Долгая охота на «стальную акулу»

За время Битвы за Атлантику случилось много стычек подводных противолодочных кораблей и лодок, показавших беспощадность и всю жёсткость подводной войны. Но один из таких случаев выделяется очень. Речь заходит о самой долгой и бессердечной охоте, которую устроила на германскую подводную лодку несколько английских фрегатов.

Неприятель был стёрт с лица земли, но и охотникам было нужно заплатить за это большую цену.

1-я английская Эскортная Несколько

В первой половине 40-ых годов двадцатого века английский флот начал получать по ленд-лизу новые американские эскортные эсминцы типа «Бакли» (USS Buckley) и «Эвартс» (USS Evarts) для создания новых эскортных групп сопровождения конвоев. Американские суда были классифицированы британцами по-своему и входили в состав Королевского флота как фрегаты типа «Кэптэн» (Captain-class frigates). Всего для потребностей флота Англии американцами было передано 78 таких судов.

1-я Эскортная Несколько была организована в январе 1944 года и была изначально укомплектована шестью «Кэптэнами». Фрегаты «Гарлайз» (HMS Garlies), «Аффлек» (HMS Affleck) и «Гулд» (HMS Gould) были переданы британцам в сентябре 1943 года, месяц спустя они взяли ещё три корабля: «Бальфур» (HMS Balfour), «Бентли» (HMS Bentley) и «Гор» (HMS Gore).

Первым заданием для новой эскортной группы стало шестинедельное противолодочное патрулирование в Атлантике для помощи конвоям на участке их пути западнее Ирландии. Вкус первой победы несколько почувствовала 26 февраля 1944 года, в то время, когда её фрегаты потопили подлодку U 91.

Долгая охота на «стальную акулу»

Капитаны судов 1-й Эскортной Группы. Слева направо: начальник фрегата «Гор» лейтенант Дж.

Ривис-Браун, начальник фрегата «Гарлайз» лейтенант Р. Кэпл, командующий группой и начальник фрегата «Аффлек» К. Гвиннер, малоизвестный офицер. 30 марта 1944 года, Белфаст

По окончании потопления U 91 старший офицер 1-й Эскортной Группы коммандер Клайв Гвиннер (Clive Gwinner) получил приказ Адмиралтейства занять позицию в 400 милях к юго-востоку от Азорских островов. Необходимо подчеркнуть, что в то время в группе не считая «Аффлека», которым руководил Гвиннер, было три фрегата: «Гулд», «Гарлайз» и «Гор».

U 358

14 февраля 1944 года из Сен-Назера вышла в море германская субмарина U 358 под руководством капитан-лейтенанта Рольфа Манке (Rolf Manke). Она относилась к типу VIIС и входила в состав известной 7-й подводной флотилии.

Манке был умелым начальником: собственную карьеру в кригсмарине он начал в 1935 году. Взяв во второй половине 30-ых годов XX века звание лейтенанта цур зее, Рольф Манке выбрал работу в морской авиации, и в итоге был в люфтваффе. В августе 1941 года он перевёлся обратно на флот и начал карьеру подводника.

По окончании прохождения соответствующей подготовки Манке стал вахтенным офицером на U 576.

Начальник U 358 Рольф Манке на мостике собственной лодки

Спустя полгода его квалификация была сочтена достаточной для руководства собственной лодкой, и в августе 1942 года Манке был назначен начальником на новенькую U 358. Под его руководством лодка совершила четыре боевых похода в различные районы Атлантики, ею было потоплено четыре судна неспециализированным тоннажем в 17 753 брт.

Пятый поход U 358 начался нормально. Манке прошел Бискайский залив, проделав солидную часть пути в подводном положении, ни разу не заявив тревоги из-за авиации либо судов соперника. 22 февраля штаб подводных сил приказал U 358 идти на соединение с группой лодок «Пруссия» (Preussen), которая была организована 19 февраля для нападения на конвой ON 225.

Как писал американский историк Клэй Блэйр, это была последняя «волчья свора», созданная в Атлантике для атаки североатлантических конвоев союзников.

Итак, U 358 двигалась на назначенную ей позицию, на пути к которой ей было суждено столкнуться с судами 1-й Эскортной Группы. Соперники сближались.

Самая продолжительная охота в Атлантике

Изначально судам Гвиннера сопутствовала успех. 29 февраля в 05:07 «Гарлайз» нащупал «асдиком» подводную цель в полутора километрах от себя. Начальник фрегата лейтенант Реджинальд Лэйси Кэпл (Reginald Lacey Caple) приказал сказать вторым судам об установленном контакте и разрешил команду атаковать цель бомбомётом «Хэджхог».

Из этого ничего не вышло, поскольку подвела техника – бомбомёт не выстрелил. Тогда атаку постарался совершить корабль Гвиннера, что спустя практически пятьдесят мин. после того как нашли цель «Гарлайзом» дал по контакту залп из собственного «Хэджхога».

Командующий 1-й Эскортной Группой коммандер К. Гвиннер

Это противолодочное оружие отличалось от обычных глубинных бомб тем, что имело возможность выстреливать по курсу корабля 24 маленьких глубинных бомбы, имевших контактные взрыватели. Они накрывали маленькую площадь по окончании залпа, но взрывались не по достижению заданной глубины, а только конкретно по окончании попадания в цель. Также, преимуществом «Хэджхога» было то, что при подрыве одной бомбы имели возможность сдетонировать разом и остальные, что неминуемо влекло за собой смерть субмарины.

По окончании залпа на «Аффлеке» ожидали услышать взрыв, но ответом была лишь тишина. Время было потеряно, и лодка ушла. Гвиннер был в ярости и обрушился с упреками на операторов «асдиков» за их неумение удерживать контакт с целью и совершенно верно определять её размещение. Но его претензии были несправедливы.

Как продемонстрировал остаток дня, неудачная атака произошла не по вине гидроакустиков. Американский исследователь Дональд Коллинвуд (Donald Collingwood) в собственной работе отмечает на данный счёт следующее:

«Состояние моря заметно отражалось на работе «асдика». Наличие [разных] температурных слоёв на различных серьёзностях создавало неприятности не только в Арктике. Подобные условия могут обнаружиться фактически в любой точке океана, и они совсем явственно проявились в данном районе Атлантики на протяжении поиска 1-й Эскортной Группой».

По окончании описания того, что происходило на поверхности океана, стоит обратить внимание на то, что было в его глубинах. «Асдики» фрегатов вправду нашли U 358 Рольфа Манке, которая в тот момент пребывала на глубине около 30 метров. Манке погрузился с целью проведения ремонта в центральном отсеке и был удивлён неожиданной атаке. Скоро акустик доложил Манке, что рядом находятся, как минимум, три эсминца.

На лодке отчётливо слышали шумы винтов. Начальник U 358 приказал погружаться глубже, применяя паузу, появившуюся по окончании атаки «Аффлека».

Фрегат «Аффлек»

В 06:12 фрегаты наконец-то взяли устойчивый контакт с лодкой и предприняли ещё одно наступление. В этом случае Гвиннер поменял тактику и применил так именуемую «атаку с подкрадыванием» (creeping attack), автором которой был известный английский противолодочный ас Фредерик Джон Уокер (Frederic John Walker). Сущность данной тактики было в том, что пара судов трудилась синхронно в режиме «поиск – атака».

Один корабль посредством «асдика» удерживал постоянный контакт с подводной лодкой, а второй на малых оборотах винтов медлительно подкрадывался к месту, указанному первым, и сбрасывал бомбы, каковые в большинстве случаев появились для субмарины смертоносными. Она не слышала подход второго корабля и не успевала уклониться от атаки.

«Аффлек» удерживал контакт с U 358, тогда как «Гулд» медлительно подкрадывался к указанному месту для сброса бомб. Казалось, что немцам вот-вот обязан наступить финиш, но капризная богиня успеха настойчиво благоволила Манке. Когда «Гулд» начал сброс серии из 28 простых глубинных бомб, дабы накрыть лодку смертоносным ковром, на фрегате вышла из строя электрика: корпус корабля сотряс взрыв первых бомб, и на нём выбило предохранители.

В следствии «Гулд» утратил движение, и атака закончилась.

Те бомбы, каковые англичане однако успели скинуть, легли весьма удачно. От взрывов на подлодке погас свет, и она взяла неожиданное ускорение в погружении, контроль над которым удалось установить лишь на глубине 200 метров. Дальше началось противостояние двух сторон, одна из которых рассчитывала забрать субмарину измором, вторая сохраняла надежду на то, что суда израсходуют собственный запас глубинных бомб достаточно скоро.

Охота длилась. В течение дня суда группы пробовали нащупать «металлическую акулу» под водой. Но условия для работы «асдиков» заметно ухудшились, и операторы-гидроакустики приобретали устойчивый контакт с целью всего лишь пара раз и ненадолго. К счастью для британцев, этого хватало, дабы быть в курсе манёвров Манке, исходя из этого суда Гвиннера держались в том же районе, что и субмарина.

Фрегаты иногда создавали сбросы бомб по показаниям «асдика», но британцы больше рассчитывали на то, что, в итоге, у соперника сядут батареи и закончится воздушное пространство.

Тем временем под водой происходило следующее. Манке в течение 12 часов был на глубине 180–200 метров, пока фрегаты забрасывали его бомбами. С 05:50 до 17:32 британцы выполнили 15 атак, пробуя стереть с лица земли лодку, но на таковой глубине она оставалась недосягаемой для них. Но в корме лодки открылись течи, и U 358 взяла дифферент на корму.

Это заставило Манке послать всех свободных от вахты людей в шнобель, дабы выровнять субмарину.

Изначально боевой дух подводников был на высоте. Глубинные бомбы британцев не нанесли лодке большой ущерб, и немцы ожидали, что соперник в собственных бесплодных атаках не так долго осталось ждать израсходует целый боезапас. Но бомбёжки настойчиво длились, и не смотря на то, что взрывы не наносили U 358 повреждений, было очевидным, что британцы знают местонахождение подлодки.

Данный факт вызвал снижение оптимизма у Манке и его людей.

Фрегаты «Гор», «Бальфур», «Гарлайз» и «Аффлек» на якоре. 30 марта 1944 года, Белфаст

По окончании 17:32 Гвиннер решил поберечь бомбы и отдал приказ прекратить атаки. Он высказал предположение, что субмарина, в итоге, обязана по окончании 12 часов нахождения под водой всплыть для вентиляции отсеков и зарядки батарей. вахты и Операторы радаров визуального наблюдения получили приказ быть максимально бдительными, дабы не проворонить всплывшую подводную лодку.

Но в течение ночи соперник увиден не был.

Утром игра в «кошки-мышки» продолжилась. «Аффлек» и «Гулд» взяли более чёткие контакты с лодкой, чем они имели в течение последних 24 часов. Оба фрегата произвели сброс глубинных бомб по взятым «асдиком» данным, но подтверждения успеха данной атаки не было. На поверхности моря не нашли ни обломков, ни пятна нефти, что имело возможность свидетельствовать о повреждении либо уничтожении субмарины.

По окончании полудня 1 марта обстановка пара изменилась. Гвиннер получил приказ из Адмиралтейства послать «Гор» и «Гарлайз» в Гибралтар и продолжать преследование подлодки двумя оставшимися фрегатами. Для Манке сокращение числа соперников в два раза уже имело не через чур большое значение: «Аффлек» и «Гулд» настойчиво продолжали поиск субмарины, стараясь забрать её измором.

На U 358 к тому моменту обстановка была уже катастрофической. Воздушное пространство в лодки был уже непригоден для дыхания, не смотря на то, что кассеты с поташом продолжительно сдерживали уровень углекислого газа. В то время, когда они испортились, инженер-механик начал подачу в отсеки воздуха большого давления, предназначенного для продувки балласта.

Подводники держались , не обращая внимания на то что воздух в U 358 уже была невыносимой. Необходимо подчеркнуть, что таковой физической выносливостью экипаж частично был обязан строгости собственного начальника. За пара дней до этого Манке в качестве наказания за какие-то проступки запретил перекуры на протяжении всплытия, что, быть может, и сказалось на состоянии лёгких подводников.

«Акула» показывает зубы

Развязка наступила к вечеру 1 марта, в то время, когда начальник лодки осознал, что предел выносливости его людей в этом аду наступил, и в случае если U 358 не всплывёт на данный момент, то превратится в металлический гроб для всего экипажа. Но, приняв такое ответ, физически и морально истощённый Манке не планировал сдаваться и решил дать британцам последний бой.

В то время, когда лодка всплыла, она сразу же попала в начинающийся шторм. Благодаря нехорошим погодным условиям на фрегатах её увидели не сходу, не обращая внимания на то что U 358 показалась на поверхности в 300–400 метрах от одного из судов. Воспользовавшись этим, Манке успел нанести упреждающий удар.

Это думается немыслимым, но по окончании 30 часов нахождения в адских условиях измотанный экипаж U 358 продолжал чётко делать собственные обязанности.

В 19:20 выпущенная Манке торпеда попала в «Гулд». Взрывом фрегат разломило на две части, по окончании чего корма скоро затонула. Носовая часть держалась на плаву ещё 25 мин., по окончании чего легла на правый борт и отправилась ко дну.

Так, лодка Манке осталась один на один с кораблём Гвиннера.

Фрегат «Аффлек» в гавани Белфаста, 30 марта 1944 года

На этом беды «Гулда» не закончились. Как пишет Дональд Коллинвуд, из-за нехорошей видимости артиллеристы «Аффлека» приняли одну из частей торпедированного фрегата за подводную лодку и начали её обстрел. Но, скоро на «Аффлеке» осознали собственную неточность и открыли огонь по U 358, которая была увидена на расстоянии всего около 1300 метров.

Гвиннер ринулся в погоню, открыв огонь из «эрликонов».

Видя, что обстановка складывается безнадёжная, Манке приказал экипажу покинуть корабль, а сам поднялся на мостик с куском белой ткани, хотя продемонстрировать сопернику, что собирается сдаться. Сделать этого начальник U 358 опоздал, и спустя пара секунд был сражён пулемётной очередью. Белый «флаг» был увиден на «Аффлеке» уже тогда, в то время, когда раненый Манке выпустил ткань из рук, и ветер отнёс её в сторону от рубки.

Гвиннер приказал два раза выстрелить по лодке из штоковых бомбомётов правого борта, и бомбы послали лодку на дно. Субмарина затонула в 19:50, спустя практически полчаса по окончании того как показалась на поверхности.

По окончании окончания боя «Аффлек» возвратился к месту смерти «Гулда» дабы подобрать оставшихся в живых, для которых всё складывалось безрадосно. До тех пор пока корабль Гвиннера вёл бой с немцами, на ещё державшейся на поверхности носовой части корабля появился пожар. Пребывавшие в том месте люди были вынуждены покинуть судно, поскольку бороться с огнём не было никакой возможности.

К несчастью для моряков «Гулда», главная часть спасательных средств пребывала на корме, которая уже ушла на дно. Попавшие в бурное море люди не могли продолжительно сопротивляться стихии и скоро тонули. В следствии из 158 членов экипажа фрегата удалось спасти лишь трёх нижних чина 33 и офицеров, один из которых погиб по пути в Гибралтар.

Погибло 123 человека, включая начальника фрегата лейтенанта Дэниела Уильяма Ангоада (Daniel William Ungoed).

Немцам повезло ещё меньше: Гвиннер возвратился на их поиски лишь в то время, когда закончил подбирать из воды экипаж «Гулда». В следствии из 50 подводников сумел выжить лишь один – 20-летний матрос-ефрейтор Альфонс Эккерт (Alfons Eckert), от которого британцы выяснили, что происходило на U 358 на протяжении её гибели и преследования. Эккерт пережил войну в плену и умер в возрасте 80 лет в июле 2003 года.

Так закончилась самое продолжительная для Второй мировой охота на «металлическую акулу» в Атлантике. С момента обнаружения подлодки до её смерти прошло около 39 часов, 36 из которых субмарина совершила под водой. Нужно подчернуть, что довольно последнего факта нет окончательной ясности, поскольку имеется сведения о вероятном краткосрочном всплытии субмарины на поверхность в ночь с 29 февраля на 1 марта.

Военнопленные германские подводники с потопленных лодок U 91 и U 358. Многие военнопленные одеты в английскую униформу. 16 марта 1944 года, Гринок

Упомянутый выше Коллинвуд заявляет, что «вопреки всем ожиданиям, U 358 оставалась под водой всю ночь», но единственный выживший свидетель с германской стороны Альфонс Эккерт поведал на допросе, что лодка на маленький период времени сумела ускользнуть от преследователей и показалась на поверхности, дабы провентилировать отсеки. Но её скоро нашли английские суда, и U 358 была вынуждена нырнуть опять.

Необходимо подчеркнуть, что в случае если Манке вправду всплывал, то он, возможно, не смог применять собственный шанс чтобы ускользнуть от 1-й Эскортной Группы. Запустить в тот момент дизели было равняется суициду, поскольку шум их работы был бы услышан соперником, а покинуть страшное место на электромоторах не разрешил недочёт электричества аккумуляторной батареи.

Интересным представляется и тот факт, что радарные установки фрегатов не засекли появление подлодки. Это возможно растолковать тем, что радары того времени были далеки от совершенства, их операторы имели возможность иметь мало опыта либо быть невнимательными по окончании 12 часов напряжённого преследования. Исходя из этого всплытие U 358 вправду имело возможность остаться незамеченным, но это всё равняется не даёт ответа на вопрос, поднимался ли Манке ночью на поверхность либо нет.

В завершение хотелось бы заявить, что охота на U 358 есть только маленьким эпизодом ужасной и ожесточённой битвы на океанских просторах, которую принято именовать Битвой за Атлантику. Но кроме того данный случай есть хорошим примером того, что победа в ней далась союзникам очень непросто, поскольку германские подводные лодки оставались страшнейшим соперником до самого финиша войны.

Литература:

  • Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
  • Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  • Collingwood D. The Captain Class Frigates in the Second World War – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
  • Busch R., Roll H.J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
  • Niestle A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
  • http://historisches-marinearchiv.de
  • http://www.uboat.net
  • http://uboatarchive.net
  • http://www.ubootarchiv.de
  • http://www.captainclassfrigates.co.uk

DEPTH — Акулы-Убийцы! (16+)


Темы которые будут Вам интересны: