«И первый маршал в бой нас поведёт!»

Не обращая внимания на явные преимущества (сильное артиллерийское оружие, развитые средства автоматизации управления огнём, замечательная энергетическая установка, высокая скорость и т. д.), в условиях ВОВ крейсер «Ворошилов» был невостребованным для уничтожения транспортов и защиты конвоев соперника, а потому употреблялся для исполнения непрофильных задач.

Крейсеры «Ворошилов» и «Киров», пополнившие состав советского ВМФ незадолго до ВОВ, принадлежат к проекту 26, ведущему собственную историю от крейсера «Раймондо Монтекукколи», набор чертежей которого был передан итальянской компанией «Ансальдо». По сложившейся в СССР практике, взятую документацию переработали советские инженеры.

«Ворошилов» был заложен 15 октября 1935 года на заводе №198 им. Андре Марти в Николаеве. В отличие от крейсера «Киров», при постройке «Ворошилова» употреблялись лишь отечественные комплектующие, что стало причиной бессчётным задержкам в работе – фабрики срывали сроки поставок, а их продукция довольно часто не соответствовала требованиям проекта.

«И первый маршал в бой нас поведёт!»

Крейсер «Ворошилов» в походе

Источник: waralbum.ru
Характеристики

Любой из крейсеров имел клёпанный корпус с полубаком, транцевой кормой, двумя палубами (верхняя и нижняя) и двумя платформами. В горизонтальной плоскости корпус разделялся на 19 влагонепроницаемых отсеков. Так, конструкция корабля снабжала сохранение плавучести при затоплении трёх любых отсеков.

Главные геометрические размеры крейсера «Ворошилов»*

Протяженность Громаднейшая, М

ШИРИНА Громаднейшая, М

ОСАДКА ПРИ ПОЛНОМ ВОДОИЗМЕЩЕНИИ С УЧёТОМ

ВЫСТУПАЮЩИХ ВИНТОВ и ЧАСТЕЙ Руля, М

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ СТАНДАРТНОЕ, Т

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ ОБЫЧНОЕ, Т

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ ПОЛНОЕ, Т

191,3

17,7

7,22

7880

8590

9436

* – тут и потом не считая раздельно оговорённых случаев характеристики приводятся по книге А. Чернышёва и К. Кулагиной «Советские крейсера Великой Отечественной».

Оружие

Оружие «Ворошилова» было стандартным для крейсеров «вашингтонского типа»: артиллерия главного калибра, складывавшаяся из девяти 180-мм орудий; универсальная артиллерия, складывавшаяся из шести 100-мм орудий; зенитная артиллерия малого калибра; минно-торпедное и авиационное оружие. Более подробные информацию о оружии корабля приведены в таблицах в конце статьи.

Команда крейсера «Ворошилов» отрабатывает действия по тревоге. Вид на кормовую башню главного калибра
Источник: waralbum.ru

Энергетическая совокупность

Крейсеры имели котлотурбинную двухвальную основную энергетическую установку, складывавшуюся из двух основных турбозубчатых агрегатов ТВ-7, изготавливавшихся в Харькове по лицензии компании «Ансальдо», и шести котлов совокупности Нормана. Суммарная мощность установки составляла 113 500 л. с. Скорость самого полного хода составляла 36 узлов, крейсерского хода – 25 узлов, экономичного и заднего хода – 18 узлов. Дальность плавания экономичной скоростью при полном запасе горючего составляла 3750 миль.

Бронирование

Главные механизмы, центральные посты и агрегаты управления артиллерией, энергоустановкой, штурманский пост, и погреба боезапаса защищались 121-метровой цитаделью, которую образовывали 50-мм бортовой броневой пояс, траверзы и броневая (нижняя) палуба. Башни главного калибра защищались такой же бронёй, а 100-мм орудия – 8-мм щитами. Функции противоминной защиты делало двойное дно, и продольные переборки около машинно-котельных отделений и другие бортовые отсеки, расположенные ниже ватерлинии.

Экипаж

В соответствии с проекту, по штату мирного времени экипаж включал в себя 44 человек старших и средних командиров (офицеров), 124 младших начальников (старшин) и 566 краснофлотцев – всего 734 человека. Практически же численность экипажа «Ворошилова» в первой половине 40-ых годов XX века составляла 881 человек, почему двухъярусные койки краснофлотцев в кубриках было нужно переделать в трёхъярусные.

Боевая работа

Корабль спустили на воду 28 июня 1937 года, а официально ввели в строй 20 июня 1940 года. Первым его начальником стал капитан 1-го ранга Ф. С. Марков. По окончании ввода в строй «Ворошилов» прошёл интенсивную боевую подготовку, финалом которой стало его участие в совместных учениях войск и Черноморского флота Одесского военного округа 14–20 июня 1941 года.

Крейсер «Ворошилов» на стоянке, 20 июня 1941 года
Источник: waralbum.ru

Набег на Констанцу

По состоянию на 22 июня 1941 года «Ворошилов» являлся флагманским кораблём Отряда лёгких сил (ОЛС) Черноморского флота под руководством адмирала Т. А. Новикова. По официальной версии, главной задачей ОЛС являлось обеспечение морских перевозок и, первым делом, перевозки горючего, но из-за «десантного психоза» первых дней войны, позванного успешной высадкой немцев на остров Крит, задачи отряда скорректировали.

Взяв 22 июня донесение разведки о том, что в Констанце найдены десять германских транспортов для высадки десанта в Крым, руководство ЧФ спешно приступило к разработке набега на Констанцу. Главной целью операции являлись запасы горючего в порту.

Движение операции прекрасно известен благодаря сохранившемуся «Отчёту о набеговой операции судов Отряда лёгких сил Черноморского флота на базу-порт Констанца в ночь с 25 на 26 июня 1941 года» от 11 августа 1942 года. По замыслу крейсер «Ворошилов» совместно с эсминцами «Смышлёный» и «Сообразительный» составлял отряд помощи, предназначенный для защиты ударной группы из двух фаворитов.

Поход отряда помощи обернулся конфузом. Выйдя в море 25 июня в 22:41, «Ворошилов» уже к 2:30 утратил оба корабля сопровождения. Эсминец «Смышлёный», отставший от конвоя по окончании затраливания на Инкерманском створе малоизвестного предмета, заблудился, проскочив красный сектор Херсонского маяка, а «Сообразительный» попросту отстал от крейсера.

Тяжело осознать логику действий адмирала Новикова по отрыву крейсера от эсминца «Сообразительный» в условиях, в то время, когда по его данным 24 июня на траверзе Шохе была обнаружена подлодка соперника. Фактически, в сражении крейсер не принял никакого участия. Не обращая внимания на атаку советских судов, предпринятую румынскими миноносцами 26 июня в 5:14, «Ворошилов» вместе с догнавшим его «Сообразительным» продолжил маневрирование в полусотне миль от Констанцы.

По окончании получения в 6:45 приказа от командующего флотом суда забрали курс на Севастополь, куда благополучно прибыли в тот же сутки.

По окончании возвращения в Севастополь крейсер практически три месяца простоял в том месте и только два раза выходил на рейд. В сентябре 1941 года «Ворошилов» решили задействовать в обстреле соперника на подступах к Перекопскому перешейку.

Суда Черноморского флота в походе. Ближний на фотографии – крейсер «Ворошилов». 1942 год
Источник: waralbum.ru

Артобстрел 19 сентября 1941 года

В соответствии с задачей, поставленной Армейским советом ЧФ, крейсер должен был в дневное время без прикрытия обстрелять скопления армий соперника в Алексеевке, Хорлах и Скадовске. Приказ красноречиво показывает, что положение на перешейке сложилось очень тяжёлое, и руководство послало новейший крейсер фактически «на убой». На протяжении обстрела, продолжавшегося 1 час 20 мин., было израсходовано 148 180-мм снарядов, а его результатом якобы стали громадные пожары.

Официальные эти ставит под сомнение генерал Батов, что в собственных мемуарах вовсе не упоминает об обстреле. 24–25 сентября крейсер в сопровождении эсминца «Смышлёный» перебазировался из Севастополя в Новороссийск.

Авианалёт на Новороссийск 2 ноября 1941 года

Нельзя сказать, что советское руководство исключало возможность германского авианалёта на Новороссийск либо что он стал неожиданностью для Черноморского флота. Первые самолёты были обнаружены над городом уже 23 июня, а 30 августа город и находившийся в порту крейсер «Красный Кавказ» бомбили три Ю-88. Крейсер «Ворошилов», находившийся в Новороссийске у Элеваторной пристани, стал целью германской авиации 2 ноября.

На протяжении атаки, начавшейся в 9:25, «Ворошилов» удачно нападали три «юнкерса» – в крейсер попали две 250-кг бомбы, нанёсшие ему важные повреждения. Вторичная атака силами пяти самолётов началась в 11:53. На протяжении отражения обеих атак зенитчики крейсера израсходовали много снарядов, но информацию о повреждённых либо сбитых самолётах отсутствуют.

Взрыв первой бомбы, пробившей корабль полностью и взорвавшейся в четырёх метрах ниже ватерлинии, привёл к затоплению артиллерийского погреба 3-й башни, минно-торпедных погребов, обоих коридоров гребных валов, 9-го кренового отсека, кладовой провизии, помещения кормовой рефрижераторной коффердама и машины. Взрыв второй бомбы в шкиперской кладовой вызвал появление пробоины площадью 16–18 м2 и привёл к образованию поперечной трещины от борта до борта, и частичному рулевого затоплению и повреждению управления рулевого отделения, кормового гиропоста, кормового подбашенных отсеков и машинного отделения.

Не обращая внимания на столь важные повреждения, корабль ещё «легко отделался». Во-первых, часть бомб отправилась с перелётом. Во-вторых, пожар, начавшийся в погребе 3-й башни, потушила забортная вода.

В-третьих, появившийся крен на правый борт удалось локализовать и нивелировать принятием 220 т воды в дифферентные бензохранилище и отсеки. Скоро руководство начало операцию по переводу корабля в Поти на буксире крейсера «Красный Кавказ». К чести экипажа «Ворошилова» напомним, что к утру 4 ноября, не обращая внимания на затопленное рулевое отделение, он вернул ручное управление кораблём.

Потом крейсер следовал своим ходом и в тот же сутки пришвартовался в Поти.

Крейсер «Ворошилов» в Батуми, 1942 год
Источник: waralbum.ru

Артиллерийская помощь сухопутных армий

По окончании ремонта на заводе №201 крейсер 18 марта 1942 года возвратился в строй и потом активно применялся для артиллерийской помощи сухопутных армий.

Участие крейсера «Ворошилов» в огневой помощи сухопутных армий

Дата

Цель

Расход снарядов

19.03.42

Аргижоль, Владиславовка, Малые Камыши

190 180-мм

02.04.42

Владиславовка

79 180-мм

10.05.42

Таш-Алчин

нет данных

11.05.42

Таш-Алчин

нет данных

Итог этих артобстрелов, возможно, был мал если сравнивать с психотерапевтическим эффектом – повторявшиеся обстрелы из тяжёлых корабельных орудий нервировали соперника, подрывая его веру в силу собственной авиации и флота, и поднимали дух войск СССР.

Крейсер «Ворошилов» в Поти, 1942 год
Источник: navsource.narod.ru

Прорыв в Севастополь

В первых числах Мая 1942 года советское руководство взяло точные сведения о подготовке немцами третьего штурма Севастополя и для переброски подкреплений в осаждённый город решило применять боевые суда, что, по сути, было единственной возможностью выполнить эту задачу в условиях господства соперника в воздухе. Для переброски 9-й бригады морской пехоты задействовали крейсер «Ворошилов», и эсминцы «Сообразительный» и «Вольный».

В соответствии с замыслом суда осуществляли обходной манёвр – выйдя 27 мая в 1:45 из Батуми, они следовали на запад южной частью моря, откуда поворачивали на север. Главная часть пути преодолевалась на высокой скорости (22–30 узла), и лишь при прохождении входного фарватера Севастополя она понижалась до 18 узлов.

Данный сложный манёвр был результативным – германские самолёты-разведчики нашли конвой лишь около 19:00 и смогли организовать всего три бесплодных авиаудара ограниченными силами. Со стороны заходящего солнца коммунистический корабль нападали три бомбардировщика, по окончании чего в наступление пошли семь германских самолётов-торпедоносцев.

Благодаря хорошей организации выгрузка заняла всего полтора часа. Но на обратном пути советских моряков ожидал неприятный «сюрприз». По воспоминаниям начальника отряда адмирала Н. Е. Басистого, германское руководство скоро извлекло урок из неудачной прошлой атаки:

«Сейчас соперник действовал в противном случае. Сперва – тщательная разведка. Она установила построение отечественного отряда и скорость его перемещения. Позже – совершенно верно вычисленный одновременный удар с малой и громадной высоты, вынудивший суда рассредоточить собственный пламя.

Наряду с этим торпедоносцы выходили в наступление так, что перекрывали собственными шестнадцатью торпедами большую площадь, в центре которой пребывала основная цель – крейсер. Удар оказался массированным и скоротечным, от которого, казалось, никакого спасения нет»

От смерти корабль спасло мастерство капитана Маркова, что поворотом на контркурс уклонился от двух скинутых торпед. В соответствии с отчётам, советские моряки сбили два Хе-111, причём один из них был стёрт с лица земли огнём орудий главного калибра. В этом бою крейсер был повреждён – вышла из строя одна из турбин большого давления.

Рейд на Сулину

Тяжело заявить, что вынудило наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова принять 19 ноября 1942 года ответ о подготовке нескольких групп судов для действий на морских коммуникациях соперника у западной части береговой полосы Чёрного моря. Быть может, обстоятельство этого решения направляться искать в давлении со стороны управления страны («из-за чего, в то время, когда вся страна вести войну, флот отсиживается на базах?»), или успешный прорыв «Ворошилова» в Севастополь вынудил наркома усомниться в мощи германской авиации и её способности осуществлять контроль Черноморскую акваторию.

В рейде на румынский порт Сулина учавствовали два отряда судов. В состав первого отряда входили крейсер «Ворошилов», фаворит «эсминец» и Харьков «Сообразительный». На начальной стадии отряд должен был уничтожить маяк и радиостанцию на острове Фидониси.

На втором этапе крейсер в сопровождении эсминца должен был обстрелять порт Сулина, а фаворит – произвести поиск плавсредств соперника у румынского побережья и, в случае если разрешит ситуация, обстрелять порт Бургас. В задачу второго отряда (эсминцы «Безжалостный» и «Бойкий») входил поиск судов соперника между мысами Калиакра и Шаблер, а после этого обстрел порта Мангалия. Задачи не соответствовали ни количеству судов, ни уровню их боевой подготовки.

Атака обернулась провалом. Утром 1 декабря суда приблизились к Фидониси и в 7:47 открыли огонь по маяку, повторив «цусимскую неточность» – хаотичные взрывы снарядов различных калибров фактически исключали возможность корректировки огня. В следствии уничтожить маяк так и не удалось. Атаку прекратили по окончании того, как сигнальщик «Ворошилова» принял низко погрузившуюся веху за перископ вражеской подлодки.

В 8:05 «Сообразительный» подсёк правым параваном мину, о чём сразу же сказали на крейсер. Ошибочно идентифицировав мину как одиночную, командующий эскадрой Л. А. Владимирский решил продолжать перемещение прошлым курсом со скоростью хода 12 узлов – ответ достаточно спорное, поскольку на малом ходу параваны не подсекали мины, а подтягивали их к бортам судов.

В 8:06 в параване «Ворошилова» по правому борту взорвалась мина, а в 8:07 последовал второй взрыв неподалеку от левого борта. В следствии взрывов крейсер взял важные повреждения – через разошедшиеся швы обоих бортов вода затопила солидную часть нефтяных цистерн и креновых отсеков, и пробралась в первоначальный подбашенный и второй дифферентный отсеки.

Помимо этого, от сотрясения вышли из строя электротелеграфы, центральные автоматы стрельбы, стабилизированные посты наводки, телефонная связь и освещение, была повреждена кирпичная кладка у четырёх котлов. В 8:10 экипаж смог вернуть работу котлов, а примерно к 8:50 аварийные партии предотвратили распространение воды по кораблю и остановили её поступление из-за борта. Обстреляв на обратном пути гидросамолёт Хе-115, крейсер прибыл в Поти 2 декабря.

По окончании прохождения ремонта на заводе №201 крейсер участвовал в собственной последней боевой операции: 1 февраля 1943 года он обстрелял германские позиции северо-западнее Геленджика из орудий главного калибра.

По окончании смерти 6 октября 1943 года от ударов германской авиации фаворита «Харьков», и эсминцев «Безжалостный» и «Талантливый» Ставка Главнокомандования запретила применение без её ведома эсминцев и более больших судов на Чёрном море. Это и стало финишем боевого пути «Ворошилова».

Крейсеры «Красный» и «Ворошилов Кавказ» следуют в кильватерном строю, 1944 год
Источник: waralbum.ru

Крейсеры «Ворошилов» и «Молотов» так и не стали гвардейскими, не обращая внимания на мужество, показанное их экипажами – Указом Президиума ВС СССР от 8 июля 1945 года «Ворошилов» был награждён только орденом Красного Знамени. Быть может, одной из обстоятельств этого послужила наметившаяся Ворошилова и опала Молотова. Имена и позднее сыграли злую шутку с крейсерами, заставляя авторов реже упоминать о них в собственных работах либо прибегать к «эзоповому языку».

Так, в мемуарах помощника командующего ЧФ М. Ф. Куманина «Отправляем в поход суда» при описании событий 1942 года «Молотов» фигурирует как «крейсер «Слава», а «Ворошилов» – как «крейсер капитана Маркова».

Крейсер «Ворошилов» в Южной бухте Севастополя, 1945 год
Источник: waralbum.ru

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века крейсер «Ворошилов» стал на ремонт. В будущем корабль входил в 50-ю дивизию крейсеров ЧФ, в первой половине 50-ых годов XX века прошёл капремонт и модернизацию, а в феврале 1956 года был выведен из боевого состава флота.

В будущем крейсер (с 7 августа 1959 года – опытовое судно «ОС-24») употреблялся для опробований новых видов стажировки офицеров и ракетного оружия. 6 октября 1972 года корабль переклассифицировали в плавказарму, 2 марта 1973 года – совсем исключили из перечней флота, а в 1975–76 годах разделали на лом.

Опытовое судно «ОС-24» в Севастополе
Источник: navsource.narod.ru

Крейсеры проекта 26 – ответственный, но очень неоднозначный этап в истории советского кораблестроения. С одной стороны, они имели явные преимущества (сильное артиллерийское оружие, развитые средства автоматизации управления огнём, замечательная энергетическая установка, высокая скорость, действенные средства борьбы за живучесть), прекрасно показали себя в годы ВОВ, оказав неоценимую помощь сухопутным армиям, и послужили базой для послевоенного строительства больших надводных судов. Иначе, крейсеры, строившиеся для хороших морских битв, не сделали ни одного выстрела по морским целям, для борьбы с которыми создавались.

Крейсер «Ворошилов» на разборке в Инкермане, 1975–76 годы
Источник: navsource.narod.ru

Перечень источников:

  1. А. Чернышёв, К. Кулагин «Советские крейсера Великой Отечественной»;
  2. Издание «Морская коллекция», №1 за 2003 год;
  3. Н. Е. Басистый «берег и Море»;
  4. П. И. Батов «В боях и походах»;
  5. «Отчёт о набеговой операции судов Отряда лёгких сил Черноморского флота на базу-порт Констанца в ночь с 25 на 26 июня 1941 года»;
  6. Тетрадь «Учёта подачи авиации и налётов противника ВТ и отбой ВТ» (за период 22.06.41–18.03.42);
  7. А. В. Басов «Флот в Великой Отечественной войне 1941–45 года»;
  8. М. Ф. Куманин «Отправляем в поход суда».
Состав оружия крейсера «Ворошилов»

Артиллерия главного калибра

Универсальная артиллерия среднего калибра

Малокалиберная зенитная артиллерия

Минно-торпедное оружие

Противолодочное оружие

Авиационное оружие

девять 180-мм орудий Б-1-П с раздельным заряжанием в трёх трёхорудийных башенных установках МК-3–180 (две носовые с возвышением и кормовая)

шесть одноорудийных 100-мм универсальных щитовых установок Б-34, расположенных на кормовой надстройке (по три на борт)

шесть 45-мм универсальных полуавтоматических орудий 21-К (по три на носовой и кормовой надстройках); четыре 12,7-мм пулемёта ДШК (все на носовой надстройке)*

два 533-мм трёхтрубных торпедных аппарата 39-Ю; 164 мины заграждения примера 1912 года либо 100 мин КБ-1

20 громадных (ББ-1) и 30 малых (БМ-1) глубинных бомб;** два кормовых бомбосбрасывателя и два-четыре бомбомёта БМБ-1

пневматическая катапульта K-12 производства германской компании «Хейнкель» и два гидросамолёта КОР-1 (Бе-2)***

* – на протяжении ВОВ шесть 45-мм орудий были заменены на шесть 37-мм автоматов. Общее число 37-мм автоматов в итоге составило 14. Помимо этого, на корабле были установлены два 12,7-мм счетверённых пулемёта «Виккерс»

** – на протяжении войны крейсеры принимали по 30 и 60 бомб соответственно

*** – формально катапульты сняли со всех крейсеров проектов 26 и 26-бис во второй половине 40-ых годов двадцатого века, но от применения самолётов отказались, возможно, намного раньше. По крайней мере, в качестве корректировщиков при стрельбах «Ворошилова» по береговым целям в годы войны упоминаются только приданные летающие лодки МБР-2

Совокупность управления огнём крейсера «Ворошилов»*

Артиллерия главного калибра

Универсальная артиллерия среднего калибра

Малокалиберная зенитная артиллерия

Минно-торпедное оружие

Противолодочное оружие

совокупность устройств управления стрельбой (ПУС) «Молния», базу которой составлял центральный автомат стрельбы ЦАС-2

совокупность морских устройств управления артиллерийским зенитным огнём (МПУАЗО) «Горизонт» (два поста наводки СПН-200 и два зенитных автомата управления стрельбой ЗАС СО-26)

управлялась в ручном режиме начальниками батарей

устройства центральной полуавтоматической наводки (входили в состав совокупностей устройств управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Молния»)

прибор звукоподводной связи (ЗПС) «Арктур»***

* – к 1944 году на «Ворошилове» установили английские РЛС обнаружения («Тип 281»), управления огнём главного калибра («Тип 284» – 1 шт, «Тип 285» – 2 шт) и управления зенитным огнём («Тип 282» – 2 шт)

** – разрешала рассчитывать угол прицеливания, целик и установку дистанционной трубки

*** – не разрешал выяснить расстояние до цели и имел малую дальность

Характеристики артиллерийского оружия крейсера «Ворошилов»

МК-3–180

Б-34

21-К

70-К

ДШК

Количество стволов

Калибр, мм

Протяженность ствола, калибров

Масса боеприпаса, кг

Углы возвышения, град

Дальность стрельбы, кбт/км

Досягаемость по высоте, м

Техническая скорострельность, выстр/мин

Расчёт, чел

3

1

1

1

1

180

100

45

37

12,7

57

56

46

67,5

79

97,5

15,8

1,41

0,732

0,052

-4… +50

-5… +85

-5… +85

-10.. +85

-34.. +85

200/37,5

118,8/-

-/9,5

-/8,4

-/3,5

10 000

6000

5000

2400

5,5

15

25–30

150

250

50

9

3

5

1

Марш советских танкистов Трактористы 1939 March Soviet Tankists


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: