Джедаи вголубом: киноэффекты

Джедаи вголубом: киноэффекты
    Большинство декораций существовала лишь в голове Джорджа Лукаса и на твёрдых дисках компьютеров
    Практически целый фильм актерам приходилось сниматься на фоне голубых декораций

Цифровые разработки постоянно привлекали Джорджа Лукаса, что 20 лет назад изобрел первые изображения и монтажа компьютерные системы звука — SoundDroid и EditDroid. Сразу после выхода «Эпизода I» он сказал, что следующий фильм будет снят не на пленку, а на цифровую камеру с высоким разрешением. Ранее создатели высокобюджетных лент на такое не отваживались.

«Снимать в противном случае — нелепо!»

Работу над созданием цифровых камер, каковые возможно было бы применять, осуществлял контроль продюсер Рик МакКаллум. Сони Engineering и Panavision в сотрудничестве с Lucasfilm трудились над данной задачей пять лет. Основной проблемой была необходимость добиться качественного изображения, которое возможно было бы без утрат перевести с цифры на кинопленку.

Скорость простой пленки — 24 кадра в секунду; стандартные цифровые камеры делают от 25 до 30 кадров в секунду. Это несоответствие требовалось устранить прежде всего.

На Panavision совершили бессчётные тесты, снимая разнообразные эпизоды в один момент на кино и цифровую камеры — сцены на открытом воздухе, в интерьере, панорамы и крупные планы; сделали кроме этого серию сложных комбинированных съемок с применением голубого экрана. Тем, что оказалось, остались довольны, и за чемь дней до начала съемок Лукас взял окончательный вариант — шесть камер Сони HDW-F900.

В поддержку цифровой камеры сказала несложная практичность. «Снимать в противном случае для нас было бы легко вздором», — растолковывал Рик МакКаллум. Снимая «Призрачную угрозу» («Star Wars: Episode I — The Phantom Menace») на простую кинопленку, создатели столкнулись с необходимостью переводить ее в цифровой формат, дабы прибавить бессчётные эффекты. Эта операция обошлась в $2,5 млн, по окончании чего картину опять вернули в обычный киноформат.

В «Эпизоде II» анимация и цифровые эффекты интегрированы фактически в любой кадр. Используя на съемках камеры большого разрешения, Лукас приобретал готовое цифровое изображение, которое срочно поступало в компьютер и имело возможность подвергаться монтажу и обработке. Всего было отснято около 220 часов экранного времени.

При простом съемочном ходе на это ушли бы $1,8 млн, а в цифре затраты составили $16 тыс.

По словам Лукаса, цифровая камера замечательно показала себя в непростых условиях: с ней не было неприятностей ни в ужасную жару, ни в тропический ливень. Режиссер сохранял надежду, что большая часть кинотеатров скоро перейдет на цифровой формат, по окончании чего необходимость переведения с цифры обратно на пленку (и печати дорогостоящих копий) кроме этого отпадет. Он развернул громадную кампанию, дабы убедить обладателей кинотеатров покупать цифровые проекторы, но особенного успеха она не имела.

сервер и Цифровой проектор для хранения информации стоят около $250 тыс., а фильмов на цифровую камеру снимается не так много, дабы затраты не так долго осталось ждать окупились.

Голливудская общественность была встревожена. Вопрос, для чего он это делает, Лукасу не задавал лишь ленивый. «Из-за чего нет, — отвечал он, — в случае если это дешево и прогрессивно?» И додавал: «Это вы все легко идиоты, что не снимаете на цифровое видео».

Будучи в более общительном настроении, Лукас растолковывал, что в цифровом кинематографе режиссер более свободен в создании образов, и напоминал еще об одном очевидном преимуществе новой камеры: она может трудиться как угодно продолжительно и ее не нужно заправлять заново, как кинокамеру; актеры не отвлекаются от игры. На съемках «Атаки клонов» кассету в камере поменяли ежедневно — это делал помощник в обеденный паузу.

Минимум декораций, максимум условности

Использование цифровой камеры и выяснило изюминке работы над фильмом. При любом эргономичном случае Лукас снимал актеров на фоне голубого экрана, с тем дабы позже засунуть на его место декорации — пейзажи, интерьеры, виды из окна. Настоящие декорации строили только фрагментами. «Джордж сооружает лишь то, что необходимо», — растолковывал Рик МакКаллум, додавая, что в большинстве голливудских проектов смогут выстроить огромную декорацию лишь чтобы дать три секунды «установочного» кадра, дающего зрителям представление о месте действия.

Так, снимая выступление Палпатина в сенате, Лукас ограничивался подиумом, на котором произносил обращение актер Йан МакДиармид. Фактически силуэты слушателей и интерьер сената были добавлены на стадии постпродукции.

Полностью на фоне голубого экрана был снят проход Эвана Мак-Грегора — Оби-Ван Кеноби по фабрике клонов на планете Камино; все другое, включая красивый зеркальный пол, добавили позже сотрудники студии ILM, основанной для эффектов еще для самых первых «Звездных войн». Эвану Мак-Грегору было нужно все утро ходить по голубым коридорам, изображая в полной пустоте различные чувства — удивление, бешенство, недоверие.

Одна из самых впечатляющих сцен картины, в то время, когда Падме Амидала и Аннакин выясняются на конвейере на фабрике боевых дроидов на Геонозисе, также была сконструирована из пробега Натали Портман и Хайдена Кристенсена по коридору с голубыми стенками. Для фабрики, со всеми ее громоздкими и весьма детально продемонстрированными инструментами, не было выстроено ни одной декорации — ее собирали из миниатюрных моделей и компьютерной анимации.

Участников съемок постоянная условность временами весьма злила. «Мы ощущали себя полными идиотами», — вспоминает Натали Портман о съемках сцены совместного ужина с Аннакином. Юный джедай, дабы показать собственный владение Силой, заставляет парить в воздухе фрукты с ее тарелки. Конечно, парящие в воздухе лакомства были пририсованы позднее на компьютере, а до тех пор пока требовалось на что-то наблюдать и пробовать это укусить.

Оператор Дэвид Таттерсолл жаловался, что Лукас, возможно, единственный, кому нравится снимать на фоне голубого экрана. Он с тоской сказал, что на настоящих декорациях кроме того свет ставить занимательнее — это больше похоже на мастерство, в то время как с голубым экраном происходит чисто технический процесс. Создатель эффектов Джон Нолл чуть уговорил режиссера дать разрешение на постройку декораций для пролога — посадочную площадку для космического корабля и ведущие с него лестницы.

Главным доводом было то, что в эпизоде через чур много отражений и теней, каковые, в случае если их рисовать на компьютере, смогут показаться недостоверными.

Для чего Декстеру четыре руки?

Потому, что большинство происходящего в кадре существовала лишь в воображении актёров и режиссёра, особенное значение получала точность перемещений. Хореография боевых сцен шепетильно репетировалась еще до начала съемок. Перед актерами ставили огромные плазменные экраны, где фигурки в трехмерной графике подробно показывали им, какие конкретно перемещения направляться выполнять.

Актеры весьма радовались, в то время, когда наступало время сниматься хоть в каком-то, но интерьере. Хайден Кристенсен был особенно доволен сценой в клубе: «Было так забавно: все время мы снимались на голубом фоне, не зная, куда наблюдать. А это была обычная съемочная площадка, с массовкой, которая бродила около и с которой возможно было взаимодействовать».

Сотрудничество с невидимыми существами давалось тяжелее боевых сцен. Успешным решением проблемы были эпизоды с обитателями планеты Камино — высокими, грациозными большеглазыми созданиями. Было сделано пара тщательных макетов голов, каковые прицеплялись к шлемам, надетым на головы невидимых на экране актеров.

В то время, когда снимался диалог ОбиВан Кеноби с его ветхим втором, пузатым четырехруким Декстером, собеседником джедая на площадке стал озвучивавший Декстера актер Рональд Фальк. С Декстером была связана еще одна любопытная находка: мультипликаторы продолжительно думали, для чего все-таки ему четыре руки. В следствии решили продемонстрировать его позади, где было очевидным, что «лишняя» пара рук нужна Декстеру для подтягивания брюк, каковые все время спадают.

Летающий Йода

Перемены ожидали ветхих и любимых всеми поклонниками саги храбрецов. Кенни Бейкер, человек, сидевший в коротышки-робота R2D2, был задействован лишь в одном эпизоде. Все другое время его заменяла или одна из восьми радиоконтролируемых моделей, или кукла, которой руководил «основной по дроидам» Дон Биес. Но больше всех изменился магистр Йода.

Раньше он был куклой, которая имела возможность показывать эмоции, но не имела возможности большое количество двигаться. В «Атаке клонов» Йода был компьютерным и сохранил от прошлого себя лишь голос кукольника Фрэнка Оза.

Сделать Йоду цифровым Лукас грезил еще в первом «Эпизоде», но в то время компьютерные разработки были еще не хватает развиты. Исходя из этого в «Призрачной угрозе» он ограничился лишь одним кадром с цифровым Йодой, да и то снятым издали. Приступая к работе над сценарием «Атаки клонов», Лукас исходил из того, что новый Йода сможет делать все что угодно.

На всякий случай живописец по эффектам Роб Коулман и его команда пересняли пара фрагментов «Призрачной угрозы» с цифровым Йодой. Стало ясно, что великий магистр ничего не утратил. Он кроме того двигался так же необычно, легко подергиваясь, дабы никак не различаться от собственного предшественника.

В первый раз в истории «Звездных войн» Йода показал собственный владение лазерным клинком. Роб Коулман и Джордж Лукас решили дать ему возможность развернуться. Битва между графом Дуку, высоким, элегантным 80-летним стариком в исполнении Кристофера Ли, и причудливым 800-летним созданием вдвое меньше его ростом потребовала важной определённой смелости и подготовки.

Перевес во всех смыслах остался за Йодой: ему не нужен был дублер, в то время как Ли, что уже в силу возраста не имел возможности делать все перемещения самостоятельно, в ряде сцен заменял дублер. В случае если требовались большие замыслы, на компьютере лицо актера к туловищу дублера.

Цифровых дублеров во втором «Эпизоде» было больше, чем когда-либо ранее, признавал Джордж Лукас. «Раньше было тяжело добиться, дабы они смотрелись как актеры, но сейчас мы этого достигли, — говорит режиссер. — В некоторых трюках и не разберешь, настоящий актер снимался либо его цифровой двойник». Еще в начале работы над фильмом всех исполнителей прогнали через киберсканирование: с одной стороны, так создавались дублеры, а с другой — определялись параметры для игрушек, каковые позднее предполагалось выпустить.

Атака клонов-невидимок

Ни одного настоящего клона для фильма так и не стали делать — все они были созданы на компьютере. Для эпизода на фабрике компания ILM осуществила собственное «клонирование»: всех клонов изображали «размноженные» актеры в различных возрастах. Дабы создать «базу данных» перемещений клонов, сотрудники ILM надели на себя костюмы для Motion Capture и помаршировали по павильону, дабы все их перемещения были записаны в компьютер.

Инопланетянам повезло больше: многих из них изображали настоящие актеры в масках из латекса.

Координатором на съемках трюков и сражений был Ник Гиллард, что ранее делал эту функцию в «Призрачной угрозе». Любой элемент финальной битвы, в которой участвуют все главные храбрецы, джедаи, клоны и дроиды, он расписал во всей последовательности и создал личный боевой стиль для каждого из сражающихся. Все сражение было искусной комбинацией сцен, сыгранных вживую и смоделированных на компьютере.

Гиллард лично объездил двадцать австралийских школ кендо и фехтования и отобрал в том месте будущих солдат-джедаев. «В то время, когда я услышал, что один из клубов сняли с национальных соревнований за то, что их стиль через чур агрессивен, я осознал, что это для нас», — говорил он. Принимали участие в битве и архаические монстры, каковые предназначались для казни на гладиаторской арене. Они полностью были созданы в трехмерной анимации.

В то время, когда на экране Аннакин Скайуокер лихо вскакивает на одного из них, в действительности он прыгает на покачивающуюся древесную конструкцию, покрытую синей материей.

На сегодня в мире всего лишь около 130 кинотеатров, оборудованных цифровыми проекторами. Лишь в том месте зрители смогли разглядеть последний, самый ужасный кадр фильма — неестественную руку Аннакина Скайуокера, отливающую внутренним пламенем.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№11, сентябрь 2003).

Последние Джедаи: объяснение концовки


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: