Гонцы, принёсшие дурную весть

Поход германской эскадры адмирала Гюнтера Лютьенса (Gunther Lutjens) в Атлантический Океан в мае 1941 года, не обращая внимания на начальные удачи, закончился гибелью и катастрофой самого сурового корабля кригсмарине — линейного корабля «Бисмарк». Из 2300 участников команды выжили лишь 115 человек. Их свидетельства потом и стали основным источником информации о последних днях линейного корабля, поскольку все корабельные документы ушли на дно.

Германское руководство определило подробности смерти «Бисмарка» от трёх выживших матросов, которых подобрала на месте боя подлодка. Их рассказ дошёл до наших дней через начальника лодки, зафиксировавшего показания в издании военных действий. О чём поведали сохранившиеся?

Спасти «Бисмарк»!

Собственный второй поход германская субмарина U 74 капитан-лейтенанта Айтеля-Фридриха Кентрата (Eitel-Friedrich Kentrat) начала очень неудачно. Выйдя из Сен-Назера 8 мая 1941 года, уже через несколько недель Кентрат был должен прекратить охоту на конвои. 21 мая его субмарина в составе группы «Вест» пробовала атаковать конвой HX-126 южнее Гренландии, но была контратакована британскими судами ПЛО.

Повреждения, полученные от глубинных бомб, заставили Кентрата прервать поход и начать возвращение во Францию.

Гонцы, принёсшие дурную весть

Германский линейный корабль «Бисмарк» на протяжении учений на Балтике, апрель 1941 года. Снимок сделан с крейсера «Принц Ойген». http://www.kbismarck.com

До тех пор пока U 74 пребывала на пути в Бискайский залив, английский флот пробовал ликвидировать одну из самых важных угроз за время войны в Атлантике – германский линейный корабль «Бисмарк» (Bismarck). Последний 24 мая 1941 года разгромил в сражении британскую эскадру адмирала Ланселота Холланда (Lancelot Holland), стёрши с лица земли линейный крейсер «Худ» (HMS Hood) и повредив линейный корабль «Принс оф Уэллс» (HMS Prince of Wales).

Но для «Бисмарка» также не всё шло гладко. Оценив повреждения, полученные в бою с британцами, командующий германской эскадрой адмирал Гюнтер Лютьенс приказал тяжёлому крейсеру «Принц Ойген» (Prinz Eugen) продолжить поход самостоятельно, в то время как «Бисмарк» должен был забрать курс на Францию. Сделать это было непросто, поскольку на уничтожение и поиск германского линейного корабля английское Адмиралтейство кинуло все силы.

Командующий подводными силами Карл Дёниц (Karl Donitz), зная о преследовании «Бисмарка» судами соперника, среагировал мгновенно. Созвонившись с руководством группы ВМС «Запад», он предоставил в распоряжение Лютьенса все лодки, находившиеся в северной части антлантического океана. На подходах к Бискайскому заливу «Бисмарк» должны были подстраховать U 48, U 97, U 98.

Они получили приказ атаковать противника по требованию руководства группы «Запад».

Гордость английского флота линейный крейсер «Худ». Потоплен в сражении с «Принцем» и «Бисмарком Ойгеном» в Датском проливе 24 мая 1941 года.
http://korabley.net

Но, по окончании того, как линейный корабль был повреждён торпедоносцами с английского авианосца «Арк Ройял» (HMS Ark Royal), к защите утратившего свойство управляться «Бисмарка» Дёниц смог привлечь лишь ограниченное количество лодок, пребывавших в соседних квадратах. Ими были U 73, и расстрелявшая все торпеды U 556 и повреждённая U 74. Они ничем не смогли оказать помощь флагману германского флота.

В 12 часов дня 25 мая Кентрат получил приказ прекратить отход и направляться на новую позицию. В полночь 27 мая U 74 прибыла в указанный квадрат, где была слышна стрельба и показывались вспышки осветительных снарядов: «Бисмарк» отбивал наступление эсминцев 4-й флотилии кэптена Филиппа Вайана (Philip Vian).

В 4:30 Кентрат увидел на расстоянии 8000–10 000 метров силуэты громадных судов, каковые принял за британские. Но нападать их U 74 не имела возможности из-за нехорошей погоды: замечательные волны обрушивались на её мостик, делая неосуществимым нахождение в надводном положении. С 9:00 до 9:40 Кентрат слышал взрывы и артиллерийскую стрельбу тяжёлых снарядов и справедливо высказал предположение, что стал свидетелем последнего боя «Бисмарка».

За два часа до этого адмирал Лютьенс послал в штаб радиограмму прося отправить подводную лодку, дабы принять с «Бисмарка» его издание военных действий. Дёниц приказал это сделать U 556 капитан-лейтенанта Герберта Вольфарта (Herbert Wohlfarth), но последний смог принять радиограмму с приказом лишь в 11:29, в то время, когда «Бисмарк» уже был на дне. Не зная об этом, Вольфарт, у которого было на исходе горючее, передал поручение на U 74, пребывавшую рядом с местом последнего боя линейного корабля.

Линейный корабль «Бисмарк» утром 24 мая 1941 года поле боя в Датском проливе.
http://www.kbismarck.com

Кентрат доложил руководству, что исполнение задачи нереально, кроме этого сказав Дёницу о собственных наблюдениях возможного потопления «Бисмарка». Затем U 74 начала поиск выживших. Не обращая внимания на то что погода не улучшилась, к вечеру удалось найти надувную лодку с тремя участниками экипажа погибшего линейного корабля.

Это были зенитчики матросы-ефрейторы Георг Херцог (Georg Herzog), Герберт Мантхей (Herbert Manthey) и Отто Хёнтцш (Otto Hontzsch).

Увидев подводную лодку, матросы покинули собственное пристанище, дабы вплавь добраться до неё: желание выжить было посильнее страха перед бурным морем. Всех троих благополучно подняли на борт U 74, не обращая внимания на то что один из них фактически не умел плавать. Предстоящие поиски выживших ни к чему не привели — около попадались лишь обломки и трупы.

Трое в лодке

Как выяснилось, к концу боя «Бисмарка» с английской эскадрой утром 27 мая Херцог, Мантхей и Хёнтцш вместе с другими участниками экипажа, как за щитом, скрывались от прилетавших британских снарядов за башней D главного калибра. Они пробовали спустить на воду спасательные средства, но близкий разрыв боеприпаса снёс большая часть лодок и плотиков за борт вместе с частью людей. Сохранившимся удалось подготовить к спуску ещё одну лодку, которой они и воспользовались по окончании того, как последняя башня «Бисмарка» замолчала.

Среди других в лодке был армейский обозреватель со всеми собственными плёнками, но, в то время, когда её перевернуло волнами, сперва пропали плёнки, а после этого и он сам. Около 12 часов дня невдалеке пролетел «Кондор», но лодку очевидно не увидел. К вечеру, в то время, когда люди уже утратили всякую надежду на спасение (в лодке не было запасов пищи и воды), неожиданно показалась U 74.

Тонущий «Бисмарк». Линейный корабль садится в воду кормой. Фото сделано с английского крейсера «Дорсетшир» в 10:36–10:38 27 мая 1941 года.
http://www.kbismarck.com

Разрешив спасённым отдохнуть и отойти от шока, Кентрат допросил их относительно подробностей похода и смерти «Бисмарка», зафиксировав показания на бумаге. Благодаря сохранившемуся изданию военных действий U 74 имеется возможность ознакомиться с этим документом, что, возможно, в первый раз публикуется на русском (перевод В. Нагирняка и Е. Скибинского):

«Подробности похода линейного корабля «Бисмарк».

1941 год. Поход вместе с «Принцем Ойгеном» из Балтики через Каттегат, Скагеррак, Берген к Датскому проливу. На борту распространился слух, что выход обоих судов был увиден шведским либо датским пароходом.

22.05.41. 17:00. Тяжёлый крейсер увиден и отогнан; сохраняет контакт ночью.

23.05.41. В 05:00 увидены дымы трёх судов: «Худ», «Кинг Джордж» и один тяжёлый крейсер. В 05:05 открыт пламя. По-видимому, носовые башни вели пламя по «Худу», кормовые башни по «Кинг Джорджу».

В 05:13 «Худ» потоплен по окончании приблизительно трёх залпов. Руководство кораблём заявило: вражеские тяжёлые крейсера обстреливают друг друга. На протяжении боя было выпущено примерно 86 снарядов калибра 380 мм.

Увидено два пожара на «Кинг Джордже».

Попадания в «Бисмарк»:

1. Пробоина в батарейной палубе, выходное отверстие в твиндеке. «Наверное,» боеприпас не взорвался. Отсеки XXI и XXII под водой.

Полубак загружён по рейлинг.

2. Боеприпас пробил катер полностью и ушёл в воду (не повредив корпус корабля. — Прим. автора).

3. Вероятное попадание боеприпаса в районе XIII–XVII отсеков.

По-видимому, ещё одно попадание под переднюю левую 150-мм [башню] (топливный бункер). Разумеется, электрические генераторы №1 и №2 вышли из строя из-за попадания.

«Худ», по-видимому, дал три залпа на протяжении этого боя. Возможно, попадания в «Бисмарк» были с «Худа» либо с тяжёлого крейсера. Мазут был перекачан в шнобель.

Пробоины в полубаке были заделаны обер-лейтенант-инженером Рихтером. Ночью движение на 24 узлах. Второй дым очевидно виден, но корабль не выяснен.

24.05.41. 12:00. Обращение командующего флотом (контакт с «Кинг Джорджем») 13:00 Наблюдение с самолётов (летающая лодка «Каталина», «Суордфиш»).

23:00 наступление трёх эскадрилий торпедоносцев (быть может, одна эскадрилья бомбардировщиков).

24.05.41. Погода пасмурная. Объявление по громкой связи: сбито пять торпедоносцев, по кораблю выпущено 16 торпед, один самолёт сбит огнём башни «А», одна торпеда, по-видимому, стёрта с лица земли огнём средней артиллерии. Самолёты сбрасывали [торпеды] весьма близко (100 метров). Одно попадание наоборот катапульты, взрыв в броневом поясе. Обер-боцман убит. В соответствии с остальным объявлениям – вторых повреждений нет. По окончании атаки самолётов виден «Кинг Джордж», маленькая перестрелка.

Старший офицер заявил о награждении Рыцарским крестом корветтен-капитана Шнайдера, капитан-лейтенантов Кнаппе и Михача.

25.05.41. Без происшествий.

26.05.41. Самолёт удерживает контакт. Из радиоперехвата направляться возможный подъём в атмосферу палубной авиации. 20:30 Воздушная тревога.

Самолёты окружают корабль. По громкой связи сообщается о 22 скинутых торпедах и о семи сбитых самолётах. Попадания в «Бисмарк»: один либо два сильных взрыва в корме (рулевой привод). Руль заклинило в положении «право на борт». Корабль обрисовывает циркуляцию на 24 узлах. Одно возможное попадание в отсек VIII либо VII. Рулевой механизм исправлен за полчаса, возможно дать 17–24 узла. По окончании атаки корабль сидит глубже.

Продолжаем поход на 24 узлах.

23:00. Тревога. Атака эсминцев. Атака отбита огнём всех калибров. Всего один след торпеды? Эсминцы стреляли осветительными боеприпасами, один из них упал на полубак (без возгорания). По громкой связи сообщается об одном потопленном эсминце, ещё один горит и один возможно горит. Атака самолётов (пикировщики) отбита.

В течение ночи корабль шёл зигзагом полным ходом в дождевых шквалах.

27.05.41 Получасовая пауза по окончании атаки эсминцев. 06:30. Тревога. Всем офицерам, не занятым на вахте, собраться в штурманской рубке. Сообщение по громкой связи о увиденном «Кинг Джордже» с эсминцами и крейсерами. Через пять мин. по окончании сообщения корабль останавливается, из трубы идёт белый дым благодаря открытых предохранительных клапанов. Открыт пламя из основной и средней артиллерии. Неприятель медлительно пристреливается.

«Наверное,» корабль в полном окружении, он ведёт стрельбу по всему горизонту. Большое количество попаданий в надстройку. Важное попадание в корму по левому борту, корма проваливается, прислуга покидает башню «Д», у которой стволы орудий уходят в воду.

Пожаров нет. Неспешно умолкает средняя артиллерия. Эсминцы подходят весьма близко (возможно выяснять людей) и ведут пламя. Другие суда кроме этого пристреливаются. Думается, по телефонной сети ПВО передают команду: «Отключить телефоны, надеть пояса». На верхней палубе подготовлены надувные лодки. 07:30–08:00.

Вместе с лодками воины прыгают за борт. Башни всё ещё стреляют (возможно, имеется в виду стрельба орудий главного калибра вражеского корабля. — Прим. автора). Корабль скоро исчезает из виду, ведя пламя. Его потопление не увидено.

дым и Серые облака.

Около 01:00 было увидено большое количество воды на батарейной палубе. В жилую палубу нереально было попасть. водонепроницаемые переборки и Вентиляторы деформированы воздушной волной от стрельбы собственных 380-мм орудий, и водой, попавшей вовнутрь корабля от ударов волн.

Одну шлюпку, по всей видимости, подобрал эсминец. Думается, в машинных отделениях видели воду».

Выжившие как источник информации

30 мая 1941 года U 74 пришла в Лориан. Лодку на пирсе встретила делегация офицеров из группы руководства ВМС «Запад», которая срочно забрала спасшихся с «Бисмарка» моряков в штаб в Париже для выяснения всех гибели линкора и подробностей похода.

Так, опрос, совершённый Кентратом на борту U 74, стал первым документом, свидетельствовавшим о смерти «Бисмарка». Пара позднее рассказ Херцога, Мантхея и Хёнтцша был дополнен показаниями ещё двух моряков с «Бисмарка», матросов-ефрейторов Отто Мауса (Otto Maus) и Вальтера Лоренцена (Walter Lorenzen). Оба были спасены 28 мая 1941 года германским метеорологическим судном «Захсенвальд» (Sachsenwald).

Свидетельница последнего боя «Бисмарка» — германская субмарина U 74.

В отличие от немцев, британцы владели куда громадными знаниями о действиях эскадры Лютьенса в Атлантике. По окончании смерти «Бисмарка» они подобрали 110 участников его экипажа, включая трёх офицеров, один из которых, капитан-лейтенант Буркхард фон Мюлленхайм-Рехберг (Burkhard von Mullenheim-Rechberg), по окончании войны написал книгу об истории собственного корабля. Военнопленные германские моряки прошли тщательную процедуру допросов, каковые длились до августа 1941 года, по окончании чего были посланы в Канаду.

В том месте они пребывали до 1946 года.

В завершение хотелось бы подметить, что с позиций послезнания знатоки истории «Бисмарка» смогут заметить кое-какие неточности в рассказе спасённых U 74 моряков. Это относится дат и времени событий, количества попаданий в корабль на протяжении боя в других деталей и Датском проливе. Тяжело было бы ожидать от трёх несложных матросов, пара дней неизменно пребывавших на боевых постах и испытавших громадное нервное и физическое напряжение, полной картины событий и жёсткой и ясной памяти.

Этому кроме этого не содействовали последний бой, смерть часов и 12 корабля нахождения в бурном море.

Военнопленные моряки с «Бисмарка», спасённые британскими судами. Май 1941 года. http://www.kbismarck.com

Хотелось бы выделить, что о известном германском линейном корабле потом было написано большое количество статей и книг, авторы которых опирались а также на рассказы выживших участников команды «Бисмарка». Как раз их слова были главным свидетельством со стороны немцев о том, что происходило с кораблём в последние дни его похода. Это полностью относится и к рассказу трёх моряков, подобранных U 74.

История Израиля в иврите 14: «Однозначно незаконный…»

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: