Голос войны: пять советских артисток, чьи песни привели к победе — «культура»

Голос войны: пять советских артисток, чьи песни привели к победе - «культура»

Клавдия Шульженко

Великая Отечественная война вошла в историю как самая кровопролитная из всех. Миллионы человек отдали собственные жизни для одного — победы над фашистскими захватчиками. Нереально перечислить все то, через что было нужно пройти советским людям.

Фронтовики и те, кто трудился в тылу на благо огромной страны в течении мучительных четырех лет, прошли продолжительный путь. С началом войны кино, музыка и театр, казалось бы, ушли в затишье, но в конечном итоге это было не так. Артисты творили мастерство — вечное, живое… События тех лет – это не только артиллерийский шум, но и песни, талантливые вдохновлять на подвиги.

В связи с Днем Победы SPLETNIK.RU решил отыскать в памяти советских дам, творчество которых без сомнений отыскало отражение в сердцах тех, кого застала война.

Клавдия Ивановна Шульженко

В случае если приехала Шульженко, значит, на следующий день идем в наступление, — так отзывались о певице армейские. Имя Клавдии Шульженко было знакомо всем фронтовикам. Она одна из тех, кто начал выступать перед воинами сначала войны. В первой половине 40-ых годов двадцатого века, джаз-оркестр с участием Шульженко делается фронтовым джаз-ансамблем.

А чуть позднее появилась известная композиция светло синий платочек, ставшая одной из основных во фронтовое время.

Клавидия Ивановна добровольно гастролировала в течении четырех лет. Лишь на протяжении 900-дневней блокады Ленинграда Клавдия вместе с ансамблем дала более ста концертов как в самом. Тяжело поверить, что 12 июля 1942 года ей кроме того удалось спеть на сцене Ленинградского Дома Красной Армии (затем выступления ей вручили медаль За оборону Ленинграда).

Кое-какие музыкальные критики, потом разбиравшие творчество Шульженко, утверждали, что именно в годы войны она сформировалась как артистка. В ее репертуаре больше не было места случайным песням. Голос Клавдии стал целебным бальзамом для всех тех, кто бился за победу.

светло синий платочек,Приятели-однополчане, Давай закурим — эти и многие другие композиции были всеми разучены наизусть.

Клавдия Шульженко. Кадр из видеоролика

Клавдия Шульженко

Любовь Петровна Орлова

Ее вычисляли примадонной советского кино. Любовь Петровну отличала аристократическая наружность и поразительно мелодичный голос. Многие не забывали ее по музыкальным комедии, как Радостные парни, Цирк, Волга, Волга. Собственные потрясающие певческие эти звезда с успехом перенесла не только на экраны, но и в судьбу.

В годы войны Орлову, как и Шульженко, не остановил ужас перед лицом смертельной опасности. Она гастролировала по стране и успела выступить под Москвой, Киевом, Курском и не только.

Поговаривают, что Орлова так вселяла уверенность в бойцов, что это стало предлогом для недовольств в фашистских кругах. Немцам казалось страно необычным, что, не обращая внимания на шедшие битвы, фронтовики все равно отправлялись на полевые концерты. Говорят, что фашисты пробовали убить Орлову: по окончании одного из выступлений артистке вручили букет белых роз с отравленными шипами.

В итоге у звезды началось заражение крови, и ее только чудесным образом удалось спасти — благодаря вмешательству Сталина, что затребовал лучших советских и европейских медиков.

И хоть война шла семимильными шагами и не жалела никого, артистка самоотверженно занималась любимым делом, в 1941-42 годах кроме того успевала иногда оказаться на съемках на Мосфильме.

Любовь Орлова

Лидия Андреевна Русланова

Лидия Русланова – еще одна дама, вклад которой в годы войны вряд ли возможно переоценен. Гвардии заслуженый артистка – вот как раз так нарекли ее фронтовики. Тяжело представить, как Лидии Андреевне вместе с остальным коллективом удалось дать свыше тысячи концертов за четыре года войны. Она оказалась не только на фронте, но и в тылу — прежде всего, в больницах.

Люди кроме этого собственными силами строили концертные площадки, куда все, у кого была возможность, имели возможность приходить и подпевать Руслановой. В таких ситуации казалось, что победа уже близко, а, может, что и не было войны вовсе.

Мама на протяжении войны не вылезала практически с фронта. Она кроме того на лыжах передвигалась из одной части в другую, дабы дать концерт. На протяжении войны мама подарила армии две батареи Катюш,

— вспоминала Маргарита Крюкова, дочь Лидии Руслановой.

Вправду, на собственные заработанные до начала войны деньги Русланова купила Катюшу, которая в недалеком будущем была послана на Первый Белорусский фронт, где кроме этого был супруг артистки.

Русланова неоднократно говорила, что вместе с композицией Валенки не подшиты, стареньки (эта песня стала визиткой артистки) они дошли до самого Берлина. На последнем концерте, что советская звезда давала вместе с ансамблем, с Лидией Андреевной приключился памятный случай.

Я пою русскую песню Степь широкая и вижу, что кто-то расталкивает людей, все ближе пробирается к нам. И внезапно кидается прямо на ступени. Сходу определила его, хоть и возмужал он, офицером стал, вся грудь в орденах. Выжил.

Подняла его руку и крикнула: Смотрите! Вот русский воинов! Умирая, он верил в Победу. И он дошел до Берлина. Он взял верх,

– говорила об одном из выживших бойцов Русланова.

Лидия Русланова

Сначала военных действий артистка в составе одной из ведущих концертных бригад выступала совместно Владимиром Хенкиным, Михаилом Гаркави и могими вторыми. Главой сформировавшегося ансамбля был директор Центрального дома искусств Борис Филиппов. Русланова имела возможность отказаться от концертов еще в первые дни войны, поскольку приходилось репетировать в катастрофических условиях.

Кое-какие дома культур, где планировали музыканты, пребывали под обстрелом, но они продолжали подготовку.

Посыпались бомбы, затрещали пулеметы, задрожала почва от взрывов…Наблюдаю, никто и ухом не ведет, слушают, как в Колонном зале. Думаю, имне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже…В общем, налет нацистов выдержала, программу довела до конца,

— так вспоминала Русланова собственный первое большое выступление под Ельней.

Как позже говорила певица Тамара Ткаченко, многих солдат ничто не имело возможности остановить от того, дабы пойти и послушать Русланову. По словам, артистки, выступавших неизменно тепло встречали и сопровождали концерты бурными аплодисментами.

Одно из основных мобильных выступлений Лидии Андреевны произошло у стенку Рейхстага 2 мая (меньше семь дней оставалось до составления Реймского подписания и договора Акта о безоговорочной капитуляции Германии). Один из участников боевых событий, Борис Уваров, делился скоро, что это был впечатляющий концерт.

Сперва запел отечественный казачий хор, позже Русланова… Ком в горле поднялся,слез не сдержать. Но не только со мной такое. Храбрецы, орлы фронтовые, нагруди тесно от призов, плакали не стыдясь.

И заказывали, заказывали своипесни – кто сибирские, кто про Волгу-матушку…

Маршал СССР Георгий Жуков, ставший случайным участником концерта, по окончании выступления Руслановой подозвал ее к себе, снял со своей груди почетный орден и вручил Лидии Андреевне. Память о славных днях в Берлине артистка решила увековечить собственной подписью на колонне Рейхстага.

Валерия Владимировна Барсова

Валерия Барсова (урожденная Калерия Владимирова) была одной из самых выдающихся советских певиц. О ней мы знаем, к сожалению, не так много, но доподлинно как мы знаем, что с 1920-го по 1947 годы она являлась солисткой Громадного театра СССР. Валерия Владимировна внесла громадный вклад в развитие мастерства.

Выдающаяся камерная певица за годы служения красивому собрала репертуар из более 600 композиций.

К моменту начала войны Барсова уже давно сложилась как артистка, и ее выступления посещали целыми семьями. Она была пронзительна и неповторима в собственных сценических образах. И данный творческий накал звезда сохранила и в годы войны.

Артистам Громадного театра было нужно непросто в те годы: первые пара месяцев строение пустовало, потому, что пребывать в нем было небезопасно. Всем выступавшим было нужно переместиться в другие концертные залы и в том месте готовить номера. К началу 1943 года в Дворце культуры имени Куйбышева уже произошло более двух десятков балетных и оперных пьес, в которых учавствовала и Валерия Барсова.

Валерия Барсова

Валерию Барсову прозвали русским соловьем: ее пение было необыкновенным, а в годы войны стало по-настоящему особым. Репетиции в холодных, неотапливаемых помещениях имели возможность отразиться на певческих данных артистки, но, к счастью, этого не случилось. Необходимо подчеркнуть, что вместе с остальными Валерия Барсова все же отправилась на фронт, где ей, так же как и вторым, необходимо было вселять в бойцов веру и надежду в их личные силы.

Концерты, каковые успевали давать артисты в более-менее надёжных городах, служили в качестве денежной помощи. Деньги, вырученные с выступлений, направлялись в Фонд обороны на постройку танков и самолетов. Лишь одна Валерия Барсова дала из собственных сбережений пара десятков тысяч рублей.

А всего было собрано более трех миллионов рублей.

Антонина Васильевна Нежданова

Антонина Нежданова входила в число тех артистов, которым удалось пережить не только Великую Отечественную войну, но и Первую мировую. Еще задолго до начала армейских событий о ней многие знали. Она в свое время успела побывать на гастролях за рубежом.

К примеру, в 1912 году она отправилась выступать в Париж, а уже через десятилетие Антонина Васильевна гастролировала по Западной Европе.

Неждановой предлагали уехать и жить на Западе, но она так была привязана к Отчизне, что не имела возможности решиться на это. Вряд ли артистка догадывалась тогда, какие конкретно ужасные времена грядут и какое количество крови будет пролито за мир, что и она а также прославляла. Ее ласковый, но звонкий голос был знаком многим советским людям, композициями в ее выполнении заслушивались. На радио всегда звучали всем в далеком прошлом привычные песни.

И не смотря на то, что к началу войны Неждановой уже шел 70-й дюжина и она, в отличие от вторых, более молодых артисток не гастролировала по фронтовым местам, мы не могли не отыскать в памяти имя данной превосходной артистки. Собственными композициями она еще задолго до начала войны вдохновила бойцов сражаться за родные почвы. Кое-какие фронтовики вспоминали, что Антонина Васильевна, не обращая внимания на нехорошее самочувствие, выступала по радио (до 1941 года она делала это реагулярно).

Последний концерт Неждановой на радио состоялся 4 августа 1943 года – в тот самый период, кода сзади уже был Сталинград, но деятельно велась битва под Курском. Быть может, услышав голос Антонины Васильевны, фронтовики вдохновлялись и шли к намеченной цели. Такие артисты, как Антонина Нежданова, имели возможность взбодрить кого угодно.

Обращаюсь с просьбой к Вам, певицы и певцы, артисты, живописцы нашей страны. Будьте самыми вдохновенными, самыми правдивыми, умными живописцами во всем мире! Высоко несите славу мастерства,

— так завершила собственный выступление Нежданова 8 ноября 1945 года, в то время, когда уже прошло пара месяцев по окончании окончания войны. В ее словах завещана величайшая сила мастерства, которая в годы войны помогла не пасть духом, а ценой судеб 25 миллионов человек дойти до Рейхстага и положить финиш самому кровопролитному периоду в людской истории.

Голос Победы — диктор Ю.Б. Левитан.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: