Инцидент в которской бухте: миссия невыполнима

Мировая история войн знает много случаев проявления великодушия и истинного благородства, способности отыскать неспециализированный язык с неприятелем для спасения людских судеб либо культурных сокровищ. Но, в то время, когда в дело вмешивался случай, не все благие начинания приобретали ожидаемое продолжение. Такова, например, и история с попыткой спасения в апреле 1941 года английских дипломатов с адриатического побережья захваченной их союзниками и немцами Югославии.

На протяжении Второй мировой её участники далеко не всегда щепетильно относились к выполнению норм довоенных конвенций, регулировавших правила ведения войны. В подводной войне одним из хороших примеров можно считать инцидент с «Лаконией» (RMS Laconia), в то время, когда 12 сентября 1942 года германская подводная лодка U 156 потопила данный большой войсковой транспорт, перевозивший итальянских военнопленных.

Появлявшись с громадным числом спасённых «на руках», а также британцев и поляков, начальник лодки корветтен-капитан Вернер Хартенштайн (Werner Hartenstein) открытой радиограммой заявил район потопления судна территорией невоенных действий. Он поднял над рубкой громадной флаг Красного Креста с намерениями привлечь к совместной операции по спасению и соперника.

Инцидент в которской бухте: миссия невыполнима

Экипажи U 156 (на переднем замысле) и пришедшей ей на помощь U 506 (на заднем замысле) перераспределяют между лодками спасшихся пассажиров «Лаконии», 15 сентября 1942 года

Увы, спустя четыре дня, 16 сентября, буксировавшая шлюпки и спасательные плоты U 156 подверглась атаке американского «Либерейтора», взяла повреждения и была вынуждена уйти под воду. Данный эпизод стал показательным в отношении соблюдения норм международного права а также употреблялся на Нюрнбергском трибунале сторонами защиты и обвинения в отношении гросс-адмирала Карла Дёница. Но это был далеко не первый случай в истории Второй мировой, в то время, когда подлодка чуть не стала жертвой обязательств и нарушения договорённостей.

Начавшееся 6 апреля 1941 года вторжение Германии и её союзников в Югославию поставило в страшное положение пребывавших в том месте сотрудников английской дипломатической миссии и консульств. Чрезвычайный и полномочный посланник Англии господин Рональд Ян Кэмпбелл (sir Ronald Ian Campbell) совместно со недипломатическим контингентом и своими сотрудниками миссии бежал из Белграда в Сараево, откуда они стали пробираться к побережью Адриатического моря, в порт Котор. Англия решила эвакуировать дипломатов, и без того как Кэмпбелл и его люди сумели добраться до Адриатики, их спасение легло на плечи флота Его Величества.

Югославская кампания Германии и её союзников была одним из «блицкригов» начального периода Второй мировой войны — всё было кончено менее чем за 14 дней. На снимке югославские воины сдают оружие под наблюдением немцев.

17 апреля 1941 года Мальту покинула английская субмарина «Регент» (HMS Regent) лейтенант-коммандера Хью Кристофера Брауна (Hugh Christopher Browne), которому была поставлена задача идти в Которский залив, отыскать и принять на борт посланника Кэмпбелла и сотрудников миссии. Рано утром 22 апреля Браун прибыл на место, и в 06:30 лодка в надводном положении вошла в Которский залив. На её мачте развивался громадный флаг святого Георгия, дабы обозначить югославам принадлежность корабля, находящегося в их водах.

В соответствии с приказу начальника, целый экипаж занял собственные места: лодка готовься к срочному погружению, расчёты пребывали у пулемётов и орудия, торпедные аппараты были изготовлены к стрельбе. Браун не знал обстановку на берегу и желал готовься к разного рода неожиданостям.

Субмарина прошла мимо города Херцег-Нови и направилась к посёлку Дженовичи, где размешалась югославская база гидросамолётов. В том месте по окончании двухчасового ожидания к «Регенту» подошла лодка с югославским военно-гражданским пилотом и морским офицером, каковые поднялись на борт субмарины. Офицер сказал Брауну, что Югославия уже пала под ударами Германии и её союзников, и район Котора находится в руках итальянцев, пришедших за немцами.

По словам югославов, английский посланник пребывал в Херцег-Нови. Браун попросил их связаться с Кэмпбеллом и уведомить его, что субмарина пришла за ним. Югославский моряк остался на борту «Регента», дабы продемонстрировать британцам проход через минные поля, а пилот отправился на берег, дабы позвонить Кэмпбеллу по телефону и попросить его прибыть в посёлок Зеленика (около 4,5 км от Херцог-Нови).

В том месте имелся причал, с которого возможно было произвести посадку людей на подводную лодку.

HMS Regent — одна из четырёх английских подводных лодок R-класса (Rainbow class). Лодка, принятая в состав флота в конце 1930 года, имела водоизмещение 1475 брт в надводном и 2030 брт в подводном положении при длине 87 метров. Главное оружие составляли восемь торпедных аппаратов, экипаж — 53 человека

В то время, когда «Регент» пришёл в Зеленику, на причале лодку встретил итальянский пехотный капитан. Сошедший на берег югослав вступил с ним в переговоры, растолковывая капитану, для чего прибыла английская субмарина, а Браун с мостика следил за дискуссией. Время от времени они прерывали разговор и прятались в строении, бывшем похожим отделение почты – возможно, дабы воспользоваться телефоном.

Только в 12:30 оба возвратились и сказали британцам, что предлагаемая сделка взяла одобрение итальянского руководства. Ещё через полчаса прибыл начальник порта – югославский капитан 2-го ранга. Он заверил Брауна, что имеет распоряжение итальянского адмирала, обеспечивающее надёжную высадку английского офицера с подлодки, его встречу с посланником в присутствии итальянцев и возвращение на борт.

Браун, осознавая, что для установления контакта с Кэмпбеллом нужно будет довериться словесным обещаниям, захотел подстраховаться. Он дал согласие отправить кого-то из собственных подчинённых на берег при условии, что один из итальянских офицеров поднимется на подводную лодку в качестве «гаранта» и заложника безопасности. Условия были приняты: на берег отправился лейтенант Дуглас Ламберт (Douglas Lambert), а на борт встал итальянский пехотный капитан.

Браун приказал Ламберту сделать всё вероятное для встречи с Кэмпбеллом и передать тому, что начальник подлодки желает уйти при первой возможности.

Браун ожидал возвращения собственного офицера в течение нескольких часов, но после этого события стали развиваться для британцев очень неблагоприятно. В 15:35 над лодкой было увидено пара самолётов, опознанных как итальянские, два из которых зашли в наступление на неподвижную субмарину. По окончании того как семь фугасок калибром около 250 фунтов (100 кг) разорвались в воде около лодки, самолёты скинули ещё и небольшие бомбы, обдавшие мостик и рубку лодки градом осколков.

В один момент с берега открыли винтовочно-пулемётный пламя. У Брауна случившееся не покинуло никаких сомнений – задание провалено. Он решил вырваться из ловушки любой ценой, поскольку безопасность экипажа и корабля была его приоритетной задачей.

Ламберт и Кэмпбелл остались в руках итальянцев, а на субмарине всё ещё был итальянский капитан, которого отпускать на берег никто не планировал.

«Регент» начал прорыв из залива в открытое море в надводном положении, поскольку погрузиться на прибрежном мелководье не было возможности. Браун вёл лодку к глубокой воде под непрекращающимися атаками с воздуха. Осколками бомб, разорвавшихся рядом с лодкой, на мостике «Регента» было ранено три подводника, включая начальника, а субмарина взяла повреждения. Достигнув надёжных глубин, «Регент» погрузился под непрекращающимся огнём самолётов.

Скоро Браун вышел в Адриатику вместе с итальянским заложником на борту, в то время как лейтенант Ламберт остался пленником на берегу. Возможно, данный «обмен» был одним из самых необыкновенных случаев пленения итальянских и английских солдатах за время войны.

Которский залив в районе Херцег-Нови. природа и Море в окрестностях залива завлекают людей с античности, и бессчётные прибрежные поселения неизменно полны туристов

Уклонившись от самолётов, «Регент» забрал курс на пролив Отранто. В то время, когда лодка прошла его, Браун отправил на Мальту радиограмму, в которой сказал о случившемся, доложив, что лодка взяла повреждения (пострадала аккумуляторная батарея), а на борту имеются пострадавшие. Браун передал, что собирается прервать поход и двигаться к Мальте на ремонт и за медпомощью.

Казалось бы, в произошедшем всё выглядит достаточно логично: итальянцы заманили британцев в ловушку, и «Регенту» чудесным образом удалось избежать смерти. Но, как выяснилось позднее, инцидент в Которской бухте случился по вторым обстоятельствам, поскольку итальянцы совсем не осуществляли контроль обстановку.

Лейтенант Ламберт замечал немыслимую сцену в кабинете итальянского адмирала в городе Рисан – в том месте же, на берегу залива. Адмирал объявил, что не имеет права допустить Ламберта до английского посланника. До тех пор пока ожидали соответствующее разрешение из Тираны, пришло известие, что по подлодке отбомбились три самолёта.

Адмирал извинился перед Ламбертом за бомбёжку. У последнего сложилось чувство, что случилась какая-то неточность, и виной всему был сам адмирал, не предотвративший итальянские ВВС о запрете бомбить подводную лодку. Но по окончании того, как его обменяли на итальянского заложника (того самого пехотного капитана), уже в Лиссабоне, по дороге в Англию, Ламберт определил от дипломатов, что бомбёжку произвели германские самолёты.

Сделано это было без каких-либо консультаций с итальянцами, к громадному раздражению последних.

В следствии разгневанные итальянцы решили репатриировать целый английский дипломатический персонал, попавший в их руки в Югославии. Не обращая внимания на негласное давление Германии, Италия распространила это решение и на недипломатический контингент, многие люди из которого практически были напрямую связаны с английскими разведслужбой (SIS) и диверсионной работой (SOE).

Кэмпбелл совместно со собственными людьми был послан в Италию, где к ним скоро присоединился штат английского консульства из Сплита. Оттуда их на особом поезде транзитом через вишистскую Францию послали в Испанию, по окончании чего через Гибралтар и Португалию англичане добрались до родных берегов.

Подлодка «Регент» в португальском порту Понта-Делгада на Азорских островах, 24 января 1942 года. Повреждённая на протяжении шторма субмарина зашла на 24 часа в нейтральный порт для ремонта. Снимок сделан с борта сопровождавшего лодку лёгкого крейсера «Гермиона» (HMS Hermione)

Будущее участников данной истории в будущем сложилась по-различному. Кэмпбелл в первой половине 40-ых годов XX века был назначен посланником в Вашингтон, по окончании окончания войны был послом в Египте и занимал разные должности в английском МИДе. Браун в сентябре 1941 года передал руководство «Регентом» второму офицеру и продолжал служить на штабных должностях в подплаве Его Величества. В 1955 году он вышел в отставку в звании кэптена, два раза будучи удостоенным креста «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Cross).

И Кэмпбелл, и Браун умерли в первой половине 80-ых годов XX века. Лейтенант Ламберт, возвратившись из плена в декабре 1941 года, продолжил работу на подлодках. С мая 1942 по начало 1946 года он был начальником на четырёх субмаринах различных типов и в первой половине 50-ых годов двадцатого века вышел в отставку в чине лейтенант-коммандера.

Как и его прошлый начальник, Ламберт был два раза награждён крестом «За выдающиеся заслуги».

Субмарина «Регент» продолжила работу на Средиземноморье, в 1-й подводной флотилии на Мальте. По окончании возвращения из Которской бухты лодка поднялась в док на двухмесячный ремонт в Гибралтаре. В августе 1941 года на лодке сменился начальник: Браун сдал лодку лейтенанту Кноксу (Walter Neville Ronald Knox), что руководил «Регентом» до момента её смерти. 9 апреля 1943 года Кнокс вывел лодку в её шестнадцатый боевой поход, имея задание функционировать на коммуникациях соперника в южной Адриатике.

18 апреля субмарина погибла со всем экипажем к северу от города Барлетта (Апулийское побережье в Италии). Вечером того дня в море в этом районе был слышим замечательный взрыв, что, возможно, стал результатом столкновения «Регента» с минами. В 2014 году субмарина была найдена в этом районе лежащей на глубине 28 метров…

Перечень использованной литературы:

  1. Кемп П. К. Подводные лодки Его Величества – М.: ACT; «Транзиткнига», 2003
  2. Ritchie S. Our Man in Yugoslavia: The Story of a Secret Service Operative – Routledge. London and New York, 2004
  3. Bertke D. A., Smith G., Kindell D. World War II Sea War, Volume 3: The Royal Navy is Bloodied in the Mediterranean – Bertke Publications, 2012
  4. Lambert N. A. Sir John Fisher’s Naval Revolution – Maritime History, 2002
  5. The Admirality. His Majesty’s submarines – Merriam Press, 2007
  6. http://uboat.net
  7. http://www.unithistories.com
  8. http://www.naval-history.net
  9. http://www.wrecksite.eu
  10. http://www.39–45war.com

Черногория | Бока – Которская бухта. Самая популярная экскурсия Черногории


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: