История гигантских роботов: онарушении законов робототехники

История гигантских роботов: онарушении законов робототехники

50 лет назад Японию начал захлестывать бум постиндустриальной революции, трансформировавшей уничтоженное войной государство в один из самые передовых центров разработки. В производстве обучились применять механизмы, не нуждающиеся в помощи человека. Из Америки в Японию скоро перекочевали компьютеры, каковые еще более автоматизировали экономику.

Япония целиком и полностью прониклась мыслью об автоматизации, создании механизмов, каковые бы улучшали жизнь людей, трудясь без помощи человека. За технологическим прорывом в экономике последовал соответствующий прорыв в культурном развитии японцев.

Золотой век огромных роботов

Неестественный мальчик Атом первенствовал японским роботом, но не огромным. Огромный показался в вышедшем во второй половине 50-ых годов двадцатого века в виде комикса, а в первой половине 60-ых годов двадцатого века в виде аниме сериале «Тэцудзин 28 Го» (практически «Железный человек №28»), что стал началом жанрового аниме, породив направление, известное до сих пор как «аниме о огромных роботах».

Как раз с него началась целая серия мультипликационных фильмов о многометровых металлических монстрах, управляемых пилотами и сражающихся с чёрными силами во имя хороша и справедливости. Громаднейшего пика данный жанр достиг в 1970-х годах под управлением Го Нагая, живописца комиксов, создавшего сюжеты к некоторым сериалам из таковой классики японского аниме, как «Мадзингер Дзет» (1972), «Грендайзер» (1975), «Комбаттлер Ви» (1976). Эти сериалы имели баснословный успех среди японцев и показывались по телевидению десятками серий.

Мобильные доспехи

Заканчиваются 1970-е, и на смену смелым огромным роботам в борьбе с силами зла приходят совсем новые сюжеты. Дети, наблюдавшие аниме 60-х, выросли и "настойчиво попросили" чего-то более важного. «Мобильный солдат Гандам» 1979 года режиссера Есиюки Томино стал первой ласточкой среди аниме для того чтобы рода, породив целую волну анимации, направленную на более взрослую аудиторию, темы которой — уже не подростковая борьба добра и зла, но война, страдания, героизм, любовь, взросление, все то, что начало волновать фанатов мультипликационных фильмов о огромных роботах. «Гандам» стал так популярен, что единолично возродил интерес к роботам, каковые стали к тому времени именоваться сленговым словом «мехи» (японцы, громадные любители сокращений, так именуют все технологичные механизмы). Сериал получил такую аудиторию, что до сих пор, 25 лет спустя, на экраны Японии выходят его продолжения, финиша которым не видно.

Вторым сериалом, приобретшим баснословную популярность, стал фильм «Гиперпространственная крепость Макросс» (1982), что скрестил аниме о огромных роботах с жанром «жёсткой» научной фантастики, разбавив все это занимательным приключенческим сюжетом. Как и «Гандам», «Макросс» завоевал громадную аудиторию, и его продолжения до сих пор выходят с заметной регулярностью.

Русским зрителям «Макросс» должен быть известен называющиеся Robotech («Роботех»), под которым он был продемонстрирован в Америке, в Российской Федерации и в некоторых вторых государствах за пределами Японии. Завершает тройку популярнейших аниме о огромных роботах из 1980-х и 1990-х сериал «Мобильная полиция Патлейбор» (1988), в котором огромные роботы становятся ассистентами сил правопорядка в урбанизированном мире будущего.

Американские корни

Из Америки японцы импортировали и идею о роботах. Не обращая внимания на то что «Универсальные роботы Россума» Карела Чапека вышли еще в далеком 1920 году, по-настоящему роботы завладели мыслями людей только на протяжении войны, с выходом серии рассказов Айзека Азимова о трех законах роботехники. На протяжении послевоенной оккупации Японии армией США эти рассказы пробрались в Страну восходящего солнца и стали подпитывать воображение японцев во всем, что касается неприятностей автоматизации.

Так необходимость перестройки страны и экономического развития по окончании бомбежек вместе с экспортом в Японию идей о роботах создали совершенное подспорье для местного внедрения идеи об неестественных механизмах.

Запасные роботы

Во второй половине 80-х годов популярность жанра «меха» неспешно отправилась на спад. Постоянный рейтинг сохраняли только отдельные монстры жанра, но неспециализированный поток сериалов, снятых по теме, начал иссякать. В японской анимации показались новые жанры, живописцы стали переходить в другие области. Хватка огромных роботов ослабла.

Популярными в жанре «меха» оставались или юмористические пародии на огромных роботов, такие, к примеру, как «Стремись к вершине!» (1988) либо «Гравион» (2002), или смешение «меха» с другими жанрами, в которых огромным роботам отводилась только запасной роль. Стали появляться сериалы, где «меха» скрещивалось с фэнтези-сказкой («Эскафлоуне», 1996), с экзистенциальной фантастикой («Евангелион», 1995) или с совсем несвойственным «меха» жанром «фильм-нуар» (The Big O, 1999).

За редким исключением новых инкарнаций «Гандама» либо «Макросса» чистого и незамутненного аниме о огромных роботах фактически больше не выходит. Сменились поколения, сменились вкусы, сменились и сериалы, показываемые по японскому телевидению. Аудитория, выросшая на величественных огромных роботах 1970-х, или прекратила наблюдать аниме из-за возраста, или переключилась на иные жанры.

Анатомия огромного робота

По своим технологическим параметрам огромные роботы делятся условно на два лагеря: «фантастические» и «реалистичные». В случае если 1960-е и 1970-е годы отличались засильем как раз фантастических «меха», то В первую очередь 1980-х жанр аниме о огромных роботах начал продвигаться в область «реалистичного».

Отличие между двумя типами несложна. В поджанре о «фантастических» роботах нам ни при каких обстоятельствах не информируют, как трудятся огромные автомобили. Не обращая внимания на неспециализированную технологичность процесса, роботы скорее покупают образ некоего мифологического существа, современного Голема, одетого в железную броню. Источники энергии для таких роботов в большинстве случаев не раскрываются, а вдруг нам и делается что-то известно об их управлении, то только то, что они трудятся на каких-то мистических, чудесных силах.

Огромный робот, так, трансформируется из технологического механизма в некоторый аналог сказочного солдата Святогора, управляемого или абстрактной силой духа, или волшебными приемами. К жанру аниме относятся «Мадзингер Дзет», «Грендайзер», «Волтрон» и другие хорошие сериалы 1970-х. К этому стилю возможно отнести и сериалы о «Трансформерах», живых роботах, каковые могут «преобразовываться» в разные механизмы.

Изначально это был американский мультсериал, снятый по мотивам создаваемых компанией Hasbro игрушек, но фильмы получили такую популярность в Японии, что скоро в том месте показались сериалы по мотивам «Трансформеров».

«Реалистичные» «мехи» пришли на экраны Японии в 1980-х годах, первым вышел на радиосвязь сериал «Мобильный доспех Гандам». К этому времени Япония стала технологически развитой страной, исходя из этого неудивительно, что зрительская аудитория интересовалась устройством механизмов. технология и Роботы в целом прекратили быть чем-то чудесным и непонятным.

В каждом японском доме показались телевизор, телефон, ПК, техническая безграмотность японцев была сведена на нет. Неудивительно, что и в культуре началось перемещение за демифологизацию технологии. Одним из этапов таковой демифологизации и стали сериалы о реалистичных огромных роботах, в которых «меха» представляет собой только еще один технологический агрегат, ходячий танк, понятный в создании и управлении.

Огромный робот превратился из мифического война в еще один армейский прибор, но предназначенный для битв будущего.

Ходячий танк

Из-за таковой смены психологии японцев нам и стало больше известно об устройстве огромных роботов 1980-х и 1990-х. Так, к примеру, главный робот из сериала «Мобильный солдат Гандам», RX-78−2 Gundam, имел следующие технические спецификации: компактный термоядерный реактор на 1380 киловатт, ракетные ускорители с тягой на 24 000 кг любой, рост 18,5 м, неспециализированный вес 60 т. Схожие характеристики возможно отыскать у варитеков из «Макросса» либо лейборов из «Мобильной полиции Патлейбор».

Конечно, что подобные ТТХ относятся к псевдонауке, версиям дизайнеров и авторов о том, как будет смотреться оружие будущего, но некоторым из их предсказаний в полной мере возможно доверять. Многие из создателей аналогичных аниме — не просто живописцы, аниматоры либо дизайнеры, вместе с тем и инженеры, техники, выпускники каких-либо технических Институтов.

Полная гармония

За полвека развития жанр «меха» успел пройти все фазы: комикс, аниме-сериал и полнометражный анимационный фильм. Сейчас о огромных роботах снимают и полнометражные художественные фильмы. Три года назад показался фильм «Годзилла против Мехагодзиллы», в котором любимый японский монстр-рептилия сражается против собственного механического клона.

А сравнительно не так давно на экраны Японии вышел художественный фильм о том самом «Тэцудзине 28 Го», с которого и начал собственный победоносный марш жанр «меха». Люди вот уже 50 лет живут в полном симбиозе с роботами. Одни руководят ими, другие рисуют об этом мультфильмы, третьи — их наблюдают.

Робот Микки-Маус

Первые послевоенные годы роботы «жили» только в художественной литературе — телевидение было в зачаточном состоянии.

В первой половине 50-ых годов двадцатого века наступает перелом — Осаму Тэдзука, известный как папа аниме (японских мультипликационных фильмов), издает первые главы собственной новой манги (японского комикса) о приключениях мелкого металлического мальчика по имени Атом. Комикс стал называться «Тэцуван Атом» (Атом Металлическая Рука) и положил начало не только японской индустрии манги, но и самой идее искусственных людей и рисования роботов в японской культуре.

Через 11 лет, в первой половине 60-ых годов двадцатого века, «Тэцуван Атом» был экранизирован, став первым в истории японской культуры сериалом аниме. Но Атом очень сильно напоминал храбрецов Уолта Диснея, что и неудивительно — Осаму Тэдзука обучался рисовать именно у великого американца. Позднее японцы отказались от этого стиля.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№33, июль 2005).

Законы робототехники и логика


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: