Харвестер: как сегодня рубят лес

Харвестер: как сегодня рубят лес
    Технический инструктор John Deere Евгений Лисовский преподаёт мне урок управления харвестером на учебном симуляторе. Освоить машину не так сложно, как думается, — благодарю интуитивно комфортабельному рабочему и понятному управлению месту.

Начнем с глоссария. Ударение в слове харвестер приходится на второй слог, как бы необычно это ни звучало для знатоков английского (в британский город, «жнец», ударный слог первый). Вычисляйте, что это опытное, как компАс у моряков.

Дабы разобраться, чем как раз занимается харвестер, нужен маленький ликбез в области лесозаготовки. Дерево имеет несколько частей. Нижняя, она же комлевая, часть содержит минимум сучков.

Из нее получается дорогой материал фанкряж, из которого делают фанеру.

Средняя, более сучковатая часть, идет на доски и именуется пиловочником. Вершина дерева годится только на дрова либо бумагу и именуется балансом. Любая часть дерева, предназначенная для определенного промышленного применения, именуется сортиментом.

А процесс распила дерева на сортименты — это раскряжевка.

Имеется два способа заготовки леса: хлыстовой и сортиментный. При хлыстовом первая машина (валочно-пакетирующая) валит стволы деревьев, формируя пачки, вторая (скиддер) трелюет их к верхнему складу, где третья машина (процессор) раскряжевывает их в соответствии с требованиями клиента.

Сортиментный способ предполагает использование харвестера, что не только спиливает дерево под корень, но и срочно раскряжевывает его на самые ценные для клиента сортименты, попутно очищая от сучков. Вторая машина, форвардер, собирает готовые сортименты и отвозит на лесозаготовительный участок многочисленными партиями (до 20 т за раз).

Сортиментный способ оказывает помощь сэкономить массу времени. И в этом заслуга не столько сложной конструкции харвестера, сколько его интеллектуального ПО.

Работа головой

Главной рабочий инструмент автомобили — харвестерная головка. Посредством манипулятора оператор подводит харвестерную головку к дереву. Сучкорезные ножи захватывают ствол, наряду с этим их положение фиксируется датчиками для определения толщины дерева. Кроме этого ствол обхватывается вальцами. Их зубцы надежно врезаются в кору, но не повреждают драгоценную древесину.

По команде оператора механизм пиления срезает дерево под корень.

По окончании среза харвестерная головка машинально поворачивается, располагая дерево горизонтально. Вращаясь, вальцы протягивают ствол на нужную длину (для правильного определения длины помогает измерительная звездочка), наряду с этим сучки срезаются ножами. За считаные секунды вальцы, ножи и выпивала превращают дерево в комплект строго определенных сортиментов.

Секрет замечательной скорости работы харвестера кроется в полной автоматизации процесса сортировки. Перед тем как приступить к работе посредством имеющегося в кабине ПК оператор либо техник формирует файл называющиеся «инструкция по раскряжевке». Файл содержит данные о том, какие конкретно как раз сортименты нужны клиенту.

Примечательно, что для каждого сортимента указывается его цена.

К примеру, сейчас поступили заказы на двухметровый фанкряж (береза), трехметровый пиловочник и более дорогой четырехметровый пиловочник (сосна). Кроме этого заказывают баланс, но его цена низка.

В то время, когда харвестерная головка захватывает ствол, от оператора требуется только указать породу дерева. Опираясь на информацию о толщине ствола, компьютер прогнозирует его длину и рассчитывает, какие конкретно сортименты из него окажутся. Машина старается выбирать самые дорогие комбинации сортиментов, но, в случае если дерево не столь большое, заготавливает и недорогие.

Благодаря компьютерному управлению вальцы протягивают ствол ровно на длину нужных сортиментов. Теоретически раскряжевка может проходить в всецело автоматическом режиме, но на практике ответ о пилении принимает оператор. Лишь человек может подметить, что дерево гнилое либо чрезмерно сучковатое.

Ветхий новый харвестер

По конструкции харвестер напоминает современных промышленных роботов. Его мозг — это шесть программируемых контроллеров и совокупность управления TimberMatic H-12. Пять из шести контроллеров однообразны и взаимозаменяемы. Это контроллеры рамы, кабины, трансмиссии, манипулятора, харвестерной головки.

Специальный контроллер руководит двигателем.

Контроллеры приобретают данные от многочисленных датчиков и органов управления, создают вычисления и формируют выходной сигнал для аккуратных механизмов автомобили (гидравлических моторов, цилиндров манипулятора и межрамного сочленения и проч.).

С каждым обновлением ПО TimberMatic выходят новые firmware для контроллеров, каковые обучают их новым функциям. Среди этих функций на первом месте самодиагностика. Благодаря ей оператор в некоторых случаях может сам починить машину (к примеру, в случае если сгорел предохранитель), а в остальных — передать подробную данные о неисправности в сервисный центр, дабы техник приехал уже с запчастями и нужными инструментами.

Вопрос своевременной ремонта и диагностики крайне важен для харвестера: машина трудится в уголках, очень далеких от цивилизации, а простой ее много стоит.

Посредством TimberMatic человек может настроить машину под себя. Начинающим операторам эргономичнее трудиться с более плавными откликами на отклонение рукояток, в то время как умелый работник предпочитает стремительные реакции на правильные действия натренированных рук. Помимо этого, компьютер неустанно смотрит за безопасностью: к примеру, дезактивирует харвестерную головку, в случае если дверь кабины открыта, либо блокирует поворот кабины при перемещении по дороге.

Наблюдать инструкцию Харвестер John Deere 1270E

Статья «Железный дровосек» размещена в издании «Популярная механика» (№134, декабрь 2013).

Железный дровосек Komatsu • Лес рубит — щепки летят


Темы которые будут Вам интересны: