Флагман адмирала того

Победой в русско-японской войне Япония во многом обязана собственному военно-морскому флоту, ядро которого складывалось из шести эскадренных броненосцев, очень родных друг к другу по характеристикам. Самым прославленным из данной шестёрки по праву считается броненосец «Микаса» – флагманский корабль адмирала Того. Во всех главных сражениях той войны он был основной целью для русских артиллеристов, но, не обращая внимания на тяжёлые повреждения, остался в строю до самого финиша и стал настоящей легендой.

Рождение «прекрасной шестёрки»

Одержав блестящую победу над Китаем, в 1895 году Япония заявила на всю землю о рождении новой азиатской державы, претендующей на ведущую роль в регионе. Но воспользоваться плодами победы ей не довелось. Тройственная интервенция, предпринятая с участием России, заставила Японию вернуть Китаю крепость Люйшунь, позднее ставшую русским Порт-Артуром, и отказаться от притязаний на Маньчжурию.

Противостоять России, начавшей мобилизацию армий Приамурского военного округа и сосредоточившей на Дальнем Востоке замечательную эскадру, Япония не имела возможности, но с того времени в Стране восходящего солнца забрали курс на подготовку к войне с северным соседом.

Географические изюминки будущего театра боевых действий говорили о том, что решающую роль в будущей войне будет играться флот. Уже в первой половине 90-ых годов XIX века в Англии были заказаны два новейших эскадренных броненосца «Фудзи» и «Ясима», но для успешной войны с русским флотом этого очевидно не хватило бы.

Десятилетняя судостроительная программа, принятая в 1895 году и дополненная годом спустя, предусматривала постройку ещё четырёх броненосцев, шести броненосных и шести бронепалубных крейсеров, 23 миноносцев и 63 истребителей. Солидную часть судов собирались заказать за рубежом, потому, что японская судостроительная индустрия была ещё не хватает развита.

Деньги на оплату заказа имелись: Япония получила от Китая контрибуцию в 365 млн иен, и большие кредиты от США и Англии. Кроме приобретения судов за рубежом, в Японии создавались порты для их базирования, была развёрнута программа модернизации собственных верфей, возрастали запасы угля, снарядов, запасных частей. Особенное внимание уделялось подготовке личного состава.

Флагман адмирала того

Эскадренный броненосец «Фудзи», 1898 год
tsushima.su

Базу японских ВМС должны были составить шесть эскадренных броненосцев. И в случае если первые два («Фудзи» и «Ясима», вошедшие в строй во второй половине 90-ых годов XIX века) в полной мере соответствовали требованиям времени, то следующие четыре корабля должны были превзойти их по всем параметрам, став сильнейшими в мире. Дабы добиться этого, проектировщики не стали экономить на размерах, и водоизмещение новых броненосцев превысило 15 000 т, в то время как в большинстве других государств в целях экономии старались «уложиться» в 10 000–12 000 т.

Все четыре корабля были весьма близки по характеристикам. Лишь последний броненосец из данной программы — будущий «Микаса» — строился с некоторыми трансформациями, касавшимися, в первую очередь, бронирования. Во-первых, сама броня сейчас закалялась по методу Круппа, а не Гарвея, что повысило её сопротивляемость боеприпасам приблизительно на 15–20%.

152-мм орудия на основной палубе поместили в единой батарее, защищённой целым (третьим) броневым поясом толщиной 152 мм, вместо личных казематов, как на предшественниках. Пара изменилась схема подачи снарядов для орудий главного калибра, которую разбили на два этапа, дабы снизить возможность проникновения огня по элеваторам от орудий в погреб. Помимо этого, повысилась скорость заряжания орудий.

Подробные тактико-технические характеристики броненосца «Микаса» приведены в таблице в конце статьи.

«Микаса» у берегов Англии, 1902 год
kreiser.unoforum.pro

Закладка «Микасы» состоялась на верфи завода «Виккерс» 24 января 1899 года, а приёмные опробования завершились уже 1 марта 1902 года. Цена постройки составила около 1 млн фунтов, либо около 9,5 млн рублей по тогдашнему курсу. Для сравнения, в Российской Федерации 9 млн рублей стоил броненосный крейсер «Громобой», а любой броненосец типа «Бородино» обошёлся русской казне приблизительно в 13 млн рублей. В конце 1902 года все шесть новых броненосцев были уже в японских водах.

Десятилетняя программа была выполненной досрочно, что разрешило Японии добиться перевеса над русским флотом на Дальнем Востоке.

Целый 1903 год японский флот совершил в стрельбах и учебных плаваниях. Подготовке артиллеристов содействовало то, что, кроме самих судов, в Англии закупили полный набор запасных стволов для артиллерии главного калибра — 24 штуки. В ноябре место командующего японским флотом занял адмирал Хэйхатиро Того.

Японский флот был разбит на три эскадры, все шесть новых броненосцев вошли в 1-й боевой отряд 1-й эскадры. Собственный флаг Того держал на «Микасе», начальником которого стал капитан 1-го ранга Хикодзиро Идзити. Помимо этого, на «Микасе» разместился штаб командующего флотом.

В январе 1904 года все суда были перекрашены в защитный тёмно-серый цвет.

Указ императора о начале боевых действий на «Микасе» взяли 24 января 1904 года по окончании полуночи. 25 января основные силы флота вышли из Сасебо и направились к Порт-Артуру. Их цель была в том, чтобы стереть с лица земли либо блокировать суда порт-артурской эскадры под руководством адмирала О. В. Старка. Вечером 26 января от японской эскадры отделились три отряда истребителей, каковые без объявления войны нападали русские суда, находившиеся на внешнем рейде Порт-Артура.

В следствии данной атаки японцы сходу захватили превосходство на море: два русских броненосца и крейсер взяли повреждения и на долгое время вышли из строя. Утром 27 января произошло первое сражение основных сил на море: японский флот подошёл к Порт-Артуру, дабы добить русскую эскадру.

Боевое крещение

Первый бой между японской и русской эскадрами продлился недолго. Сражение началось около 11:00 (по другим сведеньям — в 11:07) и завершилось уже в 11:45. Не обращая внимания на то что японцы имели превосходство (шесть броненосцев и пять броненосных крейсеров против пяти русских броненосцев и одного броненосного крейсера), добиться успеха им не удалось.

Ни одна из сторон не взяла важных повреждений, не обращая внимания на много выпущенных снарядов. В «Микасу» попало два 254-мм боеприпаса, выпущенных с «Пересвета» либо «Победы». Один из них, разорвавшись у основания грот-мачты, ранил 7 человек и уничтожил часть кормового мостика.

Вторым боеприпасом с грот-мачты срезало вершину, был сбит боевой флаг. Не обращая внимания на отступление японской эскадры, боевой дух русских моряков упал, и они предпочли укрыться в гавани, дав японцам контроль над морем.

Предстоящее участие основных сил японского флота свелось к прикрытию операций по блокированию Порт-Артура брандерами. 25 февраля «Микаса» принимал участие в перестрелке с русскими крейсерами «Баян», «Новик» и «Аскольд». 10 марта «Микаса» с другими броненосцами 1-го боевого отряда участвовал в бомбардировке Порт-Артура, выпустив 21 боеприпас главного калибра — в броненосцы «Ретвизан», «крейсер» и Севастополь «Аскольд» попало по одному боеприпасу (без большой вред).

22 марта японцы планировали повторить обстрел, но сейчас их ожидал сюрприз. Чуть «Фудзи» и «Ясима» приступили к бомбардировке, как около них стали падать боеприпасы с «Ретвизана» и «Победы». Один из снарядов упал всего в нескольких метрах от «Фудзи», по окончании чего японцы свернули операцию от греха подальше.

К тому же в море показалась русская эскадра, которая постаралась навязать японцам бой под прикрытием батарей береговой обороны. Не обращая внимания на численное превосходство, японцы отошли. Столь высокая активность русской эскадры была связана с прибытием в Порт-Артур адмирала С. О. Макарова, что начал готовить суда к сражению с японским флотом. Увы, уже 31 марта Макаров погиб вместе с броненосцем «Петропавловск».

Маленький период активности русского флота сменился полнейшей безразличием, благодаря чему японцы оборудовали для собственного флота якорную стоянку у островов Эллиот, расположенных рядом с Порт-Артуром. Сейчас они имели возможность вести блокаду более действенно, практически всё время пребывав вблизи крепости.

«Микаса» в июле 1904 года
humus.livejournal.com
Сражение в Жёлтом море

Следующее главное сражение двух флотов произошло 28 июля, в то время, когда русская эскадра попыталась прорваться во Владивосток. Как флагман, «Микаса» был основной мишенью для русских артиллеристов и взял самые тяжёлые повреждения из всех японских судов, принимавших участие в бою. В него попало от 20 до 22 снарядов, из которых 13–14 были больших калибров (305 и 254 мм).

В первой фазе боя в корабль попало семь снарядов — все большого калибра, поскольку бой в тот момент вёлся на громадной расстоянии. Уже в начале боя два боеприпаса, разорвавшись на спардеке, убили 12 и ранили 5 человек. В 12:55 305-мм боеприпас попал в 178-мм броневую плиту правого борта (наоборот носового барбета).

Плита раскололась, в ней появилось отверстие неправильной формы размером около метра. Пробоина пребывала рядом с ватерлинией и имела возможность привести к важным затоплениям, но, к счастью для японцев, море было спокойным.

Во второй фазе боя вышла из строя кормовая башня главного калибра. Согласно точки зрения самих японцев, в правое 305-мм орудие кормовой башни попал русский боеприпас, что стёр с лица земли само орудие и вывел из строя соседнее. Сила удара была такова, что раскололась 254-мм лобовая плита.

Но, согласно точки зрения британского военно-морского атташе капитана Пакинхэма, пребывавшего на «Микасе» на протяжении этого боя, орудие вышло из строя из-за преждевременного разрыва собственного боеприпаса в стволе. Как бы то ни было, кормовая башня вышла из строя до конца сражения.

Ремонт кормовой башни «Микасы», август 1904 года
tsushima.su

В 17:35–17:45 очередной боеприпас взорвался на носовом мостике — было убито 7 и ранено 16 человек. В числе раненых были капитан корабля капитан 1-го ранга Идзити и два офицера штаба командующего флотом. Адмирал Того, открыто находившийся на мостике, не пострадал.

Всего на «Микасе» было убито 36 и ранено 95 человек, что составило приблизительно 13% от общей численности экипажа. Не обращая внимания на важные повреждения, японский флагман оставался в строю до самого финиша сражения. За время боя он выпустил 172 305-мм и 1090 152-мм снарядов — больше, чем каждый японский броненосец.

По окончании боя японский флот прибыл в собственную базу у островов Эллиот для пополнения запасов. Не обращая внимания на повреждения, суда продолжали быть наготове , потому, что русская эскадра имела возможность опять пойти на прорыв. Только по окончании того, как стало совсем ясно, что этого не произойдёт, японские суда начали друг за другом уходить в Японию для ремонта. «Микаса» отправился в метрополию уже по окончании капитуляции Порт-Артура (25 декабря), последним покинув театр недавних боевых действий.

Завершая рассказ о битвах под Порт-Артуром, нужно упомянуть участие в нём паровых катеров с японских броненосцев. Как и их русские «сотрудника», они делали множество сложных, подчас весьма рискованных заданий. Разведка, постановка минных заграждений, траление — вот далеко не полный список задач, выполнявшихся маленькими катерами и их отважными экипажами.

самый яркий эпизод с участием паровых катеров с «Микасы» и «Фудзи» — ночная атака русских миноносцев в бухте Тахэ 11 июля 1904 года. Торпеды, выпущенные японскими катерами, стёрли с лица земли миноносец «Лейтенант Бураков» и не легко повредили миноносец «Боевой» (позднее не восстанавливался). 29 августа один из катеров «Микасы», повреждённый русской артиллерией в бухте Белый Волк, стал трофеем десантной партии с канонерки «Отважный».

Паровые катера подходят к борту броненосца «Микаса». Рейд Эллиот, 1904 год
tsushima.su

К весне 1905 года «Микаса» прошёл ремонт. На броненосце заменили повреждённые орудия и бронеплиты, с мачт сняли боевые марсы, с мостиков — сигнальные семафоры. Боезапас орудий главного калибра увеличился с 90 до 110 снарядов на любой ствол, боезапас 152-мм орудий — до 175 снарядов на ствол.

Помимо этого, на корабле установили новые дальномеры, а часть 152-мм орудий оснастили новыми оптическими прицелами.

«Микаса» в Куре, февраль 1905 года
kreiser.unoforum.pro

По окончании ремонта «Микаса» вместе с остальными броненосцами много раз выходил в море на учебные стрельбы. Дабы избежать преждевременного износа орудий, стрельбу вели по большей части ружейными пулями из ружей, засунутых в канал ствола, — так именуемые стволиковые стрельбы, обширно распространённые в то время. Средний процент попаданий на протяжении таких стрельб на «Микасе» составил 31,38%.

Кроме стволиковых, выполнялись и простые стрельбы. В апреле флот совершил большие артиллерийские учения. На протяжении них любой корабль обстрелял маленькой скалистый островок с дистанции приблизительно 2500–3000 м. Из восьми практических 305-мм снарядов, выпущенных с «Микасы», в цель попали пять (62,5%), из 84 152-мм снарядов — 14 (16,6%).

Возможно сравнить меткость японских и русских комендоров. Из письма лейтенанта П. А. Вырубова как мы знаем, что на протяжении третьей учебной стрельбы на Мадагаскаре 19 января 1905 года из шести снарядов, выпущенных носовой башней броненосца «Князь Суворов», в щит попали пять (83%). К сожалению, расстояние до щита малоизвестна.

«Микаса» в море незадолго до Цусимского сражения
kreiser.unoforum.pro
Цусима

В Цусимском сражении 14 мая 1905 года «Микаса», как в большинстве случаев, возглавлял японскую эскадру, идя головным в линии кораблей ВМФ. Как и на протяжении прошлого сражения основных сил, он стал главной мишенью для русских артиллеристов. Единственный приказ, что успел дать адмирал Рожественский до начала сражения, предписывал вести пламя по головному кораблю соперника, исходя из этого на «Микасу» сразу же обрушился град снарядов.

За первые 15 мин. боя японский флагман поразили 19 снарядов, из них пять — калибра 305 мм. Но, пользуясь превосходством в скорости, японская эскадра скоро опередила русскую, и «Микаса» вышел из секторов обстрела большинства русских судов. Количество попаданий в «Микасу» быстро снизилось, что разрешило японцам сосредоточенно расстреливать головные суда русской эскадры.

По результатам сражения в «Микасу» попало около сорока снарядов, из них десять 305-мм и двадцать два 152-мм. В полной мере быть может, что в широко известный перевод описания повреждений «Микасы», составленного по окончании боя его капитаном, вкралась неточность: кое-какие попадания 12-фунтовых (75-мм) снарядов были обрисованы как 12-дюймовые (305-мм). Так, число точных попаданий 305-мм снарядов направляться уменьшить до шести-семи.

самые серьёзные повреждения нанесли следующие попадания:

  • Приблизительно в 13:56 (тут и ниже приведено русское время) крышу правого носового каземата 152-мм орудия № 3 пробил 305-мм боеприпас, что взорвался в. Через 60 секунд практически в то же место попал и взорвался 152-мм боеприпас. Эти попадания вывели из строя 25 человек: двое убитых, 23 раненых. Орудие пострадало незначительно и смогло продолжить стрельбу.
  • Практически сразу после 14:00 попадание 305-мм боеприпаса в носовой мостик вывело из строя 17 человек (среди раненых был старший офицер капитан 2-го ранга Тацуо Мацумура).
  • Приблизительно в 14:05 152-мм боеприпас разорвался в переднем нижнем углу амбразуры 152-мм орудия № 5 (в батарее правого борта). Один человек был убит, 14 — ранено, орудие взяло незначительные повреждения.
  • В 14:07 очередной 305-мм боеприпас пробил 152-мм броню под казематом 152-мм орудия № 1 (первое носовое орудие с правого борта) и разорвался в угольной яме. В полу каземата пробило дыру диаметром 700 мм, ранено три человека. Угольная яма была затоплена.
  • Приблизительно в 14:30 (в соответствии с рапорту начальника) 305-мм боеприпас попал в амбразуру 152-мм орудия № 7 (в батарее правого борта) — трое раненых, разбит прицел на орудии. В медицинском отчёте такое попадание не зафиксировано, но имеется попадание в это место 152-мм боеприпаса приблизительно в 16 часов, и описания повреждений совпадают с рапортом начальника.
  • Около 16:00 броню ниже каземата № 7 пробил 305-мм боеприпас, что стало причиной затоплению расположенной в том месте угольной ямы — двое убитых, четверо раненых.
  • По окончании 18:00 152-мм боеприпас, взорвавшись в амбразуре 152-мм орудия № 10 (в батарее левого борта), вывел его из строя, убил одного и ранил семь человек.

Не считая русских снарядов, повреждения кораблю наносили и личные. В 15:49 случился преждевременный разрыв боеприпаса в правом носовом 305-мм орудии. Само орудие наряду с этим не пострадало, потому, что боеприпас успел вылететь из ствола, но в 17:46 в том же орудии произошёл повторный взрыв боеприпаса.

В этом случае ствол порвало, временно вышло из строя и соседнее орудие, которое смогло продолжить стрельбу только в 18:22.

Всего на броненосце вышло из строя 113 человек, из которых шесть были убиты конкретно в бою, а ещё двое позднее погибли от ран. Таковой небольшой процент убитых во многом разъясняется тем, что японцы учли опыт сражения в Жёлтом море и минимизировали число людей, не находящихся под прикрытием брони. Так, из расчётов 76-мм орудий в сражении в Жёлтом море пострадало 30 человек, при Цусиме — всего четверо.

Из собственных орудий «Микаса» выпустил 124 305-мм боеприпаса (по большей части фугасных), 1069 152-мм и 1095 76-мм снарядов. Результативность его огня установить тяжело, поскольку большая часть судов русской эскадры, принявших на себя всю тяжесть боя, погибли практически со всеми участниками экипажей. Но можно считать, что процент попаданий «Микасы» был не ниже, чем средний для всей японской эскадры, и составлял для орудий главного калибра приблизительно 8–10%.

Правый борт броненосца «Микаса» по окончании Цусимского сражения
japbb.narod.ru
Послевоенная будущее ветерана

В Мае — июня 1905 года все броненосцы 1-го боевого отряда прошли ремонт, на протяжении которого повреждённые орудия были заменены на запасные. По окончании подписания мирного контракта с Россией суда начали подготавливаться к грандиозному морскому параду в Токийском заливе. Но «Микасе» поучаствовать в нём не было нужно.

В ночь на 11 сентября 1905 года на борту броненосца, находившегося в порту Сасебо, прогремел ужасный взрыв. Погибло 256 человек, ещё 343 были ранены. Броненосец затонул на ровном киле на глубине 11 м.

По официальной версии, взрыв в кормовом погребе случился из-за самовозгорания и разложения нитроцеллюлозного пороха, но подлинной обстоятельством стало падение дисциплины. Адмирал Того со штабом убыл в Токио, большая часть офицеров сошло на берег. Воспользовавшись этим, рядовые моряки, по-видимому, решили отметить долгожданную победу.

На протяжении расследования обстоятельств катастрофы было обнаружено, что пара матросов пробовали извлечь пригодную к распитию спиртосодержащую жидкость, изготавливаемую из горючего сигнальных ракет, путём выжигания метанола. Данный продукт носил сленговое наименование «пикато» и по качеству напоминал русский спирт-«сучок». Процесс осуществлялся в маленькой ванночке, случайно опрокинув которую матросы вылили горящее горючее на закрытый, но не задраенный люк зарядного погреба…

«Микаса» на протяжении одной из попыток его подъёма
alternathistory.com

Не обращая внимания на то что броненосец взял важные повреждения, было решено вернуть его. Опыта подъёма столь больших судов у Японии ещё не было, исходя из этого первые три попытки не увенчались успехом. В итоге броненосец подняли следующим методом: в грунт около корпуса были забиты сваи, по окончании чего промежутки между ними заделали и откачали воду из оказавшегося сухого дока.

По окончании заделки пробоины корабль снова был на плаву — это случилось 7 августа 1906 года. Восстановительный ремонт продлился более двух лет, и 24 августа 1908 года бывший флагман опять вошёл в строй.

«Микаса» в марте 1908 года
blog.livedoor.jp/irootoko_jr

К тому времени в составе японского флота уже имелись новые, значительно более сильные суда, а мир захлестнула «дредноутная лихорадка». «Микаса» и его «собратья», ещё сравнительно не так давно бывшие одними из самых сильных линейных кораблей в мире, были на вторых ролях, став учебно-артиллерийскими судами. На протяжении Первой Мировой «Микаса» являлся кораблём охраны военно-морской базы в Майдзуру и в военных действиях не принимал участие.

Вместе с другими судами-ветеранами Русско-японской войны «Микаса» учавствовал в интервенции против Советской республики. В один из визитов во Владивосток, 17 сентября 1921 года, он сел на камни у острова Аскольд. Положение было признано неисправимым, но спасти не легко повреждённый броненосец помог шторм, что раскачал его и разрешил возможность сняться с камней.

Во Владивостоке «Микасу» поставили в док имени Царевича Николая, а по окончании ремонта он возвратился в Японию.

В 20-х годах начался вывод ветхих судов из состава флота. По инициативе принца Хирохито броненосец «Микаса» решили перевоплотить в музей, посвящённый Русско-японской войне. На набережной Йокосуки был вырыт громадный котлован, в который завели ветхий броненосец.

Затем котлован был засыпан почвой по ватерлинию корабля. Открытие музея произошло 12 ноября 1926 года — как мы знаем, что на этом мероприятии находился сам адмирал Того.

Корабль-мемориал «Микаса» в 1935 году
kinenkan-mikasa.or.jp

По окончании окончания Второй мировой Японию заняли оккупационные армии союзников. По решительному требованию советского представителя «Микасу» должны были полностью разобрать. Вмешательство командующего ВМС США адмирала Честера Нимица помогло спасти корабль — действительно, при условии, что с него будут демонтированы надстройки, трубы, мачты, мостики, орудийные башни и другое.

В итоге, демонтировав с прославленного корабля всё вышеперечисленное, на нём устроили что-то наподобие развлекательного центра. На спардеке показался танцевальный зал, на месте кормового барбета — аквариум. Какое-то время центр процветал, но неспешно пришёл в упадок. «Микаса» был никому не нужным, превратившись в груду старого металлолома.

Остов «Микасы» во второй половине 40-ых годов XX века. В центре корабля оборудован танцевальный зал, на месте кормового барбета — аквариум
kreiser.unoforum.pro

Вероятнее, легендарный корабль был бы разделан на металл, но в его судьбе снова случился радостный поворот. В 1955 году остов «Микасы» посетил британец Джон Рубин, обрисовавший собственные эмоции в гневном письме в редакцию газеты The Japan Times. Это письмо взяло широкий публичный резонанс в Японии и положило начало кампании по сбору средств на восстановление бывшего флагмана.

И снова большую роль в судьбе корабля-ветерана сыграл американский адмирал Нимиц. Он передал в фонд восстановления «Микасы» списанный танкодесантный корабль, средства от продажи которого на металлолом покрыли большую часть затрат на восстановление броненосца. 27 мая 1967 года восстановленный корабль снова открылся для визита. Само собой разумеется, уровень качества восстановления далеко не идеально: очень многое на корабле-музее не соответствует историческому прототипу.

Однако «Микаса» — единственный сохранившийся броненосец в мире и один из двух судов-участников Русско-японской войны, доживших до наших дней.

Восстановленный броненосец «Микаса». Йокосука, отечественные дни
kinenkan-mikasa.or.jp

Тактико-технические характеристики броненосца «Микаса», 1902 год

Водоизмещение обычное (полное), т

Протяженность громаднейшая, м

Ширина громаднейшая, м

Осадка, м

Количество паровых автомобилей

Суммарная мощность автомобилей проектная (фактическая на опробованиях), л. с.

Большая скорость проектная (фактическая на опробованиях), уз

Запас угля обычный (полный), т

Дальность плавания, миль, на скорости 10 уз/16 уз

Толщина бронепояса, мм

Толщина брони башен, мм

Толщина боевой рубки, мм

Толщина бронепалубы, мм

Толщина верхней палубы, мм

Артиллерийское оружие, количество орудий — калибр, мм

Торпедное оружие, количество аппаратов — калибр, мм

15 140 (15 979)

131,7

23,23

8,28

2 (тройного расширения)

16 000 (16 341)

18 (18,45)

700 (1521)

4000/1900

102–178–229

254 — лоб; 203 — бока

356

51 (скосы — 76)

51

4–305

14–152

20–76

12–47

4–457

Перечень литературы:

  1. Белов А. А. Броненосцы Японии. — СПб, 1998.
  2. Балакин С. А. «Микаса» и другие. Японские броненосцы 1897–1905. — Морская коллекция, № 8, 2004.
  3. Балакин С. А. Триумфаторы Цусимы. Броненосцы японского флота. — М.: Эксмо, Яуза, 2013.
  4. Райт Сеппинг Н. С. С адмиралом Того: Описание семимесячной настоящей работы под его командованием / под ред. Н. Л. Кладо. — СПб: В. Березовский, 1907.
  5. http://www.japantimes.co.jp.
  6. http://www.kinenkan-mikasa.or.jp.
  7. http://www.tsushima.su.

Подготовка Японии к нападению на Россию foto history


Темы которые будут Вам интересны: