E.t. разбушевался: искусство моделировать кошмары

E.t. разбушевался: искусство моделировать кошмары

Случай представился, в то время, когда оказалось, что Том Круз, которого Спилберг желал видеть в ключевой роли, свободен и готов трудиться. Фильм запустили в производство в рекордные сроки, и, в то время, когда проекту был дан «зеленый свет», у Спилберга оставалось всего лишь 10 месяцев на всю работу — включая 400 кадров со эффектами, данных на откуп студии Industrial LightMagic. Для справки: среднестатистический голливудский блокбастер снимается вдвое продолжительнее.

Как снимать кино, не поднимаясь с кресла

«Все началось со строки в сценарии: ‘Треножник поднимается из-под почвы в Ньюарке, штат Нью-Джерси’, — говорит Дэн Грегуар, занимавшийся «превизуализацией», другими словами созданием компьютерных анимированных раскадровок к будущему фильму, в которых учитываются все пожелания режиссера, от параметров съемочной площадки до движений камеры и положения актёров.

Возможности превизуализации Спилбергу показал Джордж Лукас. Заметив, как его ветхий друг, комфортно устроившись в кресле, выстраивает мизансцены и командует «актерами», Спилберг был удивлен и покорен. Он пригласил на работу Грегуара, что делал превизуализацию для «Звездных войн», и в условиях постоянного цейтнота его раскадровки превратились в основное управление на съемочной площадке.

Грегуар неотлучно находился на съемках и мог срочно воплотить на своем лэптопе все трансформации, приходящие в голову режиссеру. В его распоряжении были фотографии и параметры всех мест, где предполагалось проводить съемки. «в один раз мы поменяли место съемок в последнюю 60 секунд, и Дэн смоделировал сцену на компьютере в тот же сутки», — говорит Деннис Мурен, один из координаторов работы над эффектами в картине.

Превизуализация помогала растолковать членам и актёрам съемочной группы, как будет смотреться та либо другая сцена. К примеру, возможно было представить себе, с какой стороны наступают боевые треножники — ужасное инопланетное оружие.

Взрывы в миниатюре

Эпизоды в Ньюарке перед атакой инопланетян снимались в простых городских районах. Для разрушений и съёмок взрывов была выстроена правильная копия двух городских кварталов в масштабе 1:8. Не были забыты ни занавески на окнах, ни жалюзи, ни потрепанные разномастные кирпичи.

Миниатюрные съемки комбинировались с цифровыми эффектами. «В то время, когда машина отъезжает от заправочной станции, это миниатюра. Мост тут же — цифровой, машины, каковые с него падают, также цифровые, а взрывы домов сделаны на миниатюрах. И вживую мы снимали лишь одно — машину на улице», — говорит Пабло Хеллман, второй координатор эффектов в фильме, в интервью для «Популярной механики».

Как медуза, как спагетти, как танцор

«В отечественных треножниках мне нравится то, что в отличие от фильма 1953 года они не летают. Летающие предметы для того чтобы рода выглядят фальшиво», — рассуждает Пабло Хеллман.

Над треножниками — инопланетным оружием, которое много лет ожидало собственного часа под ногами землян, — студия ILM трудилась весь месяц. Стивен Спилберг растолковывал, что желает видеть что-то, похожее в один момент на балетного танцора и медузу, наряду с этим красивое, ужасное и огромного роста. Аниматоры внесли предложение примерно сто различных вариантов.

Окончательный был обязан своим возникновением черепу и богомолу. «Это было посложнее, чем выбрать актера на ключевую роль», — говорит Деннис Мурен.

Разобравшись с дизайном, аниматоры взялись за отработку перемещений треножников. На вопрос, органические ли это создания либо механические, ответа не было. Спилберг настаивал на том, дабы данный вопрос так и оставался открытым: на то и неземная разработка. Ему не пришлись по нраву механические перемещения треножников, предложенные аниматорами. «Их ноги должны сгибаться, как спагетти», — сказал режиссер. Высота треножников оценивалась приблизительно в 46 метров.

Их бессчётные щупальца на больших замыслах анимировались лично, а на неспециализированных — по группам.

Последние брюки

«Спилберг не желал делать кровавый фильм», — говорит Пабло Хеллман. Под действием смертоносных лучей треножников люди рассыпаются в прах и пыль, остается лишь летящая по ветру одежда. Для результата распыления на ILM сняли множество кадров с пылью, пыльцой и другими сыпучими субстанциями на тёмном фоне.

У жертв треножников рассыпаются тела, но на некое время остается одежда. Летящие по улице куртки и брюки создают пугающее чувство. Эти кадры делали на фоне голубого экрана — одежду развешивали на канатах и снимали в необходимые моменты. Статистов, бежавших по улице, по окончании попадания под луч «закрашивали», заменяя кадрами с пылью и развевающимися предметами одежды.

Но скоро исчезает и одежда. Аниматоры поняли, что в случае если все подробности костюма пропадают в один момент, это не создаёт должного впечатления. Намного ужаснее, в случае если, например, брюки болтаются в воздухе на долю секунды продолжительнее, чем рубаха.

Веселенькая поездка

Один из самых любопытных эпизодов фильма — разговор храбреца с двумя детьми в машине, на которой они бегут из Ньюарка. Машина движется по шоссе, камера то ныряет в салон автомобили, то выныривает обратно, как бы не подмечая стекол. Безостановочное кружение камеры охватывает все, что происходит в и снаружи автомобили, — и наряду с этим сцена идет без видимых монтажных склеек.

Эпизод данный продолжается две с половиной 60 секунд, а работа над ним заняла полгода. «Все началось с превизуализации, — растолковывает Пабло Хеллман в интервью «ПМ». — Мы поделили сцену на семь частей, каковые снимали по отдельности и позже совместили в одно целое». Четыре фрагмента из семи снимались на перекрытом шоссе рядом от Нью-Йорка, в окружении тысяч и автомобилей статистов. Актеров в автомобиля не было — лишь статист-водитель.

После этого по тому же дороги разрешили войти джип, обвешанный камерами, каковые снимали все около, давая, так, материал для полноценного виртуального пространства для всего эпизода. Оставшиеся сцены в машине снимались в студии на фоне голубого экрана. В течение двух дней оператор записывал перемещения камеры, «заглядывая» вовнутрь автомобили и «выходя» обратно.

Дабы разрешить камере «попадать» через крышу, в машине скрывались два человека, в задачу которых входило приподнимать и опускать намерено вырезанный люк.

Спасите манекены

Опробования храбрецов длятся у переправы в городе Афины, штат Нью-Йорк. Беженцы пробуют спастись на пароме, но треножники опрокидывают его и преследуют людей. На неспециализированных замыслах в данной сцене был задействован настоящий паром, окруженный местными статистами. Дабы разбавить толпу статистов, из Голливуда привезли пара манекенов.

В суете съемок пара манекенов упали в реку и были унесены течением. Местная полиция напрасно обыскала позже все побережье — Спилберг опасался, что кто-нибудь примет утонувшие манекены за трупы и испугается. Для более сложных кадров, в которых паром кренится и переворачивается, была выстроена миниатюра в масштабе 1:8.

Инопланетяне с красной планеты

По словам Хеллмана, дизайн треножников и инопланетян шел «в одном флаконе». «Треножники отражают внешний вид инопланетян — так как то, что делает человек, отражает физиологию человека, — говорит он. — Посмотрите на автомобиль — у него четыре колеса, под стать отечественным четырем конечностям, и фары напоминают глаза. А если вы взглянуть на Peugeot 403, вам покажется, что он радуется».

Вот исходя из этого инопланетяне оказались такими же, как и треножники — с тремя конечностями, вытянутой головой и полупрозрачные. В отличие от романа, в фильме Спилберга нет и речи о марсианах. «Мы были на Марсе, и в том месте никого нет», — говорит режиссер. Но цвет планеты инопланетян — также красный. В павильоне на студии Fox живописец-постановщик Рик его команда и Картер соорудили красную лужайку.

Она предстает глазам Тома Круза, в то время, когда он наконец выходит из подвала и видит, какой стала Почва за последние пара дней. «Они превращают отечественную планету в собственную», — говорит продюсер Кэтлин Кеннеди.

Boeing по случаю

Наутро по окончании нашествия храбрецы замечают ужасающую сцену авиакатастрофы. Спилбергу удалось недорого купить списанный Boeing 747. Он был разодран на куски и установлен на студийной площадке Universal.

Около были выстроены декорации полуразрушенных домов. «Выходишь из студии, а в том месте такое — воплощение твоих нехороших кошмаров», — говорит живописец-постановщик Рик Картер. По окончании завершения съемок декорация с самолетом стала частью экскурсионного маршрута по студии Universal.

Битва за бугром

Один из главных моментов фильма — битва за бугром, армия против инопланетян. Битва не видна, зрителю показывают лишь зарево. Искушение «посмотреть» за бугор было громадно, но Спилберг показал твердость. «Я кроме того сделал превизуализацию — как мы поднимемся на данный бугор и заметим настоящую войну миров. Но я желал сделать персональный фильм, фильм про настоящих людей, а не про генералов и военных министров», — растолковывает режиссер.

Исходя из этого битва так и остается в воображении зрителя. И это — могущественнейший из всех эффектов.

Zeno всех научит

Спилберг сделал все возможное, дабы дать ILM как возможно больше времени для работы над эффектами. Студия увеличила штат с 50 до 179 человек и ввела в воздействие новый пакет модулей и программ называющиеся Zeno. «Раньше работа аниматоров напоминала конвейер, — говорит Пабло Хеллман. — Один делает часть кадра, сообщает следующему, и без того потом». Мысль Zeno пребывает в том, дабы положить финиш узкой специализации — дабы любой аниматор имел возможность сделать фактически все.

Zeno — первое, по сути, капитальное обновление программной базы ILM за последние 10 лет. Раньше на студии употреблялось более десятка различных программ — одна для моделирования, вторая для освещения, третья для взрывов, и без того потом. И еще одна — дабы сводить все это воедино.

Zeno соединяет все эти компоненты на единой платформе с неспециализированным и несложным в применении интерфейсом. Новая структура разрешает нескольким аниматорам в один момент трудиться над одним кадром, не теряя его единства.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№38, декабрь 2005).

Biblical Series I: Introduction to the Idea of God


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: