«Грязнули» в тесных отсеках

Германские подводники сражались фактически во всех морях и океанах отечественной планеты, и, не обращая внимания на то что Германия проиграла войну, её подлодки на протяжении Второй мировой войны успели заслужить грозную славу страшного соперника. Этому содействовали и хорошая подготовка экипажей, и надёжность их подводных судов, и верная стратегия и тактика их применения. Помимо этого, одним из наиболее значимых факторов, содействовавших действенному исполнению боевых задач, было хорошее питание подводников.

Кто и как снабжал ланч, ужин и обед подводных корсаров?

В случае если задать вопрос бывшего германского подводника о питании на подводной лодке, то в ответ возможно услышать следующее: «Еда? Еда была хорошая – если ты любитель вкуса солярки». Любопытно, но, не обращая внимания на то что у пищи на подлодках была страшная репутация, организованная рассказами о заплесневелых продуктах, пропитавшихся запахом солярки, подводники кригсмарине имели один из самых лучших рационов в вермахте.

Но снабжение качественными продуктами – это только полдела, поскольку чтобы перевоплотить их во вкусную еду, необходимы были умелые руки хорошего повара, либо, как его именуют на флоте, кока, что играл на подводной лодке очень ключевую роль. К сожалению, в истории германских подлодок коки несправедливо обделены вниманием. Мы большое количество знаем об известных подводниках, военных кораблей и успешных атаках конвоев, но работники маленьких камбузов остаются в стороне от этих свершений.

Попытаемся вытащить их из тени громкой славы германских подводных асов и постараемся ответить на вопрос: кто такие коки и чем они занимались на подводных лодках?

«Смутье»

Перед тем как приступить к рассказу о коках на подводных лодках, стоит дать разъяснения о том, чем занимались коки в германском торговом и армейском флоте в целом. Кок был крайне важным участником экипажа, и на нём лежала громадная ответственность. Он составлял меню для экипажа на время всего плавания, заказывал и закупал продукты.

От правильности его расчётов зависело заполнение провизионных помещений всем нужным, поскольку они были ограничены по вместимости продуктов, а дополнительное снабжение в море со стороны было редким случаем. Исходя из этого, не считая всего другого, коки были прекрасно осведомлены о практике хранения продуктов на судне.

«Грязнули» в тесных отсеках

Продуктовый склад кригсмарине. На нём навигатор лодки приобретал провизию по перечню, составленному коком

Очевидно, на протяжении нахождения на корабле прямая обязанность кока заключалась в приготовлении еды. Ежедневно он кормил команду завтраком, ужином и обедом в течении всего плавания. Не считая стандартных приёмов пищи, в ведении кока было приготовление маленьких порций тёплой еды для заступающих на вахту в полночь. Количество коков на корабле зависело от размера экипажа.

На мелких судах, где кок был один, в помощь ему давали матроса, свободного от вахты.

В военно-морском флоте Германии коки, кроме исполнения собственных прямых обязанностей, были кроме этого включены в боевое расписание. Так, на протяжении учений либо в сражении кок как правило поступал в распоряжение корабельного лазарета в качестве санитара. Но таковой функционал вменялся ему лишь на громадных судах.

На более небольших единицах флота кок мог быть включён в состав морского либо технического дивизиона.

Необходимо подчеркнуть, что в первой половине XX века коков в германском флоте именовали «Смут» (Smut) либо «Смутье» (Smutje). Это прозвище происходит от слова «Schmutz», что в переводе с германского свидетельствует «грязнуля» либо «замарашка». Потребление этого прозвища считалось шуткой, которая скоро прижилась и стала заглавием для коков.

Любопытно, что со временем это прозвище поменяло собственное толкование, и на современных германских судах коков именуют «шефами», а потребление ветхого прозвища возможно сочтено за оскорбление.

Кок на подводной лодке

На германской подводной лодке не находились вахты лишь два члена экипажа: кок и командир корабля. Это не свидетельствует, что они отдыхали больше вторых, напротив – дремали они меньше всех, поскольку на них лежало большое количество обязанностей. В случае если начальнику не давала полноценно отдохнуть ответственность за экипаж и корабль, то кок фактически не смыкал глаз по вторым обстоятельствам:

1. Организация более-менее приличного питания для 50 голодных молодых и здоровых людей, по крайней мере, три раза в день. Данный процесс включал в себя не только постоянное приготовление еды, но и потребовал от кока таланта быть отменным ресторатором и владеть аналитическим складом ума.

Сперва кок составлял меню на все дни похода, после этого рассчитывал количество продуктов, каковые имели возможность потребоваться, и передавал перечень навигатору лодки, что нёс ответственность за получение продуктов на складе и доставку их на лодку. Как пример возможно привести выдержки из меню на шесть недель нахождения в море, составленного коком с подлодки U 518 (тип IXC). Ниже приведены ужина и блюда обеда, которыми начинался каждый первый сутки новой семь дней похода субмарины. Ланч был неизменно однообразный и складывался из кофе либо какао, молочного супа с крекерами, джема, мёда, масла либо яиц по требованию:

  • 1-й сутки похода: обед – суп, картофельное пюре, печень, свежие фрукты, ужин – пряная кровяная колбаса, копчёное мясо, хлеб, масло, кофе;
  • 7-й сутки похода: обед – жареная колбаса, картофель, соус, капуста, свежие фрукты, ужин – салат из сельди, говядина и сырокопчёная колбаса, хлеб, масло, чай;
  • 14-й сутки похода: обед – суп, шпинат с яйцами, картофель, тушёные фрукты, ужин – ветчина, редька, хлеб, сок и масло шиповника;
  • 21-й сутки похода: обед – суп, макароны с ветчиной, соус, пудинг с соком, ужин – суп-лапша с говядиной, холодная ветчина, хлеб, яблочный сок и масло;
  • 28-й сутки похода: обед – картофельный салат, яичница-болтунья, микс из тушёных фруктов, ужин – макароны с ветчиной, томатный соус, сок шиповника;
  • 35-й день похода: обед – суп, говядина, тушеная в луке, картофель, подлива, овощи, пудинг с соком, ужин – ветчина, яйца вкрутую, хлеб, масло, какао;
  • 42-й сутки похода: обед – гороховый суп с свининой и говядиной, ужин – в соответствии с оставшейся провизии.

2. Наличие готового кофе в любое время. Для заступающих на вахту ночью кок готовил кофе по особенному рецепту. Как вспоминал бывший член экипажа лодки U 505 Ганс Гёблер (Hans Goebler), это был замечательный стимулятор бодрости: «Около полуночи Антон «Тони» Керн, кок отечественной лодки, поднимался на мостик с кофейником, в котором была его фирменная смесь весьма крепкого кофе с ромом.

Он защищал данный кофейник, как ястреб, поскольку вкусное тёмное варево пользовалось громадной популярностью у всего экипажа, независимо, были подводники на вахте либо нет».

Камбуз на подводной лодке U 995 – разделочный столик и раковина (современное фото Павла Харитонова)

3. Проверка качества продуктов и обнаружение сломанных, дабы избежать пищевых отравлений в экипаже. Процесс был достаточно непростой. Мясо и овощи хранились в холодильнике на камбузе, но другая провизия была размещена на хранение по всей лодке. Консервы размешались в дизельном и носовом отсеках, колбасы висели в центральном отсеке и в других местах, где хватало высоты для их подвешивания.

Картошке отводили любое свободное место, которое получалось отыскать. В итоге, дабы совершить ревизию продуктов, коку приходилось «путешествовать» по всей подлодке.

4. Мытьё посуды самостоятельно либо с чьей-то помощью все 24 часа в день. Коку приходилось это делать на маленьком камбузе в течении всего времени нахождения лодки в море, другими словами в течение 4–6 недель похода либо кроме того более.

Слева электроплита производства компании Brown Boverie et Cie на камбузе лодки U 995 (современное фото Павла Харитонова). Справа вид на камбуз прототипа германских лодок II серии, финской субмарины «Весикко». С правого борта за железным поручнем стоит полированный древесный ящик.

Между стенкой и ящиком имеется маленькая ниша. В том месте и стояла плита, на которой подготавливалась пища, а на сам полированный ящик выставлялись тарелки, в каковые кок наливал либо накладывал горячее. Наверху виден вырез люка, через что на лодку попадали припасы (современное фото Сергея Бабушкина)

5. Кок должен был следить за ситуацией настроения экипажа, быть человеком, от которого зависит дух команды, поддерживать его как возможно продолжительнее качественным и вкусным едой, в особенности в дальних походах. Возможно заявить, что действия кока довольно часто являлись настоящим средством против рутины, которая царила на лодке на протяжении похода. Но, и сама его персона являлась громоотводом для нехороших чувств подводников, поскольку «смутье» довольно часто становился целью для острот и шуток экипажа.

Помимо этого, на коке лежала почётная обязанность готовить что-нибудь особое на праздники и дни рождения, и ответственность за выдачу команде алкоголя по приказу начальника.

6. На протяжении боевой тревоги кок должен был оказывать помощь торпедистам либо артиллеристам.

спальное место и Камбуз кока

К сожалению, не представляется вероятным совершенно верно установить, где пребывало место отдыха кока на подлодке. Во многих случаях как мы знаем, что он дремал в носовом отсеке, что являлся жилым помещением для половины экипажа. Так, к примеру, на протяжении известного похода U 47 Гюнтера Прина в Скапа-Флоу во второй половине 30-ых годов двадцатого века место отдыха кока лодки Фридриха Вальца (Friedrich Walz) пребывало именно там. На современных германских субмаринах «смутье» имеет отдельную койку, которую не считая него ни при каких обстоятельствах никто не занимает.

Это имеет практический суть в плане гигиены, но не известно, существовало ли это правило на подводных лодках времён Второй мировой войны.

Камбуз американской подлодки «Боуфин» (тип «Балао») времён Второй мировой. Видно, что оснащение владений американского кока не идёт ни в какое сравнение с аскетичными владениями германских «смутье» (фото Евгения Скибинского)

Камбуз был рабочим местом кока и размешался на разных типах лодок по-различному. На малых лодках II серии камбуз размешался между центральным и дизельным отсеками. На субмаринах VII серии камбуз пребывал в жилом отсеке унтер-офицеров перед входом в дизельный отсек.

Это было весьма шумное место, связывающее центральный пост с электромоторным и дизельным отсеками и из-за постоянного шума, беготни и гама прозванное подводниками «Потсдамской площадью». Но такое размещение камбуза было эргономичным, поскольку рядом с ним был один из двух гальюнов «семёрки», что кроме этого употреблялся для хранения провизии.

На лодках IX серии камбуз кроме этого размешался в отсеке унтер-офицеров, перед входом в жилой отсек офицеров. В отличие от «семёрки», где отсек унтеров был четвёртым по счёту от носа, на «девятке» он был вторым. Исходя из этого камбуз на «девятке» был отделён от дизельного отсека отсеком офицеров и центральным постом, что делало его более спокойным местом, чем на «семёрке».

Чтобы выяснить, что из себя воображал камбуз на германской подлодке, обратимся к его описанию, составленному на верфи ВМС США в Портсмуте в июле 1946 года при изучении германских подлодок типа IXC, сдавшихся американцам по окончании капитуляции Германии (перевод. Е. Скибинского):

«Кратко О КАМБУЗЕ

Пищевое оборудование ограничено; всё, что находится вне камбуза – это посуда и столы в аккумуляторном отсеке, и столовые и личные котелки устройства нижних чинов.

Камбуз расположен перед центральным постом и офицерской кают-компанией, отделяя последнюю от помещения старшин.

В камбузе по левому борту от прохода находятся маленькой шкафчик и холодильник для готовой провизии, а по правому – электроплита, суповой разогреватель, раковина со сливом, бак для кипячения воды, шкафчики и разделочная доска.

Холодильник размером с американский бытовой, подробное описание см. в разделе S59 [описание в переводе не приводится – прим.авт.].

Электроплита представляет собой маленький агрегат из литой и листовой стали, частично эмалированный, и возможно снабжена по одному из двух нижеследующих перечней:

а) три конфорки сверху и бак для кипячения воды сзади духовки, два шкафчика внизу;

б) четыре конфорки сверху, духовка внизу.

Примечание: во втором случае электроплитка крепится к верху шкафчиков, а бак для кипячения воды есть отдельным устройством.

Конфорки двух размеров. Более большая имеет трёхпозиционный регулятор нагрева до 3000 ватт, меньшая – три позиции нагрева до 1200 ватт.

Духовки у различных вариантов электроплиты различные. В одном случае размеры духовки 11,8?15,7?13,7 дюймов, в другом 7,9?23,6?19,7 дюймов, обе имеют по три нагревательных элемента в 250 ватт любой вверху и внизу, что при трёхпозиционном регуляторе нагрева даёт большую мощность 1500 ватт.

Кипятильник в баке на 1200 ватт, сам бак имеет количество 10 литров (2,6 галлона). В случае если бак установлен раздельно, то при таком же количестве он имеет мощность кипятильника 2000 ватт.

Суповой разогреватель на 40 литров (10,6 галлонов) имеет встроенный в основание нагревательный элемент на 8800 ватт с трёхпозиционным регулятором нагрева, герметичную крышку с предохранительным клапаном (что разрешает применять его в качестве скороварки), и краник в нижней части для раздачи содержимого.

Раковина – маленькая одиночная металлическая эмалированная вещица с железной (на некоторых судах древесной) сушилкой. На ней установлен ручной насос, подающий холодную либо тёплую воду в кран-смеситель (как на десантных судах типа LCT), тогда как второй кран может подавать тёплую забортную воду при трудящихся дизелях.

На камбузе имеются хлебницы, дуршлаги, черпаки, соусные ложки, ситечки, разделочная доска, ручная мясорубка, кастрюльки и разнообразные кастрюли для варки и жарки, сковородки, скороварки, ножи, скребки, поварские вилки, секач, мерные ложки, консервный нож, взбивалка и открывалка для яиц.

Столовые устройства складывались из котелков для нижних чинов и достаточно красивого комплекта столового серебра, хрусталя, столовых и фарфора скатертей для офицеров. В последней категории ни одна сдавшаяся лодка не имела возможности похвастать стандартным флотским комплектом; "Наверное," дефицит «компенсировалась» из отелей, прочих заведений и ресторанов.

В кают-компании находится особый шкафчик с держателями и гнёздами для столовых принадлежностей.

Не смотря на то, что столы и продемонстрированы на чертежах, на сдавшихся подлодках в Портсмуте находились лишь для потребностей старшин.

Вывод:

Камбуз неспециализированной площадью 27,5 дюймов ? 4,11 фута (с учётом центрального прохода) тесен. В случае если учесть, что мытьё посуды и всё приготовление пищи для 48 человек происходит на данной площади, то возможно взять представление о царящей в том месте тесноте.

Электроплитка не разрешает кормить экипаж как на американских подлодках. геометрия и Размеры духовки разрешают разве что печь в том месте картошку, ни о какой печёной, жареной либо копчёной еде для всего экипажа не может быть и речи.

Большой суповой разогреватель, и скороварки и многочисленные кастрюли говорят о диете, состоящей преимущественно из варёной либо приготовленной на несколько пищи.

Раковине с принадлежностями самое место в каком-нибудь мелком летнем дачном домике.

В случае если продемонстрированные на чертежах торпедного отсека лавки и столы вправду везде отсутствовали, то при таких условиях условия принятия пищи экипажем выглядят более чем примитивно.

Размещение камбуза выбрано, "Наверное," из-за, дабы пищу не требовалось на большом растоянии нести».

Исходя из вышеописанного, возможно заявить, что американцы были поражены неудобствами и приёма аскетичными условиями пищи в её приготовлении на германской подлодке. В целом же необходимо подчеркнуть, что неудобство и этот аскетизм не мешали коку действенно трудиться, а экипажу принимать пищу, и не сказывались на успешном исполнении боевых заданий.

Подготовка коков

О совокупности подготовки и отбора коков в германском подплаве фактически ничего не известно. Чтобы иметь хоть какое-то представление о том, как трудилась эта совокупность, стоит обратить внимание на подробности биографии тех коков с германских подлодок, каковые удалось узнать. Вот, например, история «смутье» U 995 матроса Вилли Леонхардта (Willi Leonhardt):

Экипаж подлодки U 31 (тип VIIA) обедает на верхней палубе (довоенное фото)

Он появился в 1925 году. Его папа был коком, погибшим на паруснике, потерпевшем крушение у мыса Горн в январе 1930 года. Поварскому делу Вилли начал обучаться в гостинице «Кайзерхоф» в Брауншвейге, куда в осеннюю пору 1942 года был послан на шесть месяцев отбывать трудовую повинность по законам Фашисткой германии.

В апреле 1943 года он был призван на флот. Три месяца Леонхардт проходил начальную военную подготовку, по окончании чего был послан в Брест на базу 9-й подводной флотилии для прохождения практики.

Его умение готовить было увидено, в то время, когда он отбывал костюмы, и он был допущен к приготовлению пищи для личного состава флотилии. В осеннюю пору 1943 года Вилли был откомандирован на «Вильгельм Густлоф», что в то время являлся школой для рядового и старшинского состава подводного флота. По окончании прохождения обучения, летом 1944 года, Вилли был послан на направления подготовки коков в город Цевен, расположенный неподалеку от Бремена.

Окончив направления, в осеннюю пору того же года Леонхардт был направлен в Норвегию в Тронхейм, что в то время являлся базой для 13-й подводной флотилии. В том месте он стал поваром, трудясь на кухне флотилии и в доме отдыха для экипажей подлодок.

Экипаж малой лодки II серии принимает пищу в носовом отсеке

В декабре 1944 года Вилли был откомандирован в Нарвик в распоряжение еще молодой 14-й подводной флотилии. В том месте он взял должность кока-стажера на U 995 и попал в обучение к постоянному коку лодки Петеру Файгенбутцу (Peter Feigenbutz), которого он подменял на камбузе на протяжении отдыха последнего. Стажировка длилась до марта 1945 года, по окончании чего Вилли Леонхардт был официально зачислен в перечни личного состава 14-й флотилии как кок U 995.

Окончание войны Леонхардт встретил в данной должности.

Из биографии кока U 995 возможно сделать следующие выводы:

  • коком возможно было стать при наличии опыта готовки еды ещё «на гражданке»;
  • местом отбора для будущих коков могли быть кухни боевых и учебных подразделений подплава;
  • будущие коки проходили направления обучения подводников неспециализированного замысла;
  • направления подготовки коков в учебном центре продолжались один-два месяца;
  • по окончании прохождения этих направлений юный эксперт проходил стажировку на подводной лодке у её действующего кока.

В случае если сравнить эти выводы с нюансами подготовки коков для субмарин в современном флоте Германии, то возможно сделать вывод, что подготовки и система отбора коков-подводников со времен Дёница не претерпела больших трансформаций. на данный момент в германском флоте для работы на камбузе отбираются лишь дипломированные повара. Они всё так же, перед тем как попасть на подлодку, проходят подготовительные направления учебные курсы и коков подводников.

Слева кок на камбузе подлодки U 35 (тип VIIA). Справа U 145 (тип IID) в Финляндии. На мостках лежит посуда с камбуза подлодки

Исходя из потребностей подводного флота Германии времён Второй мировой войны и огромного количества введённых в строй подлодок, число коков на подплаве того времени имело возможность колебаться в пределах 1000–1500 человек. Наверное, подготовки и система отбора коков для подлодок трудилась действенно, поскольку случаи, в то время, когда исполнение боевой задачи германской субмариной было сорвано из-за питания, как и какие-либо массовые отравления из-за некачественной пищи, не зафиксированы.

Подводя итоги рассказа о коках на германских субмаринах, возможно сообщить следующее. Обязанности кока-подводника не очень сильно отличались от того, чем занимались коки на судах и надводных кораблях германского флота – очевидно, с поправкой на специфику работы. Труд «смутье» на подлодке был тяжёл, и работник камбуза должен был быть в буквальном смысле двужильным, потому как трудился в том месте в одиночку, и замены у него не было.

Делать таковой объём работы одному человеку достаточно сложно, и, нужно предполагать, коку в ассистенты иногда назначались свободные от вахты подводники.

В целом, возможно заявить, что коки удачно справлялись со собственными обязанностями, и это положительно оказывало влияние на боевой потенциал субмарины, поскольку экипаж в долгих походах приобретал хорошее питание. Исходя из этого тяжёлый труд «смутье» на подлодке, без сомнений, вносил собственный вклад в успешные действия германских подводников на протяжении войны.

Слева кок на камбузе лодки VII серии готовит еду для экипажа. Справа командир и подводный ас U 172 Карл Эммерман готовится резать торт — презент от кока в честь собственного награждения Рыцарским крестом

Напоследок необходимо подчеркнуть ещё один интересный факт из судьбы коков с подлодок. По окончании войны многие из них не имели никаких неприятностей с трудоустройством. Накопленный в походах опыт они удачно реализовывали кроме того в известных ресторанах, куда их брали с громадной охотой. Так, упомянутый выше Вилли Леонхардт стал известным шеф-поваров в Брауншвейге, где трудился в многих ресторанах и в официальной муниципальный резиденции для почётных гостей.

Карл Дёниц по окончании освобождения из Шпандау три раза посещал общество подводников Брауншвейга, дававшее в его честь праздничные обеды, блюда для которых готовил Леонхардт.

6 января 1981 года на похоронах Дёница в последний путь гросс-адмирала провожали не только его подводные асы, но и бывший лодочный кок Вилли Леонхардт, камбуз которого сейчас возможно заметить на U 995 в Лабё. Лодка экспонируется в том месте как корабль-музей.

Литература:

  1. Jacksch H. U 565 – Das Boot und seine Menschen – Carhistory, Moosthenning, 2006
  2. Malmann Showell J. Wolfpacks at War – The U-Boat Experience in World War II – Compendium Publishing, 2001
  3. Paterson L. U-Boat Combat Missions – Chatham Publishing, London, 2007
  4. Paterson L. U-Boat War Patrol – The Hidden Photographic Diary of U 564 – Chatham Publishing, London, 2006
  5. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 1. Norderstedt
  6. Морозов М. Нагирняк В. Металлические акулы Гитлера. Серия «VII» – М.: Коллекция, Яуза-Эксмо, 2008
  7. http://historisches-marinearchiv.de
  8. https://de.wikipedia.org
  9. http://www.uboatarchive.net
  10. http://uboat.net
  11. http://www.welt.de
  12. http://www.weser-kurier.de

НЕ ДОПУСТИТЬ ПОВТОРЕНИЯ ТРАГЕДИИ В КЕМЕРОВО.Проверяем пожарную безопасность торговых центров Минска.


Темы которые будут Вам интересны: