«Хиггинсы» и «восперы» против немецкого судоходства

Сейчас среди любителей истории обширно распространена точка зрения, в соответствии с которой коммунистический ВМФ во время Великой Отечественной в случае если и показал себя, то только с нехорошей стороны. Считается, что за всё время войны сложно отыскать какой-либо эпизод, где советские моряки добились бы успеха. Очевидно, это не верно.

Одним из доказательств этому помогают грамотные действия экипажей торпедных подлодок и катеров Северного флота в августе 1944 года, разрешившие морякам нанести большому германскому конвою ощутимый ущерб у берегов Норвегии.

Сейчас действия ВМФ СССР в годы ВОВ воспринимаются совсем в противном случае, чем 30–50 лет назад. По окончании 1991 года растиражированные советской послевоенной пропагандой удачи флота стали терять собственную яркость при сравнении с эффективностью действия флотов как союзников, так и соперников СССР в той войне.

Мифы о миллионах тысячь киллограм потопленного торгового тоннажа и десятках стёртых с лица земли судов были развеяны уже современными исследователями, в то время, когда показался доступ к документам бывших соперников СССР, что разрешило сравнить заявленные удачи с настоящими утратами неприятеля. Но такое нужное восстановление справедливости имело и негативную сторону. Начало рождаться вывод, что коммунистический флот действовал не только неэффективно, но и был полностью ненужен в борьбе с соперником.

Подобное вывод не есть верным. Не обращая внимания на собственные громкие неудачи в начале войны, коммунистический ВМФ сумел реабилитировать себя к ее финишу. В частности, самолёты и корабли Северного флота достаточно удачно действовали на морских коммуникациях немцев, затрудняя снабжение их армий морем и нанося болезненные для немцев удары по конвоям.

Примером тому есть подобная операция, совершённая силами Северного флота 19 августа 1944 года недалеко от мыса Кибергнес (полуостров Варангер).

Охота на конвой

18 августа 1944 года в 13:40 (тут и потом время столичное) одним из самолетов 118-го разведывательного авиаполка ВВС СФ, ведших разведку у побережья северной Норвегии, западнее мыса Нордкин был увиден вражеский конвой, двигавшийся на восток. Позднее в течение дня он был еще два раза найден самолетами-разведчиками. В соответствии с их сообщениям, конвой складывался из трех транспортов по 6000 тысячь киллограм любой, двух миноносцев, сторожевых кораблей 12 и тральщика.

Защиту с воздуха снабжали два истребителя ФВ-190. Об обнаружении конвоя было дано оповещение подлодкам, пребывающим на позициях у берегов Норвегии.

«Хиггинсы» и «восперы» против немецкого судоходства

Германский сторожевик у норвежского побережья. Фото сделано с другого германского корабля
http://seasvessels.com

К поиску конвоя были подключены четыре советские субмарины, но лишь одна из них сумела выйти в наступление. В 15:12, взяв радиограмму о нахождении конвоя в районе Лаксе-фьорда, начальник М-201 капитан 3-го ранга Н.И. Балин решил идти на перехват.

В 16:32 «малютка» пришла недалеко от мыса Харбакен, по окончании чего погрузилась на перископную глубину и начала ждать. Спустя семь часов стали слышны шумы винтов, и лодка начала маневрирование на выход в наступление по звуковым пеленгам.

В 23:58 М-201 нашла начала и конвой сближение с ним. В 00:49 Балин выпустил по звуковым пеленгам две торпеды, и через 35 секунд на лодке услышали взрыв, что посчитали за потопление и попадание неопознанного судна. В 00:52 суда соперника начали поиск лодки, заставив ее погрузиться на глубину 45 метров и утратить контакт с конвоем. Преследование М-201 продолжалось три часа, в течение которых на лодке насчитали 24 взрыва глубинных бомб, скинутых на расстоянии от 1000 до 4000 метров от нее.

В то время, когда в 07:00 лодка всплыла под перископ, горизонт был чист.

Подлодка М-201 возвращается в базу Полярный по окончании боевого похода
http://waralbum.ru

Ввиду того, что погодные условия не разрешали применять для атаки вражеского конвоя авиацию, было решено задействовать торпедные катера. В соответствии с замыслу, наступление должно было случиться 19 августа в 02:00–03:00 недалеко от мыса Кибергнес, в то время, когда конвой пройдет остров Вардё.

Для этого девять катеров были поделены на две группы: первые четыре катера имели задачу связать соперника артиллерийско-пулемётным огнем и поставить дымовую завесу для подхода второй группы из пяти катеров к главным целям конвоя. Для задержки продвижения вражеских судов была назначена еще одна группа (три катера), которой надлежало поставить мины на пути предполагаемого перемещения конвоя к югу от Вардё, по окончании чего наводить ударную группу на соперника. Также, была создана группа из двух катеров для разведки конвоя в районе наведения-и Перс фьорда на него ударной группы.

18 августа в 22:20–22:25 в море вышли несколько катеров-минзагов (фаворит ТКА №206 лейтенанта Б.Т. Павлова) и несколько разведки под руководством капитан-лейтенанта А.И. Ефимова.

Ударная несколько в составе девяти катеров под руководством капитана 3-го ранга С.Г. Коршуновича вышла из базы в Пумманки в 00:22.

Катера идут к Кибергнесу

Спустя 22 60 секунд от группы Ефимова поступило сообщения, что он нашёл соперника, и что конвой стоит. Несколько Павлова в 00:53 поставила четыре якорных мины КБ-3 к югу от острова Вардё. Спустя час комбриг торпедных катеров приказал Павлову соединиться с группой Ефимова, дабы создать еще одну группу для нападения на конвой, но с северо-запада от Вардё. Ударная несколько Коршуновича сейчас, в 01:58, уже нашла слева от себя суда соперника у мыса Кибергнес.

Стало ясно, что конвой просочился через пролив Буссесунн и вытягивается к мысу. Это было поворотным моментом всей операции. Сейчас Ефимов, перехватив донесение Коршуновича, доложил, что видит хвост конвоя, и что соперник проходит через пролив.

Так, все группы советских катеров установили контакт с конвоем и готовься к атаке.

В 02:04 19 августа комбриг передал приказ: «Неспециализированная атака. Ефимову и Павлову идти к Кибергнесу». Затем сигнала катера атаковали немецкий конвой неспециализированной численностью до 20 кораблей и судов.

Необходимо подчеркнуть, что конвой был застигнут в хаотичном строю, многие суда находились без хода, и только часть кораблей ВМФ ходила на малых скоростях на протяжении конвоя, защищая его со стороны моря. Сущность тактики катеров в этом бою была в том, чтобы поставить дымовою завесу на протяжении всего конвоя, и, проходя через нее, производить торпеды по германским судам, применяя эффект лишая и внезапности соперника возможности вести сосредоточенный пламя по катерам.

Торпедные катера Северного флота типа А-2 «Хиггинс» пришвартованы у пирса. Всего СССР взял по ленд-лизу 52 «Хиггинса», но солидная их часть опоздала учавствовать в военных действиях. Из попавших в кадр катеров как минимум два, ТКА №205 и №206, принимали участие в сражении ночью с 18 на 19 августа 1944 года
http://tsushima.su

Бой с конвоем соперника продолжался 43 60 секунд. За это время суда соперника нападала не только ударная несколько Коршуновича, но и подоспевшие своевременно Павлова и катера Ефимова. В 02:47 комбриг отдал приказ катерам отходить из района атаки в северо-восточном направлении.

В 04:00 на базу в Пумманки пришли последние катера – операция, продолжавшаяся 5 часов 40 мин., была закончена.

На протяжении боя не обошлось без утрат – катер ТКА №203 лейтенанта А.А. Карташова получил тяжелые повреждения корпуса и утратил движение. Карташов просил снять команду, но не смог совершенно верно обозначить местонахождение, исходя из этого его поиск катерами ударной группы успеха не имел.

Так как погода все еще не разрешала атаковать конвой силами авиации, в дневное время для доразведки был отправлены «Киттихауки» из 118-го авиаполка, каковые сперва нашли в районе Крамвика одну часть конвоя из 10 судов, а после этого еще 9–10 судов южнее мыса Кибергнес, два из которых горели. Позднее было обнаружено, что первая часть конвоя вошла в Бек-фьорд, а его вторая часть находится на подходе к нему. Катер ТКА №203 найден не был.

В соответствии с заявленным начальниками катеров удачам, утраты соперника были оценены так: потоплено два транспорта, три миноносца, три тральщика, пять сторожевых судов, сторожевой катер, и повреждены сторожевой корабль и транспорт.

Так выглядит описание операции, совершённой силами Северного флота против вражеского конвоя 18–19 августа 1944 года, с советской стороны. Но, благодаря сохранившимся документам соперника, мы имеем возможность заметить случившееся глазами немцев и сравнить заявленные удачи с их данными.

На фото один из торпедных катеров типа А-1 «Воспер», принадлежавших Черноморского флоту. Всего в СССР поступило 85 «Восперов», но, как и при с «Хиггинсами», повоевать успели не все. В сражении 18–19 августа 1944 года приняло участие 10 «Хиггинсов» и четыре «Воспера»
http://waralbum.ru
Взор с германской стороны

В соответствии с изданию военных действий командующего морской обороной района базы Киркенес адмирала фон Троты (Clamor von Trotha), восточный конвой LF 128 KI в составе четырех транспортов с грузом цемента и угля, двух танкеров с мазутом и бензином в сопровождении 18 судов эскорта (канонерская лодка, тральщики, сторожевики, раумбот, суда ПЛО) вышел из Ло-фьорда в Киркенес 18 августа в 07:30 (тут и потом время берлинское). В 13:00 один из транспортов планово покинул конвой для независимого перехода в Мехамн.

Вместо него к конвою должен был присоединиться лихтер Nord 14, но последний не имел возможности давать более 6 узлов хода, и был послан в Гамвик. В 23:52, в то время, когда конвой был у мыса Харбакен, у правого борта корабля V 6112 раздался взрыв, и сторожевик затонул, наряду с этим погибло 32 человека (экипаж и три офицера, каковые пребывали на корабле в качестве пассажиров).

С громадной долей уверенности возможно утверждать, что обстоятельством смерти V 6112 стали торпеды «малютки» М-201 – место и время атаки совпадают. Согласно точки зрения историка М.Э. Морозова, сигнальщики сторожевика не увидели торпедного следа, и выживший начальник V 6112 думал, что это была мина. Но начальник конвоя отверг эту версию, потому, что фарватер был протрален пара раз, а до сторожевика в данной же колонне прошло еще четыре корабля.

Поиск, произведенный двумя охотниками, ничего не дал, и конвой продолжил перемещение к Варангер-фьорду. Тут необходимо подчеркнуть, что за атаку и преследование глубинными бомбами, обрисованные выше, на советской подлодке имели возможность принять звуки разгоревшегося спустя час боя между эскортом и советскими катерами германского конвоя, поскольку соперник подводную лодку не нашёл и её преследование не проводил.

В 01:05 у мыса Кибергнес LF 128 KI подвергся нападению советских торпедных катеров. Необходимо подчеркнуть, что в 01:00 предупреждение о торпедных катерах дала батарея Киберг, которая первой открыла огонь по советским кораблям. На протяжении боя были торпедированы и затонули сторожевик V 6102 и германский транспорт «Кольмар» (Colmar, 3992 брт) – бывший коммунистический «Волголес», захваченный в Штеттине в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Германская сторона посчитала, что три советских катера были стёрты с лица земли, и вдобавок два – возможно потоплены.

В плен были забраны девять членов экипажа катера лейтенанта Карташова. Потом на допросе советские моряки продемонстрировали, что за полтора часа до боя два катера поставили мины на пути конвоя, что совсем убедило немцев в смерти V 6112 на минах, а не от торпед подлодки.

Итоги операции

Подводя итоги операции сил Северного флота против германского конвоя LF 128 KI, хотелось бы отметить следующее. Операция была совершена достаточно грамотно при сотрудничестве разных сил флота и завершилась удачно. Не смотря на то, что конвой и не был стёрт с лица земли, он понес важные утраты – не считая двух судов охранения, был потоплен транспорт с ответственным для соперника грузом (1500 тысячь киллограм цемента и 651 тонна вторых грузов), при утрата одного собственного катера.

Не обращая внимания на нехорошие погодные условия, самолеты 118-го разведывательного авиаполка смотрели за передвижением конвоя и наводили на соперника торпедные катера и подводные лодки.

Выгрузка торпеды с североморского «Хиггинса». Привлекает внимание матрос в бушлате с надписью «US NAVY»
http://museum-polar.narod.ru

Любопытно, что обе стороны по окончании боя у мыса Кибергнес очевидно завысили собственные удачи. Так, советская сторона думала, что стёрла с лица земли практически половину судов и две трети судов охранения конвоя, а немцы были уверены, что потопили треть катеров из 14 нападавших. Обстоятельства аналогичного завышения смогут крыться не столько в корыстных целях приумножить успех, сколько в условиях, в которых проходил бой. Атака конвоя происходила ночью и на высоких скоростях.

Не обращая внимания на то, что ночь была достаточно яркая, метеоусловия были следующие: ветер 3–4 балла, беспокойство моря 2–3 балла, видимость порядка 1,5–2 км, низкая облачность, у берегов дымка. Наступление на конвой началось с постановки катерами дымовой завесы, что очевидно усилило неразбериху на протяжении боя и не разрешило совершенно верно замечать результаты артиллерийской попадания и стрельбы торпед. Непременно, это сказалось на заявленных итогах в сторону их завышения.

Но, необходимо подчеркнуть, что советская сторона уже по окончании боя, днем 19 августа, следила за перемещением конвоя посредством авиаразведки, которой было обнаружено, что соперник двумя группами по 9–10 единиц любая продолжает перемещение. Почему-то никому в штабе флота не пришло в голову сравнить число кораблей и судов конвоя при его обнаружении авиацией 18 августа с тем, что было установлено разведкой через день после боя. По невыясненым обстоятельствам очевидно завышенный итог доклада катерников не подвергся критическому анализу в штабе.

Необходимо подчеркнуть, что все катера принимавшие участие в атаке, относились к типам А-1 и А-2. Это были поставленные по ленд-лизу советской стороне американские торпедные катера типа «Воспер» (Vosper) и «Хиггинс» (Higgins) каковые, как продемонстрировала практика их применения, советские моряки освоили хорошо. Атака конвоя у мыса Кибергнес помогает тому подтверждением.

Было бы несправедливо не поискать подобные примеры действий торпедных катеров у немцев для сравнения с советскими катерами. Так, 24 октября 1943 года в Ла-Манше случился бой между тремя десятками германских «шнелльботов» и английским конвоем FN-1160, что считается одним из наибольших боев аналогичного типа в войне. Вот что писал английский историк Стивен Роскилл (Stephen W. Roskill) по этому поводу:

«не меньше 28 катеров, – практически все силы соперника, предназначенные для действий в этих стесненных водах, – атаковали конвой FN-1160 в районе Кромер. Немцы были отражены интенсивным огнем эскадренных малых и миноносцев судов охранения, и в серии скоротечных стычек утратили два катера, а один их катер взял повреждение. Мы утратили только один траулер, отставший от конвоя».

Вне всякого сомнения, условия боя германских и советских катеров могли быть различными, но занижать удачи советских катерников в сравнении с соперником было бы несправедливо. Как видно из случая с английским конвоем, не всегда хваленые «шнелльботы» получали успеха, равно как и советские торпедные катера не всегда были неуспешны, примером чего и выступает бой с германским конвоем LF 128 KI в августе 1944 года.

Отдельного упоминания стоит атака конвоя подводной лодкой М-201, которую Мирослав Морозов в собственной работе по истории лодок данного типа назвал «неповторимой бесперископной атакой», которая продолжалась 74 60 секунд и завершилась «залпом в упор по неустановленной цели». Только спустя полгода в подводной войне случился похожий случай – 9 февраля 1945 года в Северном море британская подводная лодка «Венчурер» (HMS Venturer) потопила германскую субмарину U 864. Особенность данной атаки заключалась в том, что обе субмарины пребывали под водой, и «Венчурер» произвела залп согласно данным гидролокатора «Асдик».

Боцман торпедного катера ТКА №243 старший краснофлотец Сергей Огурцов, участник боя 18–19 августа, рисует отметку о первой победе на рубке собственного «Воспера». Начав вести войну в первой половине 40-ых годов XX века в возрасте 16 лет, через два года это был уже умелый моряк, награжденный орденами Отечественной войны и Красного Знамени
http://waralbum.ru

На основании вышеизложенного возможно утверждать, что такие примеры, как операция сил Северного флота против германского конвоя LF 128 KI и неповторимая атака подлодки М-201, являются убедительным доказательством того, что коммунистический флот был далеко не ненужен в борьбе с соперником в годы ВОВ и внес в нее собственный заметный вклад.

источники и Литература:

  1. Фонд NARA – T1022 (трофейные документы германского флота)
  2. Хроника ВОВ СССР на северном морском театре. Выпуск 7 (1 июля – 31 декабря 1944 г.) – М.: Воениздат, 1950
  3. Морозов М. Кулагин К. «Месть» Сталина. Советские подлодки типа М – М.: Яуза-ЭКСМО, 2010
  4. Морозов М. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Летопись боевых походов. Часть III. Северный Флот – М.: Стратегия КМ, 2005
  5. Роскилл С. Война и Флот. Том III. – М.: Воениздат, 1964
  6. Бережной С. Флот СССР. суда и Корабли ленд-лиза. Справочник – Спб.: «Велень», 1994

РУССКИЙ К 700 против НЕМЕЦКОГО Сlaas Хerion 5000


Темы которые будут Вам интересны: