Google lunar xprize: конкурс налучший луноход

Google lunar xprize: конкурс налучший луноход
    TBD (команда Team Puli, Венгрия) Действующий макет этого лунохода уже испытан на «марсианском» рельефе и в других экстремальных обстановках. Форма его колес разрешает кроме того подниматься по лестницам!
    Такие различные роверы 22 команды — это 22 различные конструкции.
    Время от времени луноходы принимают кузов и — классическую форму колеса, но иногда инженеры приходят к очень непростым ответам.

13 сентября 2007 года на научно-техническом фестивале, проходившем под руководством издания Wired, была объявлена новая премия для инженеров и молодых учёных. Она стала называться Гугл Lunar X Prize (потому, что ее соучредителями стали компания Гугл и свободный фонд X Prize, занимающийся помощью инновационных разработок).

Главная сущность премии заключалась в несложном тезисе: тот, кто выстроит удовлетворяющий нескольким требованиям работоспособный луноход, возьмёт $20 млн. Требования на первый взгляд весьма несложны. В особенности — технические.

Их всего три: луноход обязан удачно сесть на Луну, проехать по ее поверхности не меньше 500 м и послать на Землю сделанные на пройденной расстоянии записи и фотоснимки большого разрешения.

Но в простой, казалось бы, задаче обнаружилось множество подводных камней. Чем еще возможно растолковать тот факт, что за шесть лет, прошедшие с момента объявления условий, никто так и не выстроил луноход, и срок окончания конкурса было нужно переносить уже два раза

Подводные камни

Один из главных подводных камней Гугл Lunar X Prize — это финансирование, и в особенности — изыскание средств на доставку лунохода. Многие участники согласились, что организовать приземление и отправку устройства на Луну — это три четверти работы. Как мы знаем, что в большинстве аналогичных конкурсов размер итогового приза фактически неизменно намного меньше, чем деньги, нужные для победы.

В этом случае организаторы кроме того не скрывают этого факта, подтверждая, что на доставку и создание лунохода может уйти до $100 млн.

Наряду с этим приз в $20 млн думается очень скромным. Более того, по условиям задачи он уменьшится до $15 млн в тот момент, в то время, когда любое государство мира пошлёт на Луну успешный агрегат, выстроенный на правительственные деньги. Тут кроется второй подводный камень: финансирование лунохода для Гугл Lunar X Prize должно быть на 90% частным.

Не большое количество ли денежных «ловушек» для технического конкурса?

И как жалко, должно быть, наряду с этим инвестировать в разработку лунного ровера и остаться вторым: утешительный приз — «всего» $5 млн. Не говоря уже о последующих местах и третьем, которым ничего не надеется.

Имеется еще, действительно, множество маленьких бонусных призов для команд, чей луноход сумеет удачно трудиться ночью, проедет по Луне более пяти километров, сумеет отыскать воду посредством особых датчиков, исследует разные лунные достопримечательности (наподобие всегда стоящих в том месте артефактов с судов серии «Аполлон). Но вначале необходимо долететь.

Технических трудностей не меньше, но они уже личны для каждой из команд. Так или иначе, к 31 декабря 2010 года (крайняя дата регистрации) на старт вышли 33 команды из 13 государств. Больше всего, само собой разумеется, американских (15 команд), но среди участников имеется парни из Италии, Румынии, Германии, Венгрии, Испании, Израиля, Бразилии, Канады, Чили, Индии и — та-дам! — России.

Нельзя не подчернуть, что девять команд уже официально сошли с дистанции, отказавшись от предстоящей разработки лунохода, и вдобавок три объединились в одну громадную Moon Express. Так, за право первыми послать на Луну личный ровер сражаются 22 команды, и времени у них осталось мало, по причине того, что последний, уже два раза перемещённый дедлайн назначен на 31 декабря 2015 года.

Кто первый?

В принципе, большая часть представленных луноходов имеют в полной мере классическую компоновку: это хорошие колесные либо гусеничные роверы на солнечных батареях. Но кое-какие команды внесли предложение очень непростые ответы — вряд ли они разрешат победить основной приз, но точно станут вехами в развитии мирового луноходостроения.

К примеру, американцы из команды Jurban показали собственный проект модульного лунохода Jolht. Он представляет собой поставленный на колеса бочкообразный корпус, в передней части которого имеется порт-«отец», а в задней — порт-«мама». Так, при необходимости пара луноходов смогут сцепляться, составляя поезда, — это послужит и целям лучшей проходимости, и для экономии энергии, и для увеличения грузоподъемности.

Примечательно, что команда Jurban собиралась запустить собственный луноход еще в сентябре 2011 года, но воз и сейчас в том месте, а приз ждёт собственного обладателя.

А вот бразильская команда Space-META категорически не согласна с классическим четырех- либо шестиколесным дизайном, что думается самые приемлемым. Их творение Solitaire с первого взора по большому счету не похоже на талантливый двигаться механизм — это шар, снабженный расположенными в определенном порядке выступами-ногами из нитинола. Нитинол, сплав никеля и титана, известен собственной неповторимой «свойством» — памятью формы.

Другими словами, в случае если нитиноловую подробность охладить, ее возможно деформировать — но при нагреве она опять примет начальную конфигурацию. В зависимости от скорости и втягивания ног и порядка «выдвижения» Solitaire сможет катиться как колесо, подпрыгивать, совершенно верно лягушка, а также ползти, как червяк.

В качестве источника энергии планируется применять градиент температур лунной поверхности в различных ее частях (звучит совсем фантастично!) В случае если кинетической энергии «луноката» будет не хватает, к примеру, для прыжка, он сможет прокатиться либо проползти требуемое расстояние. По большому счету, проект SpaceMETA — это заявка, имеющая отношение скорее к фантастической футурологии, чем к настоящему миру. Однако она заметна и в полной мере может стать базой для будущих разработок.

Примечательно, что шарообразную форму имеет и еще один конкурсант — ровер ELE (European Lunar Explorer), созданный румынской командой ARCA. В отличие от многих соперников, румыны уже произвели пара экспериментальных запусков собственной ракеты, третьей ступенью которой и есть фактически луноход. Если доверять их официальным фотографиям и заявлениям, они практически в шаге от победы.

Намного большее доверие приводят к луноходам классических форм — к примеру, четырехколесный Red Rover от Питтсбургской команды Astrobotic либо Romit от датчан из Euroluna. По крайней мере, в таких роверах употребляется последовательность прекрасно известных и в далеком прошлом себя зарекомендовавших разработок. В случае если шестиколесный Curiosity превосходно трудится на Марсе, из-за чего схожая машина не имеет возможности функционировать на Луне? Тут дело скорее в психологии.

Так как хочется не просто выиграть конкурс (все равно с денежной точки зрения игра не следует свеч), а потрясти мир. У для того чтобы стимула имеется обратная сторона, по причине того, что потрясение мира — дело сложное, и возможно не успеть к дедлайну.

А как дела у России?

Как уже упоминалось, в конкурсе принимает участие и одна русский команда — это проект «Селеноход», создаваемый командой под управлением Николая Дзись-Войнаровского. Доставку изначально планировалось осуществить посредством ракеты-носителя «Днепр». «Днепр» способен закинуть на Луну несколько десятков маленьких луноходов, а его запуски происходят в среднем один-два раза в год.

Но, часть команд не пробует самостоятельно создать совокупность доставки лунохода на спутник — это, как и уникальная конфигурация, скорее элемент хвастовства, чем необходимость. на данный момент, действительно, у команды нет правильной уверенности в методе доставки планетохода на спутник Почвы — как уже упоминалось, это самая дорогая часть проекта, себестоимость строительства лунохода в десятки раз меньше себестоимости космического полета.

Но возвратимся к «Селеноходу». У него также достаточно увлекательная совокупность передвижения: он не катится, а шагает, причем на лыжах! С двух сторон корпуса к луноходу прикреплены долгие лыжеподобные брусья, делающие роль стоп, что разрешает ему преодолевать уклоны и серьёзные препятствия.

Наряду с этим он весьма легкий: изначально его масса должна была составлять 15 кг, но в ходе работы она снизилась всего до пяти.

1 мая 2013 года первый макет шагающего планетохода был, наконец, представлен и испытан в «настоящих условиях» на американской базе MDRS (Mars Desert Research Station), имитирующей ландшафтные условия Марса (чем-то схожие с лунными). Опробования прошли с переменным успехом, не обошлось без отказов. Но основное, что «лыжная» схема передвижения продемонстрировала себя достаточно прекрасно.

В общем, сейчас русский команда находится приблизительно в том месте же, где и большая часть остальных, — на стадии предварительных испытаний и макетирования. Кое-какие команды сзади — они еще на стадии проекта, в первых рядах до тех пор пока никого. Реально «Селеноход» рассчитывают запустить в конце 2015 года, за несколько месяцев до дедлайна. Что самое забавное, такие же заявления делают и другие команды.

Еще более Примечательно, что, в то время, когда дедлайн был назначен на более раннюю дату, все команды как одна давали слово запустить собственные проекты за один-два месяца до того, прошлого крайнего срока.

Замечательный стимул

В общем и целом Гугл Lunar X Prize — это весьма крутой проект с не меньше крутыми (уже в другом смысле) условиями. Быть может, если бы фонд X Prize заявил конкурс на разработку лунохода без необходимости в обязательном порядке доставить его на Луну, а доставку забрал бы на себя, то проекты были бы увлекательнее, да и скорость их исполнения существенно бы возросла. Так как на данный момент многие команды уперлись в краеугольный камень логистики: Луна — это не соседняя деревня.

на данный момент в самый раз делать ставки. Имеется три варианта:

— до декабря 2015 года к Луне пошлёт собственный аппарат хотя бы одна команда (о том, что аппарат удачно сядет, проедет 500 м и пошлёт на Землю снимки, сказать до тех пор пока преждевременно);

— ни одна из команд не успеет к сроку, и дедлайн будет перенесен в третий раз;

— ни одна из команд не успеет к сроку, и конкурс завершится ничем.

Не смотря на то, что возможно ли употребить слово «ничто» по отношению к Гугл Lunar X Prize? Нет. Так как благодаря ему в мире уже показались 22 новые концепции лунохода.

Кроме того в случае если ни одна из них не взлетит в ходе конкурса, они точно станут вехами будущего в изучении строительства и искусстве планетоходов далеких планет.

Статья «На Луну за 20 миллионов» размещена в издании «Популярная механика» (№133, ноябрь 2013).

ВСЁ О КОНКУРСЕ GOOGLE LUNAR XPRIZE


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: