Ханги, колесные лиры идругие странные инструменты

Ханги, колесные лиры идругие странные инструменты

Шумерская арфа

    Мелодия: Michael Levy. «Hurrian Hymn no. 6» (Ancient Mesopotamian Musical Fragment c.1400 BCE, Arranged For Replica 3000 Year Old Lyre).

Редакция высказывает признательность Майклу Леви за помощь в подготовке раздела

В первой половине пятидесятых годов в руинах царского дворца аморейского города Угарит историки обнаружили необычную вещь. На каменной пластинке, датированной приблизительно 1400 годом до н.э., шумерской клинописью были выбиты не отчеты о торговых сделках либо о поголовье скота, а ноты. Всего было обнаружено пара десятков осколков, из которых собрали пара полных табличек с мелодиями, но только одна мелодия «собралась» полностью.

Эта песня, посвященная Никкал, богине садов, сейчас известна во всем мире называющиеся «Хурритский гимн № 6» (либо «Хурритский гимн Никкал») — и это самая старая всецело дошедшая до наших дней мелодия.

В 1955 году начались фрагментарные публикации отдельных частей, а в 1976-м «Хурритский гимн» был в первый раз напечатан в современной нотации от начала до конца. Проблема заключается в том, что переложение клинописи на современные ноты до сих пор остается спорным (особенно что касается длительностей), и разные музыканты в различное время трактовали запись 3500-летней давности по-своему.

Основательнее всего к вопросу подошел американский музыкант, историк и композитор Майкл Леви. Он известен реконструкциями древних музыкальных инструментов и выполнением на них разных произведений — как собственного произведения, так и восстановленных композиций древнего мира, а специализируется Майкл на песнях, созданных до нэ.

Хурритский гимн он сделал ставку на десятиструнной древней лире (либо арфе) ручной работы (такие лиры делает всего пара домашних фирм в мире, в частности Marini Made Harps). Древняя лира, на которой исполнялся гимн в оригинале, вероятнее, была асимметричной, но лира Леви как минимум соответствует верной тональности.

Ветшайшая в мире нотная запись относится приблизительно к 1950 году до н.э. Она была сделана в правление Липит-Иштара, царя Исина, Шумера и Аккада, но наряду с этим не складывается в полноценную мелодию — это всего лишь пара дошедших до нас неинтерпретируемых отрезков.

Колесная лира

    Мелодия: Алесь Лось. «Сьвяты Гаўрыла. Лірніцкая песьня» Редакция высказывает признательность Алесю Чумакову и Алесю Лосю за помощь в подготовке раздела

Со времен шумерской арфы прошло 3000 лет, и в Европе наступило Средневековье. Где-то в его недрах показался необыкновенный инструмент, что сейчас употребляется достаточно редко и по большей части фолк-коллективами, а в те далекие времена имел популярность широкого профиля. Обращение о колесной лире (она же жиронда, она же органистр, она же харди-гарди и т.?д.) — одном из самых распространенных инструментов менестрелей.

Самое старое изображение музыканта, играющего на колесной лире, — это скульптура на портике собора Сантьяго-де-Компостела (Испания), датируемая XII веком. На ней изображены два музыканта, играющие на органистре, — один вращает колесо, второй выводит мелодию.

Колесная лира — это фрикционный инструмент, что-то наподобие скрипки, функцию смычка в которой делает колесо. Узнаваемые конструкции лир смогут иметь от трех до одиннадцати струн. Музыкант сидит, держа лиру на коленях, либо стоит (тогда она висит у него на шее, подобно маленькой шарманке). Одной рукой он вращает колесо, второй выполняет мелодию, укорачивая либо удлиняя «рабочие» струны (от одной до четырех), остальные же монотонно гудят — такое фоновое гудение именуется бурдоном.

В разных конструкциях колесной ее сестёр и «лиры» смогут быть и другие элементы, к примеру струны на неплотно закрепленных подставках.

Разные виды колесных лир были поразительно популярны среди странствующих менестрелей, бродяг, монахов и слепцов, во время Восстановления инструментом увлекались аристократы. Сейчас известно более полусотни разновидностей колесной лиры, а фолк-музыканты обширно применяют ее в собственных композициях.

Ханг

    Мелодия: Александр «Шурш» Солонин. Импровизация.

Редакция высказывает признательность Анне Нефедовой и Александру Солонину за помощь в подготовке раздела

В двадцать первом веке показалось много новых музыкальных инструментов — харпеджи (harpejji), эйгенхарп (eigenharp) и другие. Фактически все они объединены одним свойством — наличием электронных компонентов. По сути, их создатели разрабатывали новые способы игры, но не воспроизведения звука — последним занималась электроника.

Тем более увлекателен для нас ханг — железный перкуссионный инструмент, складывающийся из двух тарелок и наряду с этим талантливый воспроизводить фактически любую мелодию без синтезаторов и всяких схем. Не так и большое количество звуковых инструментов придумали за последние 15 лет, тем более таких самобытных.

Ханг был представлен миру в 2000 году на известной ярмарке Messe Frankfurt. Он складывается из двух металлических полусфер определенной конфигурации, диаметр хорошего ханга — 52 см, высота — 24 см. Его создатели, швейцарцы Феликс Ронер и Сабина Шерер, совершили огромную исследовательскую работу по изучению разных перкуссионных инструментов из всех уголков мира и создали что-то наподобие совершенной перкуссии.

Верхняя полусфера именуется «динг» и поделена на последовательность тональных областей; в зависимости от того, по какой ее части ударяешь, раздается та либо другая нота. Нижняя полусфера («гу») имеет отверстие-резонатор, благодаря которому возможно модулировать звуки верхней полусферы. По хангу возможно стучать пальцами, ладонью, возможно поглаживать поверхность — звуки получаются различными, и именно поэтому разнообразию на ханге возможно сыграть фактически любое хорошее произведение, причем звучать оно будет полноценно и уникально.

Статья «Инструменты особенного назначения» размещена в издании «Популярная механика» (№150, апрель 2015).

15 Удивительных МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ о Которых вы не ЗНАЛИ


Темы которые будут Вам интересны: