Гончие кригсмарине: блицкриг в ла-манше

По окончании первых удач германских катерников, которыми они доказали собственное право на существование, собравшие опыта начальники шнелльботов смогли продемонстрировать и собственную свойство бороться с большими конвоями. Со второй половины 1940 года британцы вынуждены были констатировать – Ла-Манш прекратил быть их родным домом.

организационные трудности и Оперативный простор

Стремительный выход вермахта на побережье Нормандии и раскрывающиеся вследствие этого возможности были полной неожиданностью для руководства кригсмарине. Гросс-адмирал Эрих Редер (Erich Raeder) потом писал:

«Никто не имел возможности рассчитывать на столь впечатляющие удачи на Западном фронте. Разведывательная информация, полученная флотом от Главного руководства армии, предвещала неизбежность кровавых сражений и предрекала возможность наступления только через большой срок».

Действительность превзошла самые храбрые ожидания, и SKL (Stabes der Seekriegsleitung – Штаб управления войной на море), державший торпедные катера «на маленьком поводке», сейчас развил бурную деятельность по форсированию их наступательных действий в Ла-Манше. Ханс Бютов (Hans Butow) 31 мая 1940 года перевёл 1-ю и 2-ю флотилии на новую передовую базу в Хук-ван-Холланд, а руководство группы «Вест» уже настоятельно предлагало ему, минуя промежуточные бельгийские базы, перебазироваться в Булонь, очень сильно уничтоженную бомбёжками и жестокими боями.

Бютов и сам стремился увеличить район действия собственных катеров, но проявлял разумную осторожность. Согласно его точке зрения, Булонь необходимо было сперва вернуть и оборудовать сильной ПВО – такая ответственная цель не имела возможности остаться без внимания RAF.

Бютов кроме этого превосходно осознавал важность ввода новых и подготовки экипажей в строй новых катеров, исходя из этого послал капитан-лейтенанта Фридриха Кемнаде (Friedrich Kemnade) в Киль руководить новой 3-й флотилией в составе четырёх учебных катеров. Увы, уже через день после перебазирования в Хук-ван-Холланд Кемнаде предстал перед «фюрером миноносцев» с рапортом о прибытии с двумя боеготовыми учебными шнелльботами, в соответствии с распоряжению SKL, для принятие участия в операциях.

Взбешённый Бютов, которого не поставили в известность о аналогичных замыслах, сделал в издании военных действий очень нелицеприятную для вышестоящего управления запись. От строгого взыскания его спас только прямой глава, командующий разведывательными силами флота адмирал Гюнтер Лютьенс (Gunther Lutjens). Он поддержал Бютова, увидев, что, не смотря на то, что приказ и не подлежит дискуссии, но начальник, в случае если видит вероятные негативные последствия его исполнения, обязан сказать об этом руководству.

Тем временем, война длилась. ЖД сеть Британии физически не имела возможности обеспечить товарооборот между портами и столицей западного и восточной части прибрежной полосы, исходя из этого прибрежные конвои были жизненно нужны, поскольку лишь угля южное побережье потребляло 40 000 тысячь киллограм в неделю. Весной 1940 года в западной части Ла-Манша ещё осуществлялось и одиночное судоходство, через канал проходили и океанские конвои больших судов.

Гончие кригсмарине: блицкриг в ла-манше

Английский конвой в Ла-Манше

Немцы не испытывали иллюзий относительно того, как британцы будут драться за собственную наиболее значимую коммуникацию. SKL подчернул, что шнелльботы скоро столкнутся с организованной обороной и систематическим морским и воздушным патрулированием, наряду с этим авиация особенно страшна для больших и не весьма быстроходных катеров. От легких надводных сил британцев кроме этого ожидалось замечательное противодействие, и штаб предполагал, что в недалеком будущем катерам может потребоваться лидирование одиночными эсминцами либо миноносцами для прикрытия.

Глава SKL адмирал Отто Шнивинд (Otto Schniewind) не согласился с выводами собственных сотрудников, отметив на полях записи, что действия катеров совместно с миноносцами и эсминцами отнять у них свободы и сведут на нет преимущество в быстроходности и манёвренности. Такая точка зрения побеждала и на фронте, и шнелльботы ни при каких обстоятельствах не проводили наступательных операций совместно с эсминцами и миноносцами.

С авиационным прикрытием всё было значительно сложнее. Начальники флотилий уже столкнулись с твёрдым противодействием RAF и взывали к руководству о помощи: начальник 2-й флотилии капитан-лейтенант Рудольф Петерсен (Rudolf Petersen) показывал в издании военных действий:

«В последних 13 операциях в Канале истребительное прикрытие, не обращая внимания на неоднократные просьбы к руководству группы «Вест», отсутствовало. Тот факт, что мы до сих пор не понесли утрат, не свидетельствует, что прикрытие не нужно…»

Английский конвой в Ла-Манше

Операции приходилось планировать только как маленькие ночные набеги в условиях летних ночей, каковые быстро уменьшались. SKL дал согласие, что истребительное прикрытие днём и яркими ночами нужно, не признавая его необходимым. Наряду с этим штаб категорически отказался решать вопрос с руководством люфтваффе на своём уровне, поручив руководству группы «Вест» наладить сотрудничество со 2-м воздушным флотом фельдмаршала Альберта Кессельринга (Albert Kesselring) самостоятельно.

В итоге к фельдмаршалу отправился целый обер-лейтенант Бернд Ребенсбург (Bernd Rebensburg) , бывший начальник шнелльбота S-15, и Кессельрингу стало очевидным, какое значение флот придаёт данной проблеме. Однако, В первую очередь июня 1940 года шнелльботы эпизодически прикрывались истребителями, а Ребенсбург сумел наладить передачу разведданных от люфтваффе в штаб Бютова.

отработка и Накопление опыта тактических приёмов

Не обращая внимания на избыток потенциальных целей и громадный размер новых «охотничьих угодий» у побережья Англии, каковые ещё не обзавелись должным охранением, далеко не все операция шнелльботов заканчивалась успехом. Бесценный боевой опыт приходил с десятками бесплодных выходов, уклонением от атак авиации и плавающих мин, промахами при торпедной стрельбе, знакомством с навигационными изюминками судоходства и театра соперника. Как и у подводников Дёница на протяжении проведения операции «Везерюбунг», у катерников весной 1940 года был собственный «торпедный кризис», в то время, когда дефектные торпеды не выдерживали глубину хода либо шли по поверхности воды.

Слева символ члена экипажа торпедного катера кригсмарине, справа мостик шнелльбота и вид на прицельные приспособления

Но неспешно количество операций начало переходить в уровень качества. Выковавшийся костяк начальников катеров с хорошей довоенной подготовкой начал превращаться в плеяду асов, каковые уже не упускали добычу, попавшую на прицел.

По большей части, употреблялась тактика засады (Lauertaktik), в то время, когда катера согласно данным воздушной и радиоразведки выходили в район предполагаемого прохождения конвоя, где охраняли на малых оборотах либо ложились в дрейф. Несколько либо вся флотилия наряду с этим делилась на пары (Rotten), каковые являлись низшей и главной тактической единицей. Катер начальника группы либо флотилии наряду с этим ожидаемо именовался «фюрербот» (Fuhrerboot).

Пара в строе фронта осуществляла контроль пространство шириной приблизительно в одну морскую милю, а расстояние между катерами составляла 500–800 метров. Подобное построение употреблялось в истребительной авиации, где между ведущим и ведомым наиболее значимым было полное согласие. Такие же законы царили и у катерников, и как раз исходя из этого, в отличие от подводных флотилий, каковые являлись чисто административными единицами, флотилии шнелльботов всегда были постоянного состава.

Катера между флотилиями не переводились, флотилии не дробились между театрами. Тактически пары катеров одной флотилии имели возможность придаваться второй.

Английские каботажные суда под ударом в Ла-Манше

Ханс Бютов, не смотря на то, что и возражал против действий с неподготовленных баз, превосходно осознавал, что необходимо расширять район военных действий, пока британцы не ожидают нападения в ранее надёжных для них водах. Помимо этого, ему дали обещание, что в Булони будет базироваться несколько истребителей прикрытия. В середине июня 1940 года катера 2-й флотилии перебазировались в Булонь, где по прибытии были встречены огнём спешно созданной береговой обороны, не извещённую о прибытии флотилии.

В тот же сутки шнелльботы «поздравила с прибытием» английская авиация, которая трижды отбомбилась по Булони: один начальник катера и шесть матросов погибли, было ранено 23 человека, включая ещё одного начальника катера.

Первый же выход с новой базы в Ла-Манш продемонстрировал, что организованная защита в проливе отсутствует. Ночью 20 июня 1940 года S-19 обер-лейтенанта Вернера Тёнигеса (Werner Toniges) и S-26 обер-лейтенанта Курта Фиммена (Kurt Fimmen) в свободном поиске у Данженесса нашли канадский пароход «Розберн» (Roseburn, 3103 брт), что шёл с грузом шахтных крепей без какого-либо охранения. Нападение произошло практически в паре миль от берега, на глазах берегового наблюдательного поста британцев.

Судно «Розберн», ставшее жертвой атаки шнелльботов 20 июня 1940 года

Не обращая внимания на лунный свет, превосходно освещавший цель, Тёнигес из обоих аппаратов промахнулся, но доказал, что персональный счёт для него не основное. Вместо того, дабы отойти и перезарядить аппараты, он приказал открыть огонь по судну трассирующими пулями, облегчив прицеливание напарнику. Фиммен не промахнулся, и торпедированный «Розберн» выбросился на берег, став первой жертвой шнелльботов в Ла-Манше.

Следующая ночь принесла и первую утрату, в то время, когда, окрылённые успехом, в поиск к Данженессу вышли пять катеров. По окончании полуночи сильный взрыв разворотил носовую часть S-32, что подорвался на сорванной с якоря английской либо германской донной мине. Погибли начальник катера обер-лейтенант Карл-Эберхард Кочки (Carl Eberhard Koscky) и шесть членов экипажа, но британцев ожидали куда более важные утраты.

Цель – конвои

Люфтваффе уже терроризировало каботаж британцев, и руководство группы «Вест» всерьёз рассчитывало установкой замечательных батарей в Па-де-Кале и действиями шнелльботов всецело вымести неприятеля из канала. Но с координацией катеров и действий самолётов сначала всё было не хорошо: лётчики из-за различий в организации и оборудовании связи не могли поддерживать её напрямую с моряками. Однако, Бютов лично сумел наладить обмен и взаимодействие разведданными хотя бы на уровне подразделений и соединений.

Первый тяжёлый удар британцы взяли 4 июля 1940 года. Океанский конвой ОА-178 из 14 судов в охранении всего одного корвета вышел из устья Темзы и попал под сильный удар люфтваффе, потопивших три транспорта. Ещё шесть судов взяли повреждения.

В то время, когда спустилась ночь, истерзанный конвой продолжил путь, уже не опасаясь атак авиации, но четыре катера 1-й флотилии, вышедшие из Шербура, настигли его восточнее Портленда. Шнелльботы потопили пароходы «Элмкрест» (Elmcrest, 4343 брт) и «Кольга» (Kolga, 3514 брт), а ещё два судна, – танкер «Бритиш Капрал» (British Corporal, 6972 брт) и транспорт «Хартлпул» (Hartlepool, 5500 брт), – не легко повредили. Повреждённые суда были покинуты командами, но потом отбуксированы в Веймут.

Танкер «Бритиш Капрал», поврежденный шнелльботами 4 июля 1940 года

Это был весьма весомый успех, продемонстрировавший, что торпедные катера становятся причиной в торговой войне против Англии. Проводка океанских конвоев через пролив была остановлена британцами до 1944 года, а шнелльботы удостоились внимания самого Черчилля, что направил Адмиралтейству язвительную записку, потребовав разъяснений:

«Имеете возможность ли Вы на одном листе бумаги коротко изложить мне, что предпринимается в отношении конвоев Канала, тогда как немцы захватывают французское побережье? Вчерашнее наступление на конвой торпедных катеров и авиации было весьма важным, и я желаю знать, контролируем ли мы обстановку?»

Адмиралтейство замечательно сознавало серьёзность обстановки, исходя из этого перебросило в канал дополнительные торпедные катера, эскортные миноносцы и сторожевики, но надёжно прикрыть прибрежные коммуникации сил не удалось – выход из войны Франции и вступление в войну Италии очень сильно осложнили возможность и обстановку манёвра сил.

В том же начале июля 1940 года германское руководство приказало приступить к новому для катеров виду деятельности – минным постановкам. Бютов без энтузиазма воспринял приказ, считая, что катера не хорошо приспособлены к подобным операциям, и не преминул язвительно напомнить, что управление поступает вразрез с собственными основополагающими наставлениями.

Сражение шнелльботов с конвоем в Ла-Манше, июль 1940 года

26 июля 1940 года катера 1-й флотилии вместе с бомбардировщиками разгромили прибрежный конвой CW-8. Шнелльботы наряду с этим потопили три парохода: «Бродхерст» (Broadhurst, 1013 брт), «Лулонга» (Lulonga, 821 брт) и «Лондон Трейдер» (London Trader, 646 брт). Через 14 дней та же участь постигла следующий конвой CW-9 со намерено усиленным охранением.

Ночью недалеко от острова Уайт конвой попал в хорошую засаду четырех шнелльботов, каковые потопили пароходы «Бугор Форс» (Holme Force, 1216 брт) и «Файф Коуст» (Fife Coast, 367 брт). Судно «Аус» (Ouse, 1004 брт), избегая торпеды с S-20, столкнулось с другим пароходом и затонуло. SKL с удовлетворением констатировал: «Прекрасный успех.

Английское адмиралтейство ошибочно сказало, что один катер потоплен, а второй повреждён».

Не смотря на то, что начальники катеров довольно часто в 6–7 раз завышали тоннаж потопленных судов, удачи были несомненны, и в августе 1940 года начальник 2-й флотилии Рудольф Петерсен, и самый отличившиеся начальники Гётц фон Мирбах (Gotz von Mirbach) и Курт Фиммен взяли Рыцарские кресты из рук самого гросс-адмирала Редера. Пользуясь случаем, катерники пожаловались главкому на ненужные, согласно их точке зрения, минные постановки, но тот ссылаясь на эти разведки заверил начальников, что подобные операции успешны и приводят к сильному напряжению минно-тральных сил британцев.

Судно «Лулонга», потопленное шнелльботами 26 июля 1940 года

В это время на операции выходило в большинстве случаев 4–5 катеров – целый боеспособный состав флотилии. Число шнелльботов в строю возрастало тяжело медлительно, но обстановка неспешно изменялась, и первыми это прочувствовали на себе британцы.

5 сентября 1940 года конвой FS-71 с грузом угля для английских электростанций, складывающийся из 35 судов, был атакован по окончании полуночи в районе банки Смитс-Нолл шестью катерами 1-й флотилии. Итог – пять потопленных транспортов и один повреждённый. Такими удачами в сражении против конвоя не могли до тех пор пока похвастать и волчьи своры Карла Дёница!

По два парохода потопили «восходящие звёзды» 1-й флотилии начальник S-21 обер-лейтенант Бернд Клуг (Bernd Klug) и начальник S-18 обер-лейтенант Георг Кристиансен (Georg Christiansen) . Атака стала наибольшим успехом шнелльботов в первой половине 40-ых годов двадцатого века и очень тревожным знаком для британцев.

10 сентября 1940 года на театр прибыла 3-я флотилия в составе всего лишь четырёх катеров первых серий. Не смотря на то, что Бютов сейчас имел на западном театре все боеготовые катера, собранные в трёх флотилиях, и стремился массированно использовать их в узловых точках, количественный состав, материальная оперативные приказы и база флотилий SKL пока не соответствовали его амбициям. Для пополнения и ремонта запасов флотилии были вынуждены мигрировать между бессчётными базами Нидерландов, Бельгии и северной Франции, многим катерам требовались обслуживание и ремонтные работы в Германии.

Английский конвой в канале под ударом, июль 1940 года

Британцы не упускали случая бомбить катера в базах, наряду с этим компенсировать утраты было нечем. Страдали катерники и от диверсий: 15 августа 1940 года в Остенде был взорван склад с 42 торпедами, в следствии чего получили тяжелые повреждения три катера. Вдобавок ко всему, руководство новой группы флота «Норд», в зону ответственности которой входило северо-восточное побережье Британии и Шотландии, также захотело иметь флотилию шнелльботов.

Бютов приложил огромные упрочнения и всё собственное красноречие, дабы удержать SKL от распыления сил на и без того огромном театре.

Всё это сопровождалось распоряжениями о переподчинении и их отменой, совещаниями и конференциями, катера то придавались эскорту тяжёлых судов, то занимались спасением сбитых экипажей люфтваффе. Точка зрения Бютова была в итоге признана верной, притязания группы «Норд» отвергнуты, но все метания очень плохо сказались на итогах боевой деятельности катеров, да и зимние месяцы с сильными штормами не помогали операциям.

Люфтваффе проиграли Битву за Британию и восстанавливали силы перед новыми операциями, замыслы по высадке на острова были отменены, а вермахтом уже лихорадочно подготавливался замысел «Барбаросса». Но перед тем, как развернуть на восток, немцы нанесли британцам ещё один сильный удар.

«Аллея шнелльботов»

Зима 1940–1941 гг. не была благоприятной для флотилий Бютова. Удачи были редкими, как и выходы на операции – ледовая обстановка и погода в местах базирования не разрешали проводить регулярные операции, а усилившееся сопротивление английского флота стало неприятным сюрпризом для немцев. Их личные испытания по наведению катеров на конвои посредством береговых РЛС не увенчались успехом, но патрульные корабли и английские эсминцы, пользуясь данными собственных станций наведения и радиоперехватом, всё чаще пресекали выход шнелльботов в район ожидания конвоя.

Но в данный негативный для операций период флотилии отдохнули и взяли пополнение из более замечательных катеров, экипажи которых нормально освоились в соединениях и поучились у ветеранов. Утрат зимний период не было, и в феврале 1941 года в строю стало 35 катеров. Это разрешило приступить к формированию новой 4-й флотилии, которую возглавил бывший начальник миноносца Т2 Нильс Бэтге (Niels Batge) .

Возросшую силу шнелльботов немцы показали 25 февраля 1941 года, в то время, когда на перехват конвоя FN-17 из Роттердама вышли шесть катеров 1-й флотилии и пара 2-й флотилии. Восточнее Лоустофта шнелльботы легли в дрейф и стали ожидать идущую с юга жертву. Дабы предотвратить столкновение в условиях нехорошей видимости, суда конвоя довольно часто давали гудки, каковые и известили немцев о том, что соперник рядом.

По воспоминаниям участников экипажей шнелльботов, на позициях ожидания они вправду преобразовывались в «гончих псов», и о приближении конвоя выясняли а также по резкому запаху сгоревшего в пароходных топках угля, что приносил ветер. Это был точный показатель того, что добыча близко.

«Норман Куин» — одна из жертв побоища 7 марта 1941 года, устроенного шнелльботами в Ла-Манше

Не так долго осталось ждать акустики английских судов охранения услышали замечательный шум 24 винтов ринувшихся в наступление шнелльботов и заявили тревогу. Это не спасло эскортный миноносец «Эксмур» (HMS Exmoor), что в 21:56 взял торпеду в корму с катера S-33 обер-лейтенанта Клауса Фельдта (Claus Feldt) и по окончании взрыва топливных цистерн был в неисправимом положении. «Эксмур» перевернулся и затонул за пара мин., унося с собой командира и 103 члена экипажа. Корабль стал первой утратой среди миноносцев типа «Хант» (HMS Hunt), но собственной смертью он предотвратил конвой, что быстро поменял курс и избежал вторых утрат.

В первых числах Марта случилось событие, которое привело британцев к самому тяжёлому поражению прибрежных конвоев за войну. Бютов и штаб 2-го авиакорпуса согласовали процедуру наведения шнелльботов на цель разведывательными самолётами корпуса.

Обитатели юго-восточной части прибрежной полосы Англии уже давно привыкли к ежедневным пролётам разведчика немцев и дали ему доброе прозвище «Фламборо Фредди» (Flamborough Freddie), но сейчас после того как нашли конвой он не продолжал полет по маршруту, а оставался конкретно над целью, неизменно передавая её координаты и радиопеленг. В штабе авиакорпуса переданные эти конвертировались в сетку координат кригсмарине и сообщались атакующей группе катеров. При приближении катеров к конвою разведчик сбрасывал разноцветные ракеты и осветительные бомбы, облегчая катерам наведение на цель.

Днём 7 марта 1941 года разведчик нашёл конвой FS-429 из 46 судов, что шёл на протяжении восточной части прибрежной полосы на юг, в устье Темзы. Первыми в район прибыли германские бомбардировщики, потопившие один из угольщиков. После этого в море в первый раз вышла беспрецедентно многочисленная сводная несколько всех трёх флотилий – 16 катеров. Массированный удар, о котором продолжительно грезил Бютов, воплотился в действительность.

Его не остановило кроме того стремительное ухудшение погоды, которое в итоге сыграло на руку немцам: английские разведывательные самолёты приостановили полёты, патрульные катера также отошли на собственные базы.

Пароход «Эдем», потопленный катером S-27 обер-лейтенанта Бюхтинга 7 марта 1941 года

Замечательные шнелльботы превосходно выдерживали маленькое беспокойство, а высокая луна, временами прячущаяся за тучами, создала совершенные условия для атаки. Выйдя к линии английских защитных минных заграждений, немцы разделились по заблаговременно продуманному замыслу. Четыре катера 2-й флотилии остались за линией заграждений на случай появления патрульных судов, а 1-я и 3-я флотилии пробрались во внутренний судоходный фарватер, где неожиданно развернулись прямо на пути ещё одного конвоя FN-426, следовавшего на север.

По несчастливому для британцев стечению событий, два конвоя встретились в точке, выбранной немцами для засады, и образовали скопление из практически 70 судов. Бойня стала неизбежной. Первым добился успеха фон Мирбах на S-29, торпедировавший транспорт «Доттерелл» (Dotterell, 1385 брт).

От взрыва судно, утратившее движение, начало медлительно погружаться. На помощь подошёл корвет «Шелдрейк» (HMS Sheldrake), что поднял выживших и высадил на пароход спасательную партию, возглавляемую старшим ассистентом «Доттерелла» Уильямом Нэшем (William Nash) и первым офицером корвета лейтенант-коммандером Сесилом Чекуччи (Cecil Checcucci) . Взрыв второй торпеды убил всех, не считая двух матросов с «Доттерелла».

Катер S-27 обер-лейтенанта Бюхтинга (Herbert Buchting) взорвал пароход «Эдем» (Rye, 1049 брт). Пароход пережил наступление на CW-8, но сейчас ушёл на дно совместно со артиллеристами и всем экипажем. Бернд Клуг на S-28 в течение часа вёл охоту за большим угольщиком «Кордафф» (Corduff, 2345 брт), по окончании чего однако всадил ему торпеду в борт.

Подобрав двух раненых моряков, Клуг торжествующе передал по радио: «Я в Германию! Прозит, и удачи всем!»

Обер-лейтенант Кристиансен на S-101 потопил каботажник «Норман Куин» (Norman Queen, 957 брт). Немцы подняли на борт его капитана, а вся команда погибла. самая крупная добыча досталась новичку 3-й флотилии начальнику S-61 обер-лейтенанту Акселю фон Гернету (Axel von Gernet), потопившему пароход «Болдерпул» (Boulderpool, 4805 брт).

В один момент обер-лейтенант Мейер (Hans-Jurgen Meyer) на S-31 в 22:10 потопил «Кентон» (Kenton, 1047 брт) – судно затонуло вместе с четырьмя участниками команды в течение 60 секунд.

К этому времени к месту побоища подошёл «южный» FS 429. Эсминцы охранения «Уитшед» (HMS Whitshed) и «Вустер» (HMS Worcester) увлечённо ринулись за попавшим в свет их прожекторов S-26, пропустив к конвою умелого Вернера Тёнигеса на S-102, что расстрелял двумя торпедами гружёный углём «Тогстон» (Togston, 1547 брт). До тех пор пока катера 1-й и 3-й флотилий громили конвои, оставшиеся за «барьером» катера 2-й флотилии удачно выполнили собственную задачу, связав боем корветы «Шелдрейк» и «Паффин» (HMS Puffin).

Расстреляв все торпеды, торжествующие немцы без утрат возвратились на базы.

Неспециализированный результат этого нокдауна английской совокупности прибрежных перевозок составил семь судов тоннажем 13 133 брт, 68 погибших и трёх пленных моряков. Это был самый большой успех германских торпедных катеров в войне, по окончании которого юго-восточное побережье Англии получило мрачное прозвище «Аллея шнелльботов». Британцы вынуждены были реагировать переброской на восточное побережье дополнительных торпедных катеров и эсминцев.

Сейчас при попытке прорваться к конвою немцев фактически постоянно ждал нелегкий бой с повысившим бдительность охранением, которое учло прошлые неточности.

в течении апреля и марта 1941 года шнелльботы продолжали атаки прибрежных конвоев и минные постановки. Повторить рекорд 7 марта им не удалось, но они добивались удач. Потопленные каботажные суда мало напрямую оказывали влияние на экономику Британии, но вся совокупность британских прибрежных перевозок была в постоянном напряжении. Британцам приходилось держать в метрополии большие силы эскортных судов, которых остро не хватало на вторых театрах.

Кроме нанесения фактически утрат сопернику, это и был главной результат деятельности шнелльботов на протяжении «осады Британии».

Как и при с подлодками, на один шнелльбот британцам приходилось выставлять пара патрульных кораблей и самолётов. Опыт столкновений с германскими катерами привёл к созданию новых прибрежных патрульных судов наподобие разных «ганботов» типа MGB и паротурбинных канонерских лодок SGB, каковые стали суровым соперником для немцев. Первые ганботы вступили в строй именно в марте 1941 года, и уже в апреле немцы осознали, что против нового соперника требуется усиление оружия.

Но блицкриг шнелльботов на западе подошел к концу. В мае 1941 года все три флотилии были выведены в Рейх для принятие участия в операции «Барбаросса», а их место заняла новая 4-я флотилия, состоявшая всего из пяти катеров. Лишь в ноябре 1941 года флотилии-ветераны возвратились в английские воды, где им предстояла нелёгкая борьба с умелым соперником, что сполна применял предоставленное ему время.

Данной дуэли предстояло продлиться практически до самого финиша войны и водам британского побережья предстояло стать ареной ещё многих ожесточенных схваток мелких судов, каковые остались в тени сражений в океанах.

Литература:

  1. М. Морозов, С. Патянин, М. Барабанов. Атакуют «Шнелльботы». Германские торпедные катера Второй мировой – М.: «Яуза-Эксмо», 2007
  2. Hans Frank. German S-boat in action in the Second World War – Seafort Publishing, 2007
  3. Freedoms Battle. Vol.1. The War at Sea 1939–1945. An Antology of Personal Experience. Edited by Jonh Winton – Vintage books, London, 2007
  4. Geirr H. Haar. The Cathering storm. The naval War in Northern Europe September 1939 – April 1940 – Seafort Publishing, 2013
  5. Lawrence Patterson. Snellboote. A complete operational history – Seafort Publishing, 2015
  6. https://archive.org
  7. http://www.s-boot.net

ТВ-новости: российские корабли в Ла-Манше


Темы которые будут Вам интересны: