Германские подводные лодки серии «iiв»

Подводные лодки типа «II» зарекомендовали себя как очень успешные суда, добившиеся больших боевых удач. В материале поведано о малых подводных лодках самой большой по числу выстроенных судов серии «В» данного типа.

Германские подводные лодки серии «iiв»

Подлодка U 11 (http://brendtandbrendt.com)

К устранению недочётов, распознанных в ходе испытаний и постройки подводных лодок серии «IIA», германская судостроительная индустрия приступила, начав с задержки постройки заложенных 20 июля 1935 года на верфи F. Krupp Germaniawerft AG в Киле подводных лодок U 7–U 12 на два-три месяца для внесения максимума трансформаций в проект.

Не обращая внимания на то, что водоизмещение подводных лодок серии относительно с предыдущей выросло всего лишь на 15 тысячь киллограм, рост ТТХ более чем оправдал указанную выше задержку строительства – ТТХ выросли фактически во всем. При сохранении немыслимой для тех лет глубины погружения в 150 метров дальность хода в надводном положении выросла фактически в два раза, достигнув 3100 морских миль, в подводном – увеличилась до 43. Благодаря улучшениям гидродинамики рост водоизмещения лодок при сохранении мощности двигателей не только не сказался на скорости хода, но и вырос в подводном положении на 0,1 узла.

Из двадцати подводных лодок серии четырнадцать были выстроены в Киле компанией F. Krupp Germaniawerft AG ( U 7–U 12 и U 17–U 24), четыре (U 13–U 16) – в том месте же верфью Deutsche Werke AG и две – Flender Werke AG в Любеке (U 120–U 121).

В обычных условиях постройка одной лодки всех серий данного типа от закладки до ее приемки флотом занимала около полугода, рекордсменами долгостроя были разве что строившиеся в Любеке U 120 и U 121, отчисления на достройку которых по окончании спуска на воду в марте–апреле 1937-го были замороженными. Достроили их лишь в первой половине 40-ых годов двадцатого века в один момент с постройкой значительно более идеальных подлодок типа «IID» для срочного восполнения понесенных в первом периоде войны утрат.

Тактико-технические характеристики подводных лодок серии «IIВ»

Водоизмещение, тн (надводное/ подводное)

Размерения, м (протяженность/ширина/высота)

Осадка, м

Глубина погружения, м

Мощность двигателей, л.с (дизелей/электромоторов)

Большая скорость, уз (в надводном положении/в подводном)

Дальность плавания:

В надводном положении, миль/уз

В подводном положении, миль/уз

Оружие:

Торпедных аппаратов

Торпед

Мин

Артиллерия

Экипаж

279/328
42,70/4,08/8,60
3,90
150
2Х350/2Х180
13,0/7,0
3100/8
43/4
3
5
до 12 (вместо торпед)
1х20 мм зенитный автомат (установлен на протяжении модернизации)
22–24 человека

Недорогие, качественные и маневренные суда данной серии были хорошо подходят для действий на Балтике, в Северном и Тёмном морях , где добились очень важных боевых удач, отличась на протяжении минных постановок. Итогом боевой деятельности стали 84 потопленных и потерянных в следствии действий подводных лодок транспортных и запасных судов, и 14 кораблей ВМФ, в большинстве собственном советских.На протяжении военных действий сопернику удалось стереть с лица земли только пять лодок серии, одна из которых – известная U 9, на которой начинал Вольфганг Лют, – стала единственной подлодкой ВОВ, потопленной советской морской авиацией. Две лодки потопили английские суда, и еще две подорвалась на минах.

Потопленная подлодка U 9 в гавани Констанцы

Подлодка ТС-16 в доке завода им. А. Марти (Николаев)

На потерянных на протяжении войны от всех обстоятельств семи лодках серии погибло около 162 германских подводников. На торпедированном 21 января 1940 года U 22 английском фаворите «Exmouth» отдали судьбе 189 моряков – из экипажа не выжил никто. На французской подводной лодке «Doris», потопленной U 9 в мае 1940-го, погибло 45 человек.

На последней жертве подводных лодок данной серии во Второй мировой – торпедированном U 19 2 сентября 1944 г. БТЩ-410 «Взрыв» погибло 53 члена экипажа (а также все офицеры) и 22 морских пехотинца из 393 ОБМП. Раненый в ноги начальник батальона Герой Советского Союза майор Н. В. Старшинов остался в живых чудесным образом.

Таблица 1. Подводные лодки серии «IIВ» постройки F. Krupp Germaniawerft AG
(согласно данным сайта http://www.uboat.net)

Таблица 2. Подводные лодки серии «IIВ» постройки Deutsche Werke AG и Flender Werke AG
(согласно данным сайта http://www.uboat.net)

Немецкая подводная лодка U2540 или Wilhelm Bauer


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: