Двойная трагедия у берегов австралии

В ноябре 1941 года у западной части береговой полосы Австралии сошлись в сражении два корабля. Это событие думается ничтожным на фоне грандиозных событий Второй мировой. Но дуэль австралийского лёгкого крейсера «Sydney» и германского рейдера «Kormoran» до сих пор остается в центре любителей и внимания учёных военной истории.

Победа вооружённого корабля над замечательным боевым кораблём стала лучшим примером профессионализма и храбрости германских моряков. Для австралийцев же смерть крейсера «Sydney» остаётся наибольшей морской трагедией в истории их военного флота…

Действия германских запасных крейсеров во время второй мировой – увлекательнейшая тема, требующая отдельного рассказа. Отметим только то, что эти суда неоднократно оказались в далёких от Европы австралийских водах, проявляя себя наглыми операциями.

Летом-зимой 1940 года морские коммуникации Австралии подверглись настоящему набегу рейдеров – их нападали «Orion», «Pinguin» и «Komet». Германские моряки ставили мины на подходах к портам, атаковали крупные транспорты с полезными грузами, обстреляли остров Науру. Исходя из столь угрожающей ситуации, руководство ВМС Австралии было вынуждено возвращать к себе собственные маленькие крейсера, действовавшие в составе английского флота.

Немцы же решили послать к берегам Австралии ещё один рейдер. Цепь событий в конечном счёте стала причиной драматичному морскому бою 19 ноября 1941 года, о котором мы поведаем в данной статье.

Соперники

Германский вспомогательный крейсер «Kormoran» (он же HSK-8, Schiff-41 и «Raider G») воображал собой бывший корабль «Steiermark» 1938 года постройки, вошедший в состав Кригсмарине в осеннюю пору 1940 года. Корабль имел полное водоизмещение 8736 т, скорость хода составляла 18 узлов. Оружие включало в себя шесть 150-мм орудий (ветхие морские пушки примера 1906 года), два 37-мм и пять 20-мм зенитных автоматов, четыре 533-мм торпедных аппарата (два надводных и два подводных) и 390 мин.

На корабле имелись два гидросамолёта Ar-196 и лёгкий торпедный катер LS, вооружённый вместо торпед минами. Команду из 18 нижних чинов 375 и офицеров управлял корветтен-капитан (на протяжении похода в австралийские воды взял звание фрегаттен-капитана) Теодор Детмерс, пришедший на собственный пост с мостика эсминца Z-7 «Hermann Schoemann» и удостоенный Железного креста за участие в Норвежской кампании.

Двойная трагедия у берегов австралии

Вспомогательный крейсер «Kormoran» и его начальник Теодор Детмерс
Источник: navy.gov.au

«Kormoran» отправился в боевой поход 3 декабря 1940 года и первоначально действовал в Атлантике. В том месте рейдер потопил семь судов неспециализированным водоизмещением 44 949 т, а танкер водоизмещением в 11 309 т захватил в исправном состоянии (его послали в оккупированную Францию с призовой командой).

С мая 1941 года рейдер действовал в Индийском океане, но без громадного успеха, потопив за шесть месяцев только три судна неспециализированным водоизмещением 11 566 т. Но, отсутствие важных результатов не подрывало боевой дух команды. Умелый боевой офицер Детмерс заблаговременно подготовился к вероятной встрече с неприятельским армейским кораблём и подготовил собственных подчинённых к такому формированию событий. В походном ежедневнике начальник рейдера записал:

«Я заключил , что лучший камуфляж – это быть минимально странным. Т.е. судно, у которого никто не рассмотрит оружия, странных надстроек, и которое окрашено так, что выглядит дружественным. Быть каким-то конкретным судном нет необходимости.

Времена «Wolf» и «Seeadler» [известные рейдеры Первой Мировой – прим. автора] прошли. Отечественный соперник бдителен и останавливает все странные суда. Но в случае если дело дойдёт до остановки, то выход лишь один – бой».

Лёгкий крейсер «Sydney», вступивший в строй во второй половине 30-ых годов двадцатого века, был одним из трёх крейсеров типа «Улучшенный Leander/Sydney», выстроенных для Королевского Австралийского ВМФ. Корабль полным водоизмещением 9278 т нёс броню толщиной до 89 мм (на артиллерийских погребах), а его скорость хода составляла 32 узла.

Оружие являлось обычным для корабля собственного класса: восемь 152-мм пушек (4 башни по 2 орудия), четыре 102-мм зенитных орудия, три счетверённых 12,7-мм зенитных автомата, два четырёхтрубных торпедных аппарата и гидросамолёт. Команда складывалась из 42 нижних чинов 603 и офицеров.

Лёгкий крейсер «Sydney» и его последний начальник Джозеф Бернетт
Источник: navy.gov.au

В первые месяцы Второй мировой «Sydney», которым руководил кэптен Джон Коллинз, действовал в австралийских водах. В мае 1940 года он был включён в состав английского Средиземноморского флота, где ярко показал себя. Крейсер участвовал в ряде морских битв с итальянским флотом, потопив эсминец «Espero» (28 июня 1940 года) и сыграв решающую роль в потоплении лёгкого крейсера «Bartolomeo Colleoni» (18 июля 1940 года).

Всё это принесло его команде и кораблю громкую славу – пропаганда именовала «Sydney» гордостью австралийского флота. В январе 1941 года крейсер отозвали в Австралию, по окончании чего должность его начальника занял кэптен Джозеф Бернетт, помогавший В первую очередь войны в штабе австралийского ВМФ и не имевший боевого опыта. Летом-осенью 1941 года «Sydney» занимался сопровождением судов в австралийских водах.

Бой

19 ноября 1941 года рейдер «Kormoran», замаскированный под голландский корабль «Straat Malakka», был у западной части береговой полосы Австралии (в 150 км от берега) с задачей поставить мины на дорогах судоходства. Приблизительно в 16:00 германские моряки заметили приближавшийся лёгкий крейсер. Это был «Sydney», возвращавшийся в базу Фримантл по окончании сопровождения войскового транспорта «Zelandia» в Сингапур.

Встреча судов была случайной и неожиданной для обеих сторон. «Kormoran» развернулся к «австралийцу» кормой и развил полный движение (18 узлов). Тот, со своей стороны, увеличил скорость и последовал за соперником. Заходя с кормы и против солнца, австралийцы не могли разглядеть корпус странного судна и его знамёна.

Помимо этого, в данной позиции было сложно совершить формальную процедуру опознания судна, для чего следовало идти параллельным курсом.

Из-за неисправности двигателя немцам было нужно снизить скорость до 14 узлов (в любом случае шансов уйти от крейсера они не имели), и расстояние между судами скоро уменьшалась. Около 17 часов с «Sydney» передали прожектором сигнал NNJ – требование обозначить себя по нормам английского Адмиралтейства. В ответ на это немцы подняли флажной сигнал PKQI, соответствовавший голландскому кораблю «Straat Malakka».

Дабы ещё убедительнее изобразить дружественное судно, радист рейдера передал английский сигнал тревоги QQQQ («ко мне приближается странный корабль»). Как позднее продемонстрировали на допросах германские моряки, попыток установить связь «Sydney» не предпринимал.

«Kormoran» заправляет горючим подлодку U-124, 15 марта 1941 года. Приблизительно в таком ракурсе рейдер был виден с приближавшегося крейсера «Sydney»
Источник: bild.bundesarchiv.de

Возможно, все эти действия усыпили бдительность Бернетта, и сначала он разглядывал сближение как пустую формальность. Историки отмечают, что в первой половине 40-ых годов двадцатого века осмотр странных судов в водах Австралии проводился без громадной тщательности. В большинстве случаев, боевая тревога не объявлялась, корабельные гидросамолёты не употреблялись ни разу, отмечались случаи страшного сближения с осматриваемым судном.

Однако, открытым остаётся вопрос, из-за чего Бернетт не сообщил в морской штаб о встрече со «Straat Malakka». Как мы знаем, что это судно отсутствовало в сводке судоходства в австралийских водах (так называемая VAI – vessels in area indicated), так как в ноябре 1941 года оно пребывало у побережья Африки. Следовательно, показав элементарную бдительность, начальник крейсера имел возможность бы осознать, что имеет дело с возможным рейдером.

К 17:15 суда шли со скоростью 14 узлов параллельно друг другу на дистанции около одной мили. С высокой долей возможности возможно высказать предположение, что австралийский крейсер не готовься к бою. Кое-какие из германских моряков позднее утверждали, что видели очевидно незанятых делом матросов, каковые находились на палубе и наблюдали на «голландское судно». Любопытно, что, они утвержают, что гидросамолёт австралийцев был на катапульте с прогретым двигателем и готовься к взлёту.

Но, вопрос о степени боевой готовности крейсера «Sydney» окончательно останется тайной. Официальная история Королевского Австралийского ВМФ отмечает:

«Из-за чего Бернетт не разрешил войти в движение самолёт, не сохранял расстояние, не применял собственное превосходство в вооружении и скорости, не сделал по радио запрос морскому руководству относительно местонахождения «Straat Malakka» – на все эти вопросы ответ дать нереально».

«Kormoran», сфотографированный с подлодки. Приблизительно в таком ракурсе рейдер был виден с крейсера «Sydney» в момент начала боя. Снаружи он и правда был похож на «Straat Malakka», отличаясь только очертаниями надстройки и некоторыми вторыми подробностями
Источник: bild.bundesarchiv.de

В 17:25 с крейсера передали прожектором и флагами: «Куда следуете?». «Kormoran» ответил: «В Батавию». После этого на «Sydney» подняли непонятный для офицеров рейдера сигнал IK – запрос тайного позывного IIKP, которого немцы не знали и ответить на что не могли. Счёт отправился на мгновения, в то время, когда австралийцы передали прожектором: «Продемонстрируйте ваш тайный позывной». В 17:30 Детмерс осознал, что представление окончено, и приказал поднять германский флаг.

Превосходно подготовленные артиллеристы всего за 6 секунд убрали камуфляж и начали стрелять из 150-мм зенитных автоматов и пушек. Первыми же выстрелами они уничтожили мостик «Sydney» и стёрли с лица земли устройства управления огнём. С высокой долей возможности возможно высказать предположение, что начальник австралийского крейсера и другие старшие офицеры погибли в начале боя.

Ответный залп австралийских пушек ушёл с перелётом. Из-за чего это произошло, мы ни при каких обстоятельствах не определим – или расчёты не готовься к ведению огня, или имела место попытка дать предупредительный выстрел, или собственную роль сыграло повреждение дальномера. Со своей стороны, германские канониры не знали промаха и не оставляли сопернику шансов. Боеприпасы повредили вторую башню «Sydney», в которой случился взрыв.

Первая башня кроме этого вышла из строя. Загорелся гидросамолёт на катапульте. Зенитные автоматы сеяли разрушение и смерть на палубе австралийского крейсера и в его настройках.

В 17:35 рейдер выпустил две торпеды из надводного торпедного аппарата, одна из которых попала в шнобель «Sydney» под башнями. Позднее Детмерс обрисовывал решающие 60 секунд боя в собственном ежедневнике:

«Первый залп одной пушкой – недолёт (расстояние – примерно 1300 метров). Второй залп (три пушки) – перелёт 400 метров. Через 4 секунды пламя продолжен. Попадания в башню и мостик дальномера соперника. Сразу после этого полный залп соперника, попаданий нет. По окончании дано 8 залпов с пятисекундным промежутком.

Попадания в самолёт, мостик и в корпус между двумя трубами. Зенитные автоматы и 37-мм пушка держат под огнём торпедные аппараты, мостик и зенитные орудия. До отечественного пятого залпа ответа нет, после этого башня X [кормовая возвышенная – прим. автора] стреляет скоро и совершенно верно. Башня Y [кормовая нижняя – прим. автора] дает 2–3 залпа, мимо. Башни А и B [носовые – прим. автора] молчат. Между отечественными 8 и 10 залпами торпедное попадание под башню А. Вторая торпеда проходит под носом.

Соперник разворачивается. У башни B [носовая возвышенная – прим. автора] взрывом сорвана крыша»

Схематический рисунок лейтенанта Генриха Аля, изображающий распределение целей для артиллерии «Kormoran» в сражении 19 ноября 1941 года
Источник: defence.gov.au

В первые же 60 секунд боя у австралийского крейсера остались боеспособными только две кормовые башни, перешедшие на свободное управление огнём – они добились четырёх попаданий в «Kormoran». По германским данным, первый боеприпас пробил трубу и взорвался в радиорубке. Значительно более важными были третье и второе попадания, каковые пришлись в машинное отделение, повредив котлы и двигатель, полностью выведя из строя машинную команду.

Четвёртый боеприпас попал в одну из 150-мм пушек, но не разорвался. Из-за повреждений автомобили рейдер лишился хода, а два десятка человек погибли на протяжении обстрела.

В 17:45–17:50 «Sydney» совершил циркуляцию и, согласно точки зрения германских моряков, постарался таранить рейдер, но прошёл за его кормой (быть может, данный манёвр не был намеренным, и австралийский крейсер утратил управление). Расстояние между судами увеличилась до 5–6 миль. Австралийцы выпустили торпеды, каковые прошли мимо цели (по германским данным, их было четыре, но обследование корпуса крейсера, совершённое в 2008 году, продемонстрировало, что на собственных местах отсутствуют лишь две).

Немцы в ответ обстреляли «Sydney» из 150-мм пушек, целясь по ватерлинии, и выпустили одну торпеду, которая прошла мимо. К 18:00 австралийский корабль заметно погрузился в воду носом и очень сильно горел (немцы сначала сделали вывод, что соперник ставит дымовую завесу).

«Sydney» медлительно уходил на юг со скоростью 5–6 узлов, а его башенные орудия молчали (немцам запомнились только неточные выстрелы запасного калибра). Расстояние между судами увеличилось до 9–10 миль, и в 18:25 «Kormoran» прекратил стрельбу. «Австралиец» скрылся в темноте, но зарево пожара германские моряки замечали до 23:00.

Позднее Детмерс высказал предположение, что у его соперника взорвался артиллерийский погреб, но в 2008 году было обнаружено, что в 12 милях от места боя крейсер собрал воду через пробоины в носовой части корпуса и утратил остойчивость. Из 645 человек, пребывавших на борту «Sydney», не спасся никто. Согласно точки зрения австралийских исследователей, с учетом характера повреждений, не меньше 70% экипажа крейсера погибли конкретно в сражении.

Возможно, сохранившиеся пробовали бороться за живучесть корабля и опоздали спастись.

Компьютерная реконструкция боя. 8-минутный документальный фильм австралийского канала ABC, созданный по данным расследования 2008–2009 годов

«Kormoran» кроме этого был в весьма нехорошем состоянии. Запустить машину было нереально, пламя подбирался к складу мин. Осознавая это, Детмерс отдал приказ покинуть корабль, и к 21:00 немцы спустили на спасательные плоты и воду шлюпки.

К сожалению, один из плотов, на котором пребывали пострадавшие, скоро затонул, и 58 человек погибло. Не обращая внимания на это происшествие, команда эвакуировалась нормально и организованно. Офицеры продолжительнее всех оставались на борту, а начальник по традиции покинул корабль в последней шлюпке.

Сразу после этого 20 ноября в 0:10 взорвались подрывные заряды, и доблестный «Kormoran» скоро ушёл под воду. Неспециализированные утраты его экипажа составили 80 человек.

Итоги

Потому, что начальник крейсера «Sydney» не сказал штабу о встрече с странным судном, то возвращения корабля во Фримантл ожидали ещё пара дней. Утром 23 ноября войсковой транспорт «Aquitania» случайно нашёл плот, на котором пребывали 26 германских моряков, но из-за режима радиомолчания информация о спасённых немцах не передавалась до 27 ноября.

Печальная будущее австралийского крейсера начала проясняться лишь 24 ноября, в то время, когда английский танкер «Trocas» подобрал ещё 25 немцев на плоту и сказал об этом австралийскому ВМФ. Лишь тогда началась операция по спасению с участием самолётов, гражданских и военных судов, и голландского лёгкого крейсера «Tromp».

25 ноября три шлюпки с германскими моряками добрались до австралийского берега, и немцы сдались в плен. В начале утра 26 ноября Западное руководство австралийского ВМФ передало в штаб флота первое довольно подробное сообщение о судьбе крейсера «Sydney», основанное на показаниях военнопленного радиста с германского рейдера (нужно подчернуть, что оно содержало кое-какие явные неточности):

«Секретно. От дежурного офицера в Карнарвоне, выдержки из допроса радиста рейдера. Наименование рейдера «KOMORAN», орудия 6 дюймов и зенитные, новый корабль, команда 300, начальник Детмер, в Индийском океане 6 месяцев, потопили «STRAITICOS EMBIRICOS»? в сентябре. Встретили крейсер типа «Perth», сопровождавший конвой от 5 до 7 судов [ошибка германских моряков, в действительности крейсер не сопровождал конвой – прим. автора], в позиции 026 юг 111 восток 1730 19 ноября.

Крейсер приблизился, думая, что «KOMORAN» в конвое, позднее был открыт пламя на дистанции ? мили?, крейсер применял знамёна, не связь. Стрельба закончилась в 1900 19 ноября, «KOMORAN» горел и был взорван командой. Крейсер быстро провалился сквозь землю, возможно, потоплен, горели корма и средняя часть корпуса»

Офицеры рейдера «Kormoran» в австралийском плену. Лагерь Дуррингил, штат Виктория, 1943 год. Второй справа в первом ряду – Теодор Детмерс
Источник: awm.gov.au

26–27 ноября австралийцы подобрали в море все оставшиеся плоты и шлюпки с моряками рейдера «Kormoran». Всего из германского экипажа спаслись 318 человек. Сразу же начались допросы военнопленных, причём немцев поделили на группы чтобы не было обмена информацией между участниками экипажа (австралийцы опасались, что офицеры смогут приказать матросам скрыть какие-то факты боя). Таким методом удалось составить достаточно правильную картину боя, фактически исключавшую несоответствия.

После этого военнопленных разместили в лагерях штата Виктория (лагерь для нижних чинов и офицерский), где они находились до репатриации в начале 1947 года. В первой половине 40-ых годов двадцатого века, в то время, когда в Германию передали данные о бое рейдера «Kormoran» с крейсером «Sydney», Детмерс был заочно повышен в звании до капитана-цур-зее и награждён Рыцарским крестом, а члены экипажа взяли Металлические кресты.

Что касается крейсера «Sydney», то на протяжении поисков удалось найти только один спасательный пояс и пустую резиновую лодку (ещё одну лодку с разложившимся телом моряка вынесло на остров Рождества в Индийском океане в феврале 1942 года, но её сообщение с крейсером «Sydney» есть только предположительной). Официально о его команды и гибели крейсера правительство Австралии сказало 30 ноября 1941 года.

Непременно, это был ужасный удар по боеготовности маленького австралийского флота, не говоря уже о том, что исчезновение 645 человек стало наибольшей трагедией в истории австралийского ВМФ. не сильный утешением стало символическое присвоение погибшему кораблю Боевого отличия (Battle honor) «Kormoran 1941» за уничтожение германского рейдера.

Дефицит конкретной и объективной информации о обстоятельствах и причинах смерти крейсера «Sydney» стала причиной достаточно широкому распространению в Австралии разных других и конспирологических предположений произошедшего (вмешательство японской подлодки, некое военное правонарушение со стороны германских моряков, правительственный заговор и т. д.). Дабы поставить точку в дискуссиях, австралийское правительство профинансировало морскую исследовательскую экспедицию, совершённую в марте-апреле 2008 года.

Научное судно «Geosounder» нашло и посредством глубоководного аппарата шепетильно изучило корпуса «Sydney» и «Kormoran», лежащие на глубине 2500 м на расстоянии 12 миль друг от друга. Полученная информация, и организованное Департаментом обороны Австралии повторное расследование боя (в 2008–2009 годах) полностью подтвердили общепринятую версию событий и уничтожили другие теории.

Подводная съёмка корпусов «Sydney» и «Kormoran», сделанная на протяжении экспедиции 2008 года

На данный момент большинство историков признаёт, что команда рейдера «Kormoran» вела честный бой, в котором ей сопутствовала успех. Сами же офицеры и немецкие матросы утверждали это сначала и утверждают до сих пор. Пара лет назад один из артиллеристов германского рейдера Герман Ортманн заявил:

«Мы открыли огонь раньше, чем «Sydney», да. Но в случае если кто-то, как я слышал, обвиняет нас в армейском правонарушении, то все такие обвинения – полная чепуха. Это был честный бой. Мы ожидали, что нас перебьют за считанные секунды. Для того чтобы не произошло, это отечественная успех. Но это был честный бой, как никакой второй.

Война имеется война».

литература и Источники:

  1. http://www.awm.gov.au (сайт Австралийского Военного мемориала)
  2. http://www.findingsydney.com (официальный мемориальный сайт крейсера «Sydney»)
  3. http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел сайта Королевского Австралийского ВМФ)
  4. The loss of HMAS Sydney II, Volume 1, 2, 3 (материалы расследования смерти крейсера «Sydney», совершённого Департаментом обороны Австралии в 2008–2009 годах) http://www.defence.gov.au/sydneyii/FinalReport/
  5. Галыня Виктор «Рейдеры Гитлера. Вспомогательные крейсера Кригсмарине» – М: «Яуза», «Коллекция», «Эксмо», 2009
  6. Патянин Сергей «Наглые крейсера». Охотники за рейдерами» – М: «Яуза», «Коллекция», «Эксмо», 2011.

АВСТРАЛИЯ ТРАГЕДИЯ НА BRIGHTON LE SANDS УТОНУЛ ДАЙВЕР 29.01.18


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: