Год 1920-й: битва за азовское море. часть iii

По окончании летних боев в акватории и на берегах Азовского моря обе стороны не планировали брать передышку – началась осенняя кампания 1920 года. Эти события полны парадоксов: они продемонстрировали, что победа в морском бою сама по себе не снабжает владения морем, а также господство на море ничего не означает в том месте, где финал войны решается на суше…

Последнее наступление Врангеля

12 сентября 1920 года было подписано советско-польское соглашение о перемирии, а 21 сентября в Риге возобновились мирные переговоры. В данный же сутки Реввоенсовет Республики решил о формировании Южного фронта (вместо Юго-Западного) в составе 6-й, 13-й и 2-й Конной армий – командующим новым фронтом назначался М. В. Фрунзе. Было разумеется, что по окончании ликвидации Польского фронта Красная Армия кинет собственные главные силы против Врангеля, исходя из этого руководство Русской Армии решило упредить соперника и ударить первым – перед тем, как обстановка на фронте станет неисправимой.

Наступление началось 14 сентября ударом 3-го конного корпуса на правом крыле фронта на участке Пологи–Ногайск с целью предстоящего выхода на Юзовку (сейчас – Донецк) и Мариуполь. 40-я и 42-я дивизии 13-й советской армии были разбиты и в беспорядке отошли на восток.

Для помощи приморского фланга белых предотвращения и войск вероятных действий красных судов к северному побережью Азовского моря отправились канонерки «Урал», «Салгир», «Гайдамак» и «Джигит», и катера «Петерель» и «Дмитрий Храбрец». 14 сентября по окончании полудня белые суда обстреляли гавань Бердянска, где, по сведениям разведки, красные сосредотачивали суда для высадки десанта в Геническ.

Год 1920-й: битва за азовское море. часть iii

Канонерская лодка «Буденный». Ялта, начало 20-х годов
Источник – издание «Гангут», №28/2001

В действительности никакого десантного отряда тут не было, но уже в 10:30, через два часа по окончании сообщения о появлении соперника у Бердянска, начальник Действующего отряда Азовского моря (так сейчас именовалась Азовская флотилия) С. А. Хвицкий вывел в море собственные суда: канонерские лодки («Буденный», «Красная Звезда», «Свобода и» Знамя «Социализма») в сопровождении сторожевых судов «Данай», «Пролетарий» и «Пугачев» (либо «Троцкий» – эти различных источников расходятся). Канонерка «Знамя Социализма», самая быстроходная в отряде (10 узлов), взяла на буксир «Свободу» (4 узла), в итоге скорость перемещения красных сил выросла до 7 узлов.

Канонерская лодка «Свобода»
Источник – Г. А. Бутаков. Бой у косы Обиточной
Эскадры соперников видятся

В то время, когда отряд Хвицкого в 19:45 подошел к Бердянску, белых судов тут уже не было – пост наблюдения на Бердянской косе сказал, что они ушли на запад. Хвицкий решил продолжить погоню, благо на закатном горизонте показывались дымы. Ночью красный отряд обогнул долгую Обиточную косу и в рассветных сумерках нашёл за ней стоящие на якорях суда – это были «Джигит» и «Салгир», и катера «Петерель» и «Дмитрий Храбрец».

15 сентября в 6:40 с дистанции в 40 каб суда Хвицкого открыли огонь, но попаданий не имели. Из-за низкого качества запальных трубок темп стрельбы был низким. На «Красной Звезде» из строя вышли оба орудия – 130-мм и 102-мм.

Бой у Обиточной косы 15 сентября 1920 года, две фазы сражения
Источник – Морской Атлас. Том III. Часть вторая

В 7:30 Хвицкий решил выйти из боя и развернул на юг, причем белые суда вели пламя , пока расстояние не выросла до 85 каб. Ассистент флагманского артиллериста отряда И. С. Фоменко на быстроходном «Данае» (12 узлов) обошел все суда и предпринял меры по ремонту артиллерии.

В 10:25 бой возобновился – на текущий момент к белому отряду присоединились канонерки «Гайдамак» и «Урал», и эсминец «Звонкий», державшийся вне колонны по ее левому борту. Потому, что белый отряд имел намного больший движение (9 узлов против максимум 7), разумеется, что новое сближение случилось по инициативе его начальника – главы оперативного отдела штаба Азовского отряда капитана 2-го ранга Б. В. Карпова. Но боя хотели обе стороны – в противном случае Хвицкий, отряд которого в первой фазе боя был мористее соперника, ушел бы на восток, а не на юг.

Ледокол №2, потом – белая канонерская лодка «Гайдамак»
Источник – издание «Гангут», №28/2001

В сумме красные суда имели шесть 130-мм, три 102-мм и пять 75-мм орудий, и четыре 76-мм зенитки и три 57-мм пушки. Оружие белых советской стороной оценивалось в пять 152-мм орудий, три 75-мм и два 47-мм. В действительности оно было мало замечательнее: самые тихоходные «Урал» и «Салгир» имели по два 152-мм орудия, «Гайдамак» – одно 152-мм и два 75-мм орудия, «Джигит» – одно 102-мм орудие. Наряду с этим два последних корабля (бывшие портовые ледоколы) были больше и быстроходнее, развивая до 12 узлов.

Однотипные катера «Петерель» и «Дмитрий Храбрец» несли по одному 47-мм орудию, а эсминец «Звонкий» – два 75-мм орудия и три торпедных аппарата (действительно, без торпед).

Сутки был ясный и солнечный, дул легкий юго-восточный ветер. Советские канонерки шли строем кильватера со скоростью всего 5 узлов, имея соперника слева; сторожевые суда для безопасности держались правее. Белый отряд неспешно обгонял красных.

В целом оба отряда держали курс на Керченский пролив.

Ледокол №3, потом – белая канонерская лодка «Джигит»
Источник – издание «Гангут», №28/2001

Стрельба была начата с дистанции 65 каб, белые сосредоточили пламя по головной канонерке «Буденный». Боеприпасы ложились кучно, но попаданий не имелось, только один моряк был ранен осколками. К 11:30, появлявшись впереди советской колонны, белый отряд начал поворачивать вправо для охвата ее головы, делая хороший прием «кроссинг Т».

В ответ красные суда также отвернули вправо. Тем временем на «Буденном» перехватили радиограмму открытым текстом: «Эскадренному миноносцу атаковать неприятельские суда». Зная, что у «Звонкого» нет торпед, Хвицкий поднял сигналы, приказывавшие сторожевым судам открыть огонь по миноносцу и перенести на него пламя 102-мм пушек. «Звонкий», идя 24-узловым ходом, пересек курс советской колонны, ушел вправо и больше в сражении не принимал участие.

Тем временем расстояние между соперниками сократилось до 30 каб, и в 12 часов канонерская лодка «Знамя Социализма» взяла попадание 152-мм боеприпаса. По счастью, боеприпас прошел полностью, перебив питательные трубы котлов; были не легко ранены старший механик Ф. Лавриненко и старший машинист Ф. Погуляев, легко – кочегар Сковорода. Лодка лишилась хода и выкатилась из строя, а шедшей у нее на буксире «Свободе» было нужно обрубить буксирный канат.

Но пробоины на «Знамени Социализма» были оперативно заделаны, лодку взяла на буксир «Красная Звезда», а раненых моряков перенесли на сторожевик «Данай», откуда вместо приняли механика.

Скорость советской колонны упала до 2 узлов, но бой длился. В 12:45 130-мм боеприпас с «Красной Звезды» попал в кормовую часть «Салгира», шедшего в колонне белых судов вторым. Канонерка запарила, утратила движение и стала заметно оседать на корму. К ней подошел флагманский «Урал» и начал снимать команду (по некоторым данным, сейчас ему боеприпасами снесло рангоут). Начальник «Салгира» лейтенант Вирен (сын адмирала Р. Н. Вирена) покинул собственный корабль одним из первых.

Не успев снять целый экипаж, «Урал» дал полный движение и вышел из боя. К 13 часам «Салгир» затонул.

Колесный тральщик Т-260, потом – канонерская лодка К-3 «Салгир», потопленная у Обиточной косы
Источник – издание «Гангут», №28/2001

В то время, когда белый отряд лишился сходу двух судов, Хвицкий приказал перенести пламя на «Гайдамак». С красных судов замечали одно близкое падение боеприпаса, по окончании которого вражеская канонерка отвернула в сторону, но позже опять возвратилась на курс. К 13:30, в то время, когда на юге уже открылся мыс Казантип, бой закончился: белая эскадра, увеличив скорость, легко оторвалась от красных и ушла в Керчь.

В один момент навстречу ей из Керчи было выслано подкрепление – нефтяной эсминец «Неспокойный» (типа «Новик») и канонерка «Страж». На выходе из пролива «Неспокойный» подорвался на двух минах и повредил один из винтов. Повреждения от мин «Рыбка» с их маленьким зарядом были малыми, эсминец сохранил боеспособность и ход, но его начальник счел за лучшее возвратиться в Керчь.

Отряд Хвицкого развернулся назад и двинулся на Мариуполь. На месте смерти «Салгира» из воды торчала мачта, с которой красным сторожевиком «Пугачев» было снято три человека: старший навигатор канонерки лейтенант Олтаржевский, кочегар и сигнальщик. Еще трое либо четверо моряков утонули.

К этому времени на «Знамени Социализма» удалось исправить машину, Хвицкий приказал соединить все суда буксирами, и эскадренный движение увеличился до 3 узлов. К вечеру отряд подошел к Нижнему Бердянскому маяку, а утром 16 сентября возвратился в Мариуполь.

Бой у Обиточной косы. Живописец – Г. В. Горшков
Источник – Г. А. Бутаков. Бой у косы Обиточной
Победа, которая ни на что не повлияла

Значение боя у Обиточной косы оценить непросто. С одной стороны, он окончился победой красных, с другой – стало ясно, что советские канонерки имеют очень низкий движение и мало приспособлены к активным действиям: соперник имел возможность навязать им бой где и в то время, когда захочет. Однако, красные показали собственный господство в северной части Азовского моря, и эффективность тактики активных минных постановок.

Белое руководство (по показаниям военнопленного лейтенанта Олтаржевского) минными постановками пренебрегало, считая их оружием не сильный стороны.

Налет на бой и Геническ у Обиточной косы привели к беспокойству белого морского руководства. Н. Н. Машуков был отстранен от управления Азовским отрядом и заменен прибывшим с Дальнего Востока капитаном 1-го ранга М. А. Беренсом (младшим братом бывшего начальника Морских сил Советской Республики Е. А. Беренса). В состав отряда вошли нефтяные эсминцы типа «Новик», угольные эсминцы взяли торпеды, а транспорты с зерном стали сопровождаться кораблями ВМФ.

К примеру, 24 сентября с этими целями в Азовское море выходили эсминцы «Наглый» и «Неспокойный» вместе с канонерками «Кавказ» и «Гайдамак».

Турбинный эсминец «Наглый», вид по состоянию на 1916 год
Источник – Ю. В. Апальков. Боевые суда русского флота 8.1914 г. – 10.1917 г. Справочник. СПб, 1996

Тем временем сухопутное наступление Врангеля развивалось удачно, еще раз показав, что действиями на суше намного легче поменять обстановку на море, чем морскими действиями – обстановку на суше. Левый фланг 40-й советской стрелковой дивизии еще удерживал Бердянск, но севернее главные силы конного корпуса генерала Абрамова прорвались на большом растоянии в сторону Юзовки. Взаимосвязь Мариуполя со штабом 13-й армии была утрачена и поддерживалась лишь через штаб Кавказского фронта.

Для защиты подступов к Мариуполю была направлена Морская экспедиционная дивизия, а 22–26 сентября ко мне из Ейска на судах была переброшена 2-я Донская дивизия (8000 сабель и штыков, 16 орудий и обоз), наряду с этим одна баржа с пулеметной командой подорвалась на собственной же мине и затонула.

Красные оставляют Мариуполь

26 сентября белые заняли Волноваху, перерезав железную дорогу, ведущую на север, почему закончился подвоз угля для флотилии. Сам Мариуполь был на грани окружения. На следующий сутки глава Морских сил Тёмного и Азовского морей А. В. Домбровский отдал приказ об эвакуации Мариуполя и Бердянска и взрыве 152-мм и 203-мм батарей.

Сейчас единственной защитой прохода в Таганрогский залив оставались минные заграждения – всего до сентября 1920 года тут было выставлено свыше тысячи мин в пять линий.

Частям 2-й Донской и Морской экспедиционной дивизий предписывалось отойти на другой берег реки Кальмиус – не обращая внимания на протесты И. К. Кожанова, вычислявшего, что дивизия может удержать позиции западнее Мариуполя. Но глава 2-й Донской дивизии Б. К. Колчигин отказался от предложения Домбровского оборонять город изолированно, снабжаясь по морю.

28 сентября по окончании полуночи суда Азовской флотилии вышли в море, где встали на рейд, дабы не проходить минные поля ночью. С восходом солнца они двинулись в Таганрог. В 11 часов утра белые вошли в Мариуполь, а после этого ударом в стык 1-й и 2-й бригад Морской дивизии заняли село Сартана, прорвав новую линию обороны красных на реке Кальмиус. Дивизии было нужно отойти к Новониколаевской.

Глава Морских сил Республики А. В. Немитц задним числом одобрил ответ Домбровского об оставлении Мариуполя, не смотря на то, что оно противоречило распоряжениям нового командующего фронтом М. В. Фрунзе.

К этому времени у Бердянска собрался целый белый Азовский отряд, к которому присоединились суда, ранее конвоировавшие транспорты с зерном. Дабы совсем закрепить владение северной частью моря, ко мне на буксире был приведен броненосец «Ростислав» со взорванными автомобилями. Его поставили на якорь на 24-футовой глубине около Бердянска, в будущем корабль предполагалось перевести в горловину Таганрогского залива (в проход между косами Белосарайская и Продолжительная).

Броненосец «Ростислав» в 1915 году
Источник – Ю. В. Апальков. Боевые суда русского флота 8.1914 г. – 10.1917 г. Справочник. СПб, 1996

Следующим этапом должен был стать прорыв в Таганрогский залив, для этого в его устье были сосредоточены все имевшиеся силы: нефтяные эсминцы «Наглый» и «Неспокойный»; угольный эсминец «Живой»; канонерки «Грозный» (флаг начальника отряда), «Урал», «Джигит», «Наездник», «Страж», «Кавказ» и «Гайдамак»; тральщики «Дмитрий Храбрец», «Граф» и «Успех Игнатьев»; минный транспорт «Смоленск»; угольщик «Батум», и сторожевые и вспомогательные суда. Примечательно, что для экономии нефти эсминцы типа «Новик» часть пути прошли на буксире.

Прорыв через минную позицию начался 28 сентября – в сутки занятия белыми Мариуполя. в первых рядах белой эскадры шли тральщики. В 16 часов подорвался на мине и затонул «Дмитрий Храбрец» (80 т), в ночь с 28 на 29 сентября подорвались и погибли «Успех» (Т-247, бывший колесный буксир в 400 т) и «Граф Игнатьев». Больше тральщиков у эскадры не было, операцию было нужно остановить, а «Ростислав» послать обратно в Керчь.

Но вечером 29 сентября к белым прибыл перебежчик – глава советского Управления безопасности кораблевождения Ломан, имевший с собой карты минных полей. Пользуясь ими, эскадра свободно прошла к Мариуполю и встала на рейд у входного буя; в гавань вошла одна канонерка.

Борьба за Таганрогский залив

Казалось, кампания на Азовском море закончилась победой белых. 30 октября командующий Морскими силами Республики А. В. Немитц дал Азовской флотилии приказ: прекратить боевые действия, а морскую артиллерию, мины и все технические запасы эвакуировать в Царицын. Морская и 2-я Донская дивизии, и часть сил 40-й стрелковой дивизии были объединены в Таганрогскую группу армий, временно подчиненную Кавказскому фронту, надежная сообщение с которым сохранялась.

Но, уже на следующий сутки данный приказ был отменен, а глава Действующего отряда Азовской флотилии Хвицкий получил от главы Морских сил Тёмного и Азовского морей распоряжение произвести разведку к западу от Кривой косы, узнать состав противостоящих морских сил соперника, установить наблюдение за проходами через тыловое минное заграждение и подготавливаться к наступательным операциям.

Тем временем положение на суше быстро изменялось. К 2 октября наступление Врангеля на Донбасс было остановлено по всему фронту, а главные силы белых – переориентированы на левый фланг, под Александровск (для выхода и форсирования Днепра на Левобережную Украину). Пользуясь этим, Фрунзе нанес сопернику глубочайший «укол рапирой».

2 октября 9-я кавалерийская дивизия прорвала фронт юго-восточнее Синельниково и, пройдя за день более чем 70 км, 3 октября заняла станцию Розовка глубоко во врангелевском тылу (50 км северо-западнее Мариуполя). Тылы белых были дезорганизованы, снабжение нарушилось. В тот же сутки Таганрогская несколько атаковала и 6 октября снова заняла Мариуполь.

Фрунзе телеграфировал Ленину: «Угрозу Донбассу можно считать ликвидированной». Только к 10 октября продвижение Таганрогской группы красных было остановлено на подступах к Бердянску.

6 октября группа из 19 белых судов подошла к Кривой косе и начала обстрел берега. Сделав вывод, что соперник планирует высаживать десант, Хвицкий вывел в море собственный отряд – 6 канонерок, 3 плавбатареи с буксирами, 4 сторожевых катера и 2 судна-истребителя. Но обе стороны проявляли осторожность, избегая двигаться навстречу сопернику. Боя так и не произошло. Советские самолеты бомбили октября и 7 противника рассказали о двух попаданиях, а также, в миноносец.

Помимо этого, в данный сутки в 7 милях от Мариуполя подорвался на минах и затонул белый угольщик «Батум». В эти же дни (разумеется, при минных постановках) на советском заграждении устье Таганрогского залива погиб белый минный транспорт «Смоленск».

9 октября обстрел белыми Кривой косы повторился. Опять красная флотилия вышла в море – и опять стороны избегали боя. Штаб Южного фронта высказал предположение, что белая флотилия пробует прорваться в Таганрогский залив для высадки десанта, но целью этих действий было только прикрытие собственных минных постановок у Ейска и Мариуполя. Убедившись в эффективности минного оружия, морское руководство белых решило перекрыть красным выход из Таганрогского залива.

8 октября эсминец «Неспокойный» выставил 25 мин у Мариуполя (на траверзе Сартаны). После этого канонерка «Гайдамак» для экономии нефти забрала его на буксир и двинулась к выходу из залива. В 22 часа оба корабля с ходу вылетели на мель у Белосарайской косы – мелкосидящему «Гайдамаку» удалось скоро сняться с нее, а эсминец сел прочно, и для его защиты на косу высадился десант.

Эсминец «Неспокойный» (однотипный с «Наглым»)
Источник – niklife.com.ua

К этому времени красная флотилия уже успела вернуть тут пост связи. 9 октября в 14 часов он сообщил в штаб флотилии о севшем на мель эсминце типа «Новик» и о том, что в море насчитывается 17 неприятельских судов. Из Москвы приказали выслать к Белосарайской косе суда и принять самые энергичные меры для захвата эсминца.

Но стало известно, что у красной флотилии нет подходящих тральщиков: мобилизация пароходов для этих целей началась лишь в сентябре, а до этого в качестве тральщиков употреблялись катера-истребители, использование которых сейчас было затруднено нехорошей погодой. Вывести флотилии к устью Таганрогского залива удалось лишь 13 сентября – к этому времени белые успели снять корабль с мели. Глава Революционного военсовета Республики Л. Д. Троцкий негодовал, что потерян столь полезный трофей – современный турбинный эсминец.

Перелом на суше, бездействие на море

В середине октября 1920 года руководство Южного фронта снова начало планировать общевойсковое наступление против врангелевских армий. В этом случае его целью было ударом с Каховского плацдарма отрезать главные силы армии Врангеля от перешейков и разгромить их прямо в Северной Таврии. 18 октября Азовская флотилия снова получила приказ о подготовке десанта в Геническ (в двухнедельный срок). Помимо этого, было предписано ускорить очистку Таганрогского залива от вражеских мин.

На протяжении этого траления 25 октября у Ейска подорвался и затонул тральщик «Зиновьев» (бывший колесный буксир «Павел Коцебу» 1869 года постройки, 116 брт).

20 октября Морская дивизия была отведена с фронта в Мариуполь, а после этого переброшена в Ейск для пополнения. В Ростов для управления морскими операциями прибыл А. В. Немитц. 31 октября он приказал подготовить боевые суда флотилии к выходу в море 2 ноября, а транспорты – к 3 ноября.

Южный фронт начал атаку еще 28 октября. К финалу следующего дня 51-я дивизия 6-й армии, наступавшая с Каховского плацдарма, достигла Перекопа, а введенные в прорыв части 1-й Конной армии были на подступах к Чонгару. Врангелевским армиям было нужно сниматься с позиций по всему фронту и прорываться в Крым с боем.

Части 13-й армии к финалу 30 октября вышли к Мелитополю. С 31 октября по 2 ноября у Чонгарского полуострова развернулись тяжелые битвы, на протяжении которых главным силам Русской Армии удалось отойти в Крым, не смотря на то, что лишь военнопленными в Северной Таврии она утратила около 20 000 человек. 3 ноября Геническ был занят подошедшими с севера красными армиями, битвы на перешейках временно затихли.

Северная часть Азовского моя от Геническа до устья Миуса. Карта глубин 1855 года
Источник – Л. Г. Конкевич. Летопись крушений и других бедственных случаев армейских судов русского флота. СПб, Типография Морского министерства, 1874

Следующим этапом должен был стать штурм Крыма. Азовская флотилия не смогла принять участия в битвах за Северную Таврию и сейчас прилагала все усилия, дабы успеть к последней операции. 3 ноября Фрунзе "настойчиво попросил" от Немитца не позднее 7 ноября перевести в район Геническа канонерки и плавбатареи, перекрыть данный район минными заграждениями с моря и установить артиллерию на косе Бирючий остров.

4 ноября Немитц из Ростова доложил, что из-за очень холодной погоды Таганрогский залив рано покрылся льдом, что очень затрудняет траление фарватеров для выхода судов. В данный сутки Действующий отряд флотилии в составе 9 канонерок вышел из Таганрога в море, но был должен возвратиться из-за негативной ледовой обстановки – согласно расчетам Немитца, в этих условиях путь до Геническа должен был занять пять дней.

Фрунзе собирался поддержать наступление на Перекопе и Чонгаре атакой через Арабатскую стрелку, а для этого требовалось содействие флота. 5 ноября он приказал наступать левофланговой 4-й армии по Арабатской стрелке с предстоящим выходом в тыл Чонгарским позициям белых. Потому, что данной операции мешали находившиеся у Геническа суда соперника, Азовская флотилия должна была прибыть ко мне не позднее 9 ноября.

8 ноября красная флотилия снова постаралась выйти из Таганрога, но стало известно, что толщина льда тут образовывает уже 15 см – его еле преодолевала кроме того канонерка «Знамя Социализма» (бывший ледокол «Донские Гирла»). Фрунзе с грустью констатировал:

«Убедившись, что на скорое прибытие отечественного флота надежды нет… я с величайшим сожалением отказался от намерения применять для удара Арабатскую стрелку… приходилось возлагать все надежды на прямую атаку в лоб Перекопских и Чонгарских позиций».

Штурм Перекопа начался в ночь с 7 на 8 ноября. Три дня длились тяжелые битвы, 11 ноября позиции белых были прорваны в один момент на Чонгаре и Перекопе, а 9-я стрелковая дивизия красных переправилась на Арабатскую стрелку недалеко от Геническа.

Утром 10 ноября красная Азовская флотилия снова вышла в море. В этом случае командующий решил идти по непротраленному пути, поскольку применять тральщики было нереально. Однако, во льдах суда двигались весьма медлительно: за пять дней удалось продвинуться только на 25 миль к западу от Беглицкого маяка. Наряду с этим три канонерки и три сторожевых судна взяли рулей и повреждения корпуса, на исправление которых требовалось пара дней.

В итоге к 18 ноября флотилия смогла дойти лишь до Мариуполя. К этому времени кампания в Крыму завершилась: 14 ноября была занята Феодосия, 15 ноября – Севастополь. В данный же сутки последние белые войска эвакуировались из Керчи, уведя с собой большая часть судов Азовского отряда.

Гражданская война в Европейской России закончилась.

Начиная с сентября 1920 года, главные события кампании происходили на суше – не обращая внимания на всю активность, флот не имел возможности реально повлиять на ход военных действий. Прекрасная победа красных у Обиточной косы привела к в морском руководстве белых, но никак не сказалась на сухопутном фронте, где решался финал борьбы.

литература и Источники:

  1. Н. П. Липатов. 1920 год на Черном море. М.: Воениздат, 1958
  2. К. В. Агуреев. Разгром белых армий Деникина. М.: Воениздат, 1961
  3. А. А. Соболев. Красный флот в гражданской войне 1918–1920 г. Л., 1924
  4. Г. А. Бутаков. Бой у косы Обиточной. М.: Воениздат, 1970
  5. С. С. Бережной. вспомогательные суда и Корабли советского ВМФ (1917–1927 гг.). М.: Воениздат, 1981
  6. В. П. Заблоцкий. «Малоизвестная война» на Азовском море // Гангут, №28, 2001
  7. Флот в Белой борьбе. Сборник. М.: Центрполиграф, 2002
  8. Морской Атлас. Том III. Часть вторая. ГШ ВМФ, 1966
  9. Гражданская война в Российской Федерации: Черноморский флот. М.: ACT, 2002
  10. Гражданская война в СССР. В двух томах. Том второй. М.: Воениздат, 1986

Великая Война. 10 Серия. От Днепра до Одера. StarMedia. Babich-Design


Темы которые будут Вам интересны: