Инцидент с альтмарком

Инцидент с «Альтмарком» имел важные последствия. Норвегия была между молотом и наковальней, а Германия на официальном уровне посчитала, что норвежцы нарушили нейтралитет, поскольку их суда не воспрепятствовали захвату «Альтмарка». Бездействие норвежцев было конкретно истолковано как потворство английским заинтересованностям за счёт заинтересованностей Германии, и Гитлер отдал приказ начать подготовку к вторжению в страну

«Альтмарк», которому была суждена очень бурная карьера, показался на свет во в полной мере будничных условиях с совсем простыми гражданскими целями. Судно изготовили на верфи компании «Ховальдсверке» в Киле – оно проектировалось как танкер водоизмещением 20 858 тысячь киллограм и сошло на воду 13 ноября 1937 года. Европа стояла на пороге грандиозной войны, и «Альтмарк» мобилизовали в качестве судна обеспечения ещё на этапе его достройки.

14 ноября 1938 года танкер приняли в эксплуатацию, а в августе 1939 года – приписали к одному из «карманных линейных кораблей» «Адмиралу графу фон Шпее». Так, работа «Альтмарка» началась 5 августа 1939 года, в то время, когда он направился в Соединенных Штатах для принятия груза ДТ в Порт-Артуре, штат Техас. Затем танкер должен был курсировать в Атлантике, ожидая встречи со «Шпее».

21–24 августа тяжёлые крейсеры «Шпее» и «Дойчланд» вышли из Вильгельмсхафена на оперативный простор Атлантического океана. Наряду с этим «Дойчланд» трудился на севере в паре с танкером «Вестервальд», а юг достался «Шпее» и его «напарнику» «Альтмарку».

Инцидент с альтмарком

«Альтмарк» в бухте Йоссинг-фьорда, февраль 1940 года
Источник: norge.ru

Рейд «Адмирала графа фон Шпее» начался 25 сентября 1939 года – его жертвами стали одиннадцать английских торговых судов. Но завершилась эта одиссея не столь удачно – 17 декабря у Ла-Платы тяжёлый британский крейсер «Эксетер» и лёгкие «Аякс» и «Ахиллес» принудили экипаж «карманного линейного корабля» затопить собственный корабль в гавани Монтевидео.

Тяжёлый крейсер «Адмирал граф фон Шпее»
Источник: artofwar.ru
«Альтмарк» идёт в Германию

Затем сражения «Альтмарк» осиротел. В наследство от «Шпее» ему досталось более трёхсот английских моряков, пленённых на протяжении рейдерской операции (всего на его борту пребывало 228 британцев, 67 чернокожих и 8 индийцев). Капитан судна Хайнрих Дау решил прорываться в Германию, поскольку без «Шпее» нахождение в Южной Атлантике утратило каждый суть.

Большое и быстроходное судно смогло пересечь океан, избежав встречи с подлодками и английскими крейсерами – ему удалось прорваться кроме того через английский заградительный барраж около Исландии. 14 февраля 1940 года танкер достиг Норвегии, где и случился случай, потом названный «инцидентом с «Альтмарком».

Капитан Дау рассчитывал дойти до Германии по торговому маршруту через акваторию нейтральной Норвегии, и данный план имел несомненный здравый суть – по интернациональному морскому закону лишь норвежские суда имели возможность остановить чужое судно у собственных берегов, а Норвегия выполняла нейтралитет.

От Согне-фьорда до Йоссинг-фьорда

Итак, 14 февраля в 15:30 «Альтмарк» показался в виду Согне-фьорда, где его остановил норвежский миноносец «Тригг». Капитан Дау задробил движение, и досмотровая команда поднялась на борт «Альтмарка». Как возможно делать выводы по реакции адмирала Танк-Нильсена (командующего вторым военно-морским округом), норвежские моряки появились в очень неловкой ситуации.

С одной стороны, беглый досмотр не удовлетворил адмирала, поскольку Норвегия во внешней политике тяготела к сближению с Англией, соответственно, простые формальности по отношению к её прямому неприятелю могли быть расценены как помощь Гитлеру. Иначе, обострять отношения с Третьим рейхом для маленькой Норвегии было очень неразумно. При германского вторжения помощь от Британии могла быть в лучшем случае моральной, что и подтвердили последовавшие события 9 апреля 1940 года.

О вероятном прибытии «Альтмарка» Танк-Нильсен знал ещё в январе, предполагая происхождение очень неприятной ситуации. Исходя из этого, дабы соблюсти приличия, он дал миноносцу «Снёгг» приказ о повторном досмотре («Альтмарк» оставался в виду Согне-фьорда до 15 февраля). По окончании второго досмотра норвежский адмирал лично отправился к задержанному судну на борту эсминца «Грамм».

Третий осмотр подряд возмутил капитана Дау, что отказался принимать партию с «Грамма», указав на нелепость аналогичного требования – согласно его точке зрения, двух первых осмотров было достаточно. Танк-Нильсен приказал глушить радиообмен с борта «Альтмарка», а сам тем временем связался с Осло. Главком ВМС Норвегии Дизен приказал отпустить немцев, не обращая внимания на протест Танк-Нильсена, сказавшего о наличии военнопленных на «Альтмарке».

Однако, приказ главнокомандующего было нужно выполнить, и 16 февраля «Альтмарк» был уже у Иэренсерва в сопровождении норвежского миноносца. Напряжённые радиопереговоры норвежцев засекли с пребывавших рядом английских кораблей ВМФ. Так как переговоры велись открытым текстом, британцы сходу осознали, о каком судне идёт обращение, и направили на перехват эсминцы «Энтрепид», «Айвенго» и «Казак».

Около 16:00 английские эсминцы вторглись в акваторию Норвегии. «Казак» дал предупредительный выстрел, приказав немцам остановиться.

Лоцман дал совет капитану Дау укрыть «Альтмарк» в Йоссинг-фьорде. Наряду с этим норвежский миноносец «Скарв» сопровождал танкер, а миноносец «Кёлль» блокировал вход во фьорд, не позволяя зайти английским эсминцам. С «Кёлля» связались с командующим британского отряда и передали ему свод правил нейтралитета.

Сейчас к месту событий спешно подтянулись норвежские сторожевые суда «Хваль» и «Фирерн». Наряду с этим норвежцы постоянно глушили радиопередачи «Альтмарка».

Сейчас шли переговоры германского военно-морского атташе с представителями адмиралтейства в Осло. Норвежская сторона заверяла немцев в строгом соблюдении нейтралитета, растолковывая, что миноносцы взяли официальный приказ блокировать «Альтмарк», не допуская его захвата британцами. Появлявшийся в непростой обстановке английский капитан Филипп Луис Виан дал радиограмму в Лондон, откуда последовал твёрдый ответ лично Уинстона Черчилля: высвободить британских пленных, не обращая внимания на противодействие, с чьей стороны оно бы ни последовало.

В 23:28 «Казак» вошел во фьорд и направился к «Альтмарку». Его увидели с танкера, что дал движение и постарался таранить эсминец. Виан смог избежать столкновения и притереться бортом к «Альтмарку», по окончании чего начался абордажный бой, на протяжении которого двадцать моряков с «Казака» проникли на танкер и в перестрелке убили семерых немцев, а ещё нескольких ранили.

Танкер был захвачен, а военнопленные из подсобных помещений – выведены на английский эсминец. Затем «Казак» направился в метрополию, где ему устроили триумфальную встречу, а капитан Виан был удостоен ордена «За выдающиеся заслуги».

Капитан Филипп Луис Виан, начальник отряда английских эсминцев, захвативших «Альтмарк»
Источник: collections.rmg.co.uk

Эсминец «Казак», фото 1938 года
Источник: waralbum.ru

Конечно, норвежцы не разрешили увести «Альтмарк» в качестве приза, поскольку это было бы прямым вызовом Германии, отношения с которой и без того были далеки от радужных. До 6 марта танкер стоял в ремонте, а 22 марта ушёл к себе, где продолжал работу до 1942 года, в то время, когда случайный взрыв послал его на дно.

Встреча эсминца «Казак» с военнопленными на борту
Источник: waralbum.ru
Последствия

Инцидент с «Альтмарком» имел важные последствия. Норвегия была между молотом и наковальней, а Германия на официальном уровне посчитала, что норвежцы нарушили нейтралитет, поскольку их суда не воспрепятствовали захвату «Альтмарка». Бездействие норвежцев было конкретно истолковано как потворство английским заинтересованностям за счёт заинтересованностей Германии.

Англия показывала на то, что норвежцы, напротив, действовали через чур мягко по отношению к кораблю с пленными на борту, в следствии чего ответственность за их судьбу было нужно взять на себя английской стороне. 21 февраля 1940 года Гитлер отдал приказ к началу подготовки вторжения в Норвегию, и предлогом этому послужил как раз инцидент с «Альтмарком».

«Оверкиль». На абордаж! [World of Warships]


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: