек на лошадях.

Кроме этого сотрудники МРС много потрудились над тем, дабы битва смотрелась более ожесточённой: они присоединили виртуальные лезвия к клинкам (на съемках употреблялись лишь рукоятки), пририсовали копья и стрелы, пронзающие тела, и добавили потоки крови.

Реакция публики на «Александра», но, не оправдала ожиданий Оливера Стоуна. Критики назвали фильм «катастрофическим», зрители обвинили его в затянутости, а греческие юристы и вовсе припугнули подать на режиссера в суд за осквернение национальной святыни. А также свитки из египетского пергамента никого не умиротворили.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№28, февраль 2005).

Крупнейшую операцию по переселению слонов проводят в Малави (новости)


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: