Десантный зубр

К 1970-м годам в Советском Альянсе был накоплен эксплуатации и колоссальный опыт постройки боевых судов на воздушной подушке. В частности, был запущен в серию наибольший в мире десантный корабль «Джейран» проекта 12321, что имел возможность развивать скорость в 50 узлов и нести до 200 человек десанта либо 2 главных боевых танка. Концепция была столь успешной, а опыт применения – столь многообещающим, что флот заказал ещё более замечательный и грузоподъёмный корабль данной же серии

Первые действующие суда на воздушной подушке (потом – СВП) были выстроены в СССР в 1932–34 годах по проекту конструктора В. И. Левкова. Армейские эксперты оценили преимущества судов для того чтобы рода – огромную скорость и амфибийность, что гарантирует их эластичное тактическое использование. Благодаря двусредному перемещению (по воде и суше) СВП взяли развитие в качестве десантных средств, поскольку имели возможность выбираться на берег, что делало вероятным яркое десантирование техники и личного состава.

Как «Джейран» превратился в «Зубра»

К 1970-м годам в Советском Альянсе был накоплен большой практический опыт проектирования, эксплуатации и постройки боевых судов с динамическим принципом поддержания (воздушной подушкой) – в частности, уже давно употреблялись десантные суда типа «Кальмар» и «Скат». Помимо этого, был запущен в серию наибольший в мире десантный корабль «Джейран» проекта 12321, что имел возможность развивать скорость в 50 узлов и нести до 200 человек десанта либо 2 главных боевых танка.

Концепция была столь успешной, а опыт применения – столь многообещающим, что флот заказал ещё более замечательный и грузоподъёмный корабль данной же серии. Заказ принял коллектив НПО «Бриллиант», и во второй половине 70-ых годов двадцатого века начались работы над проектом 12322, взявшим наименование «Зубр». В общепринятой классификации подобные боевые средства имеют обозначение МДКВП – небольшой десантный корабль на воздушной подушке.

Не смотря на то, что прилагательное «небольшой» в этом случае – не более чем особенность совокупности учёта.

Десантный зубр

Предшественник «Зубра» – небольшой десантный корабль на воздушной подушке «Джейран»
Источник: warfiles.ru

Новый «небольшой» десантный корабль должен был нести зенитную артиллерию, установку РСЗО для помощи высадки и, фактически, вариации десанта:

  • 3 главных боевых танка неспециализированной массой 150 тысячь киллограм;
  • 10 БТР неспециализированной массой 131 человек и 140 тонна;
  • 8 БМП;
  • 8 плавающих танков;
  • до 500 человек пехоты без техники.

Наряду с этим его скорость должна была составлять 60 узлов, что на 10 узлов больше, чем у «Джейрана». Проектная задача была выполнена с блеском, и головной корабль серии сошёл со стапелей во второй половине 80-ых годов двадцатого века. Опробования продолжались до 1988 года, в то время, когда «зубры» пошли в серийное производство.

«Зубр» на полном ходу
Источник: wikipedia.org
«Анатомия» «Зубра»

Корпус корабля выполняется из алюминиево-магниевого сплава с высокой стойкостью к коррозии. Основной силовой комплект осуществляется на прямоугольном понтоне, снабжающем кроме этого непотопляемость судна. Продольные переборки разделяют корабль на три отсека: два бортовых – для размещения машинных установок, десанта и экипажа; центральный – для танков либо другой техники.

Основная энергоустановка (ГЭУ) комплектуется пятью газотурбинными двигателями ГТД-8000, два из которых помогают для обеспечения подъёмного комплекса, включающего в себя четыре осевых нагнетателя НО-10. Ещё три двигателя снабжают перемещение при помощи воздушных винтов изменяемого шага АВ-98 диаметром 2,5 м. Совокупности корабля обслуживает энергетическая станция, складывающаяся из четырёх газотурбогенераторов ГТГ-100 суммарной мощностью 400 кВт.

Эластичное цилиндрическое ограждение для удержания воздушной подушки изготавливается из прочнейшего прорезиненного материала, включает в себя отдельный ресивер, навесные подробности и имеет высоту 2,7 м. Форсированная скорость корабля превышает 60 узлов, а крейсерская – достигает 55 узлов. Автономность «Зубра» образовывает 5 дней.

«Зубр» превосходно управляем, владея безотносительной манёвренностью для преодоления узостей ландшафта при выходе на берег. На курсе корабль ведёт автоматизированная совокупность «Флора-32». Управление перемещением «Зубра» и всеми его средствами есть очень эластичным и имеет следующие режимы:

  • централизованное дистанционное;
  • дистанционное автоматизированное;
  • автоматическое.

Управление может осуществляться с главного командного пункта, центрального поста управления либо выносных пультов через комплексную совокупность. Мореходность «Зубра» сохраняется при гарантированном применении всех типов оружия при волне высотой до двух метров и скорости ветра до 12 м/с. ПВО корабля обеспечивается двумя бортовым установками 30-мм шестиствольных пушек АК-630М.

Помимо этого, в наличии имеется четыре ПЗРК «Игла». Работа артустановок управляется совокупностью сопровождения и обнаружения целей МР-123-01.

Зенитные пушки АК-630 на борту «Зубра»
Источник: arms-expo.ru

«Зубр» с уверенностью поддерживает десант огнём – роль главного калибра играются две установки РСЗО А-22 «Пламя», любая из которых имеет 22 ствола калибром 140 мм и боезапас из 66-снарядов разных типов. управление и Прицеливание огнем РЗСО осуществляется посредством дальномерно-визирного прибора ДВУ-3-БС. Помимо этого, «Зубр» может выступать высокоэффективным минным заградителем, принимая на борт до 80 мин разных типов.

«Зубр» на берегу с отключённым нагнетателем и опущенной десантной аппарелью. Видна установка РСЗО «Пламя»
Источник: militaryrussia.ru

Установка РСЗО «Пламя» крупным планом
Источник: warfiles.ru

безопасность и Навигация хода в полном различных средах и спектре скоростей нахождения обеспечивается комплексом устройств: интегрированной навигационной совокупностью, гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиопеленгатором, центральной гироскопической совокупностью «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой аппаратурой.

«Зубр» на береговой базе
Источник: warfiles.ru

Выгрузка танка из «Зубра». Прекрасно виден передний сегмент ограждения, опущенный вместе с аппарелью
Источник: warfiles.ru

Серьёзным отличием «Зубра» от предшественников есть его компоновка. Шнобель корабля имеет выраженно аэродинамическую уплощённую форму, что разрешило решить две задачи: понижения лобового сопротивления воздуха, и перемещения (если сравнивать с «Джейраном») центра бортовой парусности назад (в корму, за центр массы корабля). Маршевые двигатели размещены на силовых пилонах над верхней палубой – так, повышена надёжность установок из-за их разнесённого размещения и исключены из конструкции тяжёлые приводные валы, что дало большой выигрыш в пространстве и весе (показалось место для кормовой аппарели).

Исходя из опыта применения «Джейрана», громадное внимание на «Зубре» уделено обитаемости. Одним из значительных недочётов СВП есть вибрации и высокий уровень шума от винтов, в особенности на скоростных режимах хода. И не смотря на то, что русского моряка шумом не напугать, нахождение на завывающем и непрерывно вибрирующем корабле в течение нескольких дней может превратиться в пытку кроме того для подготовленного человека.

Все обитаемые отсеки корабля обшиты особыми шумопоглощающими материалами с высокой виброустойчивостью. Помимо этого, в отсеках предусмотрено кондиционирование воздуха, приемлемые условия и отопление для приёма и отдыха пищи.

«Зубр» ВМФ Греции выгружает на берег американские БМП «Брэдли»
Источник: arms-expo.ru

Главные тактико-технические характеристики десантного корабля проекта 12322 «Зубр»:

Экипаж

27–31 человек, (в т. ч. офицеров – 4, мичманов – 7)

Протяженность, м

57,3

Ширина, м

25,6

Высота, м

21,9

Водоизмещение, т

555

Суммарная мощность ГЭУ, л. с.

50 000 (5 двигателей по 10 000 л. с.)

Движители

3 воздушных винтовых

Нагнетатели

4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м

Энергетическая станция, кВт

400 (4 газотурбогенератора по 100 кВт)

Запас горючего, т

56

Ходовые характеристики десантного корабля проекта 12322 «Зубр»:

Большая скорость хода, узлов

60–63

Дальность плавания, миль

с грузом – 300

без груза – 1000

Автономность, дней

без десанта – 5

с десантом – 1

Мореходность

при скорости ветра – 12 м/с

при высоте волн – 2,0 м

Преодолеваемые препятствия

уклон берега – 5°

высота заграждения – 1,6 м

Будущее корабля

До распада СССР промышленность успела произвести 7 судов проекта 12322. Четыре «зубра» были включены в состав Балтфлота, ещё три – попали на Черноморский флот (часть из них досталась украинскому флоту, помимо этого, Украина взяла мощности для производства этих судов и потом поставила пара единиц в Китай).

Что же касается производства «зубров» в Российской Федерации, то в первой половине 90-ых годов двадцатого века на стапеле НПО «Бриллиант» в Петербурге в условиях недофинансирования смогли заложить ещё четыре этих корабля. На данный момент два корабля проекта 12322 («Евгений Кочешков» и «Мордовия») несут работу в составе Балтфлота ВМФ РФ, а ещё пять – в составе греческих ВМС (реализованы Греции в 1991–2004 годах).

«Зубр» выходит на пляж. Фото сделано в Калининграде в 2007 году, в то время, когда прямо к отдыхающим из моря вышел десантный корабль, делавший тактическую задачу на пляже, что в собственности Минобороны. «Швартовка на пляже – обычное явление, а вот что делали люди недалеко от военного полигона, неясно», – пояснили каналу «Российская Федерация 24» представители армейского ведомства, выделив, что никто из отдыхающих не пострадал
Источник: gearmix.ru

«Зубр» на пляже, Калининград, 2007 год
Источник: gearmix.ru

ЗУБР — фантастический десантный корабль на воздушной подушке. БДК Зубр


Темы которые будут Вам интересны: