Гюрза на службе вмс украины

16 ноября командующий ВМС Украины адмирал Сергей Гайдук подтвердил данные о том, что Минобороны Украины возобновляет строительство артиллерийских катеров проекта 58155, более известных как «Гюрза».

Создание этих катеров было начато на Киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница» еще в октябре 2012 года, но в 2013 году работы были приостановлены по обстоятельству прекращения финансирования со стороны клиента. Помимо этого, сообщалось о наличии у клиента претензий к качеству работ подрядчика и отсутствии у подрядчика некоей необходимой документации. Возобновление работ дает основание считать, что суда готовься и войдут в строй ВМС Украины к концу 2015 года.

Бронированный катер данного типа вооружен автоматической пушкой калибром 30 мм, талантливой вести пламя среди них и по воздушным целям. Помимо этого, катер может нести на борту 120-мм противотанковые пулемёты и управляемые ракеты. Оружие размещается на двух поворотных башнях с дистанционным управлением. В арсенал экипажа, насчитывающего 6 человек, не считая личного стрелкового оружия, смогут кроме этого входить переносные ЗРК.

Наряду с этим оружие каждого отдельного катера может варьироваться в зависимости от его будущих боевых задач.

Гюрза на службе вмс украины

На фото — речной бронированный артиллерийский катер проекта 58155 «Гюрза-М»
www.srdsc.com

Катер спроектирован с применением разработки «стелс» и имеет наклонные скошенные обводы корпуса, что делает его менее заметным для радаров соперника. Оружие катера средствами для постановки дымовых завес повышает его живучесть при обстрелах — это есть важным, поскольку катер имеет лишь легкую броневую защиту и может обезопасисть экипаж только от пуль калибра 7,62 мм.

Проект 58155 был создан в Николаеве на предприятии «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» («ИПЦК») и представляет собой улучшенный вариант проекта 58150. Бронекатера данной модернизированной серии именуются «Гюрза-М» — планируется, что они станут базой речного флота ВМС Украины. Национальное предприятие «ИПЦК» — участник концерна «Укроборонэкспорт», прекрасно известный своими проектами фрегатов и конструкторскими разработками («Гетьман Сагайдачный»), сторожевых судов («Менжинский»), и участием в работах по проектированию ракетного крейсера «Москва» для ВМФ России, фрегата «Раджпут» для ВМФ Индии, других плавсредств и серии катеров для зарубежных и украинских клиентов.

С заводом «Ленинская кузница» проектировщиков связывает давешнее сотрудничество — как раз тут в 2004 году по заказу Узбекистана были выстроены два первых катера серии «Гюрза» проекта 58150. И не смотря на то, что завод специализируется в основном на постройке судов гражданского назначения, он имеет и опыт постройки боевых судов — в частности, в 90-х годах на «Ленинской кузнице» строились корветы проекта 1124.

Два первых катера проекта 58150, названные «Джайхун» и «Сайхун», употребляются Узбекистаном как малые речные пограничные суда на Амударье. В их функции входит контроль границы с Афганистаном и борьба с наркотрафиком на участке реки длиной в 150 километров.

Проект их передачи и строительства Узбекистану был профинансирован США, заинтересованными в перекрытии каналов поставок наркотиков, существующих в Центральноазиатском регионе, а также в препятствовании нелегальной миграции. Успешное исполнение договора ценой 5,6 миллионов долларов на поставку бронекатеров для Узбекистана повысило шансы украинских судостроителей на получение заказов от вторых зарубежных клиентов. Сейчас интерес к этим катерам уже был показан со стороны некоторых Африки и стран Азии.

Катер «Гюрза-М» на территории судостроительного завода перед отгрузкой клиенту
www.alternathistory.org.ua

Вопреки некоторым стереотипам, катер как малоразмерный корабль есть серьёзной, а в некоторых случаях и незаменимой боевой единицей. Значение малоразмерного флота известно еще с древних времен, а во время Северной войны русский флот сумел вытеснить шведов из устья Невы как раз благодаря применению малых кораблей ВМФ.

Во время второй мировой Дунайская флотилия катеров оказала значительную помощь сухопутным силам Красной Армии в освобождении государств Восточной и Центральной Европы. Очень нужным были катера и для армии США на протяжении войны во Вьетнаме, а успешный опыт их применения террористами и пиратами в атаках против больших судов вынуждает относиться к этому виду оружия с должным вниманием.

Относительная простота изготовления разрешает, при необходимости, создавать катера много и применять их в том месте, куда громадные суда не пройдут из-за малых глубин. Осадка катера «Гюрза-М» образовывает менее 1 метра при неспециализированном тоннаже до 50 тысячь киллограм. Два двигателя мощностью практически в 2000 л.с. делают катер «Гюрза-М» маневренной военной машиной, талантливой развивать скорость до 28 узлов (52 км/час).

Бронекатера аналогичного типа предназначены для несения боевой вахты на приграничных реках, озерах, а также в прибрежной морской территории. В список задач бронекатеров входит: патрулирование, охрана рек, борьба с малоразмерными судами соперника, защита береговых стационарных и плавучих гидротехнические объектов и сооружений, содействие десантным и пограничным группам, обеспечение безопасности мореплавания, и содействие в вопросах разведки, снабжения и доставки. При необходимости катер способен нападать и такие объекты как бункеры, строения, мосты, автотранспорт, легковооруженные военные машины.

Катер серии «Гюрза-М», вид спереди. Маскировочная раскраска катера зависит от преобладающих цветов береговой линии
www.dumskya.net

Украина располагает довольно маленьким катерным флотом — в строю насчитывается около двух десятков армейских катеров, включая рейдовые, водолазные, вспомогательные и учебные. Сугубо боевых (артиллерийских и ракетных) катеров у ВМС Украины имеется в наличии всего пять и две единицы соответственно. Наряду с этим боеготовность и техническое состояние этих судов приводят к большим сомнениям, поскольку их возраст образовывает около двадцати лет.

Местом базирования речного дивизона боевых катеров выбрана гавань Западной военно-морской базы ВМС рядом от Одессы.

Правительство Украины предполагает продолжить развитие катерного флота страны в основном методом модернизации оружия на уже имеющихся судах. Об этом в октябре 2014 года заявил украинский президент Петр Порошенко. Президент уверен в том, что в сложившихся событиях модернизация существующего флота есть более обоснованным ответом, чем строительство новых судов.

Как информирует пресс-служба президента, статьи затрат на установку и закупку на судах современного точного оружия уже запланированы в гос бюджете на 2015 год.

В отношении продолжения строительства катеров серии «Гюрза» обстановка может сложиться успешнее , если будут привлечены дополнительные источники финансирования. Сейчас известно о замыслах правительства до 2017 года выстроить и ввести в строй еще 9 катеров данной серии.

Важность развития как раз этого направления подчеркивает бывший помощник военного министра Украины, адмирал ВМСУ адмирал Игорь Кабаненко: «Мы можем достаточно скоро вернуть катерную составляющую отечественного флота. Это, кстати, не новый подход так называемой стратегии канонерок либо джонок, как в Китае, где они доказали собственную эффективность. Это не требует огромного количества ресурсов – это требует лишь понимания, правильной расстановки и воли приоритетов.

Так называемый «москитный флот» возможно достаточно действенным. На мой взор, игнорирование важности ВМС в новых геополитических условиях может привести к непоправимым последствиям».

Полигон. Выпуск №33. ВМС Украины, часть 1


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: