Генеральная репетиция цусимы

Сражение в Жёлтом море 28 июля 1904 года между главными силами японского флотов и русского неизвестно широкой публике: оно осталось в тени грандиозного поражения русских при Цусиме. Но, не обращая внимания на то что на протяжении этого боя не погибло ни одного корабля, он оказал большое влияние на ход Русско-японской войны. Японцы превзошли русских в мастерстве эскадренного боя и доказали, что являются весьма важным соперником, победить которого, сохраняя надежду на «может быть», не окажется.

Русско-японская война началась для России очень неудачно. 1-я Тихоокеанская эскадра, застигнутая неожиданно на рейде Порт-Артура в ночь с 26 на 27 января 1904 года, временно лишилась двух самых сильных броненосцев и одного крейсера. На следующий сутки в сражении с превосходящими силами соперника в заливе порта Чемульпо были утрачены крейсер «канонерская» лодка и Варяг «Кореец».

Инициативой на море прочно завладели японцы.

24 февраля в Порт-Артур прибыл новый командующий эскадрой адмирал С. О. Макаров, с самого начала начавший готовить русские ВМС к решительным действиям. Казалось, его появление сможет прервать череду неудач. Увы, 31 марта Макаров погиб совместно со своим штабом на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на японской мине. Эта утрата очень сильно деморализовала как офицеров эскадры, так и рядовой состав.

Больше русский флот не пробовал переломить движение войны и совсем перешёл к обороне. Воспользовавшись этим, японцы свободно высадили собственные войска на Квантунском полуострове и перерезали пути сообщения Порт-Артура с материком. Скоро началась яркая осада крепости.

Учитывая превосходство японской осадной армии над гарнизоном Порт-Артура, это означало гибель русской и неминуемое падение крепости эскадры.

Генеральная репетиция цусимы

Броненосец «Царевич» в боевой окраске. Порт-Артур, 1904 год
Источник – tsushima.su

Для спасения эскадры её требовалось перебазировать во Владивосток – по крайней мере, так вычислял адмирал Е. И. Алексеев, главнокомандующий и наместник царя русскими силами на Дальнем Востоке. Но командующий 1-й Тихоокеанской эскадрой адмирал В. К. Витгефт и большая часть капитанов судов вовсе не стремились покинуть Порт-Артур, предпочитая до последнего оставаться в осаждённой крепости.

Витгефт верил в полном превосходстве японцев на море, а большинство капитанов судов разделяла его вывод. На собраниях флагманов и командиров эскадры, состоявшихся 4 и 15 июля, было решено в море не выходить и ждать подхода 2-й Тихоокеанской эскадры. Не приобретя помощи у командиров эскадры и собрания флагманов, наместник предпринял последний ход – обратился к царю со собственными доводами против мнения собрания.

Николай II согласился с аргументами Алексеева о важности перебазирования эскадры во Владивосток. 25 июля воля царя была донесена до Витгефта.

Целью похода эскадры объявлялось достижение Владивостока, по возможности — без боя. Но удобный момент для выхода в море был потерян. 25 июля японская армия начала обстреливать внутреннюю гавань Порт-Артура из 120-мм орудий. Не смотря на то, что стрельба до тех пор пока велась без корректировки, по квадратам, русские суда в гавани начали приобретать попадания (первым взял повреждения броненосец «Царевич»).

Пара матросов были убиты и ранены, лёгкие ранения взял сам адмирал Витгефт. 27 июля броненосец «Ретвизан» взял подводную пробоину, заделать которую как направляться уже не оставалось времени. По данной причине его скорость в грядущем бою, соответственно, и скорость всей эскадры не имела возможности быть больше 13–14 узлов.

Броненосец «Ретвизан» в Порт-Артуре, 1904 год
Источник – tsushima.su

На эскадре началась подготовка к прорыву – на суда грузили уголь, снаряды, спешно устанавливали орудия, каковые были сняты ранее для установки на сухопутном фронте. К несчастью, самый сильный крейсер эскадры «Баян» подорвался на мине 14 июля и был должен остаться в Порт-Артуре. Броненосец «Севастополь», подорвавшийся на мине 10 июня, успел пройти ремонт и мог выйти в море.

Броненосцы «Пересвет» (на переднем замысле) и «Победа» в боевой окраске. Порт-Артур, 1904 год
Источник – tsushima.su

На заседании командиров и флагманов судов русской эскадры грядущий бой подробно не рассматривался. Никаких указаний Витгефт начальникам не дал, сославшись на «Инструкцию для боя и похода», созданную ранее адмиралом С. О. Макаровым. Главной задачей эскадры объявлялся прорыв во Владивосток либо нейтральные порты:

«Кто может, тот и прорвётся, никого не ожидать, кроме того не выручать, не задерживаясь вследствие этого; при неосуществимости продолжать путь, выкидываться на берег и по возможности выручать команды, а судно топить и взрывать; в случае если же не представится возможности продолжать путь, а представится вероятным дойти до нейтрального порта, то входить в нейтральный порт, даже если бы было нужно разоружиться, но никоим образом в Артур не возвращаться, и лишь совсем подбитый под Порт-Артуром корабль, непременно не могущий направляться потом, волей-неволей возвращается в Артур».

Прорыв из Порт-Артура был назначен на раннее утро 28 июля. Состав русской эскадры приведён в Таблице 1:

Отряд броненосцев (в порядке следования в строю эскадры на протяжении боя)

Эскадренный броненосец «Царевич» (флагман, флаг адмирала В. К. Витгефта)

ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «РЕТВИЗАН»

Эскадренный броненосец «Победа»

Эскадренный броненосец «Пересвет» (флаг адмирала П. П. Ухтомского)

Эскадренный броненосец «Севастополь»

Эскадренный броненосец «Полтава»

Отряд крейсеров (в порядке следования в строю эскадры на протяжении боя)

Крейсер 1-го ранга «Аскольд» (флаг адмирала Н. К. Рейценштейна)

КРЕЙСЕР 2-ГО РАНГА «НОВИК»

Крейсер 1-го ранга «Паллада»

Крейсер 1-го ранга «Диана»

Отряд миноносцев

1-е отделение

«Выносливый» (флаг главы 1-го отряда миноносцев, капитана 2-го ранга Е. П. Елисеева)

«ВЛАСТНЫЙ»

«Грозовой»

«Бойкий»

2-е отделение

«Бесшумный» (начальник миноносца лейтенант А. С. Максимов руководил всем отделением)

«БЕССТРАШНЫЙ»

«Безжалостный»

«Бурный»

Не считая кораблей ВМФ, в походе приняло участие госпитальное судно «Монголия».

Выход эскадры из внутренней гавани Порт-Артура начался в 4:30 с разводки паров на судах. Друг за другом суда выходили на внешний рейд. В 8:30 последний из них, крейсер «Диана», покинул гавань. Сейчас вся эскадра была сосредоточена на внешнем рейде.

Незаметно покинуть Порт-Артур у эскадры не получилось, да и не имело возможности оказаться, учитывая то, что японцы в далеком прошлом ожидали выхода русских судов и вели наблюдение за ними. Ещё в начале утра, заметив облако густого дыма над гаванью, японцы осознали, что на русских судах разводят пары. Яркое наблюдение за внешним рейдом велось канонерскими лодками и японскими миноносцами, каковые сразу же установили визуальный контакт с судами, покидавшими гавань.

Неспециализированная схема боя 28 июля 1904 года
Источник – Грибовский В. Ю. Российский флот Тихого океана. гибели и История создания. М.: Военная книга, 2004

В 11:30 с востока на громадном расстоянии показались основные силы японцев – 1-й боевой отряд под руководством адмирала Х. Того. Головным шёл броненосец «Микаса», за ним броненосцы «Асахи», «Фудзи», «Сикисима», и броненосные крейсера «Касуга» и «Ниссин» (под флагом адмирала С. Катаока). Сзади и правее русской эскадры двигался 3-й боевой отряд, складывавшийся из быстроходных бронепалубных крейсеров «Касаги», «Такасаго» и «Титосе».

Для усиления этому отряду был придан броненосный крейсер «Якумо». С севера шёл 5-й боевой отряд – ветхий броненосец «Тин-Эн», ветхие крейсера «Мацусима» и «Хасидатэ» (в конце сражения к отряду присоединился броненосный крейсер «Асама», пришедший из порта Дальний). Наконец, к северо-востоку от русской эскадры был 6-й боевой отряд, складывавшийся из устаревших бронепалубных крейсеров «Акаси», «Сума» и «Акицусима».

Между отрядами крейсеров пребывали большие отряды миноносцев.

Броненосец «Микаса», июль 1904 года
Источник – humus.livejournal.com

Главные боевые характеристики обеих эскадр приведены в Таблице 2 в конце статьи.

По окончании пересечения курса русской эскадры 1-й японский отряд какое-то время следовал прошлым курсом, после этого поворотом «все внезапно» японские суда легли на южный курс в строе фронта. Проследовав таким курсом некое время, японцы вторым поворотом «все внезапно» легли на курс ONO (Ост-Норд-Ост), наряду с этим головным стал броненосный крейсер «Касуга», а замыкающим – броненосец «Микаса».Пребывав впереди русской эскадры, 1-й японский отряд пересёк её курс, перейдя, так, с её левого борта на правый.

Русским миноносцам было нужно снова прорезать строй броненосцев и перейти с правого борта на левый. Около 12:00 на «Цесаревиче» был поднят сигнал: «Иметь 13 узлов ходу».

Начало сражения 28 июля 1904 года. Период времени с 12:15 до 12:22
Источник – Поломошнов Е. В. Бой 28 июля 1904 года. Новосибирск, 2004
Первая фаза боя

Первый выстрел раздался в 12:20–12:22 с дистанции около 90 кбт. Считается, что его сделал крейсер «Касуга», шедший в японской колонне головным. В ответ на это броненосец «Царевич» начал пристрелку из носовой башни главного калибра.

По мере сокращения расстояния до соперника в бой вступали следовавшие за ним русские суда. Скоро последовало первое попадание – с дистанции 70–75 кбт «Царевич» был поражён японским 305-мм боеприпасом. Стало ясно, что японцы способны вести прицельный пламя с огромных, по меркам того времени, расстояний.

Всплеск от падения в воду первого русского боеприпаса в сражении 28 июля 1904 года
Источник – humus.livejournal.com

Потому, что японцы охватили голову русской эскадры, та начала отклоняться левее, курсом практически на Ост, дабы ввести в воздействие всю собственную артиллерию. Японцы некое время двигались прошлым курсом, уменьшая расстояние. За счёт более высокой скорости японская эскадра начала опережать русскую на пара корпусов.

По-видимому, опасаясь, что соперник развернёт на юг и сможет проскочить мимо концевых судов японской эскадры, адмирал Того в один момент развернул все собственные суда практически на 180 градусов. Курс японской эскадры сейчас лежал практически на запад, а русские суда двигались на восток, другими словами, эскадры расходились на контркурсах.

Первый бой на контркурсах.
Источник – Поломошнов Е. В. Бой 28 июля 1904 года. Новосибирск, 2004

Головным в японской колонне снова стал «Микаса», а расстояние боя сократилась с 90 до 57–60 кбт. Но такая расстояние всё ещё была через чур большой чтобы задействовать средний калибр, и бой вели только орудия главного калибра. Сейчас по одному попаданию взяли «Пересвет», «Полтава» и «Севастополь».

Со своей стороны, «Микаса» взял два попадания в спардечную палубу в кормовой части (убито – 12, ранено – 5 человек). Необходимо подчеркнуть, что русские комендоры сейчас пребывали в невыгодных условиях – стрелять приходилось против солнца, а навыков прицельной стрельбы на дистанции более чем 40 кбт у русских моряков не было.

Пройдя траверз русской эскадры, около 12:30 японцы последовательным поворотом легли на практически параллельный курс. Через некое время русские суда внезапно сильно поменяли курс, сделав поворот на 90 градусов вправо. Сейчас курс русской эскадры лежал практически совершенно верно на юг. Считается, что обстоятельством этого поворота стали плавающие мины, каковые были увидены с «Царевича» прямо по курсу.

Их в полной мере имели возможность скинуть японские миноносцы, каковые пребывали в этом районе. Японцы не подтверждают применения плавающих мин в этом бою, исходя из этого в полной мере быть может, что за мины были приняты какие-то плававшие предметы. Видя, что русская эскадра поменяла курс и может пройти за концевыми судами его отряда, в 12:50 Того отдал приказ об очередной смене курса на противоположный (Норд-Вест), дабы не допустить прорыва неприятельских судов в открытое море.

Поворот русской эскадры на начало и юг второго боя на контркурсах
Источник – Поломошнов Е. В. Бой 28 июля 1904 года. Новосибирск, 2004

Видя, что японцы охватывают голову его эскадры, Витгефт парировал неприятельский манёвр поворотом на юго-восток. Это стало причиной новому бою на контркурсах. Расстояние между соперниками сократилась с приблизительно 50 до 30 кбт, что разрешило обеим сторонам ввести в воздействие артиллерию среднего калибра.

Из-за сокращения расстояния и быстро возросшей интенсивности стрельбы участилось число попаданий в русские суда. Больше всего пострадали броненосцы «Царевич» и «Ретвизан»: в «Царевич» попали ещё пять снарядов разных калибров, а «Ретвизан» В первую очередь боя до 13:30 взял десять попаданий. Остальные русские суда подверглись менее интенсивному обстрелу – в частности, броненосцы «Севастополь» и «Победа» взяли по одному попаданию, а «Пересвет» – два.

Но, важных повреждений русские суда не взяли. Что же касается японской эскадры, то броненосный крейсер «Ниссин» взял два попадания крупнокалиберными боеприпасами (убито и ранено 16 человек), а в «Микасу» попал один 305-мм боеприпас (178-мм броневой пояс выдержал, не смотря на то, что от плиты откололся громадной кусок, образовав пробоину площадью 1 м2).

Двигаясь на контркурсе, японцы скоро миновали центр и голову русской эскадры и сблизились с её хвостом. Наряду с этим под обстрел попали русские крейсера – повреждения взяли «Аскольд» и «Паллада». Спасаясь от обстрела, крейсера поворотом «все внезапно» перешли на левую сторону русской эскадры, увеличив расстояние до соперника.

Второй бой на контркурсах
Источник – Поломошнов Е. В. Бой 28 июля 1904 года. Новосибирск, 2004

К 13:15–13:20 расстояние между главными силами соперников увеличилось до 100 кбт, и стрельба временно закончилась. Русская эскадра легла на юго-восточный курс, увеличив движение до 14 узлов. Опасения, что временные подкрепления пробоины на «Ретвизане» не выдержат повышения скорости, не оправдались, но начали отставать броненосцы «Полтава» и «Севастополь», исходя из этого скорость снова снизили до 13 узлов.

Сейчас 1-й боевой отряд японцев развернулся за хвостом русской эскадры на 180 градусов и лёг на параллельный курс. Пользуясь большей эскадренной скоростью, основные силы японцев стали скоро догонять соперника, и в 13:30–14:00 стрельба возобновилась с дистанции приблизительно 60 кбт. Главной мишенью для японцев в этом случае стал броненосец «Полтава», шедший концевым – между 13:30 и 14:00 в него попали шесть 305-мм снарядов.

Броненосец взял пробоину в корме, которую из-за беспокойства начало заливать водой. Помимо этого, на нём вышла из строя правая носовая 152-мм башня, но орудия главного калибра не пострадали. Один из осколков попал в подшипник паровой машины левого борта, почему броненосец стал неспешно отставать от другой эскадры, но, в целом, сохранил боеготовность до конца боя.

Японские суда неспешно догоняли русскую эскадру и вышли на её траверз. Расстояние между соперниками составляла приблизительно 50 кбт, обе стороны вели редкий пламя из орудий главного калибра. В 14:05 в броненосец «Асахи» попал крупнокалиберный боеприпас, что пробил левый борт в корме ниже ватерлинии и привёл к сильным повреждениям в прилегающих отсеках.

В 14:15 в «Микасу» попал 305-мм боеприпас, а в 14:35 последовали ещё два попадания. Что же касается русской эскадры, то известно о двух попаданиях в «Ретвизан», не нанёсших сильных повреждений.

В 14:50–15:00 японская эскадра отвернула вправо, расстояние увеличилась до 80 кбт, в следствии чего бой временно закончился. Большая часть исследователей вычисляют это время окончанием первой фазы боя. Тяжело сообщить, по какой причине адмирал Того временно решил прекратить сражение.

В полной мере быть может, что ему необходимо было осмыслить итоги состоявшегося боя, узнать темперамент повреждений собственных судов и их свойство продолжать сражение.

Русская эскадра продолжала собственное перемещение в Корейский пролив – прошлым курсом со скоростью 13 узлов. С «Царевича» были запрошены информацию о состоянии судов. На крейсер «Аскольд» были переданы распоряжения выполнять светомаскировку ночью.

Приблизительно одвременно с этим (около 15–16 часов) японский 3-й боевой отряд, ранее державшийся с правого борта русских судов, начал переходить за их кормой на левый борт.

Финиш первой и начало второй фазы боя
Источник – Поломошнов Е. В. Бой 28 июля 1904 года. Новосибирск, 2004

Наряду с этим крейсер «Якумо» страшно сблизился с концевыми судами русской эскадры, за что и поплатился. 305-мм боеприпас, предположительно с «Полтавы», попал в среднюю часть крейсера и разорвался в батарейной палубе (было убито 12 и ранено 11 человек). Взяв повреждение, «Якумо» присоединился к 1-му боевому отряду японцев, став в нём замыкающим.

В это же время, на русской эскадре передавались распоряжения на случай ночного боя. Крейсерский отряд взял возможность функционировать самостоятельно. Неспециализированные распоряжения по эскадре предписывали вести пламя по головному вражескому кораблю, выполнять светомаскировку и смотреть за действиями адмиральского корабля.

Если судить по распоряжениям о действиях ночью, Витгефт допускал, что дневного боя уже может не быть. Более того, в то время адмирал имел все основания вычислять себя победившим сражение. В сражении Витгефт действовал с опаской и хладнокровно, удачно парировав обе попытки Того охватить голову русской эскадры и поставить её в невыгодное положение.

Суда Витгефта не имели важных повреждений и в полной мере имели возможность направляться дальше во Владивосток, что и являлось основной целью. Японская эскадра больше не преграждала им путь, а отдалилась и шла правее.

Адмиралу Того, наоборот, было над чем призадуматься. Остановить русскую эскадру путём охвата её головы не удалось, а стрельба с громадных расстояний не давала решительных результатов и вела к громадному расходу снарядов. Приближалась ночь, а в темноте русская эскадра имела возможность ускользнуть.

2-й боевой отряд адмирала Х. Камимуры, охранявший в Корейском проливе, не имел возможность самостоятельно остановить русские суда. Следовательно, японцам необходимо было поменять тактику. Присоединение крейсера «Якумо» к главным японским силам косвенно показывает, что Того планировал опять вступить в бой, но темперамент этого боя должен был стать принципиально иным.

Вместо попыток охватить голову вражеской эскадры с громадных расстояний японцы собирались вступить в ожесточённый бой на параллельных направлениях с маленькой дистанции с целью разгромить русскую эскадру и вынудить её повернуть обратно в Порт-Артур.

Перелом на протяжении сражения

Бой возобновился в 16:35 пристрелочным залпом броненосца «Полтава» по «Микасе». За этим заговорили орудия остальных японских и русских судов. Расстояние между колоннами составляла приблизительно 45 кбт – японская эскадра пребывала сзади русской, но скоро её догоняла.

Выполняя приказание Витгефта, русские артиллеристы сосредоточили пламя по «Микасе», японцы же стреляли, по большей части, по ближайшему русскому флагману – броненосцу «Пересвет». С 16:35 до 16:46 в корабль попало семь снарядов (из них пять крупнокалиберных), он взял пробоину в носу с правого борта, заливавшуюся водой при беспокойстве моря. Не обращая внимания на повреждения, «Пересвет» остался в строю и поддерживал большой темп огня.

Схема повреждений «Пересвета», составленная по окончании боя
Источник – keu-ocr.narod.ru

По мере продвижения японцев на протяжении строя русской эскадры расстояние боя сократилась до 23 кбт, наряду с этим главный пламя сосредоточился на «Цесаревиче». Понижение расстояния боя стало причиной повышению попаданий в японские суда, но и японцы стреляли весьма метко. Начальник броненосца «Ретвизан» капитан 1-го ранга Э. Н. Щенснович писал:

«Подходя к траверзу «Царевича», японцы сосредоточили на нём практически целый пламя. По густому тёмному дыму, сопровождавшему любой разрыв боеприпаса, попавшего в броненосец, я светло видел пара попаданий в «Царевич». По окончании одного из таких попаданий броненосец, казалось, перестал работать, и я был в нерешительности, направляться ли продолжать путь тем же курсом либо следовать за «Царевичем».

Удержался на курсе и сделал удачно, поскольку «Царевич», прибавив движение, вошёл на прошлое место».

Приблизительно в 17:40 в «Царевич» попадают сходу два 305-мм боеприпаса, выпущенных одним залпом. Первый из них ударил в фок-мачту между первым и вторым ярусами носового мостика, второй попал на пара метров левее в телеграфную рубку. Взрывами этих снарядов были убиты адмирал В. К. Витгефт, находившийся на мостике, флагманский навигатор лейтенант Н. Н. Азарьев, младший флаг-офицер мичман О. Н. Элис и три матроса, а ещё пара человек были ранены.

Необходимо подчеркнуть, что на последовавшее ранее предложение перейти в боевую рубку Витгефт ответил: «Всё равняется, где помирать». Начальник броненосца капитан 1-го ранга Н. М. Иванов был сбит с ног взрывной волной и на время утратил сознание. Придя в себя, он не стал объявлять о смерти командующего, по сути, взяв на себя управление эскадрой. Скоро «Царевич» взял ещё пара попаданий 305-мм снарядов, разворотивших обе дымовые трубы.

Сделав вывод, что соперник прекрасно пристрелялся по его кораблю, Иванов приказал расширить расстояние боя, отвернув влево.

Место попадания японского боеприпаса, взрывом которого убило В. К. Витгефта
Источник – kreiser.unoforum.ru

Японцы кроме этого приобретали чувствительные удары. В 17:15 прямым попаданием боеприпаса оторвало ствол правого орудия в кормовой башне главного калибра на «Микасе», левое орудие кроме этого вышло из строя. Второй боеприпас разорвался рядом с носовым мостиком, на котором пребывали адмирал Того, глава его штаба, начальник «Микасы» и другие офицеры.

Взрывом были ранены четыре человека, пребывавшие на мостике, а также начальник штаба и командир броненосца, помимо этого, погибло четыре человека из пребывавших в штурманской рубке. Сам же адмирал Того чудесным образом сохранился. Всего к концу боя «Микаса» взял около 22 попаданий, из них 13–14 – боеприпасами большого калибра.

Ремонт кормовой башни на «Микасе» по окончании боя 28 июля 1904 года
Источник – humus.livejournal.com

Увы, несчастья преследовали русскую эскадру. В 17:50, в момент, в то время, когда «Царевич» отворачивал влево, 305-мм боеприпас упал рядом с ним с маленьким недолётом, срикошетил от воды и взорвался в воздухе. Головная часть боеприпаса влетела в боевую рубку «Царевича», прошла её полностью и застряла в коечных сетках иначе. Были ранены практически все пребывавшие в рубки, а также капитан корабля.

Но наиболее пагубным выяснилось то, что штурвал рулевого привода перестал работать, и корабль с положенным на борт рулём начал описывать циркуляцию влево. На «Ретвизане», шедшем за «Царевичем», не осознали, что флагман перестал работать, и продолжили поворот за ним. Влево стали поворачивать и «Пересвет» с «Победой». Но «Царевич», обрисовав циркуляцию, начал пересекать курс русской эскадры между «Севастополем» и «Пересветом».

Уклоняясь от столкновения, «Пересвет» и «Победа» отвернули вправо. «Севастополь» кроме этого развернул вправо, на соперника. Строй русской эскадры смешался.

Сейчас начальник «Ретвизана», видя, что сражением никто не руководит, решил атаковать противника самостоятельно. Корабль сперва лёг на прошлый курс, а после этого развернул вправо, на соперника, что существенно выдвинулся вперёд относительно русской эскадры. По «Ретвизану» открыла огонь часть концевых японских судов, но их стрельба была неточной, и русский броненосец фактически не взял повреждений.

В момент начала поворота вправо, на японские суда, Щенснович взял осколочную контузию в пузо. Из-за сильной боли он некое время не отдавал приказаний, и рулевой держал руль положенным на правый борт. В итоге броненосец, продолжив правый поворот, лёг на обратный курс в Порт-Артур.

Сейчас капитан 1-го ранга Иванов, вступивший в руководство «Царевичем», отдал приказ спустить адмиральский флаг и передать на «Пересвет» сигнал: «Адмирал передаёт руководство». Сигнал был принят, и в руководство вступил младший флагман адмирал князь П. П. Ухтомский. Но передавать сигналы остальным судам Ухтомский не имел возможности, поскольку на протяжении боя на «Пересвете» были сбиты обе стеньги, а доступ на марс был преграждён из-за повреждений фок-мачты.

В итоге сигнальные знамёна приходилось вывешивать на поручнях мостика, но из-за штиля они повисли в воздухе, и рассмотреть их с вторых судов было нереально.

Для нового командующего сложилась сложная обстановка – утрата управления эскадрой, малоизвестная будущее адмирала, отсутствие возможности связаться с начальниками отрядов и командирами кораблей, перекрытие пути во Владивосток японской эскадрой. Ухтомский развернул «Пересвет» на обратный курс, а за ним развернулись и остальные суда эскадры. На этом сражение основных сил двух эскадр завершилось.

Русские крейсера и броненосцы в темноте продолжили путь в Порт-Артур, куда пришли под утро, удачно отбив ночные атаки японских миноносцев. «Царевич» ночью, отделившись от главной эскадры, прошёл мимо японских судов и на следующий сутки добрался до германского порта Циндао, где и был интернирован.

«Царевич» входит в порт Циндао, 29 июля 1904 года
Источник – humus.livejournal.com

Крейсера «Новик» и «Аскольд», пользуясь собственной высокой скоростью, с боем прорвались мимо нескольких отрядов японских судов и, оторвавшись от погони, вышли в открытое море. «Аскольд» направился в Шанхай, покинуть что не смог до самого финиша войны. «Новик», зайдя за углём в Циндао, продолжил путь во Владивосток, обойдя Японию со стороны Тихого океана. 7 августа, по окончании боя с японским крейсером «Цусима», он был затоплен экипажем рядом от поста Корсаковский на Сахалине.

Крейсер «Диана», кроме этого пользуясь наступившей темнотой, смог пройти мимо основных сил соперника и в итоге пришёл в Сайгон, где был интернирован французами. Большинство русских миноносцев кроме этого достигла нейтральных портов.

Итоги боя

Среди обстоятельств поражения русской эскадры главными можно считать следующие:

  • отсутствие у командующего эскадрой чёткого замысла действий в бою. Задача совершить суда во Владивосток, поставленная изначально, была неосуществимой без решительного сражения, в котором японский флот понёс бы большие потери и отказался от преследования;
  • отсутствие у русских моряков навыков прицельной стрельбы на дальние расстояния (более чем 40 кбт);
  • отсутствие понимания целей сражения и низкая инициативность у командиров кораблей и младших флагманов эскадры.

В Таблице 3 приведён расход снарядов японских кораблей и русских на протяжении боя в Жёлтом море:

305–254 мм

203 мм

152–120 мм

75 мм

Всего

Русская эскадра

Японская эскадра

567

2994

1684

5245

636

307

3592

2142

6677

В сражении русские добились 37–38 попаданий в японские суда, из них боеприпасами большого калибра – 18–19. Средний процент попаданий для снарядов большого калибра составил 3,1–3,3% Для сравнения, в прошлом бою у Порт-Артура (27 января 1904 года) процент попаданий боеприпасами большого калибра для русских судов составил 8,6 – другими словами, 28 июля русские артиллеристы стреляли приблизительно в 2,5 раза хуже.

Само собой разумеется, дистанции боя 28 июля были в среднем больше, чем 27 января, однако, такое падение меткости удручает. Японцы 28 июля добились суммарно 155 попаданий в русские суда, из них 58 – боеприпасами большого калибра (305–254 мм). Ещё восемь попаданий пришлось на 203-мм боеприпасы. Так, процент попаданий составил 9,1, в случае если вычислять лишь большие боеприпасы. Но, количество попаданий крупнокалиберных снарядов возможно завышено за счёт 203-мм снарядов.

В случае если просуммировать все попадания снарядов от 203 мм и выше, окажется, что 7% снарядов попали в цель, что более чем вдвое лучше показателя русских. Примечательно, что в сражении 27 января процент попаданий для крупнокалиберных японских орудий составил 4,3, другими словами, японцы значительно повысили уровень собственной огневой подготовки.

Самый пострадавшим японским кораблём стал броненосец «Микаса», бывший основной мишенью для русской эскадры. Как уже упоминалось, в него попали 22 боеприпаса, 13–14 из которых – большого калибра. На корабле вышли из строя оба орудия кормовой башни, имелись бессчётные пробоины в бортах.

Погибло 36 и было ранено 95 человек (а также, ранения взяли начальник штаба и командир броненосца), что составило 13,4% от численности экипажа. Но этого количества попаданий выяснилось не хватает чтобы «Микаса» перестал работать. Остальные японские суда пострадали незначительно. В крейсер «Ниссин» точно попало три больших боеприпаса, в крейсер «Якумо» и броненосец «Асахи» – по одному. Все эти суда кроме этого остались в строю.

Необходимо подчеркнуть, что взрыватели на русских боеприпасах были установлены с большим замедлением, что разрешало боеприпасам пробивать броню и разрываться в вражеских судов. При разрывах образовывались тяжёлые осколки, приводившие к важным внутренним повреждениям. Если бы число попаданий в японские суда было громадным, финал сражения имел возможность бы стать иным.

В среднем, любой русский боеприпас, попавший в японский корабль, ломал шесть человек.

Русские броненосцы взяли намного больше попаданий, чем японские – были серьёзно повреждены броненосцы «Пересвет», «Полтава» и «Цесаревич». Однако, хотелось бы подчернуть, что повреждения русских судов, по большей части, ограничивались небронированными участками бортов, надстройками и дымовыми трубами – к примеру, на «Цесаревиче» в конце боя имела возможность функционировать вся артиллерия.

Взрыватели японских снарядов были через чур чувствительны и взрывались или сходу при ударе боеприпаса о броню, или по окончании того, как он легко углублялся в неё. В сражении 28 июля 1904 года известен только один точный случай, в то время, когда японский 305-мм боеприпас пробил 102-мм броневую плиту на «Победе». Японские боеприпасы при взрыве давали много осколков, но они были, по большей части, небольшими и владели маленькой поражающей силой.

В среднем, любой боеприпас, попавший в русский корабль, ломал троих-четверых человек.

Судьба русских судов, возвратившихся в Порт-Артур, сложилась безрадосно. Не обращая внимания на то что ремонт судов, пострадавших в бою, завершился уже в августе, ни один из них больше не пробовал покинуть Порт-Артурскую гавань, в итоге поделив судьбу крепости. Так, поражение в сражении 28 июля выяснило судьбу всей Порт-Артурской эскадры.

Ранний «уход со сцены» русских ВМС разрешил японцам основательно готовиться к встрече 2-й Тихоокеанской эскадры, которая состоялась у острова Цусима в мае следующего года.

Таблица 2. Главные боевые характеристики японской эскадр и русской

Отряд

Кол-во единиц

Суммарное водоизмещение, тыс. т

Число орудий в бортовом залпе

Вес бортового залпа, кг

Большая скорость отряда, уз

Русская эскадра

Отряд броненосцев

Отряд крейсеров

Всего

Японская эскадра

1-й боевой отряд

3-й боевой отряд

4-й боевой отряд

Всего

6

76 100

15–305 мм;

8–254 мм;

33–152 мм;

35–75 мм

8321

13

4

23 100

14–152 мм;

4–120 мм;

26–75 мм

790

16

10

99 200

15–305 мм;

8–254 мм;

47–152 мм;

4–120 мм;

61–75 мм

9111

13

6

73 040

16–305 мм;

1–254 мм;

6–203 мм;

40–152 мм;

48–76 мм

9141

15–16

4

23 650

10–203 мм;

6–152 мм;

15–120 мм;

24–76 мм

1848

18

4

11400

8–152 мм;

13–120 мм

628

15

15

117 790

16–305 мм;

1–254 мм;

16–203 мм;

54–152 мм;

28–120 мм;

72–76 мм

11 617

15

Примечание: На некоторых судах русской эскадры часть орудий отсутствовала либо была неисправной

Перечень литературы:

  1. Поломошнов Е. В. Бой 28 июля 1904 года. Типография ЗАО «Кант», Новосибирск, 2004
  2. Щенснович Э. Н. Плавание эскадренного броненосца «Ретвизан» с 1902 по 1904 гг. (воспоминания начальника), Цитадель, СПб, 1999
  3. Балакин С. А. Броненосец «Ретвизан», «Морская коллекция», №4 (28), М., 1999
  4. В. Я. Крестьянинов, С. В. Молодцов, Крейсер «Баян», «Морская коллекция», №3 (15), М., 1997
  5. С. Сулига, Российский флот. Суда Русско-японской войны 1904–1905 гг., справочное издание. М., Аскольд, 1993
  6. С. Сулига, Японский флот. Суда Русско-японской войны 1904–1905 гг., справочное издание, ч. 2, Якутск, 1995
  7. Грибовский В. Ю. Российский флот Тихого океана. гибели и История создания, М. Военная книга, 2004

Генеральная репетиция перед соревнованиями Коблево


Темы которые будут Вам интересны: