«Иннокам» в татарстане: инновационная «упаковка» для традиционного лоббизма — «технологии»

«Иннокам» в татарстане: инновационная «упаковка» для традиционного лоббизма - «технологии»

Мегапроект промышленного кластера «ИнноКам» ценой 750 млрд рублей уже в ближайшие пара лет может стать самым грандиозным знаком лоббистского потенциала правительства Татарстана, затмив своим масштабом кроме того празднование 1000-летия Казани и Универсиаду 2013 года. Сущность проекта содержится в том, дабы привлечь огромные федеральные средства для развития инфраструктуры Камской агломерации, увязав эти вложения с инвестиционными замыслами расположенных тут наибольших предприятий Татарстана.

Но в эффективности аналогичной сверхконцентрации ресурсов на относительно маленькой территории уже сейчас, на «бумажной» стадии проекта, существуют обоснованные сомнения. Не обращая внимания на декларируемые успехи в инновационной деятельности, эта сфера для экономики Татарстана есть пока только некой возможностью не весьма близкого будущего.

Инновации — это лишь предлог

Презентация инновационно-производственного центра «ИнноКам» стала одним из главных мероприятий прошедшего в начале этого года Гайдаровского форума. На фоне нашумевшего высказывания президента Сберегательного банка Германа Грефа о России как о стране-дауншифтере, проигравшей гонку разработок в всемирный экономике, замыслы управления Татарстана привлечь в развитие Камской агломерации 750 млрд рублей до 2020 года смотрелись другим сценарием как минимум для одного региона, если не для всей страны.

Со стороны представителей федеральных правительства, находившихся на данной презентации, в адрес «ИнноКама» раздались самые лестные отзывы. Проект может стать точкой роста в всей России и развитии Татарстана, заявил, в частности, глава минэнерго РФ Александр Новак, а его сотрудник, министр транспорта Максим Соколов, по большому счету признал, что все проекты, реализуемые в Татарстане, обречены на успех.

Собственные «пятнадцать мин. славы» взял и президент Татарстана Рустам Минниханов, лично воображавший «ИнноКам» на Гайдаровском форуме. «Меня поражает свойство Минниханова создавать чувство, что центр экономической и политике находится в том месте, где он присутствует в этот момент», — увидел в собственном комментарии по предлогу нового мегапроекта Татарстана ректор Столичной школы управления «Сколково» Андрей Шаронов.

Само наименование «ИнноКам» конкретно показывает на инновационный темперамент начинания. Но кроме того беглый анализ структуры проекта говорит о том, что «Иннокам» — это не инновационный проект в чистом виде, и утверждать, что Татарстану необходимо 750 млрд рублей «на инновации», в принципе неправильно.

Условно инновационная часть «Иннокама» — это 450 млрд рублей внебюджетных инвестиций, каковые в ближайшие годы запланированы наибольшими фирмами Татарстана, расположенными в пределах Камской агломерации (КамАЗ, «Нижнекамскнефтехим», «ТАНЕКО», предприятия группы «Татнефть» и другие). Оставшиеся 300 млрд рублей требуются на развитие инфраструктуры, в первую очередь транспортной (строительство нового моста через Каму в районе Соколок в обход Набережных и Нижнекамска Челнов, нефтепродуктопровода «Ямал-Поволжье», повышение пропускной свойстве железных дорог и т. д.). Без этих инвестиций Камской агломерации при предстоящем наращивании промышленных мощностей угрожает коллапс — пропускная свойство существующих автомобильных и железных дорог уже значительно превышена.

В качестве эффектов от реализации проекта уже к 2020 году его инициаторы именуют рост производства на 75%, рост инвестиций на 40%, рост высокотехнологичных рабочих мест в полтора раза, понижение вредных выборосов на 20%, а кроме этого 150–200 млрд рублей поступлений в бюджет страны в сегодняшних стоимостях. Таких результатов предполагается достигнуть во многом за счет того, что новая инфраструктура сделает более плотными связи между предприятиями и городами Камской агломерации.

Стучитесь в верные двери

Нестандартность подхода к получению федеральных средств, заявленного инициаторами «ИнноКама», содержится в первую очередь в «упаковке» проекта. Предполагается, что инвестиции в инфраструктуру Камской агломерации будут сконцентрированы в рамках одной программы и скоординированы между собой, а не разложены по различным «кошелькам» федеральных министерств, ведомств и госкомпаний.

Действительно, Татарстан тут не есть первопроходцем — еще недавно разработка похожего проекта началась в Томской области, которая кроме этого в далеком прошлом позиционирует себя как инновационный регион. Концепцию создания инновационного территориального центра «ИНО Томск» правительство РФ утвердило в январе прошлого года, и всего спустя полгода Рустаму Минниханову презентовали подобную концепцию территориально обособленного инновационно-производственного центра «ИнноКам». «По окончании того, как мы в Томской области сделали проект „ИНО Томск“, в Татарстане оценили эвристичность хода и скопировали его», — констатирует Лиана Кобзева, один из организаторов Томского инновационного форума.

Громадную роль в появлении проекта «ИНО Томск» сыграла лоббистская составляющая. Его реализацию курирует лично губернатор Томской области Сергей Жвачкин, ранее много лет проработавший в структурах «Газпрома» и, по неофициальным данным, имеющий хорошие связи с президентом «Роснефти» Игорем Сечиным. При назначении Жвачкина главой Томской области в феврале 2012 года говорилось, что он сможет более деятельно лоббировать интересы региона в федеральном центре, и появление проекта «ИНО Томск» стало подтверждением данной догадки.

Что сказать о Татарстане, управление которого в далеком прошлом славится знанием нужных входов в высокие столичные кабинеты. Исходя из этого замечательная помощь на федеральном уровне «ИнноКаму» была гарантирована изначально. Разработкой концепции проекта занимались эксперты Русском академии государственной службы и народного хозяйства (РАНХиГС), возглавляемой Владимиром Мау, участником разных президентских и комиссий .

Еще одна сверхвлиятельная фигура федерального уровня, с которой ассоциируется «ИнноКам», — бывший глава министерства финансов РФ Алексей Кудрин (а скоро — глава Совета Центра стратегических разработок — прим. «NOVOSTI-DNY.Ru»), выступивший одним из консультантов проекта и принимавший участие в работе над стратегией развития Татарстана до 2030 года.

«Глядя на сегодняшний президиум, мне думается, у Камского кластера имеется громадные шансы. С таким президиумом мы прорвемся совершенно верно», — увидел председатель совета директоров ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалиев в ходе презентации «ИнноКама» на Гайдаровском форуме. Кроме двух упомянутых федеральных министров, в этом мероприятии принимали участие представители еще двух министерств — финансов и экономразвития, каковые кроме этого дали очень оптимистичную оценку возможностей «ИнноКама».

«Проект снабжает качественную координацию инструментов федерального правительства с возможностями региона в ручном режиме. Мы уверены, что итог будет действенным», — заявил, в частности, глава департамента инноваций и социального развития Министерства экономики РФ Артем Шадрин. «Это пример верной приоретизации направлений национальной экономической политики в части конкретных отраслевых задач. С правильности зрения и точки эффективности бюджетной политики, мы его, непременно, поддержим», — поддержал сотрудника помощник главы МинФина РФ Андрей Иванов, порекомендовавший, действительно, разработчикам проекта «быть храбрее в части привлечения внебюджетных инвестиций».

Концентрация под вопросом

Фактически, гарантированный в высокой степени количество негосударственных вложений и имеется основной козырь «ИнноКама». Наибольшие фирмы республики, расположенные в пределах Камской агломерации, в далеком прошлом зарекомендовали себя в качестве больших инвесторов и не отказываются от предстоящих замыслов, не обращая внимания на кризис. «То, что мы представили, это весьма проработанная программа, по всем направлениям, — заявил Рустам Минниханов, воображая проект. — Это не идеи, а четкие понятные проекты, каковые будут реализованы максимум через десятилетие.

Главные деньги — это привлеченные деньги, тут громадная работа отечественными компаниями совершена. На что мы просим? Мы просим на дорогу.

Без дороги это реализовать нереально».

С данной точки зрения «ИнноКам» дает наглядный ответ на давешнюю задачу господдержки: кому предоставлять помощь в первую очередь — уже состоявшимся фаворитам либо перспективным, но рискованным стартапам? Долгий список забуксовавших либо отложенных гринфилд-проектов в нефтехимии и российской нефтепереработке, каковые претендовали на государственную поддержку (к примеру, строительство большого завода по производству ПЭТФ в Кабардино-Балкарии, предприятие по производству ЭТБЭ в Ростовской области, многострадальный проект НПЗ «Роснефти» в Чечне и т. д.), говорит о том, что более перспективно помогать тем, кто зарекомендовал себя на рынке.

Но у выбора в пользу фаворитов также имеется обратная сторона — рост лоббистских аппетитов (в Татарстане к этому возможно добавить рост политических амбиций этнократии, сопровождающийся игнорированием законов , — прим. «NOVOSTI-DNY.Ru» ). Представители больших предприятий Татарстана уже говорят о том, что их глобальные начинания требуют более больших инструментов господдержки, нежели те, что существуют на этот момент. К примеру, «Нижнекамскнефтехим» в середине прошлого года заявил о замыслах выстроить до 2025 года две очереди комплекса по производству этилена мощностью 1,2 млн тысячь киллограм продукции в год ценой порядка $ 9 млрд, и председатель совета директоров предприятия Азат Бикмурзин на презентации «ИнноКама» открыто заявил, что по формальным показателям данный проект существенно превышает существующие механизмы господдержки. «Для реализации новых проектов мы предлагаем увеличить круг мер господдержки в рамках действующего законодательства и сохраняем надежду на поддержку и понимание», — заявил Бикмурзин.

В это же время в экспертных кругах существуют сомнения в том, что предстоящее наращивание нефтехимии предприятий и концентрации нефтепереработки в Татарстане (а именно это и предполагает реализация проекта «ИнноКам») будет продуктивно для экономики республики. К примеру, Фарес Кильзие, генеральный директор консалтинговой группы Creon Energy, один из самые авторитетных специалистов русского рынка нефте- и газохимии, считает, что Татарстану с его компетенциями в этом сегменте в далеком прошлом пора выходить на другие регионы России, в которых таких компетенций нет.

«Возможности диверсификации в области классической нефтепереработки Татарстан исчерпал, все переделы в этом сегменте уже задействованы. Остаются определенные ниши в области газохимии, и хороший пример тут — новое предприятие „Aммоний“ в Менделеевске. Но у Татарстана нет порта, через что возможно экспортировать продукцию газохимии, к примеру, удобрения, и это важный минус», — поясняет Кильзие собственную точку зрения.

В качестве регионов, где компетенции Татарстана в данных отраслях будут пользуются спросом, он именует, в частности, соседнюю Самарскую область, Иркутскую область, через которую экспортируются в Китай громадные количества газа, и Краснодарский край с его большими мощностями по перевалке углеводородов и продуктов химпрома. «Но вместо этого татарстанские товарищи закрепились в собственной республике, что в принципе неправильно, — продолжает специалист. — Из-за чего они опасаются идти в другие регионы с их огромным потенциалом — неясно. В Татарстане и так сконцентрировано через чур много производственных мощностей, а возможности их интеграции по вертикали практически исчерпаны».

Но управление Татарстана к таким возможностям относится очевидно скептически. В ходе презентации «ИнноКама» Рустама Минниханова попросили прокомментировать замыслы властей России по формированию индустрии на Дальнем Востоке, в связи с чем президент Татарстана заявил: «В случае если на Дальнем Востоке будут хуже трудиться, тем лучше для нас — эти инвесторы придут к нам. Мы попытаемся оттуда некоторых клиентов перетащить в европейскую часть».

Очень скептически Фарес Кильзие относится и к диверсификации региональной экономики в направлении машиностроения, подчеркивая, что одновременная попытка развивать и нефтегазохимический комплекс, и машиностроение может очень плохо сказаться на обеих отраслях: «Диверсификация в машиностроении возможно губительной в том случае, если вы не обладаете полной производственной цепочкой, а это значительно чаще вопросы межстрановой наличия и кооперации лицензий, которые связаны с интернациональными санкциями. Если вы не способны обеспечить лицензии, то деньги смогут быть выкинуты на ветер — таких примеров уже много в практике тех же „Ростехнологий“. В результате окажется, что несложнее приобрести в Китае либо Корее, чем произвести у себя, и КПД инвестиций в диверсификацию окажется нулевым».

Задел на послезавтрашний сутки

В это же время вопрос о содержательной стороне инновационной активности Татарстана так же, как и прежде остается открытым, не обращая внимания на очень впечатляющие показатели доли инновационной продукции в ВРП (18%, по данным Ассоциации инновационных регионов России) и инновационно-активных компаний в неспециализированной массе фирм (15%). Главный круг неприятностей в данной сфере демонстрирует еще один нашумевший проект республики — инновационный город Иннополис.

«на данный момент Иннополис существует за счет замечательной бюджетной накачки, которая образовывает порядка 5 млрд рублей. С точки зрения этих инвестиций, Иннополис уже повлиял на развитие Казани — города, главным драйвером развития которого в последние десять лет были проекты капитального строительства. Но в случае если сказать об инновациях, то в данной сфере до тех пор пока значимых результаты не наблюдаются», — констатирует советник президента фонда «Центр стратегических разработок» (ЦСР) Дмитрий Санатов.

По его точке зрения, основная обстоятельство этого носит системный темперамент: в Иннополисе до тех пор пока нет клиента на инновации, а одного университета как источника инноваций не хватает.

«Нужен клиент на инновации, что получает их для обеспечения собственной конкурентоспособности, а не в качестве меры по администрированию бюджетных средств», — вычисляет Дмитрий Санатов. В данной части Татарстан кроме этого может обратить внимание на опыт Томской области, которая, по словам губернатора Сергея Жвачкина, еще в 2013 году переориентировалась на спрос на создаваемую в регионе инновационную продукцию.

Наличие неприятностей с внедрением инновационных проектов признает и управление Татарстана. «Многие отечественные стартапы гибнут либо уходят, по причине того, что мы их не продолжаем. Никто в производство ни одну инновацию не заберёт, пока не убедится, что совокупность не будет трудиться. Наподобие бы у нас достаточно и исследовательских центров, и институтов, и реформирование имеется — из-за чего же дальше все эти разработки затухают?

Идешь на выставку венчурных проектов — проектов полно, а где выброс?» — констатировал Рустам Минниханов в собственном выступлении на Гайдаровском форуме. Но ответ на эти вопросы президент Татарстана дал в предсказуемом ключе: будущее инноваций имеется производная от масштаба их помощи страной, без важной федеральной помощи с имеющимися проблемами ничего не сделать.

Но и у федерального центра кроме этого накопилось хватает вопросов к татарстанским инноваторам. Еще в финише прошлого года Счетная палата РФ по итогам проверки эффективности вложения в уставный капитал Иннополиса 4,7 млрд рублей из бюджета страны сказала, что данный взнос был осуществлен за счет снижения финансирования последовательности мероприятий государственные программы «Информационное общество». «Внесение трансформаций в закон о бюджете страны на 2012 год в части перераспределения бюджетных средств на инвестиции в виде взноса в уставный капитал Иннополиса не было обосновано, денежно-экономическое обоснование сумм, предполагаемых к инвестированию, отсутствовало», — говорилось в отчете Счетной палаты. Эта история взяла продолжение месяц назад, в то время, когда ведущее российское издание о высоких разработках CNews сказало, что по итогам проверки Иннополиса Счетная палата направила письмо генеральному прокурору Юрию Чайке, в котором говорилось о «коррупционных рисках, конкретно воздействующих на экономические интересы РФ при осуществлении проекта».

Но, и в самом Татарстане, и за его пределами интерес управления республики к инновационным начинаниям до тех пор пока воспринимается скорее как некая работа на возможность, а не «творческое» освоение бюджетных средств. «Само собой разумеется, инновационные проекты вызывают споры, но, с второй стороны, мы видим, что в них честно заинтересован Рустам Минниханов, что желает, дабы по окончании него у республики осталось что-то инновационное и актуальное. До тех пор пока это проекты „на вырост“, заявить, что из этого вырастет, еще достаточно сложно, но в то же время это очевидно не распил национальных средств», — говорит профессор политологии , заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского технологического университета (КНИТУ) Сергей Сергеев.

В качестве наглядной аналогии он вспоминает открытие помпезного строения управления Федерального казначейства в Казани в 2009 году, на котором находился тогдашний начальник Счетной палаты Сергей Степашин. На вопрос, как обоснованным есть такая роскошь во время кризиса, он ответил так: «Я считаю, что это верно. Это на столетия строение!

Нас с вами не будет, а оно будет находиться. Одно дело, в случае если бы где-нибудь на Канарах выстроили, деньги утащили. Само собой разумеется, в случае если бы на данный момент деньги выделять, то возможно было бы недороже, но на данный момент денег бы не нашли».

Похожей точки зрения придерживается и Дмитрий Санатов, полагающий, что тот же Иннополис — это одна из немногих точек в стране, на каковые возможно сделать ставку в долговременной возможности. По точке зрения специалиста ЦСР, Иннополис может претендовать на успех, в отличие от той тысячи объектов инновационной инфраструктуры, на каковые за последние десять лет в России было израсходовано более 0,5 трлн рублей, но итог от данной работы еле виден.

Но, по словам Санатова, залогом будущего успеха являются два фактора — должный уровень развития транспортного сообщения между Иннополисом и Казанью и обеспечение стабильного финансирования в течение долгого времени. В последнем случае специалист делает серьёзную оговорку: «а также в ущерб вторых социальным муниципальным проектам».

Николай Проценко

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНИКА ДЛЯ РЕМОНТА ДОРОГ


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: