Две войны под перископом

Флот кайзеровской Германии славился собственными подводными асами Великой войны – одни лишь имена Лотара фон Арно де ля Перьера либо Макса Валентинера чего стоят. Но никто из них так больше и не вывел в море субмарину, дабы опять топить суда и вражеские корабли во второй половине 30-ых годов двадцатого века, в то время, когда разразилась Вторая мировая. Это довелось сделать вторым, значительно менее известным ветеранам-подводникам.

Среди начальников подводных лодок кригсмарине было не более пары десятков офицеров-ветеранов Первой мировой, большая часть из которых в прошлом проходили службу в кайзерлихмарине, и только двое носили ранее погоны флота Австро-Венгерской империи. Из всех них лишь пятеро руководили подлодками в Первую мировую и снова взяли эту должность в германском флоте по окончании отказа Германии признавать условия Версальского мира.

Среди этих пятерых особенное внимание завлекают капитан цур зее Бруно Ман (Bruno Mahn) и фрегаттенкапитан Герман фон Ригеле (Hermann von Rigele). Оба смогли отличиться как начальники подлодок и в Первую, и во Вторую мировую, исходя из этого в полной мере заслуживают рассказа о собственной карьере.

Бруно Ман: самый возрастной из добившихся успеха

Ман появился в Тюрингии 3 декабря 1887 года. Начало его послужного перечня содержит не через чур много информации – известно только, что работу на флоте Ман начал в 1911 году и что до января 1916 года он выполнял обязанности вахтофицера на броненосце береговой обороны «Хильдебранд» (SMS Hildebrand). В начале 1916 года Ман был направлен в школу подплава, где обучался три месяца, в один момент проходя практику на учебной подлодке UB 25.

22 апреля того же года он взял назначение на пост вахтофицера на боевую субмарину UB 33. 12 мая 1917 года Ман был переведён на подводный минзаг UC 59.

Стоит обратить внимание на один интересный момент: в то время, когда Ман служил на UB 33 и UC 59, ими руководил капитан-лейтенант Герберт Лефхольц (Herbert Lefholz), что, став начальником UC 59, похлопотал о переводе собственного офицера на новую лодку. Данный факт может сказать о том, что Ман был хорошим подводником, раз его начальник не захотел помогать с другим офицером.

Две войны под перископом

Офицеры английского флота осматривают сдавшуюся UB 21 в гавани Рамсгейта (Англия), 6 декабря 1918 года
http://thanetonline.blogspot.ru

Лефхольц не имел возможности похвастать громкими удачами: в соответствии с современным данным, за ним числятся лишь русский вспомогательный тральщик «Илья британский» угольщик и Муромец «Ремус» (Remus), погибшие на минах, выставленных UC 59. Справедливости для, необходимо подчеркнуть, что эта субмарина относилась к типу лодок UC II, что имел всего лишь три торпедных аппарата – один кормовой и два носовых. Последние размешались вне прочного корпуса, что исключало возможность их перезарядки в море.

Прослужив с Лефхольцем на UC 59 ещё год, в апреле 1918 года Ман взял под собственную руку собственную лодку UB 21, на которой удачно сражался в Северном море до осени того же года. Неспециализированный перечень побед UB 21 под руководством Мана составил шесть потопленных судов неспециализированным тоннажем 7844 брт. 23 ноября 1918 года Ман уволился с флота в чине обер-лейтенанта цур зее резерва.

Норвежский барк «Ментор» (Mentor), потопленный лодкой UB 21 Бруно Мана 4 июля 1918 года
http://www.sjohistorie.no

Межвоенная будущее Бруно Мана мало известна – упоминания о нём как об офицере ВМС снова начинаются с 1937 года, в то время, когда он возвратился на работу. С октября 1937 года по апрель 1940 года, до начала операции «Везерюбунг» по вторжению в Норвегию и Данию, он выполнял обязанности офицера по связям с ВМФ при 13-м военном корпусе. В апреле 1940 года будущее Мана сделала новый виток, и он возвратился на подводные лодки.

Пройдя полный курс переподготовки, в ноябре того же года он опять стал начальником субмарины, имея звание фрегаттенкапитана. Принятая им под руководство лодка стоит отдельного рассказа.

29 апреля 1940 года английский подводный минный заградитель «Сил» (HMS Seal) вышел в море из Иммингема для осуществления операции DF-7. Целью операции было парализовать перемещение германских судов в Норвегию установкой у шведского острова Винга (район Гётеборга) минного поля из 50 мин. 4 мая в 02:15 лодка в момент зарядки батарей в надводном положении была атакована германским самолётом He 115 из береговой авиагруппы Ku.Fl.Gr.

906. Субмарина уклонилась от него погружением и отделалась малыми повреждениями. В 08:00 «Сил» начал установку мин, на которую ушло полчаса.

В 08:30 лодка поменяла курс, поскольку были увидены суда ПЛО соперника. Преследование «англичанки» 12-й флотилией охотников за подлодками длилось около восьми часов, но результата не дало. На этом везение английских подводников кончилось – в 18:30 подводная лодка подорвалась на мине и, взяв важные повреждения, легла на грунт на 30-метровой глубине.

Подводный минный заградитель «Сил» (HMS Seal) — до тех пор пока еще под английским флагом
http://www.rnsubs.co.uk

5 мая в 01:30 «Сил» всплыл на поверхность и постарался достигнуть шведских акватории, но час спустя был увиден германским гидропланом Ar 196 из 5./B.Fl.Gr. 196. «Арадо» лейтенанта цур зее Гюнтера Меренса (Gunther Mehrens) атаковал подлодку пушечным огнём и скинул на неё две бомбы. Спустя пара мин. показался второй «Арадо» лейтенанта цур зее Карла-Эрнста Шмидта (Karl-Ernst Schmidt) и также отправился в наступление.

Британцы пробовали отстреливаться из двух палубных «льюисов», но они отказали. В следствии германских атак часть экипажа субмарины была ранена, и лодка сдалась. В 06:30 утра германский охотник за подводными лодками UJ 128 капитан-лейтенанта Отто Ланга (Otto Lang) прибыл на место действия и забрал лодку на буксир, потащив её к датскому Фредериксхавну, где базировалась 12-я флотилия.

11 мая в 14:30 военнопленный «Тюлень» (в частности так переводится с английского наименование лодки) был переведён в Киль буксиром «Зеетойфель» (Seeteufel), по окончании чего лодку поставили на ремонт на верфь Friedrich Krupp Germaniawerft A.G. 30 ноября того же года отремонтированную «англичанку» приняли в состав ВМС Германии под обозначением UB, а Бруно Ман, которому в то время исполнилось 52 года, был назначен её начальником.

Германские моряки разглядывают пробоины, покинутые 20-мм авиационными пушками в рубке и борту «Сила»
http://ww2today.com

Сама по себе лодка как боевая единица не имела особенной сокровище для кригсмарине. Германские подводники дали ей прозвище «Ноев ковчег», сочтя её примитивной, неудобной в обслуживании и в управлении. Единственным прибором на борту субмарины, хорошим их похвалы, был радиопередатчик мощностью 3 кВт, что был признан лучше германских. Особенное удивление немцев привела к невозможности открыть торпедные аппараты вручную при отказа гидравлики.

На протяжении нахождения лодки в германских руках она подверглась некоторым конструктивным трансформациям – была перестроена корма. Основная же польза от захвата «Сила» была взята немцами за счёт тщательного анализа английских торпед, что понадобился для устранения недостатков ненадёжных взрывателей их собственных торпед. Сама же лодка UB сейчас употреблялась как учебная субмарина.

Ман был начальником UB до 31 июля 1941 года, в то время, когда его прописали на лодку UD 5. Эта бывшая голландская субмарина O-27 была захвачена немцами на верфи в Роттердаме 14 мая 1940 года. В строй германского флота она вступила лишь в январе 1942 года, исходя из этого с 1 августа по 26 сентября 1941 года фрегаттенкапитан Ман практически был на верфи, где лодку заканчивали приводить к германским стандартам по окончании достройки. 26 сентября бывшая O-27 была построена и приписана к 5-й учебной флотилии, базировавшейся на Киль, в состав которой она входила по август 1942 года.

Фото O 27, сделанное по окончании окончания возвращения лодки и Второй мировой «законным обладателям» — голландским ВМС
http://dutchsubmarines.com

Потом произошла очень необыкновенная вещь – командующий подводными силами Карл Дениц поменял статус субмарины и приписал её к 10-й боевой флотилии. В принципе, в этом не было ничего необычного – по всем меркам UD 5 была в полной мере современной субмариной (закладка O-27 случилась 03.09.1939, и немцы захватили её в стадии неполной готовности), и её применение в военных действиях возможно было предположить, но то, что на ней покинули начальника в возрасте 54 лет, логически осознать тяжело. Так или иначе, 27 августа 1942 года UD 5 под руководством капитана цур зее Мана (очередное звание было присвоено 1 августа) вышла из Киля в боевой поход.

Лодка совершила переход до Марвикена (Норвегия) откуда отправилась в Атлантический Океан, где ей надлежало функционировать недалеко от Фритауна в роли «свободного охотника». Особенных удач у западных берегов Африки Ман не достиг, сумев потопить одно судно северо-западнее островов Зелёного Мыса. Его жертвой 29 октября стал английский пароход «Примроуз Хилл» (SS Primrose Hill, 7628 брт) класса CAM-ship (Catapult Aircraft Merchantman – торговое судно с катапультным самолётом), оборудованный катапультой для старта одного истребителя.

Эти суда употреблялись в союзных конвоях для защиты от самолётов люфтваффе как предтеча эскортных авианосцев.

«Харрикейн», установленный на носовой катапульте КАМ-шипа
http://www.warsailors.com

Ман выпустил по «англичанину» две торпеды, одна из которых поразила его корму. Судно осталось на плаву, но его экипаж покинул торпедированный пароход, спустив на воду шлюпки. Практически сразу после атаки субмарина показалась на поверхности и направилась к спасшимся с целью их пленения и опроса английского капитана. Вот как обрисовывал эти события в собственном ежедневнике 2-й офицер «Примроуз Хилл» Чарльз Брок Робертсон (перевод автора):

«Скоро мы имели возможность рассмотреть на поверхности воды объект, что двигался в отечественную сторону. Это была германская подводная лодка, важная за отечественные бедствия. Германский начальник приветствовал нас и начал задавать вопросы довольно отечественного судна. Он кроме этого "настойчиво попросил", дабы отечественный капитан поднялся на борт субмарины, но мы ответили, что капитан и все офицеры погибли.

Нельзя сказать, что он поверил нам, но отечественная одежда смотрелась так, что опознать по ней нужных ему людей было нереально – выпачканные в нефти, мы имели очень жалкий вид.

По окончании того, как германский начальник захотел нам спокойной ночи (быть может, это было сарказмом либо дежурной любезностью), подводная лодка снова отправилась к нашему судну. Через пара мин. сильный взрыв потряс шлюпки, и мы были уверенны, что чтобы послать отечественное судно на дно, они выпустили вторую торпеду. Примерно в 18:20 судно затонуло.

Возможно, лишь моряки смогут оценить печаль данной картины, в особенности осознавая, что мы прошли через так именуемую Битву за Атлантику, с её опасностями, и после этого были застигнуты в южных водах, каковые мы по привычке вычисляли всецело надёжными».

На нанесение «удара милосердия» ещё державшемуся на плаву судну Ману потребовалось две торпеды, каковые были выпущены с промежутком в полчаса. От последнего попадания «Примроуз Хилл» разломился на две части и затонул. Его экипаж был позднее подобран вторым английским судном и доставлен во Фритаун. Не добившись большего результата, Ман возвратился в Лориан 12 ноября 1942 года.

Пробыв в том месте практически десять дней, UD 5 покинула Францию и совершила переход в Германию с заходом в Берген, прибыв в Киль 9 января 1943 года.

Через пара дней по окончании прихода в Киль Бруно Ман сдал руководство второму офицеру и был назначен временно ИО начальника 8-й учебной флотилии. В апреле того же года его перевели в Гамбург, где прописали старшим офицером местной базы подлодок. Спустя полгода, в сентябре, Ман стал начальником 31-й учебной флотилии, базировавшейся на Гамбург, которой и руководил до апреля 1945 года.

Венцом карьеры капитана цур зее Бруно Мана стало назначение в самом финише войны в штаб командующего подводными силами на Балтике (Fuhrer der U-Boote Ostsee). В том месте он и встретил капитуляцию Германии. О послевоенной судьбе Бруно Мана, не считая даты смерти, фактически ничего не известно.

Скончался ветеран двух войн 6 февраля 1961 года в возрасте 73 лет.

Герман фон Ригеле: одиссея австрийского барона

Барон Герман фон Ригеле, появившийся в Сараево 16 сентября 1891 года, был подданным Австро-Венгрии. На имперский флот Ригеле был призван в 1909 году, в 18-летнем возрасте. Как и при с Бруно Маном, о начале его карьеры армейского моряка мало что известно.

В июне 1915 года фрегаттенлейтенант Ригеле был назначен 2-м вахтофицером на подлодку австрийского флота k.u.k. U 11 (бывшую германскую UB 15).

В отличие от Бруно Мана, фото которого отыскать не удалось, пара фото Германа фон Ригеле сохранилось, как данный снимок времен Первой Мировой
http://www.edition-wh.at

10 декабря 1916 года Ригеле, взявший 1 мая того же года звание линиеншиффслейтенанта (Linienschiffsleutnant), был назначен капитаном на k.u.k. U 10 (бывшую германскую UB 1), которой руководил следующие полгода. 12 июня 1917 он был переведен на k.u.k. U 17, а 29 ноября 1917 года стал начальником k.u.k.

U 20. К сожалению, подробностей по этому периоду работы Ригеле мало, и о каких-либо удачах этих лодок под его руководством не известно.

U 31 на стапеле верфи, 1917 год
http://u-boat-laboratorium.com

13 марта 1918 года Герман фон Ригеле взял назначение на k.u.k. U 31, собственную последнюю субмарину в имперском ВМФ. самые известные события, связанные с данной лодкой, – это её участие в так именуемом сражении у Дураццо (современный албанский Дуррес), в то время, когда несколько итальянских и английских крейсеров 2 октября 1918 года должна была обстрелять данный порт по окончании нанесения удара самолётами Антанты. Вот что писал в собственной работе, посвящённой войне на море 1914–1918 гг., французский морской офицер А. Томази:

«В течение этого времени итальянская бригада произвела обстрел, длившийся 45 мин.. В момент, в то время, когда приблизились британские крейсера, дабы её поменять, концевой Weymouth был подорван торпедой австрийской подлодки U-31, возвращавшейся из крейсерства. Взрыв привёл к аварии руля Weymouth; крейсер перестал работать, управляясь автомобилями, тогда как Lowestoft и Dartmouth продолжали, в течение 20 мин., обстрел берега.

По окончании бесплодного преследования U-31 эскадренные миноносцы выпустили кроме этого напрасно ещё пара торпед по судам, находившимся на якоре, а после этого целый отряд возвратился в Бриндизи».

повреждение и Торпедирование английского бронепалубного крейсера «Веймут» стало самым броским событием в карьере Германа фон Ригеле на флоте Австро-Венгерской империи. U 31 возвратилась в Каттаро 26 октября 1918 года, а спустя пара дней империя прекратила собственное существование. О межвоенной жизни Ригеле фактически ничего не известно, не считая факта, что 21 декабря 1929 года Орденский совет армейского ордена Марии Терезии представил его к данной награде.

Корма крейсера «Веймут» по окончании попадания в неё торпеды, выпущенной Ригеле
http://www.subchaser.org

По окончании начала Второй мировой Ригеле решил продолжить работу на флоте и предложил свои услуги ВМС Германии. Для того времени это не было необычным, и подобным образом поступил последовательность офицеров-подводников, помогавших ранее на флоте Франца-Иосифа.

Ригеле не был включён в кадровый состав кригсмарине и начал служить по договору, взяв к званию приставку zV, что являлось сокращением от zur Verwendung (необязательная работа по договору – к примеру офицер, продолжающий работу по окончании выхода на пенсию). В августе-сентябре 1940 года Герман фон Ригеле выполнял обязанности начальника-инструктора в 21-й учебной флотилии в Пиллау. В сентябре он был назначен замечающим за ремонтом голландской лодки O-8, захваченной немцами 15 мая 1940 года в Ден-Хелдере.

21 ноября того же года лодка вошла в строй германского флота как UD 1, и Ригеле стал её первым германским начальником.

Необходимо подчеркнуть, что эта лодка имела богатую историю. Она была выстроена в Канаде на верфи Виккерса в Монреале в 1915 году и тогда же вступила в строй английского флота как H.6. 4 августа 1915 года лодка пришла в Плимут, совершив независимый переход через Атлантику, и была приписана к 8-й подводной флотилии, базировавшейся на Хартвиче.

18 (по вторым источникам, 19) января 1916 года H-6 села на мель у острова Ширмонникоог (Голландия). судовые бумаги и Часть команды были сняты эсминцем «Файрдрейк» (HMS Firedrake). Оставшиеся с лодкой, включая её начальника, были интернированы голландцами (по вторым источникам, целый экипаж лодки был снят английским шлюпом).

Так или иначе, сама H.6 была кроме этого интернирована Голландией, позднее была передана голландскому флоту, а в первой половине 40-ых годов двадцатого века попала в руки к немцам.

Подлодка H.6 и однотипная ей H.7 в Квебеке, Канада
http://histomil.com

По окончании вступления в строй как UD 1 субмарина вошла в состав 1-й учебной флотилии, базировавшейся на Киль. Ригеле руководил ей до мая 1941 года, по окончании чего его снова прописали на другую голландскую лодку, проходившую «курс реабилитации» на германской верфи.

На этот раз это была «сестра» вышеупомянутой O-27 под номером O-25, которую затопили у Роттердама на протяжении германского вторжения. Немцы подняли лодку, и по окончании ремонта она вступила в строй кригсмарине 8 июня 1941 года как UD 3. Ригеле стал первым этой лодки и немецким командиром. По данным сайта http://uboat.net, с августа 1941 года лодка была зачислена во 2-ю боевую флотилию, базировавшуюся на Лориан, но до осени 1942 года не покидала Балтику, имея статус «испытательной лодки».

Спуск на воду голландской подлодки O 25, май 1940 года
http://dutchsubmarines.com

В сентябре того же года, как и UD 5 Мана, UD 3 Ригеле перевели в 10-ю боевую флотилию, а он сам взял звание фрегаттенкапитана. 3 октября 1942 года UD 3 покинула Киль и благополучно завершила переход в Францию, придя в Лориан 22 октября. 3 ноября лодка снова вышла в море, забрав курс на Фритаун.

Ригеле должен был заменить лодку Мана в том районе Атлантики, поскольку последний возвращался на базу. UD 3 провела в море более двух месяцев и смогла потопить у скалы св. Павла одно судно.

Вот как это было.

Норвежское судно «Индра» (Indra) совершало переход из Кейптауна в Нью-Йорк с грузом хромовой руды. 26 ноября 1942 года в 17:35 Ригеле атаковал «норвежца» двумя торпедами, одна из которых попала в носовую часть судна, сделав громадную пробоину. «Индра» стала медлительно садиться носом в воду, и экипаж покинул его, за исключением радиста, что по приказу капитана начал передачу сигнала бедствия. Радиопередача продолжалась восемь мин., по окончании чего, не взяв никакого отзыва, радист кроме этого покинул судно.

В 17:50 Ригеле выпустил ещё одну парогазовую торпеду – норвежцы, пребывавшие в шлюпках, увидели её перемещение по пузырьковому следу, – но она прошла ниже киля судна. В 18:48 лодка опять нападала, и в этом случае торпеда попала цель – «Индра» скоро затонула.

Спустя некое время на поверхности показались две подводные лодки, каковые норвежцы опознали как германскую и итальянскую (чуть меньшего размера). В действительности, за «итальянку» моряки приняли германскую U 159 Гельмута Витте (Helmut Witte), с которой увидели «Индру» раньше UD 3 и навели на неё Ригеле, поскольку у Витте кончились торпеды. Ригеле приблизился к шлюпкам, дабы опросить спасшихся об их судне, маршруте и грузе.

Допрашивая капитана на нехорошем британском, Ригеле внес предложение ему возвратиться в Норвегию на борту его субмарины, поскольку планировал в том направлении. "Наверное," норвежец отказался, и насильно перемещать на борт подлодки его не стали. Возможно, обстоятельством этого была необходимость в передаче торпед на U 159, исходя из этого Ригеле отпустил шлюпки восвояси.

30 ноября норвежцы были подобраны английским судном, которое доставило их на Тринидад. Никто из экипажа «Индры» не погиб. Ригеле же, передав торпеды на лодку Витте, продолжил поход. Запас горючего позднее ему удалось пополнить с подводного танкера U 462.

7 января 1943 года UD 3 возвратилась в Лориан.

Лодка совершила во Франции месяц, по окончании чего вышла в море для совершения перехода в Германию. Плавание прошло удачно: 26 февраля UD 3 пришла в Берген, а 3 марта благополучно добралась до Готенхафена. По окончании её прихода на Балтику было решено в военных действиях лодку больше не применять – она была приписана к Центру изучения противолодочного оружия, где выполняла собственные функции до 13 октября 1943 года, в то время, когда была исключена из перечней флота по окончании повреждений, взятых на протяжении воздушного рейда союзников на Киль.

Ригеле же был назначен начальником базы подлодок Киля, обязанности которого на нём лежали до апреля 1944 года. После этого он принял под руководство 32-ю учебную флотилию подлодок, в первой половине 40-ых годов XX века базировавшуюся в Кенигсберге, а с 1945 года – в Гамбурге. Последняя должность в кригсмарине, полученная Ригеле – начальник порта Триест (март-май 1945 года), в котором он и встретил окончание войны.

Послевоенная будущее Германа фон Ригеле точно не известна. Он умер в Вене 18 октября 1982 года в возрасте 91 года.

* * *

Завершая рассказ о начальниках-ветеранах обеих мировых войн, хотелось бы отметить следующее. Бруно Ман есть необычным рекордсменом среди начальников подводных лодок – торпедирование «Примроуз Хилла» делает его, возможно, самым возрастным начальником подлодки, совершившим успешную торпедную атаку во Второй мировой. Кроме этого, имеется ещё один факт, завлекающий внимание к храбрецам повествования – оба руководили лодками в боевой обстановке, в то время, когда им было уже за 50-летний период.

Ман совершил поход в Атлантический Океан в возрасте 54 лет, совершив в общем итоге в море 75 дней, а 51-летний Ригеле совершил в море 103 дня с учётом переходов из Германии и обратно. В собственной книге «Конвою рассеяться!» известный английский моряк Джон Эгертон Брум писал, что в Королевском флоте Англии офицер, достигший 35-летного возраста, переводился с подплава как негодный к работе на подлодках. Разумеется, что германский подводный флот таких стандартов не имел.

Перечень использованной литературы:

  1. Брум Дж. Э. Конвою рассеяться! – М.: АСТ, 2001
  2. Гибсон Р., Прендергаст М. Германская подводная война 1914–1918 гг. Пер. с нем. – Мн.: Харвест, 2002.
  3. Томази А. Морская война на Адриатическом море. 1914–1918 – М.-Л.: Военмориздат, 1940.
  4. Дениц К. Германские подводные лодки во Второй мировой. Пер. с нем. – М., 1964.
  5. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 3. Norderstedt.
  6. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II. Annopolis: Naval Institute Press, 1999.
  7. Niestle A. German U-Boat Losses During World War II. Annopolis: Naval Institute Press, 1998.
  8. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2. Annopolis: Naval Institute Press, 1998.
  9. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998.

Фактор 2 — Война. Концерт из бани. Перископ


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: