«Долой ответ – открыть огонь!»

Трём русским броненосцам береговой обороны, выстроенным в конце XIX века, будущее, казалось, уготовила «спокойную судьбу» на Балтике в составе Учебно-артиллерийского отряда. Но Русско-японская война стала причиной тому, что этим судам было нужно выполнить тяжелейший путь на Дальний Восток и принимать участие в Цусимском сражении. Сохранившись в том бою, два из трёх броненосцев на следующий сутки сдались неприятелю. Третий же корабль серии – «Адмирал Ушаков» – принял бой с превосходящими силами японцев, продемонстрировав своим примером, что такое отвага и честь…

постройка и Проектирование

В августе 1889 года в Российской Федерации началась разработка малого броненосца для Балтики, сочетавшего в себе сильное оружие и высокую скорость при водоизмещении около 5000 т. Базой проекта стал греческий броненосец «Гидра», созданный во Франции и вооружённый тремя 270-мм и пятью 150-мм орудиями при броневом поясе толщиной 300 мм и скорости в 17 узлов.

В 1889–1891 годах под управлением старшего кораблестроителя Э. Е. Гуляева был создан подробный проект малого броненосца водоизмещением 4250 т, развивавшего скорость в 15 узлов и вооружённого четырьмя 229-мм орудиями в двух барбетных установках. За счёт уменьшения скорости толщины и снижения корабля главного бронепояса удалось расширить его ширину (если сравнивать с прототипом), что существенно повышало живучесть броненосца в сражении.

Помимо этого, на корабле был предусмотрен второй бронепояс, пребывавший поверх главного. Оружие корабля дополняли четыре новейших 120-мм скорострельных орудия Канэ. На протяжении проектирования параметры корабля неоднократно изменялись – в частности, изменился состав оружия: 229-мм пушки были заменены на новейшие 254-мм орудия с длиной ствола 45 калибров, установленные в башнях.

Это повысило огневые возможности корабля, но усугубило его перегрузку, почему было нужно отказаться от второго броневого пояса.

22 октября 1892 года в эллинге Балтийского завода в Петербурге в присутствии императора Александра III состоялась закладка броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков». Для ускорения постройки, и для того, чтобы получить доступ к примерам новейших паровых автомобилей тройного расширения, главные механизмы были заказаны за рубежом британской компании «Модсли, сонс энд Филд».

Помимо этого, в апреле 1893 года в эллинге Нового Адмиралтейства был заложен однотипный «Адмирал Сенявин», а позднее, в 1895 году – «Адмирал Апраксин», строившийся по паре поменянному проекту. Главные тактико-технические характеристики «Адмирала Ушакова» приведены в таблице в конце статьи.

Изначально строительство корпуса «Адмирала Ушакова» продвигалось скоро. Уже на следующий год, в октябре 1893 года, состоялся спуск броненосца на воду, по окончании чего на нём начался монтаж доставленных из Англии паровых автомобилей. В сентябре 1895 года «Адмирал Ушаков», ещё без башен главного калибра, вышел на ходовые опробования, на которых продемонстрировал большую скорость в 16,1 уз.

В осеннюю пору 1896 года корабль был официально принят в казну, орудия главного калибра на него установили годом позднее.

«Долой ответ – открыть огонь!»

«Адмирал Ушаков» в Кронштадте, 1897 год. 37-мм пушки на марсе ещё не установлены
Источник – navsource.narod.ru
В составе Практической эскадры. Работа на Балтике

По окончании вступления в строй «Адмирал Ушаков» был зачислен в состав Практической эскадры судов на Балтийском море, делавшей разные учебно-боевые задачи. Кампанию 1898 года «Ушаков» начал под флагом адмирала С. О. Макарова, ставшего главой эскадры. Руководил броненосцем капитан 1-го ранга К. М. Андреев.

Учебное плавание началось в мае. По окончании учений 11 июня на броненосцах «Адмирал Адмирал» и «Ушаков Сенявин» совершили практические стрельбы главным калибром, по окончании чего оба броненосца были предоставлены в распоряжение Учебно-артиллерийского отряда для тренировок комендоров. В июле броненосцы возвратились в состав Практического отряда, по окончании чего начались учения по отработке отражения минных атак.

На протяжении одной из таких «атак» миноносец №110 врезался в левый борт «Адмирала Ушакова», свернув себе шнобель и сделав вмятину в борту броненосца.

«Адмирал Ушаков» в учебном плавании. Прекрасно видно оружие броненосца: башенная установка 254-мм орудий; 120-мм орудие в каземате; выше него, на палубе спардека – пятиствольная 37-мм пушка, 63-мм пушка Барановского на морском станке и одноствольные 37-мм пушки на боевом марсе. В борту виден порт торпедного аппарата
Источник – tsushima.su

Под управлением С. О. Макарова суда интенсивно занимались учебно-боевой подготовкой. Одни учения следовали за вторыми: практические стрельбы, отработка борьбы за живучесть, шлюпочные учения, отражение минных атак. В сентябре суда отправились на зимовку в Кронштадт, но в октябре «Адмирал Ушаков» был послан в Либаву, где строился новый армейский порт имени императора Александра III.

Кампанию 1899 года в составе Практического отряда броненосец начал 4 мая, перейдя в Кронштадт. Плавание 1899 года слабо отличается от прошлогоднего – броненосцы отрабатывали вспомогательные артиллерийские стрельбы, водяные тревоги и пожарные, высаживали десанты.

Броненосец «Адмирал Ушаков»
Источник – tsushima.su

Зиму 1899–1900 годов «Ушаков» снова совершил в Либаве (в составе вооружённого резерва). В августе 1901 года броненосец участвовал в больших совместных манёврах флота и армии в проливе Бъеркезунд. В то время стало заметным изнашивание гидравлических приводов 254-мм Сенявина «и» установок «Ушакова» – при отсутствии сервомоторов подъёмных механизмов это не позволяло производить правильное прицеливание орудий.

В 1902 году «Ушаков» участвовал в масштабных манёврах, приуроченных к визиту на Балтику германского императора Вильгельма II. Суда делали учебные стрельбы по плавучим и береговым мишеням, завершились манёвры ночной стрельбой и высадкой десанта. В сентябре того же года на корабль был назначен новый начальник – капитан 1-го ранга В. Н. Миклуха, брат известного путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая.

«Адмирал Ушаков» в составе Учебно-артиллерийского отряда, 1902 год. Вторым идёт броненосец «Император Александр II»
Источник – tsushima.su

1903 год кроме этого прошёл без происшествий, но на «Ушакове» потребовали ремонта динамо-машины, а при переходе в Либаву у корабля нежданно заклинило руль. Однако, корабль дошёл до базы и поднялся на ремонт.

Подготовка к походу на Дальний Восток

Начало Русско-японской войны застало «Адмирала Ушакова» в состоянии относительной боеготовности – корабль готовься к участию в военных действиях по окончании доукомплектования и ремонта личным составом. Но, потому, что важной боевой силы броненосцы береговой обороны собой не воображали, отправлять их никуда не планировали.

В то время, когда в апреле 1904 года началось формирование 2-й Тихоокеанской эскадры, её командующий адмирал З. П. Рожественский категорически возражал против навязывания ему ветхих судов, обосновывая собственный отказ тем, что они просто не дойдут до места назначения. В итоге на броненосцах береговой обороны решили готовить моряков для 2-й Тихоокеанской эскадры.

Не обращая внимания на нехватку офицеров и значительный износ орудий, на «Ушакове» начали подготовку комендоров для судов, уходивших на войну с Японией. Завершив кампанию, броненосцы снова попали в вооружённый резерв.

Обстановка около судов, оставшихся на Балтике, быстро изменилась в ноябре 1904 года. Предлогом для этого стала серия статей в газете «Новое время», автором которых был капитан 2-го ранга Н. Л. Кладо. Кроме острой критики высшего управления флота, сущность публикаций сводилась к тому, что морская мощь Японии в Российской Федерации очень сильно недооценивается, и нужно всеми силами усиливать эскадру Рожественского.

Публикации всколыхнули публичное вывод, что, вместе с армейскими катастрофическим положением и неудачами Порт-Артурской эскадры, вынудило управление флота поменять решение относительно отправки на войну ветхих судов. Решено было послать на соединение со 2-й эскадрой отдельный отряд под руководством адмирала Н. И. Небогатова в составе броненосцев «Император Николай I», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин» и броненосного крейсера «Владимир Мономах».

В декабре на указанных выше судах начались срочные работы по подготовке и ремонту к переходу на Дальний Восток. На «Адмирале Ушакове» были установлены четыре дальномера «Барр и Струд», все 120- и 254-мм орудия взяли оптические прицелы совокупности Перепёлкина.

На броненосце срезали часть конструкций марса, убрали с него десять 37-мм одноствольных пушек Гочкиса, установив вместо них два пулемёта Максима со щитами; со спардека сняли шесть 6-ствольных пушек Гочкиса и установили четыре 47-мм пушки Гочкиса без щитов. С носа и кормы убрали украшения, демонтировали носовой и кормовой торпедные аппараты, и метательные аппараты с паровых катеров.

Установили реи и гафель на грот-мачте, радиотелеграф совокупности Слаби-Арко производства германской компании «Телефункен». Чугунные фугасные боеприпасы заменили на металлические. Всего для «Адмирала Ушакова» отпустили триста двадцать 254-мм снарядов (по 80 на орудие), и восемьсот сорок 120-мм патронов (по 210 на ствол).

На броненосце поместилось лишь 300 снарядов главного калибра, остальные было нужно загрузить на транспорты, где кроме этого хранились по сто запасных фугасных 254-мм снарядов и семьсот сорок четыре 120-мм патрона для всех трёх однотипных судов. Все суда отряда перекрасили в целый чёрный цвет. На каждом броненосце береговой обороны по два самых изношенных 120-мм орудия заменили новыми, но 254-мм стволы, любой из которых к тому времени выпустил не меньше 80 снарядов, заменены не были.

«Адмирал Ушаков» зимний период 1904–1905 годов
Источник – tsushima.su

К сожалению, кадровая политика на судах отряда проводилась в духе тех лет. В ноябре 1904 года начальник «Ушакова» В. Н. Миклуха отслужил положенный ценз и был списан на берег. Более того, адмирал А. А. Бирилёв внес предложение заменить начальников и на остальных судах. Только тёплые просьбы самого Миклухи, и начальника «Апраксина» капитана 1-го ранга Н. Г. Лишина помогли покинуть их на судах.

На остальных боевых единицах эскадры капитанов поменяли перед самым походом. Наряду с этим командующий отрядом адмирал Небогатов был лишён возможности выбирать начальников самостоятельно.

Путь на восток

2 февраля 1905 года 1-й отдельный отряд судов флота Тихого океана покинул Либаву и направился к мысу Скаген. По окончании прохождения балтийских проливов суда забрали курс на Ла-Манш, обойдя злополучную Доггер-банку. В Бискайском заливе суда встретил шторм, но низкобортные броненосцы продемонстрировали хорошие мореходные качества.

Забрав курс на Средиземное море, отряд миновал Гибралтар, причём ночью суда шли без палубного освещения и ходовых огней, ориентируясь только на кильватерный пламя впереди идущего мателота. Предстоящий переход проходил по маршруту бухта Суда (остров Крит) – Порт-Саид – Суэцкий канал – Красное море – Джибути – Марбат.

На протяжении стоянки в Суде суда отряда посетил Н. О. Эссен – бывший начальник прославленного крейсера «Новик» и броненосца «Севастополь», возвращавшийся из японского плена на родину. Он поделился с «небогатовцами» своим боевым опытом, поведав, что японцы предпочитают стрелять с дальних расстояний, не жалея наряду с этим снарядов.

Суда отряда Небогатова в Порт-Саиде. Головной – «Адмирал Ушаков». Часть конструкций боевого марса срезана, малокалиберные пушки с него убраны, вместо них установлены пулемёты
Источник – tsushima.su

В пути экипажи занимались боевой подготовкой. 27 марта состоялись учебные стрельбы по парусиновым щитам с дистанции 50 каб. Не обращая внимания на то что на каждое орудие главного калибра было отпущено 4 боевых боеприпаса (годовая норма мирного времени!), а на орудия запасного калибра – по 10 снарядов, щиты остались невредимыми. В Марбате, куда отряд прибыл 30 марта 1905 года, на суда загрузили запас угля для перехода через Индийский океан.

31 марта отряд вышел в Индийский океан, забрав курс на Коломбо.

Следующие учебные стрельбы состоялись 11 апреля с расстояний 40–60 каб, наряду с этим было достигнуто 3,3% попаданий (броненосец «Апраксин») – очень хороший итог. Улучшение меткости стало результатом настройки и сверки дальномеров, которая была произведена на протяжении стоянки в Марбате.

Приближалась встреча с отрядом З. П. Рожественского, но на судах Небогатова не знали о том, где и в то время, когда она состоится. 12 апреля, на протяжении заседания с капитанами судов, Небогатов решил идти на Дальний Восток малейшим путём, через Малаккский пролив. Мимо Сингапура решили пройти ночью и без огней, по окончании чего ожидать сведений об эскадре Рожественского от отправленного в разведку транспорта «Кострома».

Если сведений о месте встречи получено не будет, Небогатов планировал отправиться к берегам французских колоний и дальше функционировать по обстановке. В Малаккский пролив вошли 19 апреля, ожидая вероятной встречи с японцами.

В условленном месте «Костромы» не выяснилось, но был обнаружен паровой катер, отправленный русским консулом в Сингапуре. На катере был машинный квартирмейстер В. Ф. Бабушкин с пакетом документов, среди которых были сведения о местонахождении 2-й эскадры. Трое дней на паровом катере, при изнуряющей жаре, в компании ненадёжных вьетнамца и француза Бабушкин ожидал подхода русской эскадры.

Уже практически израсходовав горючее и воду для катера, он встретил суда и передал сведения, благодаря которым произошла встреча двух эскадр. Остаётся лишь удивляться, из-за чего русское Морское министерство не смогло организовать надёжную передачу столь серьёзной информации, и успех всей операции (а правильнее, авантюры) зависел от инициативы нескольких человек, показавших собственные лучшие человеческие и патриотические качества.

Встреча состоялась 26 апреля неподалеку от бухты Ван-Фонг и привела к небывалому подъЁму духа на судах обеих эскадр. Рожественский принял Небогатова на своём флагмане, выслушав его доклад о походе – встреча длилась всего полчаса. Никакого дискуссии замысла грядущего прорыва во Владивосток и вероятного боя с японцами не велось.

Броненосцы Небогатова составили 3-й броненосный отряд 2-й Тихоокеанской эскадры.

С 27 по 30 апреля на судах Небогатова подготавливались к предстоящему походу, принимая провизии и запасы угля, выбирая автомобили. Тогда же дымовые трубы на них, ранее бывшие тёмными, были перекрашены в принятый на 2-й эскадре жёлтый цвет, сделавший их значительно заметнее. Мачты, кроме этого бывшие тёмными, перекрасили в шаровый цвет.

1 мая объединённая эскадра покинула берега Вьетнама и направилась во Владивосток. Ночью ходовые огни на эскадре Рожественского не выключали, что стало причиной удивление офицеров-«небогатовцев». 11 мая на броненосце «Ослябя» погиб командующий 2-м броненосным отрядом адмирал Д. Г. фон Фелькерзам, бывший младшим флагманом эскадры.

О его смерти был извещён только сам Рожественский, исходя из этого Небогатов вплоть до конца сражения так и не определил о том, что стал помощником командующего эскадрой.

В это же время встреча с японцами приближалась. С 12 мая на русских судах стали перехватывать японские беседы по радио. Тогда же от эскадры отделилась главная часть транспортов, которая под охраной запасных крейсеров ушла в Шанхай.

13 мая состоялись единственные совместные маневры двух эскадр, каковые были прерваны из-за нехорошего маневрирования судов Небогатова. Но, времени на проведение совместных манёвров уже не оставалось – эскадра приближалась ко входу в Корейский пролив, где её поджидали силы японского соединённого флота под руководством адмирала Того…

Цусима

Цусимское сражение, состоявшееся 14 мая 1905 года, есть столь объёмной и многогранной темой, что её вряд ли удастся всецело раскрыть кроме того в нескольких отдельных статьях. Исходя из этого мы осветим только участие в нём броненосцев береговой обороны и, например, «Адмирала Ушакова».

Перед боем броненосец нёс приблизительно 370–380 т угля и воды сверх положенного большого запаса, его водоизмещение составляло приблизительно 4975 т, а броневой пояс возвышался над водой всего на 9 см, фактически оставляя надводный борт без защиты. В начале боя «Ушаков» шел двенадцатым по счёту в линии броненосных судов, замыкая собой кильватерный строй русской эскадры.

Как мы знаем, что единственным знаком, данным с русского флагмана, стал сигнал «Бить по головному». Но размещение броненосцев береговой обороны в конце строя русских судов не разрешило держать под обстрелом японский флагманский броненосец «Микаса». Целью судов 3-го броненосного отряда стали броненосные крейсера «Касуга» и «Ниссин», замыкавшие строй японского 1-го боевого отряда.

Сами же броненосцы береговой обороны (а также, «Адмирал Ушаков») фактически не подвергались обстрелу, поскольку главной целью японцев были самые сильные русские суда.

Первый боеприпас попал в «Ушакова» лишь по окончании 16 часов – в момент, в то время, когда русские броненосцы вмешались в сражение крейсерских сил, выручив их в самый критический момент боя. В то время, когда «Ушаков» проходил мимо вышедшего из строя «Императора Александра III», боеприпас калибром не меньше 203 мм пробил его правый борт в носовой части около ватерлинии. Взрывом убило четверых человек, ещё четверо были ранены. Второй боеприпас (калибра 152 мм) кроме этого попал в район ватерлинии с правого борта.

В следствии этих попаданий носовое отделение броненосца было затоплено, корабль осел носом и стал не хорошо слушаться руля. Сейчас его большая скорость не превышала 10 уз. Позднее ещё один боеприпас калибра 152 мм попал в броню кормовой башни, но не причинил вреда.

Соперниками броненосцев Небогатова в тот момент были броненосные крейсера адмирала Камимуры и более не сильный бронепалубные крейсера адмиралов Дева и Уриу, флагманские суда которых взяли важные повреждения от огня русских броненосцев. Всего в дневном бою «Ушаков» выпустил около 200 снарядов главного калибра и около 400 – вспомогательного. Точных сведений об эффективности его стрельбы нет – вероятнее, она была низкой, как и у остальных броненосцев береговой обороны.

Однако, «Ушаков» может претендовать на пара попаданий во вражеские крейсера.

По окончании завершения дневного боя основные силы японцев удалились, предоставив своим миноносцам довершить разгром русской эскадры. Ночью Небогатов на «Императоре Николае I» возглавил русскую эскадру, поведя её во Владивосток. Скорость была увеличена до 12–13 уз, и «Адмирал Ушаков» начал неспешно отставать.

К 23 часам ушедшие вперёд суда совсем скрылись из виду. Приученные к светомаскировке моряки «Ушакова» ночью огней не зажигали. Помимо этого, Миклуха категорически запретил стрельбу по японским миноносцам, дабы не выдать расположения собственного корабля.

Благодаря этим мерам ночь прошла нормально, и «Ушаков» счастливо избежал потопления торпедой либо плавающей миной с японского миноносца. Измученная тяжёлым боем команда взяла долгожданный отдых. Одновременно с этим на армейском совете, собранном начальником броненосца, офицеры приняли единодушное ответ продолжать следовать во Владивосток, постаравшись днём догнать броненосцы Небогатова, а при неудачи прорываться самостоятельно.

У русских моряков теплилась надежда, что японцы ушли в собственные порты, и нового боя не будет.

Смерть

15 мая в 5 часов утра в первых рядах по курсу были обнаружены далёкие дымы. Как выяснилось позднее, это были дымы сохранившихся судов отряда Небогатова. В 8 часов с правого борта показался японский крейсер «Титосэ».

Некое время он следовал параллельным курсом на расстоянии 35–40 каб, выясняя обстановку. На «Ушакове» пробили навели и боевую тревогу на «Титосэ» орудийные башни. Не хотя испытывать судьбу, японский крейсер отвернул в сторону, стал скоро удаляться и скоро скрылся из виду.

Приблизительно в 10:30 вдалеке послышались выстрелы, каковые скоро стихли – это сдавались в плен остатки русской эскадры. На горизонте то и дело оказались дымы, и «Адмирал Ушаков» часто менял курс, уклоняясь от них. Некое время ему это получалось, и у экипажа снова забрезжила надежда избежать гибели и обнаружения. В действительности ещё в 14 часов дым «Ушакова» был увиден с крейсера «Иватэ», о чём он оповестил остальные японские суда.

Скоро «Иватэ» получил приказ вместе с крейсером «Якумо» направляться к найденному кораблю и захватить его. Оба японских броненосных крейсера имели подавляющее превосходство над «Адмиралом Ушаковым» (8 орудий калибра 203-мм и 13 орудий калибра 152-мм в бортовом залпе), исходя из этого финал боя не вызывал никаких сомнений. Действительно, у русского броненосца имелся козырь в виде четырёх 254-мм орудий, но японские крейсера были превосходно забронированы, и единичные попадания снарядов имели возможность перенести без особенного ущерба.

Японский броненосный крейсер «Якумо» в Куре, 1905 год
Источник – tsushima.su

Найдя неприятеля, «Ушаков» развернул на юг, дабы японцам было нужно догонять его. К 17 часам расстояние между соперниками сократилось до 80 каб. На «Иватэ» был поднят сигнал: «Ваш адмирал сдался, предлагаю Вам сдаться». В это же время, на «Ушакове» было единодушно решено в плен не сдаваться, сражаться до последней возможности, по окончании чего стереть с лица земли броненосец. Поднятый японцами сигнал был разобран не сходу.

По окончании того как предложение японцев было прочтено наполовину, капитан Миклуха сообщил: «Ну, а продолжение и разбирать нечего. Долой сигнал – открыть огонь!»

Броненосный крейсер «Иватэ» в довоенной окраске
Источник – history.navy.mil

Собственный последний бой «Адмирал Ушаков» вёл повреждённым правым бортом. Пламя открыли все орудия – четыре башенных 254-мм и два казематных 120-мм. Расстояние до японцев составляло около 49 каб (менее девяти километров). Боеприпасы «Ушакова» сразу же стали давать недолёты – по всей видимости, сказалась предельная изношенность орудий.

Помимо этого, ещё во вчерашнем бою было увидено, что дальномер даёт весьма громадную погрешность. 120-мм орудия вели пламя на глаз, на предельном угле возвышения, поскольку указания от дальномерного поста не достигали батареи. По окончании четырёх залпов в носовой башне вышла из строя гидравлическая совокупность наведения, башню было нужно вращать вручную, что ещё больше снизило её скорострельность. Огонь в ответ японцев кроме этого сначала был не весьма правильным.

Только через десять мин. 203-мм боеприпас ударил в правый борт наоборот носовой башни. Показался крен на правый борт. Скоро 152-мм боеприпас стёр с лица земли правое носовое 120-мм орудие, а второй такой же боеприпас привёл к взрыву трёх беседок со 120-мм патронами. На «Ушакове» начался пожар, а крен на правый борт сделал неосуществимым вращение башен. Убедившись, что единственное оставшееся 120-мм орудие не добывает соперника, Миклуха приказал команде спасаться.

Для ускорения потопления броненосца в трюме были открыты кингстоны. Соперник не прекращал огня. Очередной 203-мм боеприпас взорвался в кают-компании, помимо этого, был разбит дальномерный пост.

«Адмирал Ушаков» скоро уходил под воду с креном на правый борт, на его мостике офицеры прощались между собой и со своим кораблём. Капитан Миклуха прыгнул в воду уже раненым, в тот момент, в то время, когда корабль переворачивался – в числе спасённых его не выяснилось. На потопление «Ушакова» японцы израсходовали восемьдесят девять 203-мм и двести семьдесят девять 152-мм снарядов, добившись 4–5 попаданий. «Ушаков» сделал около 30 выстрелов из 254-мм орудий и до 60 выстрелов из 120-мм орудий.

Попаданий он не добился.

Смерть броненосца «Адмирал Ушаков». На заднем замысле по неточности изображён силуэт крейсера «Адзума». Картина живописца В. С. Емышева
Источник – navy.su

Судьбу корабля поделили его начальник капитан 1-го ранга В. Н. Миклуха, старший офицер капитан 2-го ранга А. А. Мусатов, старший минер лейтенант Б. К. Жданов, судовой инженер-механик капитан Ф. А. Яковлев, поручик Н. Е. Трубицын, прапорщик Э. Н. Зорин, комиссар П. А. Михеев, три кондуктора, и 84 унтер-матроса и офицера.

По японским данным, бой случился в 60 милях к западу от острова Оки. Уже в советское время имя «Адмирал Ушаков» носил один из крейсеров проекта 68-бис, а по окончании него (в 1992–2002 годах) – один из тяжёлых ядерных крейсеров проекта 1144 (бывший «Киров»). С 2004 года по настоящее время имя «Адмирал Ушаков» носит эсминец проекта 956.

Тактико-технические характеристики броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков»

Водоизмещение обычное проектное (фактическое), т

Протяженность громаднейшая, м

Ширина громаднейшая, м

Осадка, м

Количество паровых автомобилей

Суммарная мощность автомобилей проектная (фактическая), л. с.

Большая скорость проектная, уз

Запас угля обычный (полный), т

Дальность плавания, миль

Толщина бронепояса, мм

Толщина брони башен, мм

Толщина боевой рубки, мм

Толщина бронепалубы, мм

Артиллерийское оружие, количество орудий – калибр, мм

Торпедное оружие, количество аппаратов – калибр, мм

4126 (4648)

86,4

15,9

5,2

2

4250 (5769)

16

214 (400)

3400 при 9 уз и 550 т угля

203–254–203

178

178

25–51

4–254

4–120

6–47

18–37

4–381

Перечень литературы:

  1. Грибовский В. Ю., Черников И. И. Броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Сенявин». – С.-Петербург, ЛеКо, 2009
  2. Грибовский В. Ю. Черников И. И. Броненосец «Адмирал Ушаков». – С.-Петербург, Судостроение, 1996
  3. Полутов А. В. О новом источнике по истории русско-японской войны на море. 1904–1905 гг. Российская Федерация и АТР, 2007. т.№ 1.-С.188–190
  4. Дмитриев Н. Н. Броненосец «Адмирал Ушаков» (Его гибель и путь). – С.-Петербург, сражения и Корабли, 1997
  5. Дитлов И. А. В походе и бою на броненосце «Адмирал Ушаков». Материал размещён на сайте tsushima.su

У вас проблемы? Вам плохо? Иллюзия препятствий, или Где реальность чудес. CNL


Темы которые будут Вам интересны: