Хрюкающие «подводники»

Мало кто знает, что первым животным, пересёкшим океан на подводной лодке, по-видимому, была свинья. На протяжении Второй мировой в отсеках субмарин два раза раздавалось бодрое хрюканье, обстоятельством чего были любовь к животным и авантюризм английских и германских подводников. Оба случая случились в Атлантике и в Индийском океане с отличием в два года.

Подводник Дуглас

Карибское море весной 1942 года из-за действий германских подлодок было страшным местом для судоходства. Исходя из этого, в то время, когда 4 мая по окончании полудня рядом с маленькой британской шхуной «Флоренс М. Дуглас» (Florence M. Douglas), идущей с грузом соли, всплыла подлодка, её капитан, в случае если и был напуган, то не был очень сильно удивлён. Из рубки показались подводники: офицер лет 30–40 в белой рубахе, пробковом шлеме и шортах и шестеро молодых парней в шортах цвета хаки.

Надежды капитана Герберта Рексфорда Эвери (Herbert Rexford Every), что был и обладателем парусника, на то, что немцы не заинтересуются его судном, не сбылись. С лодки дали предупредительный выстрел под шнобель шхуны, приказывая лечь в дрейф, а позже прокричали всего три слова: «Покиньте ваше судно».

Шхуну остановила лодка U 162 (тип IXC) фрегаттен-капитана Юргена Ваттенберга (Jurgen Wattenberg). В собственные 42 года он был самым возрастным начальником боевых субмарин, действовавших в то время в Атлантике. Ранее он служил на броненосце «Адмирал граф Шпее» (Admiral Graf Spee), но по окончании смерти корабля сумел возвратиться в Германию и пожелал стать подводником.

Согласно точки зрения американского историка К. Блэйра, Ваттенберг, возможно, хотевший отомстить за утрату собственного корабля, действовал в этом походе весьма враждебно. 30 апреля и 1 мая он уже успел потопить два судна, но останавливаться на этом не планировал.

Экипаж шхуны постарался собрать собственные индивидуальные вещи, но немцы были нетерпеливы. С лодки дали ещё два предупредительных выстрела, позволяя понять, что судно нужно покинуть скоро. Когда команда перешла в шлюпку, немцы открыли огонь по шхуне.

U 162 потребовалось 18 снарядов, дабы потопить шхуну – в 13:35 «Флоренс М. Дуглас» затонула. Спасшиеся с неё моряки налегли на вёсла, и их шлюпка начала отдаляться в южном направлении. Спустя 40 мин. в небе показался самолёт, что был увиден как со шлюпки, так и на подводной лодке.

Последняя не стала испытывать судьбу и уклонилась от него стремительным погружением. Моряки со шхуны сумели добраться до берега 7 мая.

Хрюкающие «подводники»

Германская подводная лодка U 162, ставшая для поросёнка Дугласа домом на месяц

Казалось бы, в истории «Флоренс М. Дуглас» возможно поставить точку, но на этом она не закончилась. По окончании того как шхуна скрылась под водой, удивлённые подводники с мостика U 162 увидели свиней, плавающих среди обломков. В различных источниках видятся упоминания об одной, двух а также трёх свинках, но последнее число было озвучено одним из членов экипажа U 162 на допросе в английском плену – остановимся именно на нём.

Свиньи были подняты на борт и опущены в центральный пост, где поразили экипаж лодки своим повизгиванием на протяжении последовавшего стремительного погружения, в то время, когда лодка уклонялась от самолёта. Потом будущее спасённых животных сложилась по-различному.

Двух свинок отдали коку для ужина, а третью не прикоснулись. По одной версии, данный поросёнок был через чур мелок, и его пощадили, по второй он не стал ужином из-за собственного необыкновенного поведения – на протяжении погружения не испугался и вёл себя полностью нормально. Помимо этого, самолёт не скинул ни одной бомбы, что было расценено как хороший символ, который связан с нахождением хрюшки на борту.

Поросёнка сочли радостным талисманом лодки и нарекли Дугласом в честь потопленной шхуны.

Начальник U 162 Юрген Ваттенберг с армейским трофеем на руках. Дуглас был красивым мелким тёмным поросёнком

Дуглас жил в моторном отсеке лодки в течении оставшихся 36 дней похода и стал свидетелем потопления шести судов, оправдав репутацию талисмана лодки. В то время, когда U 162 возвратилась в Лориан, Дуглас был представлен как армейский трофей и подарен начальнику 2-й подводной флотилии Виктору Шютце (Victor Schutze).

Любопытно, что эпизод с вручением хрюкающего трофея Виктору Шютце был снят на кинокамеру армейским обозревателем и вошёл в выпуск германской военной кинохроники «Дойче Вохеншау» № 619 от 7 июля 1942 года.

Что произошло с Дугласом дальше – не известно, но вряд ли он пережил войну. Погибла и U 162, потопленная 3 сентября 1942 года у острова Тринидад в Карибском море глубинными бомбами английских эсминцев. Ваттенберг и большая часть команды были выловлены из воды победителями и остаток войны провели в плену.

Несостоявшийся матрос Королевского флота

7 июля 1944 года базу в Тринкомали на острове Цейлон покинула английская субмарина «Сирдар» (HMS Sirdar) лейтенанта Джона А. Спендера (John Anthony Spender). Лодка направлялась к западному побережью Сиама, в район острова Пхукет, где должна была функционировать против вражеского судоходства. В этом походе с ней случились два любопытных случая, один из которых в полной мере разрешил бы принять экипаж «Сирдара» без испытательного срока в общество любителей домашних животных.

Утром 16 июля «Сирдар», пребывав в северном входе в Малаккский пролив, нашёл подлодку, которую англичане опознали как японскую субмарину типа RO-60. В 08:52 «англичанка» дала по неприятелю полный носовой залп из шести торпед с расстояния всего 500 ярдов. На момент выхода торпед инженер-механик не сумел удержать субмарину на глубине, и её рубка показалась над водой. В ответ вражеская лодка тут же обстреляла «Сирдар» из пулемётов, добившись попаданий в рубку.

Спендер опять ушёл на глубину. Спустя 11 мин. британцы услышали пять сильных взрывов, каковые имели возможность означать, что у торпед кончился запас хода, и они упали на дно.

Английская подводная лодка «Сирдар»

Обстановка сложилась любопытная, совсем как в пословице: «Пошли по шерсть, да сами возвратились стрижены». Спендер в неприятельскую лодку не попал, но сам был обстрелян – у английской лодки были повреждены радиопередатчика и антенны радара. Потом, благодаря расшифровке германских радиограмм, поступила информация, что атакованная Спендером лодка была германской.

Это был торпедовоз U 1062 (тип VIIF) обер-лейтенанта цур зее Карла Альбрехта (Karl Albrecht), что вышел днём ранее из Пенанга для совершения перехода в Европу.

Двое дней спустя «Сирдар» потопил артиллерийским огнём маленькой парусник неподалеку от Пхукета. Вот как обрисовывает это событие издание военных действий субмарины:

«18:14 – Всплыли в точке 07°50′ с.ш., 98°35′ в.д. и с дистанции 1000 ярдов открыли огонь по джонке приблизительно в 100 тысячь киллограм. Попадание третьим боеприпасом. Экипаж покинул судно в сампане. Джонка потоплена, расход снарядов – 30. Среди обломков увидены два человека.

Их приняли на борт, и и свинью, плывшую в направлении подлодки».

Возможно, упоминание свиньи в издании субмарины так бы и осталось тайной, если бы не язвительное замечание администраторов известного сайта о германских подлодках www.uboat.net. Они, обрисовывая данный случай, объявили, что, по всей видимости, к лодке плыл её воскресный обед, и экипаж «Сирдара» в итоге насадил свинью на вертел, дабы подать её к столу. Барни Спендер, сын начальника «Сирдара», определив об этом, решил развеять миф о жестокости экипажа лодки и разместил в собственном блоге воспоминания отца об этом случае, поставив точку в тайне спасения «матроса Свина» (перевод Евгения Скибинского):

«В второй раз у нас было столкновение с защищаемым конвоем. Мы достали из воды двух человек, но в отечественную сторону, очень сильно дымя, шли суда эскорта. Не было возможности терять ни 60 секунд. В этот самый момент в сгущающихся сумерках отечественный рулевой увидел в воде ещё одно тело. Он был особенно настойчив, требуя спасти его… К нашему общему удивлению, тело выяснилось свиньёй.

СВИНЬЁЙ!

Я был за то, дабы дать её собственной судьбе, но экипаж воспротивился. Тогда мы обвили её около брюха линем и опустили вниз через рубочный люк.

В том месте никто, само собой разумеется, не подозревал, что происходит наверху. Все были в напряжении, в боевом красном освещении, руки на манипуляторах, готовые к срочному погружению. Не передать того шока, что упал на них. Финиш оборвался, и свинья, извергая немыслимый визг, упала на палубу центрального поста.

У неё обнаружились осколочные ранения поясницы, но это только дало отечественному рулевому некую практику в оказании первой помощи и зашивании ран.

Экипаж в свинье души не чаял. Моряки по большому счету обожают питомцев, а тут любой вычислял своим долгом покрутить ей уши перед заступлением на вахту. Мои робкие предложения подкрепиться свежей свининой в следующем походе не нашли помощи у экипажа.

Уже на обратном пути, в то время, когда показался Тринкомали, при подготовке ко входу на базу, матросы вывели свинью на палубу побегать. Но она как-то необычно взвизгнула, прыгнула за борт и провалилась сквозь землю в воде».

Так спасённая с потопленной джонки свинья, источник хорошего настроения и удачи на обратном пути к себе, решила не оставаться в Королевском флоте Англии, возможно, подозревая, что ножи вправду уже заточены, и нырнула в последний раз в шёлковые голубые воды Индийского океана. От судьбы не уйдёшь! Субмарина «Сирдар», как и её экипаж, войну пережила и была разрешена войти на слом в 1965 году.

Таковы две истории о путешествии свиней на подводных лодках на протяжении Второй мировой. При сравнении их возможно заметить любопытное сходство ответов подобрать животное из воды – жёсткие покорители глубин, сеявшие смерть собственными торпедами, были похожи в собственном отношении к свинкам, независимо от флага, что несла их субмарина…

Создатель высказывает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй

Литература:

  1. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
  2. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  3. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
  4. http://uboat.net
  5. https://barneyspender.com
  6. http://uboatarchive.net
  7. http://www.wrecksite.eu
  8. http://www.csubmarine.org
  9. http://rnsubs.co.uk

Михаил Задорнов. Уникальный русский народ!


Темы которые будут Вам интересны: