«Фурутака» и другие: рождение японских гигантов

Цусимское сражение 1905 года стало выдающейся победой японского флота. Но выход на сцену турбинных линкоров и кораблей-дредноутов неожиданно перечеркнул все его итоги – Японии, как и вторым морским державам, было нужно строить океанский флот заново. Это означало, что японцам требовалась новая концепция лёгкого крейсера, которая учитывала бы как успехи, так и недочёты существующих судов.

В случае если ранее японский флот действовал в полузакрытых Жёлтом и Японском морях, то сейчас территорией его действий становился целый Тихий океан, и к разведывательным крейсерам предъявлялись новые требования.

Предыстория. Потомки «Ангары»

Японские крейсеры-разведчики замечательно показали себя в Русско-японской войне. Они сопровождали эскадры, вели дальнюю и ближнюю разведку, а обычно имели возможность и атаковать противника самостоятельно – отыщем в памяти погоню бронепалубного крейсера «Цусима» за прорвавшимся из Порт-Артура русским бронепалубным крейсером «Новик».

Эти суда происходили от так называемых «эльсвикских крейсеров», строившихся с 1880-х годов на верфи Армстронга в Эльсвике (Англия) для небогатых государств, унаследовав от них сильное оружие и высокую скорость. Главным недочётом японских крейсеров-разведчиков была малая мореходность и относительно маленькая дальность плавания – врождённые особенности «эльсвикских крейсеров».

Цусимское сражение стало решающей победой японского флота. Но выход на сцену турбинных линкоров и кораблей-дредноутов неожиданно перечеркнул все его итоги – Японии, как и вторым морским державам, было нужно строить океанский флот заново. Это означало, что японцам требовалась новая концепция лёгкого крейсера, которая учитывала бы как успехи, так и выявившиеся недочёты существующих судов.

В случае если ранее японский флот действовал в полузакрытых Жёлтом и Японском морях, то сейчас территорией его действий становился целый Тихий океан, и к разведывательным крейсерам предъявлялись новые требования.

В следствии класс быстроходных турбинных крейсеров-разведчиков («скаутов») в японском флоте забрал собственное начало от русских судов – океанских крейсеров 1-го ранга типа «Аскольд» и «Варяг», и запасного крейсера «Ангара», захваченного в Порт-Артуре и введённого в строй весной 1906 года под тем же заглавием (по-японски оно звучало как «Анегава»). Японцы поняли, что для исполнения функций эскадренной разведки 4000-тонная «Ангара» подходит значительно больше, чем другие японские бронепалубные крейсера 2-го класса – в отличие от лёгких «эльсвикских крейсеров», она имела возможность держать скорость в 20 узлов в любую погоду и применять артиллерию (шесть 120-мм орудий) кроме того при сильном беспокойстве.

«Фурутака» и другие: рождение японских гигантов

Схема запасного крейсера «Ангара»
Источник – С. Сулига. Суда русско-японской войны, М., 1993

В первый раз японская тактика применения крейсеров 2-го класса была прописана в разработках капитана 3-го ранга Сато, лёгших в базу официального документа под заглавием «Политика обороны империи», принятого 4 апреля 1907 года. Эти суда должны были сопровождать в дальнем походе линейные соединения, складывавшиеся из броненосных крейсеров и линкоров, а их главными параметрами являлись мореходность и дальность хода. Наряду с этим мощность артиллерии стояла на втором месте по важности, защита – на третьем.

Схема бронепалубного крейсера «Тоне», 1910 год
Источник – Морская Коллекция, 1999, №5

Ещё в 1905 году был заложен первый вправду мореходный лёгкий крейсер японского флота – «Тоне», вступивший в строй только в 1910 году. Это первенствовал японский крейсер, при постройке которого предпочтение было дано не боевым, в частности крейсерским качествам – при полном водоизмещении в 4900 тысячь киллограм он развивал скорость в 23 узла и имел огромную для угольного корабля дальность плавания в 7340 миль (10-узловым ходом).

Наряду с этим «Тоне» имел довольно не сильный оружие – два 152-мм орудия в оконечностях и двенадцать (позднее – десять) 120-мм орудий по бортам. До этого самые большие «лёгкие» японские крейсера при таком же либо большем водоизмещении, подобной мощности и практически той же скорости хода имели существенно меньшую дальность и худшую мореходность плавания (от 4 до 6 тысяч миль), но несли более тяжёлые 203-мм орудия – другими словами, теоретически предназначались и для эскадренного боя. Разумеется, что эта задача с лёгких крейсеров была снята, и они превратились в «чистых» разведчиков.

Бронепалубный крейсер «Тоне»
Источник – Ships of the Imperial Japanese Navy (Ships of the World, 1995, №500)

В 1912 году в состав японского флота вошли три новых крейсера типа «Тикума» – первые японские лёгкие крейсера с паровыми турбинами. Они были больше, чем «Тоне», несли по восемь 152-мм орудий и развивали скорость в 27 узлов. Помимо этого, эти суда имели полноценный броневой пояс толщиной в 89–50 мм, в то время как прошлые «лёгкие» крейсера защищались только классическими броневыми скосами.

Крейсер 2-го класса «Тикума»
Источник – Ships of the Imperial Japanese Navy (Ships of the World, 1995, №500)

По кораблестроительной программе «восемь на восемь», представленной 15 мая 1910 года и рассчитанной на девять лет, предполагалось иметь в строю флот из шестнадцати судов дредноутного класса с 356-мм артиллерией (ко мне входил новый броненосный крейсер «Ибуки», но не включались остальные суда с двумя артиллерийскими совокупностями главного калибра – ещё пребывавшие в постройке дредноуты «Сеттсу» и «Кавачи», преддредноуты «Аки», «Сацума», «Касима», «Катори», и однотипный с «Ибуки» крейсер «Курама»). Для сопровождения этого флота предполагалось иметь восемь крейсеров-разведчиков – другими словами, следовало заложить ещё четыре крейсера 2-го класса. Помимо этого, намечалось строительство экспериментального океанского крейсера особого назначения со очень высокой дальностью плавания.

Но программа была отвергнута кабмином, и в следующей её редакции количество крейсеров 1-го класса (линейных) сократилось до шести. Но число лёгких крейсеров увеличилось до десяти за счёт ещё одного крейсера «особого назначения».

Эта программа кроме этого была отвергнута (на этот раз парламентом), и только в 1914 году рабочая группа кабмина по обороне одобрила очередной вариант программы «восемь на восемь», порекомендовав проводить его через парламент как программу усиления флота в урезанном варианте «восемь на четыре». В этом документе было упомянуто о постройке трёх 6000-тонных скаутов, вооружённых 200-мм артиллерией (по четыре орудия на любой корабль). Так, как раз японцы в первый раз выдвинули идею создания тяжёлых крейсеров с восьмидюймовой артиллерией, потом названных «вашингтонскими».

Программа «восемь на четыре» была представлена парламенту только в осеннюю пору 1915 года и одобрена в феврале 1916 года. Наряду с этим скауты были исключены из неё, и их подробные характеристики остались малоизвестны. За годы Первой Мировой в Японии не было выстроено ни одного лёгкого крейсера, и построены только два таких корабля – 3200-тонные «Тенрю» и «Тацута».

Неся всего по четыре 140-мм орудия, но развивая огромную скорость в 33 узла и имея поворотные 533-мм торпедные аппараты, они практически представляли собой гибрид «малого» скаута с фаворитом эсминцев.

Скаут «Тенрю»
Источник – Ships of the Imperial Japanese Navy (Ships of the World, 1995, №500)

Но в годы войны в Японии прорабатывались и проекты «громадных» скаутов. В конце 1916 года Морской технический совет создал проект разведывательного крейсера водоизмещением в 7200 тысячь киллограм со дальностью 36 хода и скоростью узлов 6000–8000 миль, защищённого 76-мм бронепоясом, вооружённого двенадцатью 140-мм орудиями (а также восемью – в спаренных башнях) и четырьмя новыми 610-мм двухтрубными торпедными аппаратами (торпеды для них ещё пребывали в разработке). Один из вариантов проекта предполагал оружие этого крейсера 200-мм орудиями примера 1917 года.

Наконец, в августе 1917 года, по окончании появления сведений о закладке в Соединенных Штатах крейсеров типа «Омаха» с восемью 152-мм орудиями, японский парламент разрешил строительство трёх скаутов водоизмещением в 7200 тысячь киллограм ценой 6 915 078 иен любой. Помимо этого, предполагалось выстроить шесть усовершенствованных крейсеров проекта «Тенрю» водоизмещением в 3500 тысячь киллограм.

Но в этом случае в движение строительства внёс трансформации уже сам Морской Генштаб, решивший, что лучше иметь восемь 5500-тонных крейсеров, каковые возможно применять и в качестве замечательных фаворитов эсминцев. Обращение шла о заложенных в 1919–1920 годах пяти крейсерах типа «Кума» и первых трёх крейсерах следующего типа – «Нагара».

Схема лёгкого крейсера «Тама» типа «Кума» (к началу Второй мировой и в начальном виде)
Источник – Morze Statki i Okrety, 2003, №2
скорострельность и Калибр

В соответствии с программой «восемь на шесть», принятой кабмином 12 мая 1918 года, к постройке были дополнительно запланированы ещё три «средних» скаута – ими стали три последних крейсера типа «Нагара», заложенные в первой половине 20-ых годов двадцатого века. Эти суда имели дальность хода в 6000 миль (при скорости в 14 узлов), развивали большую скорость до 35 узлов и несли по семь 140-мм орудий, и по два двухтрубных поворотных торпедных аппарата (сперва – 533-мм, на крейсерах типа «Нагара» – 610-мм).

Считается, что 140-мм калибр для палубных и казематных установок собственных судов японцы выбрали, в то время, когда стало известно, что 45-килограммовый 152-мм боеприпас через чур тяжёл для японских канониров, и при беглом огне практическая скорострельность орудий резко снижается. Но 140-мм боеприпас весил ненамного меньше – 38 кг.

Согласно данным английского адмирала Джона Р. Джеллико, в бою при Цусиме настоящая боевая скорострельность японских шестидюймовок составляла 4 выстрела в 60 секунд при табличной скорострельности 5–7 выстрелов в 60 секунд и 12 выстрелах в 60 секунд на протяжении испытательных стрельб. Одновременно с этим, Джон Кэмпбелл в собственном анализе Ютландского сражения показывает, что скорострельность британских палубных 152-мм орудий зависела не столько от самих артиллеристов, сколько от скорости подачи снарядов по открытой палубе от подачных элеваторов.

По окончании израсходования запаса в кранцах первых выстрелов она быстро понижалась до 3–4 выстрелов в 60 секунд. Так, нет никаких подтверждений тому, что в сражении японские артиллеристы уступали британским по физической выносливости.

Иначе, скорострельность 140-мм орудий была вправду выше – от 6 до 10 выстрелов в 60 секунд в зависимости от скорости подачи. Исходя из этого, кроме того забрав за базу минимальную из этих цифр, мы заметим, что 140-мм орудие имело возможность производить 228 кг металла в 60 секунд, тогда как 152-мм орудие при Цусиме производило только 180 кг в 60 секунд.

Так, неприятность заключалась вовсе не в силе артиллеристов – 140-мм калибр вправду давал выигрыш в весе залпа, наряду с этим имея ту же (а также пара громадную) дальность стрельбы. По той же причине русские артиллеристы перед Первой мировой войной выбрали для новых турбинных крейсеров орудия калибра 130 мм. Но применение более лёгких снарядов давало преимущество только в сражении против маленьких судов (эсминцев либо малых крейсеров), на громадные же суда 140-мм боеприпас имел через чур малое «останавливающее воздействие».

Разумеется, что неприятность зависимости скорострельности от условий на палубе физической силы и корабля моряков решалась установкой орудий в башнях, изолированных от брызг воды, имеющих оборудование для механизированной подачи снарядов прямо из погребов, а основное – снабжающих централизованную наводку всех орудий корабля на одну цель с применением устройств управления стрельбой. Как раз по данной причине Технический департамент японского флота не прекратил проектирование «громадных» скаутов класса A с башенным размещением артиллерии.

В 1918 году показался проект крейсера водоизмещением в 8000 тысячь киллограм, вооружённого пятью-шестью двухорудийными 140-мм башнями. В качестве одного из вариантов снова рассматривалось размещение на них восьми новых 200/50-мм орудий, но в итоге японцы возвратились всё к тем же 140-мм пушкам. Цена одного для того чтобы корабля в 1918 году оценивалась в 8 000 000 иен, а годом позднее она выросла до 11 000 000 иен.

В первой половине 20-ых годов XX века данный проект наконец-то был включён в известную «Программу пополнения флота 8 на 8», одобренную на 43-й чрезвычайной сессии парламента. В ней же была запланирована постройка ещё восьми 5500-тонных «средних» скаутов (класса B). В этом случае речь заходит о крейсерах типа «Нака», которых было запланировано к постройке шесть, но заложено всего три.

Эти суда стали последними 140-мм скаутами японского флота, если не учитывать стоящий раздельно крейсер «Юбари». Последний проектировался Хирага Юдзуру и строился как экспериментальный небольшой крейсер по дополнительной программе, принятой МГШ в октябре 1921 года. При его создании отрабатывались сходу пара новшеств – башенное размещение артиллерии, и правила облегчения конструкции корабля.

Хирага попытался втиснуть в защиты вес и минимальный максимум вооружения – к примеру, путём включения брони в силовой комплект корпуса (позднее данный приём использовался японцами при постройке тяжёлых крейсеров).

Схема лёгкого крейсера «Юбари»
Источник – Бриз, 1995, №2

Планировалось закладывать по одному «среднему» и одному «громадному» крейсеру в год, а с 1925 года – по два «средних». Но практически сразу же всё пошло не так. В первой половине 20-ых годов XX века Японию посетил флагман Китайской станции английского флота крейсер «Хаукинс», вступивший в строй всего лишь годом ранее.

Корабль нёс семь 190-мм орудий в палубных установках и намерено проектировался для уничтожения «сотрудников» – крейсеров с шестидюймовой артиллерией (прежде всего, германских рейдеров). Одновременно с этим японцы взяли данные о том, что американцы увеличили до двенадцати количество шестидюймовых стволов на строящихся крейсерах типа «Омаха» путём установки в оконечностях двух двухорудийных башен.

В итоге МГШ дал указание безотлагательно поменять проект «громадного» скаута с установкой на нём 200-мм орудий. Но в первой половине 20-ых годов двадцатого века основной конструктор японского флота и начальник отдела разработки технических проектов 4-й кораблестроительной секции Технического департамента ВМФ капитан 2-го ранга Хирага Юдзуру внес предложение совсем новый проект крейсера-разведчика, что при 7500 узлах хода и 35 тоннах водоизмещения должен был превосходить и «Хаукинс», и «Омаху» по весу бортового залпа.

Главными преимуществами корабля было башенное размещение артиллерии всецело в диаметральной плоскости (с возможностью стрельбы всех орудий на один борт). Шесть 200-мм орудий в одноорудийных башнях (расположенных пирамидами – по три на корме и носу) производили в залпе 660 кг стали при 544 кг из шести орудий у «Хаукинса» и 381 кг из восьми орудий у «Омахи» (действительно, без учёта скорострельности).

Схема тяжёлого крейсера «Хаукинс»
Источник – Александр Донец. Тяжёлые крейсера типа Hawkins. Крейсера Британии, 2005, выпуск 4

Помимо этого, корабль планировалось оснастить сходу двенадцатью неподвижными 610-мм торпедными аппаратами – по шесть труб с каждого борта. Были предприняты и меры по облегчению веса – максимально снижена высота надводного борта в средней и кормовой частях корабля, а палубы и броню бортов предполагалось сделать элементом продольного комплекта корпуса. Усиление этого комплекта достигалось непрерывностью ровной палубы без полубака.

Из этого берёт начало необычная форма верхней палубы у всех последующих японских судов – волнообразная, с плавными перепадами высоты в самых неожиданных местах (британцы обозвали таковой способ уменьшения веса корпуса «дилетантским»).

По окончании некоторых колебаний в августе 1921 года МГШ принял проект Хирага. Прекращение строительства линейных кораблей «Кага» и «Тоса» (в соответствии с Вашингтонскими соглашениями) высвободило большие средства, исходя из этого постройка крейсеров была ускорена. В феврале-марте 1922 года кораблестроителям выдали заказы на постройку двух «громадных» скаутов, в июне – ещё на два таких корабля, и четыре крейсера «вашингтонского» типа водоизмещением по 10 000 тысячь киллограм, не существовавших в то время кроме того в проекте (потом они стали крейсерами типа «Миоко»).

Скауты класса А – первые японские тяжёлые крейсера

Первые два скаута класса А – «Фурутака» и «Како» – были заложены в декабрь и ноябрь 1922 года, а вступили в строй в марте и июле 1926 года (другими словами строились практически четыре года). Суда имели гладкопалубный корпус с двойным дном, все влагонепроницаемые переборки доходили до броневой палубы и не имели дверей. в течении машинных отделений и котельных шла продольная переборка, изолировавшая любой из четырёх основных турбозубчатых агрегатов (ТЗА) и включённая в продольный комплект корпуса.

В итоге образовывались четыре свободных машинных отделения и семь котельных отделений (КО). КО №1 имело два угольно-нефтяных котла «Канпон» малой версии, все остальные котлы трудились лишь на нефти – в центральных отделениях находились котлы громадной версии, а самые дальние от носа КО №6 и №7 были более узкими и имели по одному котлу средней версии.

Схема тяжёлого крейсера «Фурутака»
Источник – Бриз, 1996, №10

В каждом из машинных отделений стояло по одному ТЗА «Кавасаки-Кертис» либо «Мицубиси-Парсонс» (турбина большого давления с крейсерской ступенью + турбина низкого давления + маленькая турбина крейсерского/экономического хода). Помимо этого, в корпусе каждой турбины низкого давления размещалась турбина заднего хода, которая в обычном состоянии была разъединена с валом. Внешние валы приводились в перемещение передними машинными отделениями, внутренние – задними.

По проекту крейсера должны были иметь стандартное водоизмещение в 7100 тысячь киллограм, но строительная перегрузка была нежданно большой для аккуратных японцев, в следствии на момент вступления в строй стандартное водоизмещение судов превышало 8000 тысячь киллограм. В первый раз в японском флоте носовую надстройку совместили с фок-мачтой в единый башенноподобный комплекс, минимизировав количество открытых площадок. Кроме служебных помещений, в данной надстройке размешались каюты старших офицеров, дабы им не требуется было на большом растоянии бежать до боевых постов.

В отличие от зарубежных «одноклассников», японские суда взяли полноценную противоторпедную защиту, представленную маленькими булями, пара выходившими за протяжённость броневого пояса. 76-мм броневой пояс из стали NVNC длиной 80 м и высотой 4,15 м (с наклоном 9° наружу) начинался от броневой палубы (средняя по счёту палуба), а нижней кромкой упирался в бортовой буль.

Пояс шёл в течении машинно-котельных отделений (захватывая кроме этого пространство под носовой надстройкой) и замыкался 105-мм броневыми траверзами. Сверху цитадель прикрывалась 35-мм броневой (средней) палубой, а у дымоходов имела 38-мм вертикальные (легко наклонённые вовнутрь) гласисы.

Дополнительной защитой служила верхняя палуба из конструкционной стали HT – к простой металлической палубе толщиной 19 мм, перекрывавшей пространство между бортами, в течении от борта до надстройки была добавлена 28-мм плита, помогавшая и элементом продольной силовой структуры, и верхней броневой палубой. Сама верхняя палуба была сделана покатой, заметно выгнутой вверх.

Погреба главного калибра были вне цитадели и были защищены так называемым «ящичным» бронированием. Их боковые стены прикрывались 52-мм бронёй, поперечные (передняя у носовых погребов и задняя у кормовых) – 35-мм бронёй. Такой же бронёй они были закрыты и сверху, на уровне нижней палубы.

Кроме того от снарядов среднего калибра эта броня не выручала, а потому главной защитой погребов было их размещение ниже ватерлинии – пробраться в них имел возможность только боеприпас, выпущенный с громадной дистанции и летящий по навесной траектории. Вертикальная броня погребов, заметно отстоявшая от борта, предназначалась, первым делом, для защиты от торпед и взрывов мин. Увидим, что такая же совокупность бронирования была выбрана и для американских крейсеров.

Башни главного калибра прикрывались лишь противоосколочной бронёй: 25-мм – спереди и сбоку; 19-мм – сверху; 6-мм – позади. Механическая совокупность подачи снарядов в башни была предельно упрощена с повышением доли ручного труда, исходя из этого скорострельность с теоретических пяти выстрелов в 60 секунд на практике снизилась до двух. Трубы, по которым боеприпасы подавались из погребов, защищались 16-мм бронёй.

Схема 200-мм башни крейсера типа «Фурутака»
Источник – Бриз, 1996, №8

Румпельное отделение прикрывалось страницами конструкционной стали HT (35-мм – с боков, 10-мм – сверху), а боевая рубка осталась небронированной – это компенсировалось наличием поста управления в глубине цитадели корабля. Проектная скорость крейсера должна была составить 34,5 узла при мощности автомобилей в 102 000 л.с., но на опробованиях суда продемонстрировали скорость около 35 узлов, появлявшись быстроходнее американских крейсеров типа «Омаха» (34 узла).

Тяжёлый крейсер «Фурутака»
Источник – wrecksite.eu

Нельзя не подчернуть, что и по оружию, и по его размещению японские крейсера сильно напоминали коммунистический крейсер «Красный Кавказ», особенно его начальный проект с пятью 180-мм орудиями – такие же линейно расположенные одноорудийные башни, прикрытые 25-мм бронёй, схожий силуэт. Кроме того неприятности с практической скорострельностью орудий были теми же – давало знать о себе отсутствие опыта в разработке современных башен для орудий среднего калибра.

Сравнительный вид крейсера «Фурутака» и эскизного проекта крейсера «Красный Кавказ» с пятью башнями
Источник – К. Кулагин. Оружие крейсера «Красный Кавказ». Флотомастер, 1999, №1

Будучи разведчиками, суда взяли по одному самолёту, размещённому в разобранном виде в ангаре за кормовой трубой. Вместо катапульты на любой из новых крейсеров установили уникальное устройство – 27-метровую наклонную поворотную рампу, складывавшуюся из двух частей. Задняя (возвышенная) часть размещалась на третьей башне, а передняя сдвигалась так, дабы самолёт на полном ходу имел возможность скатываться за любой из бортов.

Взлёт с таковой платформы был делом сложным и страшным, исходя из этого лётчики предпочитали подниматься по старинке – с воды. В первой половине 30-ых годов двадцатого века на «Фурутаке» и в 1935 году на «Како» платформа была заменена на катапульту «Куре 2», а число гидросамолётов увеличили до двух. Зенитная артиллерия складывалась из четырёх 80-мм пушек и двух пулемётов «Льюис».

модернизации и Вторая пара

Два следующих скаута класса А – «Аоба» и «Кинугаса» – были заложены в конце января-начале февраля 1924 года и вступили в строй в последних числах Сентября 1927 года. Первоначально эти суда должны были полностью повторять прошлый тип (со стандартным водоизмещением в 7100 тысячь киллограм), а оценочная цена каждого из них составляла 15 000 000 иен.

Но на протяжении строительства, в 1925 году, было решено разместить на них лучше защищённые двухорудийные башни (на «Како» и «Фурутака» это сделать уже просто не успевали), улучшить совокупность подачи боезапаса главного калибра, установить 120-мм зенитные орудия вместо 80-мм и полноценную катапульту. Кроме бронированных подачных труб, артиллерия взяла 25-мм броневые барбеты, а скорострельность орудий выросла до трёх выстрелов в 60 секунд – по весу минутного бортового залпа «Аоба» (1980 кг) превзошла «Хаукинс» (1630 кг), не смотря на то, что уступала «Омахе» (2285 кг). Но 200-мм боеприпасы летели значительно дальше 152-мм, а поражающий эффект от взрыва крупнокалиберного боеприпаса в большинстве случаев превосходит эффект от двух меньших снарядов того же суммарного веса, исходя из этого можно считать, что японский крейсер имел более высокую огневую мощь.

Кроме всего другого, на судах второй пары была установлена новая совокупность управления огнём (с двумя дополнительными шестиметровыми дальномерами во второй и третьей орудийных башнях) и увеличена высота дымовых труб. Примечательно, что все эти трансформации были внесены в проект в отсутствии главного конструктора адмирала Хирага, а потому привели его в неистовство.

Схема тяжёлого крейсера «Аоба»
Источник – Бриз, 1996, №10

В следствии стандартное водоизмещение судов выросло ещё больше, перевалив за 8500 тысячь киллограм – при том, что главные размерения, внутреннее устройство и форма корпуса крейсеров фактически остались прежними. Вес корпуса сейчас составлял 3131 тонну, что составило 36% от стандартного водоизмещения. Неспециализированный вес брони составил 1197 тысячь киллограм (практически 14% от стандартного водоизмещения) – больше, чем у «Омахи» и первых американских тяжёлых крейсеров типа «Пенсакола» (около 12%).

В итоге большая часть броневого пояса ушла под воду, а иллюминаторы нижнего последовательности попросту не было возможности открывать при громадном беспокойстве. Всё это быстро снизило метацентрическую высоту, соответственно, и остойчивость судов, чем и был обижен Хирага. По проекту броневой пояс должен был возвышаться на 3,2 метра над ватерлинией, практически же его кромка отстояла от ватерлинии всего на 2 метра (у судов типа «Фурутака» – на 2,2 метра).

Наряду с этим неспециализированная масса оружия «Аобы» достигла 1089 тысячь киллограм, что составило 22% от его стандартного водоизмещения.

Перегрузка очень сильно снижала боевую сокровище судов, а в открытом океане угрожала их переворачиванием. Исходя из этого во второй половине 30-х годов руководство японского флота приняло радикальное ответ – переделать корпуса крейсеров для её устранения. Первыми такую модернизацию прошли «Како» и «Фурутака».

Корпуса судов были расширены на полметра за счёт новых булей, в один момент увеличилась и высота булей – они практически достигли броневой палубы. Часть появившегося пространства была заполнена запаянными отрезками металлических труб, а в второй части разместили дополнительные ёмкости системы и топливные цистерны контрзатопления. Помимо этого, на каждом из крейсеров были заменены котлы – вместо двенадцати угольно-нефтяных были установлены десять чисто нефтяных.

Увеличение паропроизводительности разрешило пара расширить мощность автомобилей, в итоге при росте стандартного водоизмещения до 9500 тысячь киллограм скорость снизилась лишь до 33 узлов.

Но главным результатом модернизации стала замена оружия. Шесть одноорудийных башен заменили на три двухорудийные, как на «Аобе»; 200-мм пушки были заменены на 203-мм; вес боеприпаса вырос до 125 кг, а практическая скорострельность орудий главного калибра – до 3 выстрелов в 60 секунд. Двенадцать подводных неподвижных торпедных аппаратов были сняты, а вместо них на верхней палубе установили два четырёхтрубных 610-мм поворотных аппарата.

Помимо этого, была значительно усилена малокалиберная зенитная артиллерия, и суда взяли по два гидросамолёта вместо одного.

В 1938–1940 годах аналогичной модернизации подверглись «Аоба» и «Кинугаса»: их стандартное водоизмещение увеличилось до 10 800–11 000 тысячь киллограм; новые були были такой же толщины, но пара другой большего объёма и формы, по высоте достигая верхней палубы. Башни поменять не было нужно, но 200-мм орудия кроме этого заменили на 203-мм.

В итоге Императорский флот взял четыре практически однотипных тяжёлых крейсера – достаточно замечательных по меркам 1920-х годов, но к началу Второй мировой уже уступавших новому поколению тяжёлых крейсеров, в том числе и в японском флоте.

Перечень литературы:

  1. Ю. В. Апальков. Боевые суда японского флота. Крейсера. 10.1918–8.1945 гг. СПб, Галея-Принт, 1998
  2. С. А. Балакин. ВМС Японии, других стран и Турции Азии, 1914–1918. Морская Коллекция, 1999, №5
  3. Развитие крейсеров класса «А» Японского Императорского флота // Бриз, 1995, №2; 1996, №8; 1996, № 10
  4. Macej S. Sobanski. Japonskie krazowniki ciezkie tipu «Furutaka» i «Aoba» // Okrety Wojenne, №72 (2005, №4), №73 (2005, №5)
  5. E. Lacroix, L. Wells. Japanese Cruisers of the Pacific War. London, 1997
  6. http://www.navweaps.com/

World of Warships Furutaka хороша! Обзор и гайд


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: