«Граф дракула» атлантики

Среди начальников германских подлодок времён Второй мировой войны было большое количество гениальных подводных асов, но большая часть храбрецов позднего периода Битвы за Атлантику осталось в тени более ранних громких имён наподобие Кречмера, Шепке либо Прина. Одним из таких «незаметных асов» был начальник «семёрки» U 221 Ганс-Гартвиг Тройер, что занимателен не только своим необыкновенным прозвищем, но и броскими удачами в подплаве Германии. Звезда этого офицера зажглась в один из самых жарких периодов Битвы за Атлантику.

Причём Тройер всё ещё имел возможность получать громадных удач в атаках конвоев тогда, в то время, когда вторых германских подводников успех уже покинула.

Подводник из Трансильвании

Ганс-Гартвиг Тройер (Hans-Hartwig Trojer) появился 22 января 1916 года в местечке Бьертан в Трансильвании. Род Тройеров происходил от трансильванских саксонцев, каковые переселились в эти места еще в тринадцатом веке. Очень возможно, что перед поступлением на воинскую работу в Рейхе он должен был взять гражданство как «фольксдойче», рождённый за пределами Германии.

Как раз этим возможно растолковать тот факт, что Тройер был зачислен на флот в 20-летнем возрасте, а не призван в 17 лет, как это проиходило с германскими подданными.

Работа Тройера в кригсмарине началась в апреле 1936 года. Призыв того года был самым бессчётным из довоенных комплектов флота кандидатов в офицеры: на работу пришли 518 кадетов, из которых 161 потом стали начальниками подлодок. Так как Тройер был родом из Трансильвании, ещё на протяжении обучения в военно-морском училище в Мюрвике к нему прилепилось прозвище «Граф Дракула».

подготовка и Обучение курсантов продолжались два с половиной года. 1 октября 1938 года молодым фенрихам было присвоено звание лейтенантов цур зее, по окончании чего их ожидало распределение по местам работы. Любопытно, но Тройер ни одного дня не прослужил на надводных судах.

3 октября он был послан в Нойштадт, где пребывала «учебка» подводных сил. По окончании её прохождения и окончания бессчётных обучающих направлений, 18 августа 1939 года юный лейтенант был назначен вторым вахтенным офицером на подводную лодку U 34 (тип VIIA), которой руководил капитан-лейтенант Вильгельм Ролльман (Wilhelm Rollmann). На ней Тройер встретил начало войны.

В качестве вахтенного офицера Тройер прослужил на U 34 вплоть до конца 1940 года, в то время, когда лодка была переведена из боевой флотилии в учебную. Вместе с Ролльманом Тройер совершил на ней семь боевых походов, на протяжении которых были потоплены 19 судов неспециализированным тоннажем 91 989 брт, британские эсминец «Уирлуинд» (HMS Whirlwind) и подводная лодка «Спирфиш» (HMS Spearfish). За это Ролльман стал кавалером Рыцарского креста, а Тройер был награждён Металлическими крестами обеих степеней.

«Граф дракула» атлантики

Слева: капитан-лейтенант Ганс-Гартвиг Тройер по прозвищу «Граф Дракула», 1916–1943 гг.
http://forum.axishistory.com

Справа: германская подлодка U 34, на которой Тройер совершил семь походов в качестве второго и первого вахтофицера. На мостике — Тройер (справа) и Вильгельм Ролльман в белой фуражке
http://www.subsim.com

9 декабря «Граф Дракула» был назначен вахтенным офицером на готовую к сдаче U 67 — океанскую лодку типа IXC. Полгода работы на субмарине состоялись в её подготовке и испытаниях экипажа. Скоро руководство осознало, что офицер с таким боевым опытом может руководить лодкой самостоятельно.

Тройер был послан на направления начальников подлодок в Мемель, по окончании окончания которых 3 июля 1941 года был назначен начальником учебной подлодки U 3. В данный же период в его личной жизни случились трансформации: Ганс-Гартвиг женился на родственнице генерал-фельдмаршала фон Бюлова.

10 марта 1942 года Тройер был назначен начальником на строящуюся лодку U 221 и 9 мая принял ее у верфи. Затем начались тренировки и испытания экипажа. Тут необходимо отметить один ответственный факт – никто из экипажа лодки, не считая ее начальника, не имел большого боевого опыта.

За три с половиной месяца Тройеру удалось создать из новичков сплоченный экипаж, что сходу продемонстрировал, на что он способен под началом агрессивного и храброго начальника.

От успеха к неудаче

1 сентября 1942 года U 221 вышла из Киля в собственный первый боевой поход. Тройер получил приказ идти в Норвегию для провизии запасов и пополнения топлива, по окончании чего прорваться в Северную Атлантику и присоединиться к одной из групп лодок для атаки конвоев и совместного поиска. 12 сентября девять подлодок, включая U 221, получили приказ создать завесу западнее Ирландии и ожидать конвой ON-129.

Эта несколько стала называться «Пфайль» (Pfeil).

Союзный конвой в Атлантике, 1943 год (http://www.iwm.org.uk)

14 сентября Тройер увидел конвой, но каждые попытки его нападать были сорваны эскортом. Неудача постигла и другие лодки группы «Пфайль». Скоро конвой скрылся в тумане, и контакт был утерян совсем.

Попытки применять эту группу лодок против вторых конвоев была сорвана начавшимся штормом, в итоге она была распущена.

Затем U 221 входила последовательно в новые организованные группы лодок «Блиц» (Blitz) и «Тигер» (Tiger), совершила одну торпедную атаку, но успеха не имела. 30 сентября штаб послал Тройера в район севернее Азорских островов на заправку горючим с U 116, которая выполняла роль «дойной коровы». Рандеву произошло спустя трое дней и, приняв горючее и провизию, U 221 готовься продолжить охоту на конвои.

5 октября Тройер возвратился на маршруты конвоев и был включён в группу «Вотан» (Wotan), которую скоро ожидал громкий успех восточнее Ньюфаундленда. Вечером 12 октября с лодки U 258 был увиден конвой, следовавший на северо-запад. Это был SC-104, складывавшийся из 48 судов и сопровождавшийся английской эскортной группой В-6.

В ночь с 12 на 13 октября несколько «Вотан» отправилась в наступление, в которой роль первой скрипки принадлежала «Графу Дракуле».

Соперники U 221: эсминцы «Вайкаунт» (HMS Viscount) и «Фэйм» (HMS Fame) из эскортной группы В-6, защищавшей конвой SC-104. Не обращая внимания на то, что Тройер переиграл их, эти суда потопили в бою за конвой подводные лодки U 661 и U 353. На снимке «Фэйм» подходит к «Вайкаунту» для передачи ответственного сообщения. Фото сделано 22 сентября — 20 октября 1942 года
http://www.iwm.org.uk

В 5:56, прорвав в подводном положении эскортный экран, U 221 всплыла у конвоя и за час последовательно выпустила пять торпед по выбранным целям. Собственные удачи Тройер оценил в четыре потопленных судна неспециализированным тоннажем 20 000 брт (брутто-регистровых тысячь киллограм). Следующей ночью U 221 продолжила избиение SC-104. Атака началась в 0:04 и продолжалась три часа, за время которых лодка выпустила ещё пять торпед.

В этом случае начальник U 221 посчитал потопленными четыре судна на 27 547 брт. По окончании данной атаки Тройер был должен выйти из игры, поскольку у него кончился главной боезапас, не считая двух торпед в контейнерах на верхней палубе. 22 октября U 221 пришла в Сен-Назер, завершив собственный первый поход.

По завершении операции против SC-104 Карл Дёниц занялся подсчётами. В соответствии с докладам начальников лодок, из 19 судов конвой утратил 11 (немцы изначально неверно оценили количество судов в ордере), из которых восемь судов на 47 547 брт пришлось на долю U 221. Дёниц назвал такие утраты конвоя «маленькой трагедией» для соперника.

Помимо этого, командующий подводными силами был впечатлён удачами новичка. «Граф Дракула» был самым агрессивным начальником «Вотана» и утёр шнобель кроме того кавалеру Рыцарского креста Эрнсту Менгерсену (Ernst Mengersen), U 607 которого кроме этого входила в состав группы, но рассказала о потоплении лишь одного судна.

Английская китобойная плавбаза «Саутен Импресс» — самое большое судно из потопленных U 221
http://www.wrecksite.eu

Но германский историк Юрген Ровер, детализируя удачи группы «Вотан» 13–14 октября 1942 года, сократил заявленные удачи U 221. Согласно его точке зрения, в первой атаке Тройер потопил три парохода: норвежские «Фагерстен» (Fagersten) на 2342 брт и «Сента» (Senta) на 3785 брт, и английский «Эшуорт» (Ashworth) на 5227 брт. Во второй атаке он добавил ещё два судна: американский пароход «Сюзана» (Susana) на 5929 брт и английскую китобойную плавбазу «Саутен Импресс» (Southern Empress) на 12 398 брт.

В итоге Ровер признал за U 221 потопление пяти судов на 29 681 брт, но не исключил возможности, что Тройер может претендовать на торпедирование во второй атаке ещё двух судов, каковые были чуть позднее добиты U 607 и U 661. Неспециализированные же утраты SC-104 составили 8 судов на 43 970 брт.

Однако во втором походе успех Тройера сменился провалом. 23 ноября U 221 вышла в море из Сен-Назера. Спустя шесть дней лодка была включена в группу «Драуфгангер» (Draufganger), которая создала завесу к западу от Ирландии в ожидании одного из конвоев литеры OS.

Но в «паутину» никто не попался, и 7 декабря лодкам данной группы было приказано атаковать конвой НХ-217, идущий в Англию. Не считая «Драуфгангера», Дёниц подключил к преследованию НХ-217 лодки группы «Панцер» (Panzer). Конвой стали преследовать более 20 субмарин, что в итоге стало причиной трагедии.

Поздно вечером 8 декабря U 221 протаранила лодку U 254 из группы «Панцер». Последняя, взяв пробоину в прочном корпусе, мгновенно затонула, унеся на дно собственного начальника капитан-лейтенанта Ганса Жилярдона (Hans Gilardone) и солидную часть экипажа — Тройер смог подобрать лишь четырёх человек. Сама U 221 взяла важные повреждения и утратила шанс погружаться.

Она смогла доползти до базы 23 декабря, по окончании чего поднялась на продолжительный ремонт.

Потопив «Саутен Импресс», Тройер с некоторым основанием имел возможность претендовать не на одну победу, а на 11 сходу. Дело в том, что судно перевозило переданные американцами по ленд-лизу танкодесантную баржу типа LCT Mk.V и девять десантных катеров типа LCM Mk.III (на фото). Катера типа LCM имели стандартное водоизмещение 52 тонны и имели возможность перевозить один танк либо до 60 десантников (http://www.iwm.org.uk)

Дёниц, определив о проишествии, не стал делать из начальника U 221 козла отпущения, признав смерть лодки Жилярдона собственной неточностью. Запись в издании военных действий командующего подводными силами от 8 декабря 1942 года говорит об этом:

«В первый раз за время операций против конвоев произошло столкновение между двумя подлодками, повлекшее смерть одной из них. Необходимо подчеркнуть, данный несчастный случай случился чёрной ночью и при умеренном беспокойстве, исходя из этого лодка, совершившая таран, не может быть в этом виноватой. Инцидент со столкновением лодок продолжительное время считался вероятным и ожидаемым из-за участия большого количества подлодок в операциях против конвоев.

Размышления на эту тему говорят, что по большому счету невозможно задействовать больше 13–15 лодок на один конвой».

Любопытно подчернуть, что произошедшее имело возможность лечь тяжёлым камнем вины на душу Тройера и сломать его морально, но данный начальник был крепким орешком и в третьем походе опять добился громадного успеха.

Рыцарский крест

27 февраля 1943 года U 221 опять вышла в море. Спустя трое дней Тройер получил приказ присоединиться к группе лодок «Нойланд» (Neuland), которая должна была создать завесу на пути конвоев к западу от Ирландии. 7 марта «Граф Дракула» снова «вкусил крови», торпедировав и потопив норвежский теплоход «Ямайка» (Jamaica) на 3015 брт, что направлялся балласте из Ливерпуля в Нью-Йорк.

Забрав в плен одного из членов экипажа «норвежца», U 221 продолжила охоту и на следующий сутки бесполезно атаковала одиночное судно типа «Сити оф Калькутта» (City of Calcutta).

Норвежский теплоход «Ямайка» запечатлён на фото под названием и датским флагом «Джуба» (Giuba) прошлого обладателя (http://uboat.net)

9 марта Дёниц приказал лодкам из южной части завесы, включая U 221, переместиться севернее для нападения на конвой HX-228. Несколько «Нойланд» нападала его вечером следующего дня. Тройер прорвался к конвою и за 10 мин. выпустил четыре торпеды.

Одно из торпедированных судов потряс замечательный взрыв, что повредил перископ U 221 и нанес повреждения пребывавшей рядом U 757. Торпеды Тройера попали английский пароход «Тукуринка» (Tucurinca) на 5412 брт и в американский пароход «Андреа Люкенбах» (Andrea F. Luckenbach) на 6565 брт. Последний вёз 11 600 взрывчатки и тонн амуниции. Затем последовала атака эскорта, и Тройер три часа просидел под водой, уклоняясь от глубинных бомб.

Лодке удалось оторваться от преследователя, по окончании чего экипаж был должен заняться ремонтом субмарины.

После этого U 221 доложила в штаб о собственных успехах и проблемах. Собственные удачи Тройер оценил, с учетом «Ямайки», в четыре потопленных судна тоннажем 31 700 брт. В действительности же им было потоплено три судна на 14 992 брт и повреждён пароход «Лоутон Эванс» (Lawton B. Evans) типа «Либерти» на 7197 брт.

По окончании того как операция против HX-228 была закончена, Дёниц организовал из девяти лодок группы «Нойланд» новую группу «Дрэнгер» (Dranger) к западу от Ирландии чтобы напасть на один из медленных конвоев литеры SC. Но первым в лапы к «волчьим сворам» попал быстроходный НХ-229. Дёниц сосредоточил на этом конвое три группы лодок: «Дрэнгер», «Штюрмер» (Sturmer) и «Раубграф» (Raubgraf). На следующий сутки на параллельном курсе был обнаружен и конвой SC-122.

В следствии с 16 по 19 марта около 40 лодок нападали оба конвоя, потопив наряду с этим 22 судна из их состава. В истории это событие стало называться «великой конвойной битвы».

Судно типа «Либерти», попавшее в составе конвоя в шторм. Среди жертв U 221 было судно этого типа «Уолтер Гришэм» (http://www.iwm.org.uk)

Днём 18 марта Тройер нападал НХ-229 и доложил в штаб о потоплении двух судов на 12 338 брт. В действительности «Граф Дракула» себя «обделил»: суммарный тоннаж торпедированных торговцев «Уолтер Гришэм» (Walter Q. Gresham) и «Канэдиан Стар» (Canadian Star) равнялся 15 484 брт. 23 марта U 221 имела рандеву с U 406, на котором передала последней часть горючего и забрала курс на базу.

Взяв сообщение с U 221, Дёниц снова занялся подсчётами, в соответствии с которым в октябре и марте Тройером было потоплено 14 судов тоннажем практически 90 000 брт (по подсчётам Ровера было потоплено 10 судов на 60 157 брт и повреждено одно на 7187 брт). Это был успех, что не было возможности проигнорировать, и 25 марта начальник U 221 в радиограмме от Дёница был поздравлен с получением Рыцарского креста. Приз Тройеру вручили спустя трое дней, в то время, когда лодка пришла в Сен-Назер.

«Тёмный май» 1943 года

По окончании собственного успеха экипаж U 221 взял месяц отдыха. В четвёртый поход в Атлантический Океан лодка вышла 3 мая. Спустя семь дней Тройер получил приказ присоединиться к группе «Дроссель» (Drossel) для действий против идущего на восток конвоя HX-237.

12 мая германским лодкам удалось добиться маленького успеха в нападении на него, не обращая внимания на замечательное прикрытие, включавшее эскортный авианосец «в первых рядах». Было потоплено три судна, включая громадный норвежский танкер «Сандангер» (Sandanger) на 9432 брт, что отстал от конвоя и был разрешён войти на дно U 221. В отместку суда эскорта конвоя потопили три субмарины: U 89, U 753 и U 456.

Последняя успела прославиться собственной атакой крейсера «Эдинбург» в апреле 1942 года.

16 мая Тройер имел рандеву с «дойной коровой» U 461, будучи вынужденным на пути к ней всегда уклоняться погружением от авиации ПЛО. По окончании пополнения запасов горючего, питьевой воды и провианта U 221 вошла в состав группы «Одер» (Oder), а после этого «Мозель» (Mosel) для охоты на конвои HX-238 и НХ-239. Удач достигнуто не было, но лодки сами несли утраты.

Обстановка складывалась катастрофическая.

Малоизвестный начальник германской подлодки выбирает цели в ордере конвоя. Быть может, Тройер так же следил за собственными будущими жертвами
http://www.iwm.org.uk

Согласно точки зрения американского историка Клэя Блэйра, во время с 9 по 25 мая германская радиоразведка сумела дать правильные информацию о конвоях, находящихся в северной части антлантического океана. Шесть из семи были обнаружены «волчьими сворами», но из 277 судов, входивших в их состав, было потоплено всего шесть. Наряду с этим к 23 мая было утрачено 34 субмарины, и около 1600 подводников погибли либо попали в плен.

К концу месяца утраты лодок возросли до 40 единиц. В следствии Дёниц был должен отдать приказ лодкам в северной части антлантического океана покинуть конвойные маршруты и отойти в район Азорских островов. По факту это означало лишь одно: подводная война была проиграна.

Попытка создать новую группу лодок «Труц» (Trutz) для действий против конвоев литер UG и GU, осуществлявших перемещение в центральной Атлантике Соединенными Штатами и Гибралтаром, ни к чему не привела. Возможности напасть на конвои не было, а лодки группы подвергались атакам самолётов с эскортных авианосцев из противолодочных групп союзников. U 221 целый июнь совершила у Гибралтара и Азорских островов, но не достигла никаких удач. 21 июля лодка возвратилась во Францию.

В итоге Тройер был одним из немногих начальников «семёрок», кто сумел хоть что-то потопить и сохраниться в мясорубке, которую силы ПЛО союзников устроили германским подлодкам в мае-июле 1943 года.

Последний бой

Оправившись от шока начала конца и потерь весны лета, штаб подводных сил решил возобновить операции лодок в северной части антлантического океана. Чтобы противостоять противолодочным силам соперника, субмарины приобрели новое оружие — самонаводящиеся торпеды, и технические новшества в виде станций радиолокационной разведки.

В полёте «Галифакс» из 58-й эскадрильи Берегового руководства. Вытесненный из бомбардировочных подразделений более современным «Ланкастером», «Галифакс» в полной мере подошел для функций патрульного и противолодочного самолёта
http://www.bournemouthecho.co.uk

Новая несколько лодок, которая должна была возобновить действия против конвоев, стала называться «Лойтен» (Leuthen). Её сражения с конвоями ON-202 и ONS-18 в сентябре 1943 года привели Дёница к следующим выводам. Во-первых, сейчас утраты лодок снова возвратились на уровень начала года, во-вторых, из-за оптимистичных докладов начальников лодок о победах Дёниц поверил в высокую эффективность самонаводящихся торпед.

Операции в северной части антлантического океана было решено продолжать. Часть лодок из «Лойтена» образовали новую группу «Россбах», которую было решено усилить лодками, высланными с французских баз.

20 сентября U 221 вышла в пятый боевой поход для действий в северной части антлантического океана. Штаб подводных сил забеспокоился, в то время, когда от неё 14 дней не было никаких сообщений. 4 октября она начала считаться погибшей, о чём свидетельствует запись в издании военных действий командующего подводными силами:

«U 221 не выходила на сообщение с момента выхода из Сен-Назера 20 сентября. Она обязана принимать во внимание погибшей. Так как нет никаких сообщений об атаках самолётов, быть может, что U 221 была стёрта с лица земли вражеской субмариной».

Флаинг-офицер Эрик Хартли, начальник экипажа «Галифакса», потопившего U 221 капитан-лейтенанта Тройера (http://www.bournemouthecho.co.uk)

Но это предположение было неверным. Вечером 27 сентября в 800 милях юго-западнее Ирландии противолодочный «Галифакс» из 58-й эскадрильи Королевских ВВС увидел в надводном положении субмарину и нападал её. Это была лодка Тройера.

Самолёт скинул на U 221 восемь глубинных бомб, по окончании взрыва которых она скоро затонула. Наступление не прошло для британцев без всяких последствий: зенитным огнём лодки самолёт был подожжён и упал в море. Из восьми членов экипажа «Галифакса» удалось спастись шестерым, из экипажа U 221 не выжил никто. «Граф Дракула» провалился сквозь землю в свинцовых водах Атлантики.

В завершение рассказа о жизни и карьере германского подводного аса хотелось бы отметить достаточно принципиальный момент. В первой половине 40-ых годов двадцатого века за действия в северной части антлантического океана Рыцарским крестом было награждено всего восемь начальников лодок VII серии. Из них лишь два начальника смогли перешагнуть планку в 50 000 брт потопленного тоннажа: начальник U 402 корветтен-капитан Зигфрид фон Форстнер (Siegfried von Forstner) за 14 судов на 70 434 брт и начальник U 221 обер-лейтенант цур зее Ганс-Гартвиг Тройер за 10 судов на 69 589 брт.

Остальные шесть человек взяли приз за меньшие успехи.

Из экипажа сбитого «Галифакса» погибли два воздушных стрелка. Остальные шестеро английских авиаторов смогли взобраться на спасательный плот, на котором дрейфовали 11 дней, перед тем как были спасены английским эсминцем
http://www.bournemouthecho.co.uk

Это страно, поскольку период осени 1942 — весны 1943 гг. был самый жарким в отношении нападений лодок на конвои в северной части антлантического океана. Данный факт может свидетельствовать о том, что начальники «семёрок» не славились собственными личными удачами, раз Дёниц смог наградить лишь двух человек в соответствии с введенным в начале войны правилом «Рыцарский крест за 100 000 брт».

Ганс-Гартвиг Тройер был опасным противником и талантливым подводником в борьбе с конвоями, но, к счастью для союзников, в самый острый период Битвы за Атлантику таких начальников у Дёница были только единицы.

источники и Литература:

  1. NARA T1022 (трофейные документы германского флота)
  2. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  3. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  4. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
  5. Busch R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler Sohn, Hamburg – Berlin – Bonn, 2001
  6. Franks N. Search, Find and Kill – Grub Street the Basemenе, 1995
  7. Franks N., Zimmerman E. U-Boat Versus Aircraft: The Dramatic Story Behind U-Boat Claims in Gun Action with Aircraft in World War II – Grub Street, 1998
  8. Niestle A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
  9. Rohwer J. Axis Submarine Successes of World War Two – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
  10. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945, Band 1. Norderstedt
  11. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945, Band 5. Norderstedt
  12. http://www.uboat.net
  13. http://www.uboatarchive.net
  14. http://historisches-marinearchiv.de

Настоящая история графа Дракулы — В поисках истины


Темы которые будут Вам интересны: